Значение менеджмента. Сущность менеджмента и его базовые понятия. Значение менеджмента Раздел I. Методологические основы менеджмента

Понятие «менеджмент» возникло от английского слова «to manage» – управлять, которое связано с латинским «manus» - рука, т.е. в буквальном смысле «управлять руками» или «руководить».

Понятие «менеджмент» не тождественно термину «управление», употребляемому в русском языке. Управление предполагает возможность оказания действия на неодушевленные предметы (управление оборудование, управление автомобилем). Менеджмент, в свою очередь, всегда связан с управлением людьми.

В современной теоретической мысли и практической деятельности под «менеджментом» следует понимать, прежде всего, процесс руководства отдельным работником, рабочей группой, рабочими коллективами. Также менеджмент – это особый тип профессиональной деятельности, осуществляемый одним лицом или группой лиц, обладающими необходимыми званиями, и направленный на достижение целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Таким образом, можно вывести следующее понятие «менеджмента» – это процесс руководства одного лица или группы лиц (менеджеров) над отдельным работником, рабочей группой, рабочими коллективами, направленный на достижение целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов и при принятии ответственности за результативность своей деятельности.

Понятие менеджмента. Менеджмента можно определить, исходя из нескольких точек зрения. Менеджмент это сложная система, которую можно рассматривать в нескольких плоскостях, таких как:

Явление (непосредственное воздействие субъекта управления на объект управления);

Процесс (динамика управленческой деятельности или действия, которые осуществляет руководитель для воздействия на работников);

Система (постоянная взаимосвязь отдельных элементов, благодаря которым возможно осуществлять управление);

Самостоятельная область научных знаний или «управленческая мысль» (междисциплинарная область, сочетающая в себе науку, опыт, управленческие практики, инновационные подходы в менеджменте);

Профессиональную деятельность людей, чей труд направлен на реализацию целей организации;

Аппарат управления (специально созданный орган, деятельность которого направлена на организацию и координацию всех подразделений предприятия).

Сущность менеджмента можно определить со следующих точек зрения:

Организационной (создание аппарата управления, регулирования процесса и системы управления, определение порядка взаимодействия участников управления);

Технологической (делопроизводство, порядок хранения информации и др.).

По своей сути, сущность менеджмента сводится к управлению организацией. По мнению Г.Я. Гольдштейн кольцо управления схематично можно изобразить так:

Рис. 1. Кольцо управления

Управление включает три аспекта:

- «Кто» управляет «кем» (институциональный аспект)

-«Как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

-«Чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

Безусловно, любой менеджер должен четко и ясно понимать свое место в управлении, а также обладать необходимым набором компетенций. В современном и динамично меняющемся мире менеджер должен обладать способностью принимать оперативные и стратегические решения, т.е. обладать знаниями о деятельности всей организации в целом, частные компетенции ключевых сотрудников и их взаимозависимости, рационально использовать имеющиеся ресурсные ограничения, понимать риски, связанные со своей деятельности и быть готовым нести ответственность за свои решения.

Сущность менеджмента заключается в определении основных целей и ограничений в деятельности предприятия. Они выполняют главные управленческие задачи:

Соотношение действительного положения с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»);

Создания стратегии действий («Что надо сделать?»);

Методики оценки принятия решения («Какой путь лучший?»);

Инструментов контроля («Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?» (рис.2).

Рис. 2. Сущность менеджмента

2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА

Логическая структура раздела

2.1. Сущность менеджмента

Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (рис. 6).

Рис. 6. Кольцо управления

Управление включает три аспекта:
- «кто» управляет «кем» (институциональный аспект);
- «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
- «чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

Пожалуй, центральным моментом роли менеджера в управлении является понимание им своей общей компетенции. Ясно, что общая компетенция менеджера не может представлять из себя простую сумму частных компетенций сотрудников. Однако эти компетенции безусловно связаны друг с другом. Менеджер должен обладать той суммой знаний из частных компетенций, которая позволяет принимать ему оперативные и стратегические решения, т.е. знать основы взаимозависимости частных компетенций, их значимость в бизнес-процессе, ключевые ресурсные ограничения и риски, связанные с ними.

В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения, они выполняющие следующие основные задачи в управлении:
- сопоставление существующего состояния с желаемым («Где мы?» и «Куда идем?»);
- формирование руководящих требований к действиям («Что надо сделать?»);
- критериев принятия решений («Какой путь лучший?»);
- инструментов контроля («Куда мы в действительности пришли и что из этого следует?» (рис.7).

МЕНЕДЖМЕНТ


Раздел I. Методологические основы менеджмента.

Лекция 1

Тема 1.Сущность менеджмента, его место и роль в рыночной экономике. 2 ч.

1. Определение понятия и сущность менеджмента.

Одна из основных задач менеджмента – генерирование человеческой энергии и придание нужного направления. Под управлением в широком смысле понимается воздействие на какой либо объект с целью перевода его в новое состояние или поддержание в заданном режиме.

Управление предприятием, организацией включает в себя три аспекта:

Институциональный (кто управляет и кем). Этот аспект характеризует исполнителей задач управления, в частности менеджеров и органы управления.

Функциональный (как осуществляется управление и как оно влияет на управление). Этот аспект характеризует деятельность и формирование менеджеров и органов управления. Здесь рассматриваются функции управления и специальные характеристики деятельности менеджеров цели управления. Рассматривается отношение менеджеров на управляемых.

