Вопросы 19 съезда коммунистической партии китая. XIX съезд КПК может сделать Си Цзиньпина равным Мао Цзэдуну. "Управлять многими - то же, что управлять немногими. Дело в организации"

Кампания по выборам делегатов 19-го съезда КПК (18-24.10 2017) проводилась с ноября 2016 года в соответствии с принятым Политбюро ЦК КПК месяцем раньше специальным циркуляром. Во всех регионах КНР, кроме Тибета и Синьцзяна, выборы проходили при превышении числа кандидатов над числом выделенных для данного региона на съезд мест в среднем на 15%. В Тибете и Синьцзяне число кандидатов соответствовало числу выделенных мест.

Участие руководителей партии, включая генерального секретаря Си Цзиньпина, в выборной кампании должно было, согласно вышеуказанному документу, отвечать интересам проведения в жизнь требований всестороннего строгого управления партией и т.д. Члены действовавшего на тот момент Постоянного комитета Политбюро избирались на съезд в провинциях Шэньси, Юньнань, во Внутренней Монголии и других районах запада Китая.

Си Цзиньпина единогласно выбрали делегатом съезда на партконференции в пров. Гуйчжоу, которую до недавнего времени возглавлял Чэнь Минъэр (секретарь парткома города Чунцин; по итогам 19-го съезда стал членом Политбюро ЦК КПК).

Особое внимание уделялось кандидатам на должности в руководящих органах партии нового созыва. Со всеми кандидатами на посты членов Политбюро ЦК КПК встречался и беседовал лично Си Цзиньпин, в члены и кандидаты в члены ЦК КПК – начальник орготдела ЦК партии Чжао Лэцзи.

В центре внимания руководства КПК в период подготовки и проведения съезда были кадровые вопросы.

С начала текущего года были заменены первые руководители 12 министерств и ведомств системы Госсовета КНР, назначено, по меньшей мере, по одному новому заместителю в Центральную комиссию по проверке дисциплины и всех четырех отделов ЦК КПК. Из 31 административно-территориальной единицы провинциального уровня в 23 были заменены секретари парткомов и в 24 – губернаторы. Из 376 членов и кандидатов в члены ЦК КПК 18-го созыва 38 (порядка 10%) подверглись чистке.

За пять лет были сняты и, как правило, привлечены к ответственности за различные злоупотребления более 60 генералов, заменены командующие видами вооруженных сил. Незадолго до съезда сняты с занимаемых постов начальник Объединенного штаба и начальник Управления политической работы Центрального военного совета. Ликвидирована система двойного подчинения военизированной полиции Центральному военному совету и Госсовету КНР, теперь эти войска подчиняются только ЦВС, то есть лично Си Цзиньпину. 90% из 300 делегатов съезда от армии участвовали в съезде КПК впервые.

На самом съезде, несмотря на разного рода проекты реорганизации высших органов партии, информация о которых сливалась в предшествовавший съезду период в гонконгскую печать, их структура сохранилась. Осталась прежней численность Политбюро ЦК КПК (25 чел.) и его Постоянного комитета (7 чел., из которых 5 – новые). Число секретарей Секретариата ЦК КПК увеличено с 5 до 7 (6 – новые). С 11 до 7 человек сокращена численность Центрального военного совета КПК.

В ЦК КПК 19-го созыва избрано 204 члена, из которых 126 человек – впервые. Избраны также 172 кандидата в члены ЦК КПК и 133 члена Центральной комиссии по проверке дисциплины. В Политбюро ЦК КПК 15 человек вошли в этот партийный орган впервые, из них 11 работали, учились с Си Цзиньпином либо являются его земляками. Из 10 оставшихся в Политбюро на второй срок 7 – члены его Постоянного комитета, а также заместитель председателя Центрального военного совета Сюй Цилян, начальник отдела единого фронта ЦК КПК Сунь Чуньлань и секретарь парткома пров. Гуандун Ху Чуньхуа.

Основным документом съезда является доклад о работе ЦК КПК 18-го созыва, с которым выступил Си Цзиньпин. Он сохраняет определенную преемственность с аналогичным документом предыдущего съезда и содержит политические установки руководства КПК по широкому кругу вопросов внутренней и внешней политики, идеологии, культуры, партстроительства и т.п.

В докладе, в частности, сказано, что за последние пять лет ВВП КНР увеличился с 54 трлн до 80 трлн юаней, по его размерам Китай «стабильно занимает второе место в мире». Период до 2020 года определен как «время периода победы в строительстве общества всестороннего среднего достатка».

Время с 2020 до 2050 года, – заявил Си Цзиньпин, – можно подразделить на два этапа. На первом, с 2020 по 2035 гг. на базе построенного общества всестороннего среднего достатка нужно будет в основном осуществить социалистическую модернизацию. Второй этап – с 2035 года до середины столетия, во время которого необходимо на основе всесторонней модернизации превратить Китай в «богатую, мощную, демократическую, цивилизованную, гармоничную, прекрасную социалистическую модернизированную державу». Среди немногих известных на сегодняшний день ее параметров – руководящая роль КПК, наличие «первоклассных по мировым меркам вооруженных сил», большой ВВП и нахождение Китая «в центре мировой арены».

К 2050 году Китай, как сказал генеральный секретарь ЦК КПК, по комплексной государственной мощи и международному влиянию должен стать «ведущим» государством мира.

Предупреждения о необходимости работать в условиях снижения темпов экономического роста в докладе Си Цзиньпина заменены тезисом о том, что количественный рост экономики перешел в качественный. Было заявлено также о приверженности КПК продолжению реформ. Однако, отмечает газета «Нью-Йорк таймс», «его понимание реформы вряд ли будет слишком похоже на прежние элементы либерализации, которые запускали в 1980-1990-е годы Дэн и другие высшие руководители. Тогда партия постепенно обращалась к рыночным силам и откровенному капитализму, отказываясь при этом от своей власти над многими секторами экономики. Версия реформ Си Цзиньпина указывает в противоположном направлении: направлении активизации и всестороннего укрепления партийного контроля». Действительно, как заявил Си Цзиньпин в докладе на съезде, «партия, правительство, вооруженные силы, народ, система образования, восток, запад, юг, север, центр, – партия руководит всем». Эта фраза включена и в Устав КПК.

