Владимирская сельская школа стала самой комфортной в стране. Идеи с.А. Рачинского как основа создания гуманистических воспитательных систем сельских школ С какой целью писатель рассказывает о том

Сельская школа занимает особое положение в структуре села - это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села, или во всяком случае, сильно влияет на нее. Школа и социум на селе неразделимы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какой должна быть современная сельская школа? Возможно ли что-то изменить в ней уже сейчас? Как это сделать? - такими вопросами задаются, наверное, многие, кто хоть раз побывал в типичной сельской школе деревенской глубинки.

Сельская школа занимает особое положение в структуре села - это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет жизнь села, или во всяком случае, сильно влияет на нее. Школа и социум на селе неразделимы. Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранения принципа социального равенства сельского социума. Поэтому школа не может отставать от изменений в обществе, оставаться старой по качеству обучения. Сегодня нужно другое образование.

На сегодняшний день, система образования России находится в состояний модернизации. Особое внимание уделено сельской школе и реформированию аграрного сектора страны. Для обеспечения доступности и достижения высокого качества общего образования для граждан, проживающих в сельской местности разработан комплексный подход (реструктуризация сети сельских школ), в котором учитывается особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности российских регионов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования..

В современном сельском социуме выделяют общеобразовательные учреждения различных типов: начальные, основные, средние (полные) школы,общеобразовательные учреждения «Школа - детский сад», гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, центры образования. Преобладающий тип общеобразовательных учреждений на селе - средняя (полная) школа

Я же хочу остановиться на таком типе школы как общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Школа- детский сад». В связи с реструктуризацией образовательных учреждений, проведенной в Боханском районе из 26 начальных и 11 школ-садов на данный момент остались как самостоятельные юридические лица только три школы- сада - это Вершининская, Харагиргенская и Шунтинская школы- детский сады. Это три вполне самостоятельных учреждения, сумевших идти в ногу со временем и новыми требованиями.

Важным фактором социально-культурной жизни села является организация взаимодействия школы и иных структур: если школа далека от волнующих людей проблем сельской жизни, она вряд ли может рассчитывать на активную поддержку людей. Там же, где школа проявляет не просто интерес, а принимает живое участие в их решении, создаются предпосылки для оказания помощи школе и ее подопечным. Такое взаимодействие со всеми структурами сельского социума дает прекрасное воспитательное пространство, наполняет его особой событийностью (сопроживанием, сопереживанием, общностью интересов, забот) всех участников совместной жизнедеятельности.

В деревне Харатирген по данным переписи 2002г проживало - 523 человека. сейчас число жителей увеличилось - стало 574, детей дошкольного возраста также стало больше: было 47 , стало - 61. Село растет, должна быть и перспективная программа развития села, а также школы. В Харатиргенской школе - сад на данный момент всего обучается и воспитывается 54 ребенка: 34 в начальной школе и 20 детей в детском саду. В перспективе в начальной школе к 2015 году будут обучаться 50 человек, а охват детей дошкольного возраста на данный момент составляет всего лишь - %, если еще 5 лет назад речи не шло ни о какой очереди в дошкольное учреждение, то сегодня детей- очередников - 27 чел. Администрацией школы и общественностью был поднят вопрос о необходимости открытия детского сада. Это вопрос нашел положительное решение. С 2012 г в д. Харатирген начнется строительство детского сада на 60 мест на сумму 72 млн. руб, выделяемых из областного и местного бюджета.

Одна из самых серьезных бед сельских школ - малокомплектность. Средняя наполняемость классов в сельской школе составляет 15 , а в некоторых малокомплектных сельских школах на одного учителя приходится всего лишь 5 учеников (есть и 3). В маленьких школах учителя по-прежнему вынуждены объединять на одном уроке ребят разного возраста, занимаются с ними одновременно по нескольким программам. Методисты сколько угодно могут изобретать всевозможные технологии обучения в разновозрастных группах - все равно эффект будет невысоким. Малочисленная школа не обеспечивает и адекватное возрасту развитие учащегося.

Общеизвестны и кадровые проблемы сельских школ, хотя во многом они сходятся с городскими. Идет старение педагогических кадров Но главное здесь - не количественные, а качественные показатели. Квалификация сельских учителей зачастую ниже, чем городских. Не хватает высококвалифицированных специалистов.

Решение этих вопросов крайне необходимо. Так в нашей школе мы активно стали заниматься решением данных проблем. Четверо учителей школы заочно получили высшее образование. В школе работает педагог высшей категории Почетный работник образования РФ, 2 учителей 1 категории, педагоги постоянно работают над самообразованием, делятся опытом работы на районных, кустовых, окружных семинарах и научно- практических конференциях.

Сельские базовые школы в первую очередь активно насыщаются оборудованием. Так, благодаря участию в различных международных, федеральных, республиканских программах и проектах по созданию единой образовательной информационной среды сделан значительный шаг по вхождению школ в информационный мир. В настоящее время количество компьютеров в сельских школах значительно увеличилось, имеются современные компьютерные классы. Параллельно с поставкой в школы современной компьютерной техники идет подключение ее к всемирной сети Интернет. На данный момент к сети Интернет подключены все сельские школы, включая начальные, расширяется область применения новых информационных технологий. В данном случае, конечно, начальным школам приходится сложнее, им меньше выделяется различного рода оборудование. Приходится находить дополнительные пути решения укрепления материальной базы.

Сельская школа как воспитательный институт всегда осознавала жизненную потребность в налаживании контактов между школой и селом, по возможности укрепляла эту связь. Практика показала, что установление сотрудничества - процесс многосложный, двусторонний, длительный, зависящий от многих факторов. Главный из них - инициирующая роль школы. Гам, где сотрудничество состоялось и стало нормой взаимодействия школы и села, произошло взаимообогащение друг друга, которое, прежде всего, положительно сказалось на социализации детей. Чтобы идти в ногу со временем и с новыми требованиями, наши школы - сады стали активно привлекать к себе спонсоров. Так, Харатиргенская школа-сад в 2004г присвоила имя своего именитого земляка Игнатьева И.А., родственники которого помогают в укреплении материально - технической базы, закупают компьютерную технику, учебную и художественную литературу. Таким образом, в начальной школе на данный момент имеется кабинет информатики, в котором есть 4 единицы компьютера, 3 принтера, копировальный аппарат, сканер. Группы продленного дня и детского сада обеспечены телевизорами. 1)УО - плеерами, музыкальными центрами, что. конечно, положительно сказывается и на качестве образования.