Инструментальный (чем осуществляется управление). Отношение к инструментам, которыми пользуются менеджеры для осуществления своих задач.

Менеджмент - это рациональный способ управления производством, предусматривающий эффективную организацию труда, постоянное повышение его производительности.

Менеджмент – это управление ориентированное на прибыльность и доходность, чутье к разного рода новациям, способным дать сейчас или в перспективе большой практический эффект.

Говоря о менеджменте почти всегда подразумевают фигуру менеджера. Когда говорят менеджер имеют ввиду профессионального управляющего прошедшего специальную подготовку, а не просто инженера или экономиста, знающего управление.

В зарубежной практике выделяют 4 случая употребления термина менеджмент:



Группу одной организации по профессиональному признаку.

Отдельную личность, входящую в группу.

Учебную дисциплину.

Процесс управления.

Менеджмент универсален. Управленческие функции должны выполняться менеджерами всех типов организаций, независимо в какой стране он находится.

2. Методологические подходы к определению сущности менеджмента.

Экономический (механистический) подход –

В рамках данного подхода организация представляет собой набор механических действий.

Ведущее место занимает подготовка людей на предприятии, направленная на овладение трудовыми навыками.

Данный подход дал начало концепции управления трудовыми ресурсами.

Основные принципы данного подхода:

1)Обеспечение единства руководства (подчиненные получают приказы только от одного начальника).

2)Соблюдение строгой управленческой вертикали (цепь управления от начальника к подчиненному спускается сверху вниз по всей организации и используется как канал коммуникаций и принятия решений).

3)Фиксирование необходимого и достаточного объема контроля (число людей, подчиненных одному начальнику должно быть таким, чтобы это не создавало проблемы для коммуникации и координации).

4)Соблюдение четкого разделения штабной и линейной структур управления (штабной персонал, отвечая за содержание деятельности, ни при каких условиях не может осуществлять властных полномочий, которыми наделены линейные руководители).

5)Достижение баланса между властью и ответственностью (бессмысленно делать кого-либо ответственным за какую либо работу, если ему не даны соответствующие полномочия).

6)Обеспечение дисциплины (подчинение, исполнительность и проявление внешних знаков уважения должны осуществляться в соответствии принятыми правилами и обычаями).

7)Достижение подчинения индивидуальных интересов общему делу с помощью твердости, личного примера, честных соглашений и постоянного контроля.

8)Обеспечение равенства на каждом уровне организации, основанного на доброжелательности и справедливости, чтобы вдохновить персонал к эффективному исполнению своих обязанностей.

В рамках данного подхода организация будет эффективна при следующих условиях:

Постановка четких задач для исполнения;

Достаточно стабильная внешняя среда;

Производство одного и того же продукта;

Человек согласен быть винтиком в механизме и вести себя как запланировано.

Органический подход –

В рамках органического подхода последовательно сложились

а) концепция управления персоналом и

б) концепция управления человеческими ресурсами.

Организация стала восприниматься как живая система, существующая в окружающей среде.

Организация стала отождествляться:

во первых, с человеческой личностью,

во вторых, с функционированием человеческого мозга, перерабатывающим информацию.

Исходя из отождествления организации с человеческой личностью, в научный оборот были введены такие понятия как потребности, мотивы, цели, а также жизненные этапы и циклы развития организации, по аналогии с жизнью человека.

Отождествляя организацию с человеческим мозгом, то главными чертами организации являются системность и комплексность с большим количеством связей и коммуникаций.

Основные принципы структурирования организации в рамках органического подхода:

1.Сохранение целого организации в каждой ее части (вплоть до каждого работника).

2.Создание множественных связей между частями организации.

3.Развитие одновременно специализации и универсализации организации.

4.Создание условий для самоорганизации каждого работника и коллектива в целом.

Организация будет эффективна при следующих условиях:

Подчинение целей организации взаимодействию с окружающей средой;

Улучшение управления за счет внимания к дифференцированным потребностям людей.

Взгляд на организацию с точки зрения взаимодействия целей, стратегии, структуры и других изменений;

Выделение различных подсистем организации;

Учет естественных возможностей в процессе инновации;

Повышенное внимание к сохранению внутри- и межорганизационных взаимодействий.

Далее в таблице приведены основные характеристики обоих подходов для того, чтобы сравнить их. В частности, для того, чтобы четко представлять основные изменения, которые произошли в 1980–1990-е гг. по сравнению с 1960–1970-ми гг: так, например, в 1960–1970-е гг. окружающая среда была более стабильной, технологии тяготели к массовым, а организации стремились к приобретению максимальных размеров и производительности; трудовые ресурсы при этом рассматривались как одна из разновидностей необходимых организации ресурсов. Внутриорганизационная структура тяготела к функциональной и была максимально бюрократизирована; в основе ее функционирования лежали принципы рационального анализа (рационализма).

В 1990–2000-е гг. окружающая среда организаций становится все более и более нестабильной (даже хаотичной); технологии – максимально индивидуализированными; сокращению размеров отдается приоритет, а главный акцент перенесен на общеорганизационную эффективность и организационную культуру, ставящую во главу угла как высшую свою ценность персонал организации. Таким образом, современные организации все в большей степени строятся на основе рабочих групп, группового контроля, личностного взаимодействия, инновационности, а также перманентного совершенствования профессиональных навыков.