В докладе Си Цзиньпина было объявлено о «вхождении китайского самобытного социализма в новую эпоху». В этой связи современные китайские ученые-теоретики выделяют в истории Китая после 1949 года три этапа. На первом, связанном с именем Мао Цзэдуна, страна «встала во весь рост», на втором, связанном с именем Дэн Сяопина, – разбогатела, на третьем, связанном с именем Си Цзиньпина, – «стала сильной» и «пошла навстречу великому возрождению китайской нации».

Данная тема была продолжена в докладе о внесении изменений в Устав КПК. Главный смысл этого документа заключается во включении «идей Си Цзиньпина о самобытном китайском социализме новой эпохи» в число «руководящих идей» КПК. Они объявлены в документах съезда «новейшим достижением в китаизации марксизма», «квинтэссенцией коллективной мудрости партии и народа».

Кроме того, Устав КПК подвергся доработке с включением в него практически всех появившихся после 18-го съезда КПК (2012 г.) политических установок и концепций. Например, в него вписаны «две столетние цели» и «великая цель возрождения китайской нации», добавлено понятие «культура самобытного китайского социализма».

Далее, в Устав КПК включены положения о решающей роли рынка в распределении ресурсов, о структурной реформе предложения, о строительстве системы законности самобытного китайского социализма, развитии системы консультативной демократии , об укреплении «мягкой» силы Китая и пр. Выделены также положения об «абсолютном» руководстве вооруженными силами со стороны Компартии Китая и необходимости проведения в жизнь «идей Си Цзиньпина о сильной армии». В Уставе КПК подчеркнуты важность борьбы с коррупцией и «строгого управления партией».

Согласно уставным положениям, главным социальным противоречием современного Китая является «противоречие между с каждым днем растущей потребностью народа в прекрасной жизни и несбалансированным, неполным развитием».

Один из разделов доклада Си Цзиньпина посвящен вопросам военного строительства и строительства вооруженных сил. В частности, поставлена задача к 2035 году «в основном осуществить модернизацию обороны государства и вооруженных сил» и к середине текущего столетия – «полностью превратить народную армию в первоклассные по мировым меркам вооруженные силы», «конкретно и надлежащим образом вести подготовку к военной борьбе на всех стратегических направлениях».

Внешнеполитический раздел документа сохраняет преемственность с аналогичным разделом доклада, делавшегося на предыдущем съезде. В нем, однако, отсутствует использованная пятью годами ранее формула об «отношениях нового типа между великими державами», то есть между КНР и США. Вместо неё появилась другая: «Продвигать координацию и сотрудничество между великими державами, создавать рамки отношений между великими державами, основанных на общей стабильности и сбалансированном развитии».

В настоящее время в Китае в соответствии с принятым ЦК КПК Постановлением начата широкая кампания по изучению и пропаганде материалов 19-го съезда КПК, в адрес которого поступили тысячи поздравительных телеграмм и писем.

В них, по словам заведующего Отделом международных связей ЦК КПК Сун Тао, дается высокая оценка внутренней и внешней политике Китая, подчеркивается «возрастающая с каждым днем роль» Компартии Китая в жизни мирового сообщества.

Имеется в виду усиление роли Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК).

"90290"

24 октября в Пекине завершился XIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК). Делегаты съезда избрали новый состав Центрального комитета КПК и Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины. На первом пленуме ЦК КПК 19-го созыва, который прошёл сразу после закрытия съезда, сформирован новый состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК из семи человек во главе с генеральным секретарём ЦК КПК Си Цзиньпином.

Съезд стал примечательным событием не только для Китая. Центральным пунктом оглашённой на съезде стратегии развития КНР является понятие «социализма с китайской спецификой в новую эпоху». Признано, что «новая эпоха» наступит с 2020 года и будет длиться 30 лет - до 2050 года. Содержание «новой эпохи» КПК определяет как построение к 100-летию образования КНР (1949) полностью модернизированного социалистического общества всеобщего благосостояния (всеобщей зажиточности) с высоким по мировым меркам уровнем материальной, политической, духовной культуры. По совокупной «национальной мощи и международному влиянию» КНР к этому времени должна войти в число мировых лидеров.

Этой цели намечено добиться в два этапа. Первый этап - с 2020 по 2035 год, когда планируется полностью завершить построение общества среднего достатка и в основном осуществить социалистическую модернизацию. КНР достигнет технологической независимости и сможет сама стать донором инновационных технологий мирового уровня. На этой основе планируется обеспечить значительный прирост доли населения со средним уровнем доходов, резко сократить разрыв в уровне развития города, села и регионов, обеспечить равный доступ к основным общественным услугам (всеобщее пенсионное обеспечение и медобслуживание), а также существенно сократить имущественное расслоение. Возрастёт в эти годы и китайская "мягкая сила".

Второй этап (2035-2050 гг.) должен завершить социалистическую модернизацию Китая, превратив его, как говорится в партийных документах, в общество полной всеобщей зажиточности с преодолённым в основном имущественным расслоением населения и разрывом в уровне развития регионов.

На съезде были обобщены выявившиеся за прошедшую пятилетку проблемы нового этапа развития Китая. Они сформулированы как основное противоречие китайского общества: между постоянно растущими потребностями народа и неравномерностью, неполнотой развития. Имеются в виду два рода разрывов: экономический разрыв между богатыми приморскими и отстающими центральными и западными провинциями, а также разрыв в доходах между городом и деревней и, как следствие, не решённая в сельских районах проблема бедности.

Сейчас способом борьбы с бедностью в Китае является массовая выдача нуждающимся целевых микрокредитов на сумму менее 50 тыс. юаней сроком на три года без ипотеки, без поручительства, с базовой процентной ставкой. В целом уровень бедности в КНР сокращается. Так, в 2012-2016 гг. от бедности были избавлены 55 млн человек, а всего по состоянию на конец 2016 г. в Китае насчитывалось 43 млн. бедняков.

Опережающее развитие насыщенных портами приморских провинций было изначально определено в качестве макроэкономической стратегии китайских реформ. Однако сейчас разрыв в развитии регионов приобретает угрожающие формы, оборачиваясь безработицей в центре страны и едва сдерживаемой миграцией работников в перенаселённые восточные (прибрежные) провинции. Поэтому Си Цзиньпин и говорил в докладе на съезде о необходимости «создать новый, более эффективный механизм согласованного развития регионов». Потенциал восточных провинций будет в большей степени, чем раньше, перенаправляться с помощью государственных стимулирующих мер на ускорение экономического развития центральных и западных районов Китая.