Создание образовательно-культурных центров, объединяющих под одной крышей школу, дом культуры, а также активная работа с учреждениями дополнительного образования, - еще один из путей реструктуризации сети. Именно они становятся объединяющими сельчан учреждениями, работая днем - в режиме школы, вечером - организуя досуг всех детей и взрослых. В полную силу начинают работать различные клубы по интересам, физкультурные занятия и т.п.

Последние годы наша начальная школа очень тесно сотрудничает с СДК, с учреждениями дополнительного образования Боханского района: ДЮСШ и ДЦТ. На базе нашей школы работают кружки «Умелые ручки» и «Юный шахматист», в которые привлечены дети не только начальной школы, но и выпускники школы, дети 5-8 классов, обучающихся в Хохорской СОШ. Неоднократно проводились турниры по шахматам и шашкам на приз Игнатьева.

В этом учебном году, в апреле месяце нами запланирован районный турнир по шахматам среди начальных классов. На базе СДК работают секции по вольной борьбе и по стрельбе из лука. Это дает положительные результаты. Во первых, дети заняты делом в вечернее время, во - вторых, занято довольно много детей из неблагополучных семей. На базе СДК не раз проводились районные, окружные соревнования по стрельбе из лука. В декабре 201 Ог на базе СДК были проведены районные соревнования по вольной борьбе. За два года работы секции по вольной борьбе ребята показали отличные результаты: неоднократно становились призерами и победителями районных, окружных, областных соревнований. Среди них и наши учащиеся Харатиргенской начальной школы.

Таким образом, в сельской местности школа все чаще стала восприниматься как образовательный центр, где обязаны воспитать ребенка, научив всему лучшему, дать хорошие знания. Личностно-ориентированная развивающая образовательная среда школы должна обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности удовлетворения физиологических потребностей; потребностей в безопасности и уверенности в будущем.

Возможность удовлетворения социальных потребностей через усвоение групповых норм и идеалов. Удовлетворение и развитие потребности в значимой преобразующей деятельности в соответствии с интересами и склонностями, потребность в сохранении и повышении самооценки, в самоактуализации А востребованность в культурных учреждениях у жителей села только увеличивается. Ведь занятость в досуговой сфере

для населения - не только способ рекреации, но и возможность реализовать себя как личность - через посещение мероприятий в качестве зрителя, через деятельность разнообразных кружков и объединений, проведение и участие в различных мероприятиях и конкурсных программах, ориентированных на все слои населения, оказывает положительное влияние на состояние сельчан.


Школа в деревне Лесниково в 30 километрах от Гусь-Хрустального дважды становилась лучшей сельской школой страны. А в этом году получила звание «Самая комфортная школа России ». Что же в ней такого особенного? Я отправилась туда, чтобы лично это узнать.

Как дома

Старенькие деревянные дома, пара магазинов и двухэтажная кирпичная школа с пристроенным детским садиком - таких картинок в сельской местности через каждые 50 километров.

Внутри школа тоже не поражает суперсовременным техническим оснащением и евроремонтом. Все для детей, а не для проверяющих комиссий. У входе стол для настольного тенниса, на стенах - стенды с достижениями учеников и выпускников, как было модно в 90-х. Коридор второго этажа украшает нарисованный лес с огромным лосем и волком, около лестницы - картина жизни человека, от рождения до зрелости. Роспись создали специально приглашенные художник. На окнах - занавески в цветочек, тут и там - живые цветы. В общем, ничего «сверх». Но уютно, чисто и тепло.

Стоило мне войти в здание, как ребятня наперебой стала здороваться и спрашивать: «Вы к кому?». Никаких турникетов, как в городе.

Директор Михаил Овечкин каждого школьника знает по имени и помнит, как каждый из них учится. Это понятно - учеников здесь всего 39, еще 14 - дошколята. И так же учащихся знает каждый педагог. Их здесь девять.

Михаил Овечкин с гордостью показывает новую котельную, которая появилась около школы, компьютерный кабинет, пристроенный блок для дошколят и … новую уборную. Еще недавно всего этого не было. Например, туалет был на улице, а топили школу дровами.

Ощущение комфорта в стенах школы создается не техникой и не новым ремонтом, хотя и то, и то у нас есть, - рассказал директор. - У нас все строится на общении с детьми. Мы с ними - на равных. Например, мы не переживаем за цветы и рисунки на стенах, потому что дали детям понять, что школа также принадлежит им, как и педагогам. А свое портить, согласитесь, никто не будет. Чтобы показать, что они здесь полноправные хозяева, еще в 90-х мы создали в школе свою Республику «Маленькая страна». У нее есть свой гимн, герб, правила и права, у каждого ребенка есть специальный паспорт гражданина Республики. И у нее, конечно, есть свой президент, которого дети выбирают сами. Есть ученый совет, в составе которого сами ученики, который контролирует успеваемость детей. Можно сказать, у нас самоуправление.

Телефоны? А зачем?

Одно из главных правил в школе - все делать вместе. Поэтому даже на огороде, где дети сажают капусту, морковь и свеклу для школьной столовой, работают все вместе. Сажать и копать картошку выходит даже директор!

Я не увидела на перемене ни одного ребенка с мобильным телефоном руках. И это не потому, что смартфонов у детей нет. В школе четкое правило - телефон доставать только в крайних случаях.

Из-за того, что классы у нас малокомплектные, занятия, фактически, можно назвать индивидуальными, - поделилась учитель математики Ирина Янцен. - И на занятиях они могут задавать любые вопросы, которые возникают.