Таблица 1 – Сравнительный анализ механистического и органического подходов

Характеристика организации Механистический подход Органический подход
Контекстуальные переменные
окружающая среда стабильная нестабильная
технология массовая индивидуализированная
размеры крупные мелкие
цели производительность эффективность
орг. культура любой профессиональный работник воспринимается как должное по принципу формирования высокопрофессиональных рабочих групп, в центре которых – специалист экстра-класса
внутриорганизационные факторы
структура функциональная, централизованная раб. группы; децентрализованная
механизм контроля бюрократический групповой
коммуникации формализованная система подачи информации личностные
инновации редкие частые
взаимоотношения между подразделениями на основе кооперации конфликтные
принятие решений на основе рационального анализа методом проб и ошибок

Ситуационный (Ситуативный) подход

Несмотря на все перемены в окружающей среде, организации остаются совершенно различными между собой. Однако, большинство проблем проистекает из стремления подходить к ним с одинаковыми мерками – этот подход в качестве теоретического обоснования основывается на административных принципах и бюрократическом подходе, которые пытались применить единый (обобщающий) подход ко всем организациям. Однако, орг. структура и финансовая система, например, отдела продаж крупного конгломерата будет неприемлема для производственного отдела, и наоборот.

Ситуативный подход как раз и выражается в том, что все факторы – взаимозависимы; и что характеристики организации зависят от всей сложившейся ситуации в целом. При этом то, что успешно функционирует в одной ситуации, в другой может оказаться абсолютно неэффективным. Оптимальное решение не является единственным – всегда остаются альтернативы. Ситуативный подход как концепция как раз и означает зависимость от обстоятельств конкретной ситуации. Так, организации, существующие в стабильной окружающей среде, применяющие массовые технологии и с главным акцентом на повышении производительности, вполне вписываются в параметры механистического подхода (с его бюрократизированным контролем, функциональной орг. структурой и формальной системой коммуникаций). Равно как и органический, максимально гибкий подход к системам управления лучше всего срабатывает в условиях неопределенной / нестабильной окружающей среды с использованием нестандартных индивидуализированных технологий. Т. о. выбор оптимального стиля напрямую зависит от сложившихся обстоятельств и условий.

Гуманистический подход –

В рамках данного подхода формируется концепция управления человеком. Организация рассматривается как культурный феномен. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают культуру как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в одной среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Таблица 2 - Сравнительная характеристика основных исторических типов организационных культур

Типы оргкультур и параметры организации Органическая культура Предпринимательская культура Бюрократическая культура Партиципативная культура
Управленчес-кая форма Коллективистская Рыночная Бюрократичес-кая Демократическая Знаньевая
Область целеопределения Групповые интересы и общая идея. Отобрать цели, исходя из интересов организации, коллектива Прибыль. Получить разнообразный набор целей, оцениваемых по стоимостной шкале Воля начальства. Привести в соответствие цели и возможности исполнителей Интересы законопослуш-ного большинства, при обязательном соблюдении прав меньшинства. (1.Отобрать цели, согласую-щиеся с законами, нормативами) Поиск истины (Полу-чить набор стратегий в зависи-мости от разви-тия ситуции)
Рычаг управления Авторитет Деньги Сила Закон Знание
Правила распределения ответственности и распределения функций Реализуются почти с автоматичес-кой точностью Получаются такими какими их делают люди Предписыва-ются и закрепляются Разделяются и сменяются по необходимости
Место и роль интересов конкретного человека в жизнедеятель-ности организации Согласуются с интересами организации Считаются более важными, чем интересы организации Подчиняются интересам организации Согласуются с интересами организации путем договоренностей

3. Место и роль менеджмента в рыночной экономике.

Разгосударствление хозяйственного механизма – это снятие с государства функций прямого государственного управления, передача соответствующих функций на уровне предприятий, замена вертикальных связей горизонтальными без смены собственника.

Приватизация – это смена собственников государственного имущества посредством его продажи или передачи экономическим субъектам.

Ликвидация монополии государственной собственности.

Новые формы хозяйствования:

Хоз. товарищества.

Хоз. общества (ООО, ОАО)

Арендные предприятия.

Фермерские хозяйства.

Кооперативы.

Ассоциации.

Концерны.

Консорциумы и т.д.

Менеджер использует системный комплекс знаний, включающий законы, принципы и концепции для подтверждения своей состоятельности во всех управленческих ситуациях. Это позволяет сделать вывод, что если менеджер имеет фундаментальные знания и умеет применять к данной конкретной должности, и если он обладает способностью адаптации к новым обстоятельствам, то может выполнять свои функции и на более высоком уровне.

Тема 2. Эволюция менеджмента: условия и предпосылкивозникновения менеджмента, школы менеджмента. 2ч.

2. Особенности научных школ и теорий менеджмента (школа научного управления Ф.У. Тейлора, Классическая школа управления Файоля., Школа человеческих отношений и т.д.).

1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.

Рассматривая развитие теории и практики управления выделяют несколько периодов:

индустриальный

систематизации

информационный.

Древний. С 7 тыс. до н.э. – 18 в.н.э. примерно около 7 тыс лет до н.э. в ряде мест ближнего востока прошел переход от присваивающего хозяйства, охота, сбор плодов и т.д. и принципиально новой форме получения продукта их производству. Производящая экономика. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета возникновения менеджмента.

