Влияние творчества на дошкольников. Влияние искусства на развитие творчества детей Влияние художественного творчества на развитие ребенка

Анастасия Головня
Влияние творчества на дошкольников

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Творчество и живопись развивают эмоциональную, социальную и интеллектуальную сферы ребенка, формируют основные представления о цвете и его разнообразных оттенках, особенностях их классификации.

Занятие способствует развитию мелкой моторики руки, благодаря которой начинает развиваться речь. Использование разных техник рисования (рисование пальцем, губкой или кисточкой, применяя при этом разные поверхности) позволяет ребенку развить воображение, проявить свои художественные способности с самых ранних лет. Постепенное усложнение программы позволяет ребенку овладеть различными техниками изобразительного искусства.

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства : рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция) ; живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности . Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж) . Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов : гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента, (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника Контрольная работа «Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника». Выполнила: Галимон Татьяна Юрьевна МДОУ.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании.

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию.

Здоровьесберегающие технологии их влияние на физическое развитие дошкольников Дошкольный возраста – это уникальный период для развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время формируются.

Буклет «Влияние дымковской игрушки на эстетическое развитие дошкольников» Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная.

Влияние творчества А. Л. Барто на социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста Агния Львовна Барто(1906-1981г. г.) Известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Удивительная женщина,.

Влияние творчества на развитие ребенка особенно велико в раннем возрасте. Дошкольный возраст является самым подходящим для развития детей. Начиная с 3-х лет ребенок активно познает мир, проявляет творческие способности, контактирует с миром и у него начинают формироваться личностные особенности и черты характера.

В дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность в самовыражении, которая связана с бурной фантазией и воображением малыша. Какой еще способ, как не творчество, является лучшим для этого. Благодаря творчеству ребенок развивает свои способности и таланты, а также ищет себе занятие, которое будет ему по душе, что в дальнейшем сможет позволить заниматься любимым делом.

Ниже мы приведем небольшой список преимуществ занятий творчеством в дошкольном возрасте, которые позволят определить, чем же они так полезны:

  1. Пожалуй, самое главное, что дает творчество малышу – это развитие его креативности, в дальнейшем это помогает развить способность мыслить нестандартно, смотреть на вещи под другим углом и находить выход из сложной ситуации.
  2. Расширяет кругозор. При помощи творчества для ребенка проходит знакомство с окружающим миром: он рисует то, что видит при этом, проявляя фантазию, тем самым расширяет свой кругозор, узнавая новые вещи, знакомясь с новыми людьми и пробуя что-то новое.
  3. Творческие занятия еще развивают у ребенка дисциплинированность, он учится доводить начатое до конца, быть усидчивым и сосредоточенным. Это связано с тем, что ребенок, если увлечен – он может долгое время проводить за любимым занятием, например, собирать паззл.
  4. В зависимости от типа занятий у ребенка могут развиваться чувство ритма (музыка) или организм в целом (физические занятия).
  5. Если ваш малыш увлеченно решает самые разнообразные логические задачки и ребусы, любит всевозможные интеллектуальные игры на время, то это еще способствует развитию скорости принятия решений.

Какие игры и творческие задания можно использовать для всестороннего развития малыша? На самом деле любые, главное их чередовать – физические с умственными, задания, которые требуют концентрации и усидчивости, с подвижными играми. Это нужно для того, чтобы ребенок не заскучал, и ему не надоело играть в одну и ту же игру. А так можно использовать самые разные игры: паззлы, конструкторы, всевозможные техники рисования, можно использовать кинетический песок для игр, так как он развивает мелкую моторику ребенка.

Командные игры и виды спорта развивают общительность, умение работать в команде и ответственность.

Искусство в раннем возрасте так же оказывает большое влияние на развитие малыша – ребенок развивает фантазию, воображение, креативное мышление. Посредством творческой деятельности ребенок учится самовыражаться.

Главное – это разговаривать с малышом, показывать, рассказывать, пытаться понять чего он хочет и чем интересуется, что ему нравится делать, а что нет.

Поняв фантазии ребенка, вы сможете направить его энергию в нужное русло.

СВЕТЛАНА ХИСМАТУЛЛИНА
Влияния искусства на развитие творческих способностей дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Солнышко» село Кушнаренково

Муниципального района Кушнаренковский район РБ

Выступление на районном методическом объединение воспитателей старших и подготовительных к школе групп на тему :

«Влияния искусства на развитие творческих способностей дошкольников »

Воспитатель : Хисматуллина Светлана Сайфулловна

Основной задачей современного образования является воспитание творческой , самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих , нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте . Дошкольные годы сензитивны для творческого развития , а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Наиболее благоприятными для творческого развития детей являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка .

Изобразительная деятельность способствует активному познанию ребенком окружающего мира, воспитывает способность творчески отражать свои впечатления в графической или пластической форме. Знакомя своих воспитанников в детском саду с произведениями изобразительного искусства , мы способствуем эмоциональному и художественному развитию , стараемся научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений, и увидеть, как по-разному отображают их в своем творчестве художники . По результатам систематического контакта с миром эстетически значимых примеров и явлений. Мы отмечаем, что ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках, пластических формах. Он получает разного рода информацию, которая входит в него даже через чисто физиологические процессы – удовольствие или неудовольствие. Благодаря этому накапливаются впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые и представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляются простейшая эстетическая избирательность, и эстетические чувства. Знакомясь с произведениями искусства , дети учатся видеть его содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение, и как все это передал художник, скульптор, народный мастер.