«Зачем показывать, что я плохой ученик?»

Я отловила одного из пятиклашек.

У тебя есть мобильный телефон?

Конечно, они сейчас у всех есть, - ответил Кирилл Бочин .

Покажешь, что тебе друзья там пишут?

Он у меня дома лежит, мне его брать незачем. Друзья у меня все здесь, да и отвлекаться лишний раз не хочу. Могу что-то по учебе не понять.

Ты во сколько в школу приходишь? Уроки же у вас в 8.30 начинаются?

К 8 утра. Тут все ребята заранее приходят. Мы уроки повторяем. Нас каждого по домашнему заданию спрашивают, поэтому опаздывать нельзя, не выучить - тоже. Могут на линейке потом перед всеми вывести, поругать немного и спросить, как буду исправляться. Зачем всем показывать, что я плохой ученик?

Как результат, дети побеждают на олимпиадах различного уровня, среди выпускников есть медалисты. Правда, школа - основная, то есть всего 9 классов. Несмотря на это, детей с недавнего времени начали учить второму иностранному языку - помимо немецкого лесниковские дети постигают азы английского.

У школы есть своя небольшая столовая, мастерская со столярным слесарным мини-цехами, да такими, что, как мне показалось, станков тут даже больше, чем число учащихся.

Помимо учебы занимаются спортом и играют в тимуровцев, помогая старикам и ветеранам, хотя, может, и не знают этого слова. Уезжала я оттуда в приподнятом настроении. Захотелось снова вернуться в школу.

Всю жизнь он своими яркими статьями боролся за укрепление русского государства, отважно разоблачая продажных чиновников, либеральных демократов и революционеров, предупреждая о нависшей над страной угрозе. Захватившие в России власть большевики ему этого не простили. Меньшикова расстреляли в 1918 году с крайней жестокостью на глазах у его жены и шестерых детей.

Михаил Осипович родился 7 октября 1859 г. в Новоржеве Псковской губернии близ озера Валдай, в семье коллежского регистратора. Окончил уездное училище, после чего поступил в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. Потом участвовал в нескольких дальних морских походах, писательским плодом которых явилась вышедшая в 1884 году первая книга очерков – «По портам Европы». Как морской офицер, Меньшиков высказал идею соединения кораблей и аэропланов, предсказав тем самым появление авианосцев.

Чувствуя призвание к литературному труду и публицистике, в 1892 году Меньшиков вышел в отставку в чине штабс-капитана. Устроился корреспондентом в газету «Неделя», где вскоре обратил на себя внимание своими талантливыми статьями. Затем стал ведущим публицистом газеты консервативного толка «Новое время», где проработал вплоть до революции.

В этой газете он вел свою знаменитую рубрику «Письма к ближним», которая привлекала внимание всего образованного общества России. Некоторые называли Меньшикова «реакционером и черносотенцем» (а кто-то называет до сих пор). Однако все это – злостная клевета.

В 1911 году в статье «Коленопреклоненная Россия» Меньшиков, разоблачая происки западной закулисы против России, предупреждал:

«Если в Америке собирается огромный фонд с целью наводнения России душегубами и террористами, то нашему правительству об этом стоит подумать. Неужели и нынче государственная наша стража ничего вовремя не заметит (как в 1905 году) и не предупредит беды?».

Никаких мер в этой связи власти тогда не приняли. А если бы приняли? Вряд ли тогда смог бы приехать в Россию в 1917 году с деньгами американского банкира Джекоба Шифа Троцкий-Бронштейн, главный организатор Октябрьского переворота!

Идеолог национальной России

Меньшиков являлся одним из ведущих публицистов консервативного направления, выступая идеологом русского национализма. Он стал инициатором создания Всероссийского Национального Союза (ВНС), для которого разработал программу и устав. В эту организацию, которая имела свою фракцию в Госдуме, вошли умеренно-правые элементы образованного русского общества: профессора, военные в отставке, чиновники, публицисты, священнослужители, известные учёные. Большинство из них были искренними патриотами, что потом доказали многие из них не только своей борьбой против большевиков, но и мученической смертью...

Сам Меньшиков ясно предвидел национальную катастрофу 1917 года и, как истинный публицист, бил в набат, предупреждал, стремился предотвратить её. «Православие, – писал он, ­– нас освободило от древней дикости, самодержавие – от анархии, но возвращение на наших глазах к дикости и анархии доказывает, что необходим новый принцип, спасающий прежние. Это – народность... Только национализм в состоянии вернуть нам потерянное благочестие и могущество».

В статье «Кончина века», написанной в декабре 1900 года, Меньшиков призывал русских людей к сохранению роли державообразующего народа:

«Мы, русские, долго спали, убаюканные своим могуществом и славой, – но вот ударил один гром небесный за другим, и мы проснулись и увидели себя в осаде – и извне, и изнутри… Мы не хотим чужого, но наша – Русская – земля должна быть нашей».

Возможность избежать революции Меньшиков видел в усилении государственной власти, в последовательной и твёрдой национальной политике. Михаил Осипович был убеждён в том, что народ в совете с монархом должен управлять чиновниками, а не они им. Со страстью публициста он показывал смертельную опасность бюрократизма для России: «Наша бюрократия... свела историческую силу нации на нет».

Необходимость коренных перемен

Близкие отношения Меньшиков поддерживал с великими русскими писателями того времени. Горький признавался в одном из писем, что любит Меньшикова, потому что он его «враг по сердцу», а враги «лучше говорят правду». Со своей стороны Меньшиков называл «Песнь о соколе» Горького «злой моралью», потому что, по его словам спасает мир не «безумство храбрых», несущих восстание, а «мудрость кротких», вроде чеховской Липы («В овраге»).

Известно 48 писем к нему Чехова, который относился к нему с неизменным уважением. Меньшиков бывал в Ясной у Толстого, но при этом критиковал его в статье «Толстой и власть», где писал, что он опаснее для России, чем все революционеры вместе взятые. Толстой отвечал ему, что во время прочтения этой статьи он испытал «одно из самых желательных и дорогих мне чувств – не просто доброжелательства, а прямо любви к вам...».