Индустриальный 1776 – 1890 – связан с Адамом Смитом. А,Смит - классический, политический экономист, специалист в области управления. Он сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя, государства.

Систематизации. 1856 –1960. Формируются новые направления, школы, течения. Меняются сами исследователи, их взгляды. В сущности то, что мы сегодня называем менеджментом зародилось во времена промышленной революции 19 века. Возникли фабрики.

Информационный. 1960 – т.д. разработаны более поздние теории управления, представителями экономической школы.

2. Особенности научных школ и теорий менеджмента (школа научного управления Ф.У. Тейлора, Классическая школа управления Файоля, Школа человеческих отношений и т.д.).

Социальное и экономическое развитие общества определяло характер производственных отношений и практику управления. Происходившие в обществе изменения и накопление опыта управления отражались в различных теоретических подходах, формировавшихся соответствующими научными школами.

Сегодня принято различать четыре основные школы менеджмента:

школа научного управления;

классическая (административная) школа;

школа человеческих отношений;

математическая школа управления.

Школа научного управления (1885-1920) связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Гантта. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Первой фазой методологии школы научного управления были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.

Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимлирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Признавалась важность отбора людей, которые соответствовали выполняемой работе, подчеркивалось большое значение обучения.

Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Работа по управлению - это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

Особенности административной школы. Представители классической (1920-1950) школы , а именно - А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций.

Целью школы было создание универсальных принципов управления , следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией . Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций .

Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Четырнадцать принципов управления были сформулированы одним из ярких представителей классической школы управления французским предпринимателем, а позднее теоретиком менеджмента Анри Файолем.

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:

разделение труда . Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;

полномочия и ответственность . Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность - ее противоположность;

дисциплина . Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;

единоначалие . Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;

единство направления . Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;

подчиненность личных интересов общим . Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;

вознаграждение персонала . Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;

централизация . Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;

скалярная цепь , то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, - вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;

порядок . Место - для всего, и все - на своем месте;

справедливость - сочетание доброты и правосудия;

стабильность рабочего места для персонала . Большая текучесть кадров снижает эффективность организации;

инициатива . Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;

корпоративный дух . Союз - это сила, а она является результатом гармонии персонала.

М. Вебер. Концепция рациональной бюрократии. Происхождение понятия бюрократия.

Вебер предполагал бюрократию как некую нормативную модель, идеал к достижению которого организация должна стремиться.

Характеристика рациональной бюрократии:

четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов каждой должности.

Иерархичность уровней управления, при которой каждый ниже стоящий уровень контролируется выше стоящим и подчиняется ему.

Наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.

Дух формальной обесличенности, с которой официальные лица выполняют свои обязанности.

Осуществление найма на работу строго в соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

Особенности школы человеческих отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации. Наибольший вклад в развитие школы человеческих отношений (1930-1950) внесли два ученых - Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда . Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.

Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей, по Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности , которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, а это будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе .

Развитие поведенческих отношений. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по настоящее время) такие ученые, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.

Формирование школы науки управления (с 1950 г. по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследования операций. По своей сути, исследования операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель - форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.

Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями .

В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений . В настоящее время исследования в области управленческих решений направлены на разработку:

методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях;

алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.;

количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались определить функции менеджмента. Однако они рассматривали эти функции как независимые друг от друга. В противоположность этому процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других - это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями. Сумма всех функций представляет собой процесс управления.

А. Файоль выделял пять функций управления . По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для успеха организации.

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход - это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые .

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы - это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы , состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы научного управления - техническими. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию.

Модель организации как открытой системы. Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами .

В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.

Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация , то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно .

Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.

Тема 4. Развитие и особенности отечественной системы управления . 2ч.

Развитие теории и практики управления в России. Вклад А.А. Богданова, И.А. Витке, А.К. Гастева, П.М. Керженцева и др. в теорию и практику управления.

Управление экономическими процессами в России имеет глубокие исторические корни. В этом направлении развивалась и теоретическая экономическая мысль от А. П. Ордин-Нащокина и И. Т. Посошкова до академиков А. И. Берга, В. М. Глушкова, Л. В. Канторовича, С. Г. Струмилина, В. С. Немчинова и совре­менных исследователей, практическая деятельность глав государ­ства от Петра I до Ленина, Сталина и сегодняшних реформаторов. Многие поколения российских ученых и практиков внесли свой заметный вклад в совершенствование системы управления эко­номикой.

Тем не менее наибольший интерес, по нашему мнению, представляют советский и постсоветский периоды, в которые произошло значительное развитие как науки, так и практики управления.

Так, в 1917-1921 гг. в нашей стране были сформированы основы управления социалистической экономикой. Основным теоретиком этого периода выступал В. И. Ленин. Его заслуги в деле становления теории и практики управления несомненны и могут быть сведены к следующим основным моментам:

сформулированы основные принципы управления со­циалистической экономикой;

решен ряд практических вопросов управления в масшта­бах отраслей и народного хозяйства в целом (в западной практике такие вопросы не ставились еще по крайней мере в течение 20 лет);

начата подготовка специалистов в области управления.