Съезд подтвердил, что основной упор будет делаться на ускоренном развитии реального сектора экономики, а экономический рост планируется обеспечить за счёт форсированного внедрения научно-технических инноваций. Китай все последние годы наращивает вложения в НИОКР, в 2016 году они составили 2,1% ВВП. По докладу Всемирной организации интеллектуальной собственности за 2017 год, КНР является единственной страной со средним уровнем дохода в мировом списке 25 самых инновационных экономик, занимая 22 место .

Наиболее общим условием экономического роста признано совершенствование системы социалистической рыночной экономики. Специально уточнено, что конкуренция должна идти на справедливой и упорядоченной основе.

Си Цзиньпин подтвердил, что на международной арене Китай будет продолжать политику открытости. Прозвучал также тезис о том, что международная безопасность не может быть достигнута играми с нулевой суммой и ни одна страна не может себе позволить действовать исключительно из собственных интересов.

Китайский государственный капитализм стал основой быстрого, впечатляющего экономического роста, при этом капитализм и стимулы рынка, как явствует из документов КПК и выступлений руководителей компартии, являются лишь инструментами создания материальной базы социализма. Поэтому такое большое внимание от съезда к съезду уделяется в Китае экономической деятельности государства и обеспечению роста доходов населения. Ведь социализм нельзя построить в бедной стране.

Выполнение этих масштабных планов предъявляет повышенные требования к качеству партийно-государственного руководства. Отсюда состоявшееся на съезде официальное закрепление особой роли генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина. При этом сам принцип коллективного руководства сохраняется, а гадания о наличии/отсутствии в Китае преемника Си Цзиньпина ни к чему не ведут, лишь заслоняя действительно важные стратегические решения, принятые в Пекине на XIX съезде КПК.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

Партийный съезд — главное политическое событие пятилетки. Нынешний начался 19 октября с выступления перед более чем 2 тыс. его участников председателя КНР Си Цзиньпина, а завершился 24 октября принятием поправок в устав Компартии и утверждением нового состава центрального комитета партии из 300 человек.

25 октября прошел первый пленум центрального комитета Компартии 19-го созыва, в котором приняли участие 204 члена с правом голоса. Они избрали состав нового политбюро из 25 человек и новый состав постоянного комитета политбюро —​ главного органа управления Китаем, в который входят семь человек. Постоянный комитет встречается еженедельно для решения главных вопросов страны, политбюро собирается раз в месяц.

Кадровый вопрос был главным до начала съезда. Они обращали внимание на то, что при ​двух предыдущих лидерах КНР — Цзян Цзэмине и Ху Цзиньтао — на съезде, который пришелся на окончание первого срока их работы, еще до начала мероприятия было известно, кто войдет ​в политбюро и постоянный комитет. Можно было с уверенностью указать на того, кто займет пост генсека партии, а потом и председателя страны по окончании следующей пятилетки. Так было и с самим Си Цзиньпином: он вошел в состав ПКПБ в 2007 году. Тогда эксперты почти со стопроцентной уверенностью указывали на него как на следующего руководителя Китая. Прогноз оправдался: Си Цзиньпин в 2012 году был избран генсеком Компартии, а позже занял и два других высших руководящих поста — председателя КНР и главы Центрального военного совета.

Новички без близости

Из семи человек, работавших в предыдущие пять лет в составе постоянного комитета, свои места сохранили двое — 64-летний Си Цзиньпин и 62-летний председатель Госсовета Ли Кэцян. По прогнозу Reuters , главой парламента страны, Всекитайского собрания народных представителей, станет вошедший в ПКПБ Ли Чжаньшу, начальник канцелярии центрального комитета Компартии. Ли Чжаньшу 67 лет, он один из самых близких к Си чиновников, работавший с ним еще с 1980-х и фактически возглавлявший его аппарат, пишет Bloomberg . Его утверждение на пост третьего человека в стране произойдет только в марте, когда парламент соберется на очередной съезд, сообщает Reuters .

Имена вошедших в ПКПБ людей расставлены в утвержденном списке по рангу в порядке убывания, говорит руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев. В таком же порядке новый состав ПКПБ вышел на фотографирование. Первым после Си Цзиньпина вышел второй человек в иерархии — Ли Кэцян, за ним — Ли Чжаньшу. Далее вышел вице-премьер Госсовета Ван Ян, пятым — заведующий Центра политических исследований при ЦК КПК Ван Хунин, шестым — новый глава партийной дисциплинарной комиссии Чжао Лэцзи, замкнул семерку глава парткома Шанхая Хань Чжэн, сообщило агентство «РИА Новости» .

В новом составе ПКПБ семь человек, как и в предыдущем, поэтому можно ожидать, что новички займут те же позиции, что и их предшественники, говорит Габуев. По словам эксперта, можно ожидать, что Ван Ян станет председателем Народного политического консультативного совета, Ван Хунин — первым секретарем ЦК партии, Чжао Лэцзи уже назначен председателем Центральной комиссии проверки дисциплины, а Хань Чжэн может стать первым вице-премьером Госсовета.

Впервые состав ПКПБ сформирован из участников, родившихся уже после китайской революции 1949 года. Большинство в новом ПКПБ не принадлежит людям, которых можно считать близкими к Си, однако в 25-местном политбюро как минимум 14 человек в разные годы работали с ним вместе, подсчитал Reuters .

Возвышение Си

Съезд закрепил особую роль Си Цзиньпина в истории КНР. Он стал первым современным лидером, чье имя было вписано в устав Компартии. До нынешнего съезда в уставе по имени были названы только основатель современного Китая Мао Цзэдун и реформатор Дэн Сяопин: «Коммунистическая партия Китая руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, важными идеями тройного представительства (производительных сил, культуры и широких слоев населения) и научной концепцией развития». Теперь в уставе прописаны также «идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху», процитировал текст принятой поправки Reuters .

«Совершенно очевидно, что Си рассматривает себя в качестве третьего большого лидера после Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. Называние преемника сейчас ослабило бы позиции Си», — цитирует Bloomberg Джозефа Фьюсмита, профессора Бостонского университета.