Меньшиков был убеждён, что России нужны коренные перемены во всех без исключения областях жизни, только в этом было спасение страны, но иллюзий он не испытывал. «Людей нет – вот на чём Россия гибнет!» – восклицал в отчаянии Михаил Осипович.

До конца своих дней давал беспощадные оценки самодовольному чиновничеству и либеральной интеллигенции: «В сущности, всё красивое своё и великое вы давно пропили (внизу) и прожрали (наверху). Размотали церковь, аристократию, интеллигенцию».

Меньшиков считал, что каждая нация должна настойчиво бороться за свою национальную идентичность. «Когда речь зайдет, – писал он, – о нарушении прав еврея, финна, поляка, армянина, подымается негодующий вопль: все кричат об уважении к такой святыне, как национальность. Но лишь только русские обмолвятся о своей народности, о своих национальных ценностях: подымаются возмущенные крики - человеконенавистничество! Нетерпимость! Черносотенное насилие! Грубый произвол!».

Выдающийся русский философ Игорь Шафаревич писал: «Михаил Осипович Меньшиков – один из небольшого числа проницательных людей, живших в тот период русской истории, который иным казался (и сейчас еще кажется) безоблачным. Но чуткие люди уже тогда, на рубеже XIX и XX веков видели главный корень надвигающихся бед, обрушившихся потом на Россию и переживаемых нами до сих пор (да и не видно, когда еще придет им конец). Этот основной порок общества, несущий в себе опасность будущих глубоких потрясений, Меньшиков усматривал в ослаблении национального сознания русского народа...».

Портрет современного либерала

Еще много лет назад Меньшиков энергично разоблачал тех в России, кто, как и сегодня, поносил ее, уповая на «демократический и цивилизованный» Запад. «Мы, – писал Меньшиков, – глаз не сводим с Запада, мы им заворожены, нам хочется жить именно так и ничуть не хуже, чем живут "порядочные" люди в Европе. Под страхом самого искреннего, острого страдания, под гнетом чувствуемой неотложности нам нужно обставить себя той же роскошью, какая доступна западному обществу. Мы должны носить то же платье, сидеть на той же мебели, есть те же блюда, пить те же вина, видеть те же зрелища, что видят европейцы. Чтобы удовлетворить свои возросшие потребности, образованный слой предъявляет к русскому народу все большие требования.

Интеллигенция и дворянство не хотят понять, что высокий уровень потребления на Западе связан с эксплуатацией им значительной части остального мира. Как бы русские люди ни работали, они не смогут достичь уровня дохода, который на Западе получают путем перекачки в свою пользу неоплаченных ресурсов и труда других стран…

Образованный слой требует от народа крайнего напряжения, чтобы обеспечить себе европейский уровень потребления, и, когда это не получается, возмущается косностью и отсталостью русского народа».

Не нарисовал ли Меньшиков более ста лет назад со своей невероятной прозорливостью портрет нынешней русофобствующей либеральной «элиты»?

Отвага для честного труда

Ну а разве не к нам сегодня обращены эти слова выдающегося публициста? «Чувство победы и одоления, – писал Меньшиков, – чувство господства на своей земле годилось вовсе не для кровавых только битв. Отвага нужна для всякого честного труда. Все самое дорогое, что есть в борьбе с природой, все блистательное в науке, искусствах, мудрости и вере народной – все движется именно героизмом сердца.

Всякий прогресс, всякое открытие сродни откровению, и всякое совершенство есть победа. Только народ, привыкший к битвам, насыщенный инстинктом торжества над препятствиями, способен на что-нибудь великое. Если нет в народе чувства господства – нет и гения. Падает благородная гордость – и человек становится из повелителя рабом.

Мы в плену у рабских, недостойных, морально ничтожных влияний, и именно отсюда – наша нищета и непостижимая у богатырского народа слабость».

Разве не из-за этой слабости рухнула Россия в 1917 году? Разве не потому развалился в 1991-м могучий Советский Союз? Не та ли опасность грозит нам и сегодня, если мы уступим глобальному натиску на Россию со стороны Запада?

Месть революционеров

Те, кто подрывал основы Российской империи, а потом в феврале 1917 года захватили в ней власть, не забыли и не простили Меньшикову его позиции стойкого государственника и борца за единение русского народа. Публицист был отстранён от работы в «Новом времени». Лишившись дома и сбережений, конфискованных вскоре уже большевиками, зиму 1917–1918 гг. Меньшиков провел на Валдае, где у него была дача.

В те горькие дни он в своем дневнике писал:«27 февр.12.III.1918. Год русской великой революции. Мы еще живы, благодарение Создателю. Но мы ограблены, разорены, лишены работы, изгнаны из своего города и дома, обречены на голодную смерть. А десятки тысяч людей замучены и убиты. А вся Россия сброшена в пропасть еще небывалого в истории позора и бедствия. Что дальше будет и подумать страшно,- т. е. было бы страшно, если бы мозг не был уже досыта и до бесчувствия забит впечатлениями насилия и ужаса».

В сентябре 1918 года Меньшикова арестовали, и уже через пять дней расстреляли. В заметке опубликованной в «Известиях» говорилось: «Чрезвычайным полевым штабом в Валдае расстрелян известный черносотенный публицист Меньшиков. Раскрыт монархический заговор, во главе которого стоял Меньшиков. Издавалась подпольная черносотенная газета, призывающая к свержению советской власти».

В этом сообщении не было ни слова правды. Не было никакого заговора и никакую газету Меньшиков тогда уже не выпускал.

Ему мстили за его прежнюю позицию стойкого русского патриота. В письме жене из тюрьмы, где он просидел шесть дней, Меньшиков писал, что чекисты не скрывали от него, что этот суд есть «акт мести» за его статьи, печатавшиеся до революции.