В. И. Ленин призывал изучать, преподавать и распростра­нять тейлоризм по всей России. Именно Ленин в 1921 г., вопре­ки ожесточенной критике недругов А. К. Гастева, прозванного "русским Тейлором", поддержал его начинания и выделил мил­лионы рублей золотом на создание Центрального института тру­да - те миллионы, которые советники Ленина предлагали упот­ребить на решение других насущных проблем. Нигде в мире глава государства не ставил судьбу страны в зависимость от системы управления.

Формирование отечественной науки управления и органи­зации труда разворачивалось в 20-е годы на фоне острой дискус­сии вокруг системы Тейлора и вопросов НОТ под углом зрения принятия или непринятия тейлоризма.

Приверженцы системы Тейлора приводили весьма веские доводы в ее пользу. Кроме того, ссылались на то, что в России задолго до Тейлора в области НОТ проводились похожие экс­перименты. Так, в Московском высшем техническом училище еще в 1860-1870 гг. разрабатывались и внедрялись рациональ­ные методы обучения профессиям, связанным с металлообра­боткой. В 1873 г. за эти достижения МВТУ на Всемирной вы­ставке в Вене получило медаль Преуспевания. По свидетельст­вам печати тех лет, США первыми начали применять русскую методику.

С 1921 года началось интенсивное развитие отечественной теории и практики управления.

В январе 1921 г. в Москве прошла I Всероссийская инициа­тивная конференция по научной организации труда и производ­ства, организатором которой выступил нарком путей сообщения Л. Д. Троцкий. Председательствовал на конференции В. М. Бех­терев.

В 1924 г. состоялась II Всесоюзная конференция по науч­ной организации труда (НОТ), на которой закрепилось два сло­жившихся к тому моменту направления в НОТ.

Первое направление возглавил А. К. Гастев (1882-1941), руководивший созданным им в 1920 г. Центральным институтом труда (ЦИТ). А. К. Гастев относится к последователям тейлоров­ского направления, но в отличие от последнего видел основную цель НОТ в максимальном росте производительности труда при "сохранении здоровья человека". Основные идеи нашли отраже­ние в "концепции трудовых установок", включавшей три взаимо­связанных направления:

Теория трудовых движений в производственных процес­сах и организации рабочего места: цитовцы усматривали проти­воречие между необходимостью роста производительности труда и жестким стандартом на выполнение операций. Устранить это противоречие предлагалось на основе жесткой инструкционной карточки в сочетании со свободой личной инициативы.

Методика рационального производственного обучения: на первое место вышел человек труда, важнейшей задачей стано­вится сохранение его физического и психического здоровья. Ци­товцы отвергали взгляд на возможности человека как на нечто, раз и навсегда данное. Делался вывод о необходимости постоян­ных тренировок способностей человека. К 1924 г. цитовцами на­работаны практические методики ускоренного производственно­го обучения.

Теория управленческих процессов, в соответствии с ко­торой НОТ можно и нужно внедрять в любых условиях.

В 20-е годы А. К. Гастев выдвинул также концепцию "уз­кой базы", "узкого места", с расшивки которого нужно начинать совершенствование управления.

Второе направление связано с именем А. А. Богданова (1873-1928). В своей работе "Тектология (всеобщая организаци­онная наука)" А. А. Богданов исходил из того, что:

Все виды управления (в природе, обществе, технике) имеют общие черты, что и изучается новой наукой - тектологией (всеобщей организационной наукой).

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Сущность менеджмента и его базовые понятия. Значение менеджмента

2. Современная парадигма и принципы менеджмента

3. Научные подходы к менеджменту

Сущность менеджмента и его базовые понятия. Значение менеджмента

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно во­шло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Оно широко используется применительно к разнообразным соци­ально-экономическим процессам, осуществляемым на пред­приятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России по­лучают широкое распространение специальные формы ме­неджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инноваци­онный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.п.

Так что же такое менеджмент?

Во-первых, это современная наука и практическая деятельность.

Во-вторых, это специальные знания и искусство управления.

Сам термин менеджмент многие полностью отождествляют с понятием управления, считая, что введение слова менеджмент лишь дань моде.

Однако, необходимо обратить внимание на то, что глагол "управлять" и существительное "управление" применяются у нас для всех без исключения сфер и видов деятельности, где обеспечивается целенаправленность, согласованность и координация движения составных частей системы. В «Советском энциклопедическом словаре» (изданном в начале 80-х годов) управление определяется как элемент, функция органи­зованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной струк­туры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Однако методы, приемы управления машиной, биологической системой, политической партией или коммерческой организацией не одинаковы.

Поэтому появление термина "менеджмент" есть необходимое по сущности уточнение в русском языке понятия "управления" применительно к хозяйственной сфере, бизнесу, управлению в условиях рынка. То есть, менеджмент - это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка.

Д.Бодди и Р.Пейтон приводят в своем известном учебнике "Основы менеджмента" мнение К.Хейлс о том, что менеджмент является всеобщей человеческой деятельностью, ибо каждый человек управляет собой для организации своей деловой, общественной или личной жизни и достижения успеха во всех этих областях.

На наш взгляд, учитывая неоднозначность перевода английских терминов на русский язык, возможно было бы интерпретировать это мнение таким образом: управление есть всеобщая человеческая деятельность, а менеджмент это его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению успешной деятельности организаций.



Более широкое понятие "управление" с позиций логики может быть использовано без уточнений вместо более узкого менеджмент, т.к. это уточнение в принципе определяется предметом исследования.