Для успешной работы по ознакомлению детей с изобразительным искусством требуется качественно изменить подход к развитию детского творчества , и, как следствие, активному внедрению в практику интегрированных занятий.

Их использование обусловлено следующими причинами :

Для детей дошкольного возраста художественное творчество носит синкретический (слитный) характер, в котором не отделены и не специализированны различные виды искусства ;

Познание ребенком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения ;

Активизируют все психические процессы, обеспечивающие успешное осуществление детской художественно – творческой деятельности .

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве . Взаимосвязь, взаимопроникновение различных видов искусств в разнообразной художественно творческой деятельности являются основным правилом в построении занятий с детьми. .

Традиционные методы в совокупности с инновационными методами способствуют в большей степени развитию художественно – творческих способностей детей , развитию детского восприятия , художественно – образному мышлению и активной творческой деятельности детей .

Обязательная составляющая часть наших интегрированных занятий – музыка, которая позволяет в наибольшей степени создать эмоционально положительный настрой в соответствии с поставленной задачей, затрагивает самые сокровенные струны детской души. Знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной классики начинается на музыкальном занятии. Вместе с детьми мы учимся слушать и понимать произведения П. Чайковского, А. Вивальди, С. Рахманинова, Д. Шостаковича. Музыка продолжает звучать и в группе, способствуя творческому рождению маленьких детских шедевров.

На занятиях мы с детьми не просто слушаем музыку, а учимся сравнивать, сопоставлять музыкальное произведение и произведение живописи, выделять их основные выразительные средства.

Дети даже 5-го года жизни легко усваивают связь между высокими звуками и светлыми красками, между мрачными низкими звуками и темными красками. И в этом случае большое практическое значение имеет навык цветоведения, т. е. ребенку просто необходимо дать элементарные представления о смешивании красок, развить умение получать новые оттенки, пользоваться палитрой.

Поэзия – богатейший в воспитательном и образовательном отношении материал, который раскрывает перед детьми богатство окружающего мира, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни, формирует в ребенке собственное отношение к действительности. Активное использование на занятиях литературных произведений, особенно поэзии А. С. Пушкина, А. Фета, С. Есенина и других, помогает не только знакомить детей с поэзией, но и проводить словарно – семантическую работу с детьми, позволяет обращать внимание на орфоэпическое правильное произношение слов, на музыкальность их звучания, на образность языка стихотворения . Все это способствует развитию речи и обогащению словарного запаса детей, помогает вдумываться в смысловое содержание литературного произведения, приближает детей к творческому процессу . Знакомство с эмоционально-эстетическими терминами, с искусствоведческими терминами , с образными словами и выражениями, не только развивает речь детей , но и учит высказывать свое мнение и суждения, давать оценку увиденным произведениям.

Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве (красоту природных явлений, характерные особенности героев и др.) . Например, организуя с детьми наблюдения за явлениями природы осенью на прогулках, беседуя о них, разучивая стихотворения , предлагается нарисовать отдельные природные явления, воспитатель показывает детям, как кисточкой нарисовать, что «листочки по ветру летят» , или «кап-кап, дождик идёт» , нарисовать карандашами, свечой и т. д.

Изобразительность как черта художественного образа литературного произведения дает возможность ребенку передавать этот образ с помощью художественных средств выразительности. Основой же изображения служит не только отображенный в произведении литературы образ или явление, но и эмоциональное переживание дошкольника по отношению к изображаемому.

В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно развивается самостоятельное эстетическое видение и эстетическая оценка.

Таким образом, влияние произведений литературы на занятия художественным творчеством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник : рисование пальцами, технику оттиска или печатки, кляксографии, монотипию, рисование с натуры, рисование по сырому листу, пластилиновое рисование, рисование по точкам, по трафаретам. Использование различных техник в практических занятиях позволяет раскрыть новые творческие возможности и способности , сделать занятия разнообразными и интересными. Знания об особенностях техник в живописи, умение подобрать и качественно использовать тот или иной вид техники расширяет кругозор в области использования разнообразных материалов и оборудования и способствует развитию интеллектуально – познавательных способностей детей .

Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы : простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, фломастер, восковые мелки.

В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала детям предлагается тот или иной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекать самих детей. Соответствующими вопросами побуждать их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности . Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность , пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.

На наш взгляд для успешного развития творческих способностей детей необходимо создать такие условия, где ребенок мог бы

Просмотр фильмов созданных на основе детских творческих работ :

1. Осень, осень….

2. Моя мама самая, самая.

3. В лесу родилась елочка.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

Влияние художественно – творческой деятельности на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

педагог - психолог

Шлык Е.Н.

2015 г.

Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения .

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – усиление внимания к формированию художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Работы отечественных и зарубежных специалистов (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества.

Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами. Постепенно вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Психолог Л. Выготский отметил, что любая практика, любой опыт могут быть усвоены двумя путями. Один из них – воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий. А.А.Волкова, характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

Эти вопросы от своих воспитанников «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый, каждый, кто старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные подробности.

Художественная деятельность ребенка приобретает художественно – творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов – представлений и овладений способами изображения. Продуктом художественно – творческой деятельности является выразительный образ. С самого начала ребенка надо учить правильно, пользоваться разными изобразительными материалами, т.е. учить технике рисования (равно как и технике изонити, аппликации, лепке и т.п.).

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», бумагокручения. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и изонити доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Работа с нетрадиционными техниками бумаги позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования иглой, клеем и т.д., приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:


Top