Казнь выдающегося сына России произошла 20 сентября1918 года на берегу Валдайского озера напротив Иверского монастыря. Его вдова, Мария Васильевна, ставшая вместе с детьми свидетелем расстрела, написала потом в своих воспоминаниях: «Придя под стражей на место казни, муж стал лицом к Иверскому монастырю, ясно видимому с этого места, опустился на колени и стал молиться. Первый залп был дан для устрашения, однако этим выстрелом ранили левую руку мужа около кисти. Пуля вырвала кусок мяса. После этого выстрела муж оглянулся. Последовал новый залп. Стреляли в спину. Муж упал на землю. Сейчас же к нему подскочил Давидсон с револьвером и выстрелил в упор два раза в левый висок. <…> Дети расстрел своего папы видели и в ужасе плакали. <…> Чекист Давидсон, выстрелив в висок, сказал, что делает это с великим удовольствием».

Сегодня могила Меньшикова, чудом сохранившаяся, находится на старом городском кладбище города Валдай (Новгородская область), рядом с церковью Петра и Павла. Только много лет спустя родные добились реабилитации знаменитого писателя. В 1995 году новгородские писатели при поддержке администрации общественности Валдая открыли на усадьбе Меньшикова мраморную мемориальную доску со словами: «Расстрелян за убеждения».

В связи с юбилеем публициста в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете прошли всероссийские Меньшиковские чтения. «В России не было и нет равного Меньшикову публициста», – подчеркнул в своем выступлении председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев.

Владимир Малышев

Инновации, являясь необходимым условием развития образования, играют важную роль в становлении и совершенствовании отечественной системы народного образования.

В соответствии с существовавшими социально-экономическими условиями, в России вплоть до последних десятилетий XIX в. проблема развития народного образования – это фактически проблема образования и просвещения крестьян, составлявших подавляющее большинство населения страны и являющихся наименее просвещённой частью народа.

В исследованиях по истории образования отмечается, что до 2-й половины XVIII в. воспитание крестьянских детей в России осуществлялось в семье и крестьянской общине при поддержке церкви, занимавшейся религиозно-нравственным воспитанием (Д.И. Латышина, В.М. Величкина).

Проблема образования крестьян и простонародья впервые поднимается в русской общественной мысли XVIII в. (И.Т. Посошков, М.В. Ломоносов, Н.А. Радищев и др.). Наиболее глубоко она анализируются в работе А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России» (1766 г., впервые издана в 1865 г.). Один из разделов этого сочинения посвящён описанию .

Первый масштабный проект создания системы народного образования в России, попытка осуществления которого была предпринята, разработал Ф.И. Янкович де Мириево. Согласно утверждённому в 1786 г. Екатериной II «Уставу народных училищ», в каждом губернском городе предполагалось открыть главные народные училища, рассчитанные на 5 лет обучения, а в уездных центрах и сёлах – малые народные училища (2 года). Проект был реализован лишь частично, поскольку при его осуществлении местных власти, как правило, уклонялись от содержания народных училищ.

Первыми в России школами, доступными для простонародья, стали церковноприходские школы, которые появились в 1804 г. и просуществовали до 1918 г., являясь самим распространённым типом отечественных школ.

Церковноприходские школы изначально были ориентированы на религиозно-нравственное воспитание при минимальном уровне образования. Как правило, детей обучали служители церкви, не имеющие педагогической подготовки (основы педагогики стали преподаваться в духовных семинариях лишь в середине 1860-х гг.), использующие малоэффективные методы обучения, а содержание образования в своей основе оставалось неизменным в течение полувека.

Однако со 2-й половины XIX в. программа церковноприходских школ постепенно начинает расширяться, приобретая к началу ХХ в. более светский и научный характер. В это время церковноприходские школы работают при финансовой поддержке государства, являясь фактически государственно-церковными. К середине 1990-х гг. их сеть в России расширяется, общее количество превышает 31000. Кроме них, в ведении Святейшего Синода находились школы грамоты и четырёхлетние церковноприходские училища. В церковных школах грамоты велось обучение Закону Божьему, церковному пению, церковнославянскому и русскому чтению, письму и начальному счислению. В церковноприходских школах программа расширялась за счёт изучения русской грамматики и арифметики. В церковноприходских училищах кроме названных предметов преподавались священная и отечественная история. В программу церковноприходских училищ входило также обучение ремёслам (до 13 ремёсел).

Таким образом, церковноприходское образование в России на рубеже XIX–XX вв. было не только самым распространённым в крестьянской среде, оно приобрело многоуровневый и вариативный характер, свойственный развитым системам образования.

Наряду с церковноприходскими школами и училищами в сёлах России 2-й половины XIX в. развивается альтернативное (не государственно-церковное) образование. Школы в сельской местности создаются земствами, интеллигентами-подвижниками, энтузиастами-просветителями.

Особую группу сельских народных школ составляли школы, действовавшие в казачьих войсках. В России исторически сложилось 11 казачьих войск, которые размещались преимущественно в аграрных областях империи. В 1911 г. в стране было более 1000 казачьих школ, в которых наряду с религиозно-патриотическим и военно-физическим воспитанием давалось довольно широкое образование. Так, в Оренбургском казачьем войске было установлено обязательное обучение мальчиков и девочек. Курс обучение в войсковых начальных школах длился 5-6 лет и включал в себя Закон Божий, чтение, письмо, арифметику, церковное пение; для мальчиков преподавались гимнастика и фронтовое обучение .

В 1860-е годы в России широкий общественный резонанс приобрели споры о содержании образования народной школы. Земства и интеллигенция считали необходимым устройство народных школ по европейским образцам, они критиковали церковноприходские школы за религиозную ограниченность, выступали за научность в обучении, за обновление содержания образования и введение новых учебных предметов.

Наиболее выдающимися деятелями земского образования были Н.А. Корф и Н.Ф. Бунаков, которым принадлежит также заслуга организации учительских съездов и курсов как эффективных форм массового обмена опытом и повышения квалификации учителей народных школ.

Н.А. Корф в 1867–1872 гг., служа в должности члена училищного совета Александровского уезда Екатеринославской губернии, при поддержке населения открыл несколько десятков , в которых стремился учесть особенности сельской среды.