С учетом этого в рамках данного курса мы используем термины «менеджмент» и «управление» как тождественные.

Сущность управления организацией. Что же такое "менеджмент" как разновидность управления?


Как посчитал один «дотошный» аспирант, можно найти более сотни различных и около тысячи просто отличающихся между собой определений менеджмента, даваемых различными авторами в отечественной и зарубежной управленческой литературе. Содержание понятия «менед­жмент» раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как спо­соб управления, руководства, направления или контроля; это искус­ство управления и руководства; это люди, контролирующие и направ­ляющие работу организаций, а также управленческий персонал. Ме­неджмент - это эффективное использование и координация таких ре­сурсов, как капитал, здания, материалы и труд для достижения за­данных целей с максимальной эффективностью. (Такое определение приводится в «Международном справочнике по менеджменту», издан­ному в Англии).

Однако любое его определение будет неполным, но, в совокупности определения, которые даются разными авторами, конечно же, раскрывают сущность менеджмента. Вместе с тем, если привести, а потом еще и сравнить все эти определения, то может оказаться, что этим займем все наше время изучения дисциплины. Кроме того, многие существенные черты определения менеджмента повторяются в разной интерпретации во многих определениях. Поэтому воспользуемся приемом, описанным в известной притче "о слепых, исследующих слона", а, именно, выделим несколько наиболее важных характеристик менеджмента, которых мы определили числом шесть. Это сопоставимо с имеющимся у любого объемного тела шестью гранями (сверху, снизу, слева, справа, спереди, сзади).



Кроме этого, все грани менеджмента целесообразно сгруппировать, учитывая, что он является одновременно и системой, и процессом.

В менеджменте как системе выделим такие три его грани:

1 - менеджмент - это воздействие субъекта на объект управления;

2 - менеджмент - это воздействие на объект с четко определенной целью или это механизм достижения цели ;

3 - менеджмент - это руководство таким специфическим объектом управления, как люди, поэтому необходимо знание и учет не только объективных, но и субъективных факторов управления.

В менеджменте как процессе выделим такие наиболее существенные грани:

4 - менеджмент - это выполнение определенной совокупности специфических видов деятельности , называемых управленческими функциями (планирования, организации, мотивации, контроля);

5 - менеджмент - это процесс принятия и реализации управленческих решений ;

6 - менеджмент - это процесс переработки и выработки информации и процесс коммуникаций , связывающий воедино все составляющие системы управления.

При всех недостатках отдельных определений менеджмента, нельзя обойти молчанием наиболее емкие и яркие определения, которые сформулировали, раскрывая сущность этого явления, классики науки менеджмента.

Ф.У.Тейлор: Управлять значит знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. А.Файоль: УПРАВЛЯТЬ - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать П.Друкер: Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительно работающую группу.

Рассматривая менеджмент как разновидность управления, считаем необходимым отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности . Все прочие аспекты имеют место именно потому, что это самостоятельный значимый особенный и критически важный вид человеческой деятельности.

Итак, менеджмент - это управление организацией, прежде всего в коммерческих, производственно-рыночных условиях, поэтому изучение курса включает рассмотрение вопросов о сущности и построении организации как открытой системы управления.

Значение менеджмента. Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей. Именно совместная деятельность людей, требующая координации, согласования, обеспечения определяет необходимость управления.


Многообразие форм собственности, конкуренция между предприятиями, развитие рыночных отношений требуют четкого, умелого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности производства. Вместе с тем она должна обладать способностью к достаточному саморегулированию и самосовершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.

Эффективность деятельности предприятий любой формы собственности обусловливается не только возможностями капиталовложений в современное оборудование, но и квалификацией руководителей, уровнем их компетенции, умением предвидеть, вовремя принимать и реализовывать необходимые решения. Для этого необходимо знать, применять и развивать менеджмент.

Современный менеджмент - это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Он не дает готовых рецептов, а помогает, предлагая общие принципы и функции управления, найти способы и пути решения конкретных проблем, добиться успеха организации.

В общем и целом необходимость управления определяется тем, что именно оно определяет успешную деятельность организаций.

Значение менеджмента как вида деятельности в современных условиях

Развитие и совершенствование менеджмента приспособление его к конкретной обстановке на сегодня является одним из главных рычагов улучшения результатов деятельности фирм. Он во многих случаях оказывается гораздо более действенным, чем дополнительные финансовые вложения или создание новых производственных мощностей предприятия.

Подтверждением этому может служить практика менеджмента, достижения известных менеджеров за рубежом и в России, таких как Ли Якокка, Т.Уотсон, А.Морита, Г.Форд, А.Файоль, Б.Гейтс и др.

В первую очередь необходимо остановиться на опыте двух великих индустриальных держав мира - США и Японии. На западном небосклоне звездой менеджмента первой величины считают Ли Якокку. Ли Якокка являлся президентом компании «Форд мо­тор компани», но неожиданно был уволен Г. Фордом. И тогда он взялся почти за безнадежную задачу, спасти стоящую на краю банкротства фирму «Крайслер». И ему не только удалось спасти фирму, но и сделать ее про­цветающей. Свои взгляды на вопросы производства Ли Якокка изложил в книге "Карьера менеджера", которая стала бестселлером во всех странах, где была издана. Ниже приводятся краткие выдержки, характеризующие менеджерский талант этого человека и значение современного эффективного менеджмента для успешной деятельности корпорации.