Закрепление статуса Си и отсутствие явного указания на преемника связаны не столько с личными амбициями председателя КНР, сколько с задачами, которые стоят перед Китаем, говорит Алексей Маслов из НИУ ВШЭ. По его наблюдению, характер китайской власти становится более авторитарным, так как руководством поставлены масштабные задачи в экономике, страна хочет сделать новый рывок, а для него нужно зафиксировать новую команду. Лидер же может остаться прежним, указывает Маслов. Эксперт напоминает, что Дэн Сяопин не обладал титулом председателя КНР или генсека Компартии, однако с 1978 по 1989 год был лидером страны. По окончании второй пятилетки Си может изменить Конституцию Китая, запрещающую сейчас одному человеку занимать пост председателя более двух сроков подряд, указывает Маслов. Однако скорее Си останется фактическим лидером, занимая другой пост. То, что в китайском планировании появился 2035 год, к которому должна быть модернизирована армия и завершено строительство «среднезажиточного общества» (обе цели Ци назвал на съе​зде), может сигнализировать о планах Си оставаться у власти до этого времени, говорит Маслов.

Концентрация власти необходима для выполнения задачи по серьезной перестройке экономики, говорит ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. А для сохранения Си у власти после 2022 года три высших поста китайской власти — пост председателя страны, генсека Компартии и председателя Центрального военного совета — могут быть разделены, их больше не будет занимать один и тот же человек, говорит Кашин. Рост ВВП Китая в годовом выражении сокращается с 2010 года, когда этот показатель был на уровне 10,4%. К 2015 году темпы роста экономики Китая замедлились до 6,9%, а в 2016 году — до 6,7%. В конце сентября международное рейтинговое агентство S&P понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Китая до А+ с АА- с прогнозом «стабильный». Агентство понизило суверенный кредитный рейтинг Китая впервые с 1999 года. До этого в конце мая суверенный кредитный рейтинг Китая пересмотрело (впервые с 1989 года) агентство Moody’s: он был понижен с Aa3 до A1 со стабильным прогнозом.

Усиление Си выгодно России, так как он настроен позитивно к развитию отношений с Москвой, у него хорошие личные отношения с президентом Владимиром Путиным, некоторые новые члены ПКПБ также хорошо известны в России, говорит Кашин. Так, Ван Ян активно участвует в развитии экономического сотрудничества, регулярно принимал участие в Восточном экономическом форуме . В политике сотрудничество Пекина с Москвой будет нарастать, так как Китай поставил задачу сформировать вокруг себя «зону комфорта», говорит Маслов. Однако в экономическом сотрудничестве китайская сторона может стать более прагматичной, так как ставит себе жесткие задачи по развитию.

Сохранить

В Пекине открылся XIX съезд Коммунистической партии Китая. По его итогам будет избрано новое высшее руководство страны и пересмотрен устав партии. В столицу страны из провинций прибыли 2287 делегатов, которые были избраны из 89 миллионов членов КПК.

Съезд Компартии проходит раз в пять лет и длится неделю. В этом году он завершится 24 октября.

Выступая с речью на открытии съезда, председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что Компартия Китая продолжит прилагать активные усилия для сохранения мирового порядка и намерена превратить КНР в могущественное государство: "Китай продолжит прикладывать усилия по сохранению мира на планете, продолжит вносить свой вклад в глобальное развитие. К 2050 году КНР должна стать сильным модернизированным государством. На первой стадии, с 2020 по 2035 год, мы будем наращивать базу общества среднего достатка и благодаря ещё 15 годам упорной работы в целом достигнем модернизации. На второй стадии, с 2035 года до середины XXI века, партия будет усердно работать ещё 15 лет, чтобы превратить Китай в богатое, могущественное, демократическое, гармоничное, цивилизованное модернизированное социалистическое государство".

Экспертные оценки


Внешне особенность съезда - это социалистическая скромность антуража и верность многолетней традиции проведения подобных форумов. Соответствует ли формат сути происходящих событий? Абсолютно соответствует. То есть социализм для простого китайского человека продолжает заключаться в принципе Мао Цзэдуна: служить народу. Соответственно, когда Си Цзиньпин отметил, что важнейшей проблемой КНР является неравенство в доходах, огромная масса населения ещё не достигла достаточно высокого уровня жизни, кичиться роскошью - абсолютно неприемлемо.

В политическом плане первая важнейшая особенность съезда - это то, что мы видим приверженность китайской политической системы той традиции, которая была заложена около 100 лет назад на I cъезде КПК. То есть сохраняются институт съездов, институт Коммунистической партии (самой крупной политической организации в мире - 89,5 миллионов членов), структура власти, пятилетние выборы, Постоянный комитет Политбюро и само Политбюро - всё это останется на десятилетия вперёд.
Второе, что подтвердил этот съезд: Китай продолжает движение в рамках социализма с китайской спецификой. Утверждается социалистически-национальный строй, который предполагает построение всеобщего благосостояния на принципах социализма или средствами социализма - с равными возможностями, поддержкой малоимущих слоёв населения и другими спецификами, которые характеризуют социалистический строй.
Третья важная особенность, о которой можно сделать вывод: уже появился список Постоянного комитета президиума съезда, 42 человека. Он состоит из трёх групп. Первая группа - это нынешний состав Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК. Вторая группа - это, скажем так, новые выдвиженцы в составе Политбюро. Представлен в списке и предыдущий состав Постоянного комитета Политбюро. То есть соседствуют старая группа, которую называют сторонниками прежнего генсека Ху Цзиньтао, и выдвиженцы Си Цзиньпина.

Сейчас Си Цзиньпин представляет собой центристские силы. В Китае накануне Съезда политическое поле разделилось на три основные части. Первая часть - праворадикальная, это силы Коммунистического союза молодёжи Китая, который представляет собой самостоятельную политическую группу. Её можно сравнить с Демократической партией США, комсомольцы являются её естественными сторонниками. Это единомышленники предыдущего генерального секретаря КПК, Ху Цзиньтао, которые стремятся привести Китай к демократии со всеобщим избирательным правом.
Условно леворадикальная группа (я бы даже сказал, что не леворадикальная, а, скажем, военно-радикальная группа), считает, что Коммунистическая партия исчерпала себя, но в Китае должна сохраниться власть красной военной аристократии, то есть потомственное наследование власти со всеми вытекающими особенностями, близкими авторитарному режиму, военной диктатуре. Нынешний состав Постоянного комитета президиума съезда, который будет выбирать Постоянный комитет Политбюро, то есть основную группу людей, которые будут принимать важнейшие решения в стране в ближайшие пять лет, показывает нам то, что в принципе в Китае сохранится компромисс, что победили центристские силы и что развитие будет стабильным.