Н.Ф. Бунаковым была обоснована и реализована идея необходимости . Он указывал, что важнейшим условием успешной работы сельской школы является заинтересованность в ней местного населения, открытость школы для контроля крестьянской общиной: «…Те, кто доверяет училищу своих детей, неужели не вправе спросить: что же вы сделали с нашими детьми? Как и чему их учили?» .

Важную роль в развитии образования на селе сыграла . Он сформулировал цели народной школы: воспитание творческой, нравственной личности, формирование в процессе обучения творческого мышления и нравственного самосознания, научность полученного образования .

В конце XIX – начале ХХ в. большую известность приобрела в с. Татево и в ряде других сёл Бельского уезда Смоленской губернии. Изучение его педагогического наследия позволяет утверждать, что он не только создал новый, прогрессивный для своего времени тип церковноприходской школы, но и разработал модель образования сельских школьников, не утратившую своей актуальности в наши дни. Впервые в отечественной педагогике он реализовал обширный комплекс условий, определяющих особенности образования в сельской местности, и возможности эффективного осуществления образовательного процесса с учётом этих условий.

К первому десятилетию ХХ в. в России сформировались достаточно чёткие представления о возможностях развития образования на челе. Согласно этим представлениям, сельская среда обладает значительным воспитательным потенциалом, обусловленным её близостью к природе, относительной простотой и доступностью в обучении крестьянскому труду, сохранением в сельской местность традиций народной педагогики. Вместе с тем, признавался низкий культурный уровень крестьянства, хотя крестьянская община, в целом, чаще всего идеализировалась.

На особые воспитательные возможностей сельской среды в 1910–1920-е гг. единодушно указывают педагоги и общественные деятели различных политических убеждений (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.).

В советский период развитие образования на селе становится одним из важнейших направлений государственной внутренней политики. В СССР развитие общеобразовательной школы в стране основывалось на идее равного образования для городских и сельских детей. Эта идея утверждалась, с одной стороны, жёстким регламентированием содержания образования, едиными для всей страны требованиями к подготовленности выпускников школ и абитуриентов, а с другой – серьёзной государственной поддержкой села и сельской школы.

В целях повышения привлекательности учительского труда в сельской местности для сельских учителей вводится ряд льготных условий, среди которых надбавка к зарплате, бесплатные коммунальные услуги, бесплатное обеспечение жильём, освобождение молодых людей, работающих в сельской школе, от службы в армии и др. Кроме того, в большинстве педагогических вузов действовали льготные условия поступления для абитуриентов из сельской местности.

До начала 1990-х годов для выпускников советских вузов существовала достаточно строгая система распределения по местам работы, согласно которой молодой специалист был обязан отработать на месте распределения определённое количество лет. Распределение помогало учитывать потребности школ региона в педагогических кадрах, что также способствовало решению проблемы обеспечения сельских школ учителями.

Меры содействия развитию сельской школы в СССР в их практическом воплощении зачастую шли вразрез с демократическими правами и свободами, закрепощали молодых учителей и ограничивали рост образования в стране в целом. Вместе с тем, как отмечают различные источники, к концу 1980-х гг. уровень образования сельских школьников более, чем когда бы то ни было, приблизился к уровню образования в городских школах.

В развитии сельской школы в 60–80-е гг. ХХ в. важную роль сыграл . Анализ его трудов показывает, что он создал педагогическую систему, не просто адаптированную к условиям сельской местности, но органично вырастающую из социально-природного окружения сельской школы.

В 1980-е гг. инновационная педагогическая система складывается в Сахновской средней школе Черкасской области. В основе этой системы лежит авторская концепция директора школы А.А. Захаренко, которая базируется на идеях воспитательных центров, «средового подхода», и созидательного, творческого, социально значимого труда.

Новаторский опыт В.А. Сухомлинского, А.А. Захаренко, А.Ф. Иванова и других руководителей сельских школ в 1870–1980-е гг. привлек внимание широкой научно-педагогической общественности к сельской школе. В это время в СССР активно разрабатываются проблемы образования сельских школьников, в помощь сельским педагогам и руководителям школ массовыми тиражами выпускается ряд пособий, ориентированных преимущественно на оптимизацию учебного процесса. Значительный вклад в развитие образования на селе в этот период внесли работы Н.М. Анисина, В.М. Величкиной, А.Ф. Иванова, В.П. Макарова, Г.Ф. Суворовой и др.

Постсоветский период (конец 1980-х – 1990-е гг.), совпавший с глубоким социальным и экономическим кризисом переходного периода, характеризуется нарастанием и обострением проблем в сельском образовании. По словам М.П. Гурьяновой, «сельская школа России конца ХХ века оказалась на обочине российского образования». В этот период учительство испытало длительные задержки заработной платы, что сопровождалось ростом социального недовольства среди учителей, уходом многих педагогов из школы, их переездом в город или в более благополучный регион. В сельской местности в это время гораздо острей, чем в городе, ощущается нехватка необходимых учебников и учебных пособий, снижение требований к общеобразовательной школе.

Кризис постсоветского периода определил современную ситуацию, когда качество сельского образования значительно уступает качеству городского. Сложившаяся ситуация требует поиска новых путей сохранения и развития образования на селе, и в этом поиске очень важна преемственность: опора на лучшие традиции гуманистической педагогики, учёт особенностей сельской образовательной среды, творческое переосмысление предыдущего педагогического опыта.

Образование сельских школьников протекает под влиянием специфических факторов, обусловленных особенностями сельской школы и сельского социума. Главные особенности сельской школы связаны с её значительной территориальной и информационной изолированностью, а также сравнительной малочисленностью учащихся и педагогов. Основные особенности сельского социума детерминированы его замкнутостью, ограниченностью: малым, по сравнению с городом, количеством жителей, их «привязанностью к земле» и компактным проживанием, однообразием социальных и производственных отношений, ограниченностью коммуникаций.