Ли Якокка - сын итальянского эмигранта, приехав­шего в США в 1902 г. С августа 1946 года Ли Якокка начал работать в фирме «Форд мотор» в качестве инженера. В 1978 г. в зените своей деятельности на посту пре­зидента компании Ли Якокка неожиданно был уволен Генри Фордом. Это, по-видимому, связано с тем, что Ли Якокка стал слишком популярной фигурой, затмевающей популярность Г.Форда-мл. Ли Якокке было сделано предложение стать прези­дентом компании «Крайслер», стоящей на краю банк­ротства, и он принял это предложение. «Если бы я хоть в малейшей степени представляя, на что себя обрекаю, приняв предложение «Крайслер», я бы не пошел туда ни за какие деньги в мире».


Японский менеджмент также богат примерами деятельности великих менеджеров, своей деятельностью подтверждающих значение для фирм умелого, грамотного менеджмента, научно поставленного с учетом специфики организации и людей работающих в ней. Одной из ярких звезд японского менеджмента является Акио Морита и основанная им корпорация "Сони". Блестящий тандем менеджера Акио Мориты, и Масару Ибуки , техниче­ского гения фирмы, превратил маленькую и никому не известную компанию в одну из крупнейших транснацио­нальных корпораций мира. Кроме того, «Сони корпорейшн» была и остается фирмой-новатором, предлагающей своим потребителям новые перспективные товары: транзисторный радиоприемник, домашний видеомагнитофон, портативный кассетник, лазерную технологию звукозаписи, технологии телевидения с высокой четкостью изображения и др. В своем стремительном развитии «Сони корпорейшн» прошла три важнейшие стадии: мелкого производителя, специализированной компании и крупной монополии. Начало фирме «Сони», тогда еще называвшейся «Токио телекомьюникейшенз инжиниринг корпорейшн», положила основанная в 1946 году мастерская по пере­делке радиоприемников.

Современная «Сони корпорейшн» представляет собой гигантский организм. Она велика по размерам (в 1987 году-47583 занятых), сложна по структуре (более тридцати основных производственных филиалов, часть из которых находится к тому же в совместном с други­ми фирмами владении), действует практически во всех странах мира и управляется интернациональным кол­лективом менеджеров.


В российском бизнесе достаточно сложно определить "звезд", поскольку времени для проверки практикой их достижений в современной России, конечно, прошло недостаточно. По мнению П. Друкера, не существует слаборазвитых, есть только плохо управляемые страны. Япония когда-то была по всем экономическим параметрам слаборазвитой страной, но все изменилось после введения менеджмента высшей компетенции , т.е. менеджмент - это основной двигатель, а развитие - его следствие. И все природные и другие богатства России, о которых мы говорим, будут бесполезны до тех пор, пока не произойдут кардинальные изменения в системе менеджмента.

Известное положение, чтонаука - это непосредственно произво­дительная сила, подтверждается коренными качественными преобра­зованиями в технике, технологии и самом процессе производства. Управление в таких условиях неизбежно ведет к необходимости науч­ного подхода, эффективному использованию всего нового и передово­го . С середины XX в. происходит резкое ускорение научно-техниче­ского прогресса, оказавшего воздействие не только на науку и техни­ку, но и на все стороны общественной жизни.

Возник широ­кий общественный интерес к менеджменту и изучению управленческого опыта в зарубежных странах, где уже давно и широко он применяется и надлежащим образом поставлена подготовка профессиональных управ­ляющих, которые отвечали бы потребностям рыночных отношений.

Существует две достаточно различные точки зрения на значение науки менеджмента и специального управленческого образования для подготовки кадров менеджеров.

Первая из них, характерная для США и Европы, отводит управленческому образованию очень важную роль. Здесь считают науку менеджмента основополагающей для формирования специалистов по управлению людьми, которые, в свою очередь, являются не менее сложными объектами, чем машины или химические процессы, чтобы неподготовленный человек мог управлять ими.


Другая точка зрения - в Японии, где система подготовки менеджеров построена иначе. Круп­ные фирмы сами готовят руководителей, т.е. происходит обучение опытом, когда старшие по должности учат младших. Процесс подготовки квалифицированного менеджера через планирование карьеры, обмен опытом, ротацию кадров и т.п. занимает почти два десятка лет. Основой подготовки менеджеров считают практику, в то время как наука имеет общеобразующую роль. Так, в стране принято, что на предприятиях учатся все - от рабочего до управляю­щего фирмой.

В России в условиях отсутствия квалифицированных менеджеров, могущих подготовить себе смену, при всей близости нашей бывшей советской системы к японскому образцу, наиболее вероятен, возможен и реализуется западный вариант .

Сегодня в нашей стране и в среде бизнеса, и в правящих кругах не сомневаются в необходимости и целесообразности изучения ме­неджмента и предпринимательства.

Важный момент в области современно­го управления организацией - необходи­мость наличия эффективной системы обу­чения и переподготовки кадров управленцев. Разработана и реализуется федеральная Программа переподготовки управленческих кадров для предприятий и организаций народного хозяйства.