Съезд проходит в спокойной обстановке. В Постоянный комитет президиума вошли не только предыдущий генсек Ху Цзиньтао, но другой предыдущий генсек Цзянь Цзэминь. Это свидетельствует о том, что компромисс побеждает в китайском высшем руководстве. Борьба могла выйти за пределы политических методов. Этого не произошло, и далее сохранится курс на компромиссное развитие. Но в то же время сохранится курс на укрепление социалистического и национального строя, то есть социализма с китайской спецификой, идея которого была выдвинута Дэн Сяопином, подтверждена на XVIII съезде КПК и на XIX съезде получила расширенную трактовку.
Также ожидается то, что изменится устав КПК. В него будут добавлены идеи Си Цзиньпина, нынешнего председателя КНР, как в своё время были добавлены идеи Мао Цзэдуна. То есть председателю придадут статус теоретика марксизма или теоретика социализма с китайской спецификой. Это крайне повысит его статус. Если мы будем исходить из реального вклада Си Цзиньпина в теорию, то никаких абсолютно новых тезисов не увидим. То есть в данном случае Си Цзиньпин напоминает фигуру Сталина, который не являлся теоретиком, однако успешно работал на идеологическом направлении, развивая идеи предшественником и применяя их к своей эпохе. Си Цзиньпин же берёт тезисы Дэн Сяопина и становится их расширенным трактователем. Это, кстати говоря, очень распространённый приём в китайской политической традиции. Так же было в древнем Китае и в средневековом Китае, когда брался текст Конфуция, а идеологию формировал человек, который трактовал этот текст или писал к нему расширенные комментарии. И в данном случае мы видим, что Си Цзиньпин выступает комментатором какого-то более авторитетного учителя.

И здесь возникает важнейший мировоззренческий вопрос. Когда президент Трамп только что вошёл на престол, в начале этого года состоялась знаковая глобалистская сходка в Давосе. И там ярчайшим событием было выступление Си Цзиньпина, которое многие восприняли как присягу глобализму на верность. Что это было на самом деле и как можно оценивать сейчас, исходя из выступления Председателя КНР на съезде, то выступление в Давосе?
Выступление Си Цзиньпина в Давосе многие восприняли по форме, но не по сути. Си Цзиньпин по сути предложил экономикам всего мира переориентироваться на Китай. Это не противоречит интересам Китая, его благосостояния, его граждан и так далее. То есть он по сути дела предложил флаг развития мира из США перенести в Китай. Что это означает в политическом плане? Что рынки стран мира должны наполниться китайскими товарами, страны мира должны перейти с доллара на юань и, естественно, бенефициаром этого развития станет Китай. То есть в данном случае мы видим очень традиционную для китайцев попытку в старую форму вложить новое содержание и при этом достичь своих интересов. Так же было, и когда Мао Цзэдун предложил сделать из Китая центр мирового социалистического движения. Это абсолютно не подразумевало то, что Китай готов жертвовать чем-то ради других стран.

Си Цзиньпин на съезде сказал, что китайская мечта находится в тесной связи с мечтами народов других стран. Она может быть реализована только в мирной международной обстановке и при стабильном международном порядке. Что стоит за этими словами?
Си Цзиньпин неоднократно подчёркивал, что Китай экспортирует мир. Китай не участвовал ни в одном перевороте, не совершил ни одной агрессии. Китай продолжает поддерживать официальные власти стран, с которыми он сотрудничает, никогда не участвовал в поддержке оппозиции. Всегда ориентировался на существующие избранные согласно конституции режимы - в отличие от США.
Что означает новый съезд для нас? В зависимости от того, какое количество членов команды Си Цзиньпина придёт в Постоянный комитет Политбюро, это может означать фактически полную победу Си Цзиньпина. Си Цзиньпин является очевидным союзником России и, в частности, системы власти, которая сложилась в Российской Федерации. Это будет означать косвенную поддержку нас и внесёт лепту в стабильность той политической ситуации, которая существует в РФ. Сейчас очень много говорят о том, что в состав Постоянного комитета политбюро входит Ли Чжаньшу. Он сейчас возглавляет Комитет безопасности ЦК КПК, аналог нашего Совета безопасности. Он является специальным переговорщиком по России, то есть он встречался с Владимиром Путиным. В зависимости от того, какую позицию займёт Ли Чжаньшу в Постоянном комитете Политбюро, будет зависеть дальнейшее углубление и расширение российско-китайских отношений. Может быть, пока что о военном союзе рано говорить. но нет сомнений в том, что избрание Ли Чжаньшу в Постоянный комитет Политбюро будет способствовать и более стабильной политической ситуации, и сохранению статуса союзников для Китая и России, и сохранение стабильной политической ситуации в РФ.

XXVII съезд КПСС производил впечатление триумфа страны, её правящего класса, являл их как нечто монолитное и нерушимое. Но очень скоро всё обрушилось. Мы все знаем и помним, что основные удары были нанесены по таким направлениям, как формирование колонны предателей внутри элиты, а также разжигание местных сепаратизмов. Ни одного пустого слова у Си Цзиньпина в его речи на XIX съезде КПК сказано не было. Поэтому, когда он призвал граждан страны решительно бороться с сепаратизмом и любыми действиями, подрывающими национальное единство - значит, есть какие-то тревожные звоночки?
Да, действительно, такие опасности крайне актуальны сейчас, но в конкретном случае цитата из Председателя КНР касалась Тайваня. О чём идёт речь? На Тайване победили условно демократические проамериканские силы, первая женщина-президент появилась на Тайване - Цай Инвэнь. Основой программы её партии является переименование Тайваня из Китайской республики в Республику Тайвань. Официальное провозглашение некой тайваньской нации, хотя этнически это китайцы. Для Китая это может быть определённым триггером, который запустит прежде всего в Южном Китае аналогические процессы, когда этнически далёкие от северного китайского этноса южные китайские субэтносы начнут некое движение к формированию собственных наций. Вот об этом тайванском сепаратизме, собственно, и шла речь у Си Цзиньпина.
Но если мы будем обращаться к опыту СССР, к сепаратистским движениям в республиках Советского Союза, то здесь очень важен состав Политбюро ЦК КПК, который сейчас будет избираться. Существует очень большая возможность, что представители ряда крупнейших провинций, в частности Гуандун (это самая этнически далёкая от северокитайского субэтноса провинция), не войдут в состав Постоянного комитета Политбюро и практически будут изъяты из основных политических процессов в стране. Естественно, это спровоцирует местные элиты в Гуандуне, которые и так в достаточно сильной степени подверглись определённым репрессиям, искать более тесного покровительства на Западе и начать движение из единого китайского пространства. Это касается в основном Гуандуна - но не только.