Изолированность сельских школ придаёт каждой школе особенности, характерные только для неё. В связи с этим учёные, занимающиеся проблемами образование на селе (В.Г. Бочарова, В.П. Быкова, М.П. Гурьянова и др.), отстаивают вариативность обучения и многообразие подходов в осуществляемом сельскими школами педагогическом процессе.

Проведённый нами анализ позволяет выделить в развитии отечественного образования на селе следующие основные этапы.

1-й этап (до 2-й половины XVIII в.) – этап семейного и общинного воспитания; в этот период образование крестьянства частично поддерживается церковью (религиозное воспитание), но не государством;

2-й этап – первые проекты просвещения крестьян (2-я половина XVIII – начало XIX в.) – разработка первых проектов создания системы народного просвещения и попытки их осуществления;

3-й этап (начало XIX в. – 1-я половина 1860-х гг.) – активизация церкви и государства в просвещении крестьян: появление церковноприходских школ, возрастание роли церкви и государства в просвещении народа; этот этап отмечен неуклонным ростом роли церковной власти в просвещении крестьянства; политика государства в сфере народного образования отличалась значительной противоречивостью и непоследовательностью;

4-й этап (2-я половина 1860-х гг. – 1880-е гг.) – расширение сети сельских школ и повышение качества образования сельских детей за счёт государственной поддержки, деятельности церкви и местного самоуправления (земств, казачьих войсковых управ и др.), а также энтузиастов-подвижников; на этом этапе наблюдается рост авторитета Министерства народного просвещения;

5-й этап (1880-е – 1910-е гг.) – формирование системы просвещения крестьянства; на этом этапе сельская школа рассматривается как специфическая образовательная система, признаётся её особая связь с крестьянской социальной средой, особая миссия в сельском социуме и российском обществе; в этот период демократически настроенные деятели образования ставят перед сельской школой задачу повышения культурного уровня и социальной активности крестьян; складывается разветвлённая уровневая система государственно-церковного просвещения крестьянства, происходит содержательное и организационное обновление церковноприходских школ, содержание образования в них приобретает всё более светский характер;

6-й этап приходится на советский период (1920-е –1980-е гг.) и характеризуется ростом доступности и качества образования в сельской местности; на этом этапе сельская школа по качеству образования постепенно приближается к городской, для сельских и городских школ вводятся единые требования, осуществляется масштабная государственная поддержка села и сельских школ;

7-й этап – постсоветский (конец 1980-х – 1990-е гг.); на этом этапе вновь увеличивается разрыв в качестве образования между сельскими и городскими школами: с одной стороны возрастает качество и разнообразие образования в городе, с другой, снижается уровень образования на селе;

8-й этап – современный (с конца 1990-х гг. по наши дни), для которого характерен поиск путей сохранения и развития образования на селе; на этом этапе актуализируется роль инноваций в сельской школе, отмечается значительное разнообразие подходов к повышению эффективности образования сельских школьников.

Список литературы

1. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М., Гардарики, 2003. (Шелеховский район Иркутской области). Обеспечение целостности развивающейся воспитательной системы в сельской школе Для ссылки:
Сидоров С.В. Основные этапы развития отечественных сельских школ [Электронный ресурс] // Сидоров С.В..10.2019).

МКОУ «СЕРЕБРОПОЛЬСКАЯ СОШ»

ДОКЛАД

(августовский районный семинар)

ТЕМА ДОКЛАДА:

Развитие сельской школы как фактор

социально-экономического и духовно-

нравственного развития села.

ПОДГОТОВИЛА:

Бадулина Светлана Валерьевна

директор МКОУ

«Серебропольская СОШ»

26. 08. 2013год.

Счастлив народ,

получающий наставления

в многочисленных и

разумно

устроенных школах.

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ШКОЛА

Вновь за окошком

Тихая осень.

Тает в тумане

Косяк журавлей.

Память невольно нас

В детство уносит,

К первому шагу

До школьных дверей.

Эти стихотворные строки орловского поэта А.Титова возвращают нас в далёкое прошлое. Дают возможность почувствовать себя маленьким «первоклашкой» перед неизведанной школьной дорогой. Солнечное утро, добрые и немного строгие глаза первого учителя, школа: светлая, таинственная (сельская школа). Могла ли я подумать, что через много лет вновь буду ощущать подобное чувство, когда порог школы переступают мои ученики. Переступают, не зная тех трудностей и проблем, с которыми они, вместе со своими учителями, столкнутся, обучаясь в современной российской школе.

Школа на селе: её ругают, смешивая с грязью, умиляются ею, жалеют. Но что же на самом деле означает школа для села? Все, отвечающие на этот вопрос – будь- то учёные – исследователи, руководители всех уровней или сами селяне - обычно единодушны: сельская школа – это сейчас единственный социо- культурный очаг, удерживающий деревню от вымирания, в нравственном, психологическом и физическом смысле.

Трудно поверить, что раньше школы были переполнены. Что изменилось с тех пор? Многое. Но проблемы остались, изменились их причины. Страшное слово «малокомплектная» сейчас звучит всё чаще и чаще. Молодое трудоспособное население покидает деревню. А так как кризис больнее всего ударил по селу, деревня прочно увязла в трясине безвыходности и безысходности. К этой проблеме прибавилась ещё и экономическая - жалкое финансирование. Времена, когда директор школы закупал всё, что попадалось под руку, используя в конце года остатки годового бюджета, давно канули в Лету.

Все перечисленные трудности тормозят развитие школы, но, несмотря на них, школа должна жить и развиваться. И мы все вместе ищем выходы из создавшегося положения. А ведь самая важная ступенька к выживанию – развитие.

Наша школа сегодня – это центр села, лицо села, его душа . В школе работают преданные своему делу учителя . Функции её постоянно расширяются. На базе нашей школы открыта группа кратковременного пребывания, организовано питание учащихся, ведутся кружки. Школа становится культурным центром. Ведь в школе организуется досуг детей, молодёжи, взрослых, проводятся турпоходы и экскурсии, семейные состязания. Сельская школа – это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет (во всяком случае сильно влияет – это точно) на жизнь села, где расположена, а, следовательно, и на жизнь сельского населения. Поэтому школа не может отставать без изменений.