В начале уходящего столетия счита­лось, что поскольку менеджмент это наука, он так же независим от культурных ценно­стей и личных взглядов, как и математика с физикой. Между тем, уже в 60-х гг. П. Друкер предложил рассматривать менеджмент как и точную и одновременно гуманитарную науку, так как он является системой ценно­стей и убеждений, видом культуры.

Знание теоретических основ современного менеджмен­та создает необходимую фундаментальную базу профессио­нальной подготовки любого специалиста.

Тема: Менеджмент: сущность и характерные черты

· Понятие и сущность менеджмента

· Эволюция управленческой мысли

· Зарубежный опыт менеджмента

· Специфика менеджмента в России

Глава 1. МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

В главе рассматриваются сущность, цели, задачи и основные функции современного менеджмента. Подчеркивается значение менеджмента в управлении экономическими и социальными процессами. Показаны объективные предпосылки возникновения и эволюции менеджмента как науки. Рассмотрена сущность классических научных направлений менеджмента. Обсуждаются основные отличия современных научных подходов в менеджменте: количественного, процессного, системного и ситуационного. Особое внимание в главе уделяется социальной направленности менеджмента.

Понятие и сущность менеджмента

Менеджмент (от англ. management - управление, организация) -система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

Менеджмент - это комплекс взаимосвязанных действий:

· организация и управление (производством и коллективом);

· постановка и корректировка задач;

· разработка этапов работы;

· принятие решений;

· налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);

· регулирование процессов;

· сбор и обработка информации;

· анализ информации;

· подведение итогов работы.

Существует более 200 определений менеджмента. Одно из наиболее современных определений приводится в английском издании ≪Международного справочника по менеджменту≫: ≪Менеджмент - эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) для достижения целей с максимальной эффективностью ≫. В последние годы растет значимость информационных ресурсов в менеджменте , поэтому приведенное выше определение можно расширить, добавив в перечень ресурсов еще и информационный.



Цели менеджмента:

· получение (увеличение) прибыли;

· повышение эффективности хозяйствования;

· удовлетворение потребностей рынка;

· решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

· организация производства конкурентоспособных товаров;

· совершенствование производственного процесса;

· внедрение новейших наукоемких технологий;

· повышение качества продукции;

· снижение затрат на производство.

Основные функции менеджмента:

планирование – определение целей и результатов деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов;

организация – назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах компании и распределение ресурсов между ними;

лидерство (руководство) – использование влияния менеджера для мотивации работников к достижению целей организации;

контроль – наблюдение за действием работников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых корректив.

Менеджер - это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

В каждой организации существует определенная дифференциация по вертикали, которая связана с уровнем сложности задач и функций, возлагаемых на того или иного менеджера (рис. 1.1).

Условно менеджеров подразделяют на три основные группы :

высший уровень (top manager) - это генеральные директоры,

директоры, члены правления предприятия;

среднее звено (middle manager) - руководители управлений,

отделов, цехов;

низшее звено (entry manager) - руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

Менеджеры высшего уровня определяют основное направление деятельности предприятия, ее цели и задачи. Как показывает практика работы крупных компаний, такой менеджер более 80% рабочего времени отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с федеральными, региональными и местными органами власти, банками, поставщиками сырья, материалов, комплектующих и т.д. Оставшееся время уходит на реализацию программ и планов работы, контроль за работой подчиненных. Естественно, такому менеджеру необходимо знать технологию производства. Однако в гораздо большей степени он должен обладать умением подбора и расстановки кадров, в первую очередь руководящих, т. е. менеджеров среднего и низшего звеньев.

Таким образом, если высшее руководство практически целиком ориентируется на формулирование общей политики и стратегии предприятия, то на среднее управленческое звено ложится основная часть ответственности за практическую реализацию решений, в том числе:

за изменение организационных структур;

разработку систем производства и сбыта продукции;

организацию взаимодействия функциональных подразделений компании;

своевременное обеспечение высшего руководства необходимой

информацией;

координирование и управление работой руководителей низшего звена.

Выполнение таких задач требует от менеджеров среднего звена способности аналитически мыслить, проявлять гибкость, способность быстро воспринимать и своевременно реализовывать новые идеи, умения видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения.

В свою очередь, особенностью работы менеджеров низшего звена является руководство деятельностью непосредственных исполнителей работы (рабочих и служащих). Это наиболее многочисленная часть управленческого персонала.

Специфика функционирования различных предприятий и организаций объективно затрудняет определение круга обязанностей таких менеджеров. Однако в целом можно отметить следующие основные функции, которые выполняются руководителями низшего звена управления: планирование деятельности подчиненных; организация производственного процесса; мотивация труда персонала; контроль за рациональным расходованием ресурсов и соблюдением правил техники безопасности; сбор, анализ и представление вышестоящему руководству информации о результатах текущей деятельности подразделения.

Менеджеры различаются также по служебным функциям . Наиболее распространенной позицией является sales manager - менеджер по продажам : если он отвечает за работу с регионами -это regional manager , если за распространение какой-то группы товаров - product manager ; если за распространение и продвижение какой-либо марки товара - brand manager , если же менеджер участвует в разработке того или иного проекта, начиная от стадии разработки до полного его завершения, - это project manager .

Где бы ни работал менеджер, он должен быть настоящим знатоком своего дела, чтобы принести максимальную прибыль фирме. В свою очередь компании должны поддерживать своих менеджеров, развивать их таланты, положительно мотивировать и способствовать дальнейшим успехам.


Top