Продолжая вспоминать СССР: а что с предателями в КНР? Проглядывают ли во внутрикитайской элите специфические черты Яковлева, Шеварднадзе, Горбачёва и прочей камарильи?
Если мы говорим о крайне правом блоке китайской элиты - это представители китайского комсомола, ориентированные на Ху Цзиньтао, который полностью ориентировался на Америку, на развитие торгово-экономических, культурных и других связей с США. В этой же группировке - премьер Государственного совета КНР Ли Кэцян, который также был генеральным секретарём комсомольской организации. Там же - глава Верховного суда Чжоу Цян. Это Ху Чуньхуа - секретарь Гуандуна, который может не попасть в Постоянный комитет Политбюро. И ряд других деятелей. То есть речь идёт о тех, кого в России мы любим называть либеральным кланом, а я называю просто представителями крайне правого крыла китайской политической элиты. Они по сути дела и руководили страной до Си Цзиньпина. Они активно сближались с США в рамках не обозначенного, но достаточно явного проекта соединения китайской и американской экономик в едином тихоокеанском кольце. После прихода Си Цзиньпина к власти позиции либералов были сильно ослаблены. Сейчас все ожидают завершающую стадию, когда комсомол практически полностью или в значительной степени выведут из политического процесса. Естественно, ответом зажатых в угол либеральных деятелей будут каких-то радикальные действия. В прошлый раз радикальные действия привели к событиям на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. То есть было выведено на улицы студенчество. Против него выступили военные элементы с целью удержания страны в целостности. И произошёл очень жестокий, тяжёлый политический кризис. Сегодня такой вариант тоже не исключён для Китая.
Но можно сделать вывод, что все опасения, высказанные мной, осознаются лидерами Китая, и действительно есть хорошие шансы для выполнения тех целей и задач, которые провозгласил сегодня в своей речи Си Цзиньпин. Китай сделал выводы на примере краха СССР. Соответствующие решения приняты. Си Цзиньпину остаётся реализовать главную задачу - достичь компромисса среди своих сторонников, потому что и в среде его сторонников по мере усиления их влияния растут противоречия.

○ Николай Вавилов, писатель-китаист. 18 октября 2017


Председатель КНР Си Цзиньпин призвал народы всех стран отказаться от менталитета "холодной войны". Он также пообещал инвесторам лёгкий доступ на рынок Китая. По его словам, все компании, зарегистрированные на территории Китая, смогут на равных и справедливых условиях осуществлять свою деятельность. Эксперты называют съезд важной вехой в развитии Китая, так как Си Цзиньпин начинает переформатирование партии, соответственно, обостряется межклановая борьба.

Межклановое противостояние

Кланов не два, как было раньше, а гораздо больше. Традиционное разделение на две группировки: клан комсомольцев (и выходцев оттуда) и клан "принцев" (партийная аристократия) изменилось несколько лет назад. Сегодня позиции стаи более дробные: есть жёсткие рыночники, появились неомаоисты , которые требуют укрепления старых партийных традиций. Каждая группа играет свою роль. Очевидно, что сегодня победу одерживает группировка, которая собирается вокруг Си Цзиньпина. Он требует максимального расширения влияния Китая на внешний мир, о чём он сегодня говорил. Прозвучала сентенция о необходимости увеличения участия Китая в решении международных дел, формирование стран "общей судьбы". Это всё как раз отражает тенденцию к расширению влияния, которую представляет эта группировка.

Возможные перестановки

Си Цзиньпин много говорил об экономике, обещал, что реформы продолжатся. Но при этом он больше внимания уделял идеологической составляющей. Он, в частности, заверил, что будет строиться социализм с китайской спецификой в новую эру. Говорил об укреплении партийной дисциплины.
Очевидно, что сейчас Центральный комитет политбюро, то есть тот ареопаг, который управляет Китаем, станет более просицзиньпиновским.
Очень важно, останется ли на своём посту председатель Госсовета КНР Ли Кэцзянь. Он представляет другой блок. Ли Кэцзянь и Си Цзиньпин долгое время уравновешивали ситуацию. Сейчас не исключено, что Ли Кэцзянь будет перемещён на должность руководителя всекитайского собрания народных представителей (Китайский парламент).
Скорее всего, будут введены в политбюро новые молодые сторонники Си Цзиньпина, которые занимали посты в секретариате, и земляки председателя КНР из провинции Шэньси. Таким образом, завершится формирование просицзиньпиновского блока, что открывает ему возможности для осуществления тех реформ, о которых он сегодня говорил.

Роль военных

Нужно отметить, что сейчас роль военных в Китае несколько ослабла, хоть они продолжают играть важное значение. Скорее, в будущем усилится роль сотрудников Госбезопасности в руководстве КНР.
Партийная борьба, безусловно, идёт, причём на двух уровнях: на уровне политбюро ЦК КПК и на уровне регионов (провинций и областей), где есть как сторонники жёстких реформ Си Цзиньпина, так и приверженцы более мягкого сценария.
В реальности партийную борьбу не почувствуют во внешнем мире. Си Цзиньпин, конечно, укрепляет свою авторитарную власть, и именно поэтому он так много говорил о единстве компартии.

Переформатирование компартии

Раскол в партии маловероятен. Ситуация совсем не похожа на годы перестройки в СССР. Те люди, которые выступали с совершенно другими идеями, нежели Си Цзиньпин, либо арестованы, либо отстранены от руководства. Мы не видим той группировки, или лидера, который бы мог возглавить оппозицию, как это было в начале девяностых в России. Мы не видим китайского Ельцина, нет там китайского Горбачёва.
Переформатирование компартии Китая ориентировано исключительно на Китай.

Отношения с Россией

России всегда выгоднее общаться с Китаем предсказуемым и теми лидерами, действия которых мы понимаем (может быть, не до конца разделяем). В этом плане итоги съезда не разочаруют Россию. Вопрос в другом - политика Китая станет ещё более прагматичной и более жёсткой. Сегодня Си Цзиньпин по сути дела подчеркнул, что есть страны "общей судьбы", которые подписали соответствующее соглашение. Россия его не подписала, хотя активно сотрудничает по разным проектам.
Пекин показывает, что "поезд уйдёт" без России или других стран, даже если они не присоединятся. На самом деле, для России во взаимоотношениях с КНР ничего не изменится, но политика Китая будет более прагматичной.

○ Алексей Маслов, руководитель Школы востоковедения ВШЭ. 1 8 октября 2017

Завершающийся 24 октября в Пекине XIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК) стал одним из самих закрытых форумов в новейшей партийной истории Поднебесной - в том числе по причине остроты решавшихся на нем кадровых вопросов в контексте проводимой партийным генсеком и председателем КНР Си Цзиньпином широкомасштабной борьбы с коррупцией. В докладе самого Си Цзиньпина антикоррупционная составляющая партийной политики была сформулирована следующим образом: «Мы будем выводить на чистую воду тигров, смахивать мух и охотиться на лис», - что подразумевает борьбу со злоупотреблениями на всех уровнях партийных и государственных структур. Как следствие данной борьбы, а также общего процесса омоложения руководящих органов Компартии Китая («рубежным» возрастом с точки зрения сохранения членства в ЦК КПК являются 70 лет), состав ЦК КПК обновился на нынешнем съезде более чем наполовину. Серьезные изменения претерпел также состав политбюро ЦК и его постоянного комитета.

Существенные коррективы внес Си Цзиньпин и в содержание так называемых 14 принципов «социализма с китайской спецификой», - относящихся еще к временам Дэн Сяопина . Ключевыми среди них председатель КНР в своем докладе предложил сделать, помимо борьбы с коррупцией и решением экологических проблем, также укрепление международного влияния страны. Согласно обнародованному им графику, к 2035 году Китай должен «подняться до уровня стран-лидеров инновационного типа», а к 2050 году - превратиться «в богатую и могущественную, демократическую и цивилизованную» державу. К этому же году Народно-освободительная армия Китая должна стать «силой мирового класса», - подчеркнул в своем продолжавшемся непривычно долго (3 часа 23 минуты) докладе на съезде Си Цзиньпин.

Именно международный аспект в перспективной политике Китая представляет особый интерес в контексте нынешнего партийного форума, учитывая несомненно нарастающую геополитическую активность Китая в регионе и в мире в целом . В докладе Си Цзиньпина было обоснованно отмечено, что «мягкая сила» и международное влияние Китая значительно возросли», а «международное положение страны вышло на небывалый уровень». «Настало время нам выйти на авансцену мира и начать делать больший вклад в историю человечества», - подчеркнул председатель КНР.

Следует учитывать, что традиционно съезды КПК не принимают программных документов и заявлений, касающихся внешнеполитических вопросов, и принципиальные выводы о характере изменений можно сделать на основе изменений кадрового состава, а также иерархии тезисов из отчетного доклада самого генерального секретаря.

С этой точки зрения ключевой представляется именно широкая кадровая ротация, осуществленная на XIX съезде КПК, которая объективно усиливает вес самого Си Цзиньпина, а также более молодого поколения «технократов». Это обстоятельство уже дало определенные основания для прогнозов в духе того, что Китай «движется от модели коллективного управления к сосредоточению власти в одних руках». (vedomosti.ru)

Подобная ситуация, в свою очередь, позволяет ожидать дальнейшее возрастание активности Китая на международной арене как в военно-политической, так и финансово-экономической сферах, - являющихся предметом особого интереса лично для Си Цзиньпина.

Экономическая составляющая китайской экспансии - которая особенно тревожит президента США Дональда Трампа - напрямую традиционно была связана с эффективным использованием Пекином социо-демографических факторов, в первую очередь, дешевой рабочей силы . Это позволяет стране все последние годы сохранять устойчивые темпы экономического роста. Валовой внутренний продукт страны вырос в третьем квартале текущего года на 6,8% в годовом выражении. Это немного ниже, чем в предыдущем квартале, но по-прежнему превышает целевые показатели, установленные правительством на текущий год. За первые три квартала 2017-го года рост ВВП Китая в годовом исчислении составил 6,9%, в том время как заявленный правительством годовой прогноз предусматривал рост на 6,5%. Кроме того, впервые с 2010 года китайская экономика может продемонстрировать превышение годовых темпов роста по сравнению с предыдущим годом (в 2016 году рост составил 6,7%).

В своем выступлении на открытии съезда 18 октября Си Цзиньпин подчеркнул, что за первые пять лет его нахождения у власти (он получил посты генсека КПК и председателя КНР на предыдущем партийном съезде в 2012 году) ВВП Китая вырос на 26 трлн. юаней, что составляет 3,9 трлн долларов. Кроме того, по словам китайского лидера, «удалось удовлетворить базовые потребности более 1 млрд. граждан страны».

Однако именно в социально-экономической сфере в ближайшее время могут произойти изменения в том, что касается функционирования самой национальной модели . Си Цзиньпин в своем отчетном докладе на съезде призвал к реализации «китайской мечты об омоложении нации», а также к ускоренному переходу на принципы «инновационной экономики». И то, и другое способно как придать новый импульс развитию Китая и его активности в мире, так и привести к возможному росту внутренней нестабильности и усилению внутриполитических противоречий, в том числе в руководстве страны.

В данном контексте следует учитывать накопившийся в Китае багаж негативных факторов и показателей . В частности, председатель Народного банка Китая Чжоу Сяочуань видит серьезную опасность в слишком высоких темпах накопления долгов компаний и домохозяйств. По его словам, правительство страны не должно позволять себе «излишнего оптимизма», поскольку чрезмерное увеличение долговой нагрузки в экономике способно привести к стремительному обвалу рынков. Долги только местных органов власти в рамках активного ипотечного кредитования и растущих затрат на инфраструктуру достигают примерно 6,3 трлн. долларов, что составляет около 51% ВВП.

С тем, что растущее инвестирование заемных средств увеличивает долгосрочные экономические риски, согласны и международные эксперты. «Последние данные рисуют обнадеживающую картину экономики, которая при поверхностном взгляде несется вперед на всех парах. Однако внутри продолжают накапливаться потенциальные проблемы финансового рынка, хотя пока они и незаметны», - считает, к примеру, профессор экономики Университета Корнелла и бывший руководитель китайского отдела МВФ Эсвар Прасад. (vedomosti.ru)

Симптоматично, что, дав развернутую оценку экономическим достижениям Китая за последние годы, председатель КНР в своем докладе не озвучил новые конкретные цифровые ориентиры, в том числе традиционные для подобных форумов цели по размерам национальной экономики и уровню ВВП на душу населения, что можно интерпретировать как допущение возможности их снижения . «Обе недомолвки, по-видимому, призваны дать властям больше возможностей для маневра ради решения многочисленных структурных проблем», - свидетельствует эксперт вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Кристофер Джонсон. (vedomosti.ru)

Заявленная Си Цзиньпином необходимость внесения изменений в экономический курс Китая напрямую связана с намерением Пекина проводить более активную внешнюю политику. И здесь следует особо отметить следующие ключевые направления.

Первое направление - военное . Укрепление армии, и, прежде, всего, национальных военно-морских сил приобретает особое значение в свете основных пунктов политики Пекина в регионе (взаимоотношения с Тайванем и территориальные споры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях). К военно-морскому измерению китайской внешней политики относится и открытие в текущем году первой за пределами Поднебесной полноценной военной базы в Джибути. Территориальные противоречия Китая и Индии в районе Тибета также напрямую завязаны на проблемы укрепления китайской Народно-освободительной армии.

Второе направление - евразийское . С момента проведения предыдущего, XVIII, съезда КПК Пекин предпринял беспрецедентные усилия для продвижения собственных проектов, в том числе «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути», направленных на развитие торговых, транспортных и экономических коридоров Евразии. Кроме того, заявленный новой администрацией США выход из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (TPP) открыл перед Китаем уникальную возможность попытаться занять лидирующие позиции в интеграционных торгово-экономических (а на этой основе и политических) проектах в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Трамп занял пост, пообещав покончить с торговым дисбалансом с Китаем. И это достойная цель. И каким был его первый шаг? Разорвать Транстихоокеанское партнерство - торговое соглашение, способное поставить США во главе торгового блока из 12 стран, построенного согласно интересам и ценностям США. Потенциально это могло устранить порядка 18 тысяч тарифов на американские товары и дать контроль над 40% мирового ВВП. И Китая не было в этом блоке. Это называется рычагом», - иронизирует в этой связи американская газета The New York Times. «Трамп разорвал Транстихоокеанское партнерство, чтобы «удовлетворить электорат», и теперь ему осталось только выпрашивать у Китая какие-то торговые крохи. А поскольку ему нужна помощь Китая в деле Северной Кореи, он еще меньше может влиять на торговые вопросы», - делает вывод издание. (nytimes.com)

Третье ключевое направление китайской политики - как раз северокорейская ядерная проблема . Здесь роль Китая является насколько важной, настолько и противоречивой, определяемой его статусом постоянного члена Совета Безопасности ООН и одновременно ведущего торгово-экономического партнера Пхеньяна. США, Южная Корея и Япония неизменно требуют от Пекина значительного ужесточения давления на северокорейское руководство вплоть до введения полномасштабной экономической блокады. Однако подобные требования противоречат как подтвержденному в очередной раз Си Цзиньпином принципу «мягкой силы» во внешней политике, так и укреплению торгово-экономических позиций Китая в регионе и за его пределами. Очевидно, что провозглашенные на XIX съезде КПК внешнеполитические принципы и приоритеты пройдут первую проверку уже совсем скоро - во время запланированного посещения Пекина президентом США Дональдом Трампом в ходе его азиатского турне в начале ноября. (vedomosti.ru)

Амбициозные планы китайского партийно-государственного руководства, озвученные на нынешнем съезде КПК, объективно отвечают интересам России, так как создают основу для наращивания двустороннего сотрудничества . Это касается, в первую очередь, энергетической сферы, которая призвана обеспечивать энергоресурсами растущие производственные мощности Китая. Заключенный в начале сентября текущего года во время визита российской делегации во главе с президентом Владимиром Путиным в Пекин контракт между «Роснефтью» и китайской частная компания CEFC China Energy обеспечит резкий прирост российских поставок нефти в Китай уже до конца 2017-го года. «Мы в этом году поставим в Китай 40 млн тонн, - рассказал 19 октября главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин. - А в следующем году добавим еще 10 млн тонн. И так будем поставлять ближайшие пять лет». (vedomosti.ru)

В результате на китайский рынок уже в текущем году будет приходиться 20% нефтедобычи «Роснефти» и 32% от ее экспорта. Одновременно, по свидетельству Игоря Сечина, «Роснефть» и CEFC готовят дополнительный «контракт о сотрудничестве», рассчитанный на более длительную перспективу. Ключевым партнером российской нефтяной компании является также Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC). По итогам 2016 года Россия занимает первое место в структуре поставщиков нефти в Китай с показателем в 52,5 млн. тонн, опережая Саудовскую Аравию (51 млн. тонн) и традиционно ориентированные на китайский рынок Анголу и Ирак.

Еще одним перспективным энергетическим проектом в структуре сотрудничества России и Китая является сооружение магистрального газопровода «Сила Сибири», предусматривающего транспортировку газа Иркутского и Якутского центров газодобычи российским потребителям на Дальнем Востоке и в Китай («восточный» маршрут). Соответствующее соглашение (Договор купли-продажи российского газа по «восточному» маршруту) в мае 2014 года подписали ПАО «Газпром» и CNPC. Он заключен сроком на 30 лет и предполагает поставку в Китай 38 млрд. кубометров газа в год, начиная с декабря 2019 года. (gazprom.ru)

Помимо чисто экономических факторов, реализация вышеуказанных проектов, а также наращивание российско-китайского сотрудничества в других областях - в том числе в формате «шелковых путей» - напрямую зависит от стабильности внутриполитической ситуации в самом Китае. И XIX съезд КПК данную стабильность, - по крайней мере, на ближайшие годы, - упрочил.


Top