Всякое общество начинается со школы, и ею же оно и заканчивается. Возвышается школа – поднимается общество. По моему мнению, сельская школа сегодня является важнейшим фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развития сельскохозяйственного производства и стабилизации социальной жизни села. Она формирует менталитет личности. При всех разрушительных тенденциях именно школа сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе общности, социальной ответственности, крестьянской морали.

Я считаю, что в целом сельская школа играет более значительную роль в жизни ребенка, его семьи, сельского сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе.

В основе деятельности нашей школы лежат три методологических принципа : открытости (функционирование школы в активном взаимодействии с производственными и социокультурными объектами), единства практической и исследовательской деятельности, равноценности всех видов педагогической деятельности - воспитания, обучения, трудовой подготовки, социальной работы с детьми и их семьями, психологической помощи детям. Каждый из этих видов деятельности требует кадрового обеспечения.

Под миссией нашей школы мы понимаем философскую, социально-педагогическую доктрину, согласно которой традиционно высокий статус сельской школы определяется многими факторами :

Экономическими: сельская школа - кузница кадров для сельскохозяйственного производства;

Социальными: сельская школа - общество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе с человеком специалистов;

Образовательными: сельская школа - единственное образовательное учреждение на селе;

Культурными: сельская школа - сосредоточение сельской интеллигенции, культурной силы деревни;

Нравственными: сельская школа - духовный очаг жизни села.

Миссия нашей школы может быть реализована только через условия, предъявляемые ребенком, социумом, воспитательным пространством.

Воспитательный потенциал сельской школы как единственного образовательного социокультурного института села, обладающего наиболее высоким уровнем концентрации интеллекта и являющегося наиболее организованным и сплоченным профессионально-педагогическим сообществом, позволяет рассматривать школу в качестве движущей силы социальных преобразований, способной выдвигать идеи, инициативы, предлагать и реализовывать программы, проекты социально-культурного и духовно-нравственного развития села.

Традиционная, исторически обусловленная социокультурная близость сельского учительства к сельской среде, его сопричастность общественным потребностям являются мощным фактором превращения школы в активную, деятельную силу села, способную наиболее эффективно воздействовать на позицию сельских жителей.

В сельской глубинке, где школа остается единственным культуроформирующим центром, родители, население сплачиваются вокруг нее, что превращает школу в наиболее авторитетную и действенную общественную силу, без которой процесс социального реформирования окажется лишь благим пожеланием власти.

Воспитательные возможности, которыми располагает сельская среда, дают школе дополнительные стимулы для того, чтобы укреплять связи с сельским сообществом. Социальное неблагополучие сельского социума, негативно влияющее на процесс воспитания и обучения ребенка, создает предпосылки для активного участия школы в работе по улучшению социальных условий проживания людей. В современном социуме отдаленных поселений центр сельской жизни переместился в школу. Сегодня в школе получают помощь и защиту и взрослые, и дети. И трудно переоценить роль школы в развертывании социально-педагогической работы с молодежью, семьями, позволяющей минимизировать негативные последствия системного кризиса села.

В контексте социально-культурного развития села школа выполняет и такие функции, как культурно-просветительская (просвещение населения в вопросах воспитания и образования, культуры, инновационного опыта по социальному обустройству сельской жизни); информационно-консультативная (обеспечение доступа населения к информации, способствующей расширению его возможностей в решении собственных проблем, приобщению сельских жителей к новым знаниям, идеям); организационно-педагогическая (организация педагогической деятельности на селе, нацеленной на гуманизацию среды, межпоколенных и межличностных отношений на создание атмосферы комфорта на селе, психологической защищенности личности).

Школа и сегодня остается тесно связанной с характером существующих реалий и своеобразием традиций сельской жизни. Несмотря на сложное положение школы и учителя, она не утратила созидающего характера своей деятельности. И эту ее миссию – быть проводником культурной политики на селе – следует ценить превыше всего. Исторический и современный опыт функционирования российской сельской школы позволяют сделать вывод: стать фактором социально-экономического и духовно-нравственного развития села общеобразовательная школа может лишь при создании определенных условий.

Школа является одной из движущих сил, предопределяющих развитие экономики и социальной сферы села, так как в содержании ее деятельности приоритетными являются:

– воспитание детей в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду;

– формирование жизнеспособной личности на основе общечеловеческих, крестьянских, религиозно-нравственных, демократических ценностей;

– вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками для жизни в агросоциуме;

– подготовка учащихся к сельскохозяйственному труду в условиях многоукладной экономики;

– формирование у учащихся мотивации к самореализации в условиях села;

– организация социально-педагогической деятельности с детьми, подростками, молодежью, семьями в социуме;

– выдвижение и реализация идей, инициатив, проектов, программ, способствующих социальному обустройству сельских поселений, решению культурных, экологических, социальных проблем жителей;

– предоставление базы для организации досуга молодежи, семьи, взрослого населения.
.

Школа ведет постоянный и заинтересованный диалог с родителями, видя в них первых и самых важных своих союзников. В нашей школе, благодаря активной поддержке родителей, в этом учебном году, так же как и на протяжении ряда лет, решаются задачи организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий. При помощи родителей проводится косметический ремонт кабинетов, приобретается недостающая учебная литература. С целью информирования родителей о жизни школы и успехах детей проводятся родительские собрания. Для информирования общественности о деятельности педагогов и учащихся создан и работает сайт школы.

За последние годы наиболее важными достижениями коллектива являются следующие:

Сложились традиции школы; (день пожилого человека, наша дружная семья, принцесса спорта, состязания между родителями и детьми)

Создана сеть дополнительных образовательных услуг для развития эстетических, коммуникативных, интеллектуальных, спортивных и профессиональных навыков учащихся;

Тесная связь коллектива школы, Центра немецких встреч и Дома культуры: проведение совместных мероприятий стало традицией;

Происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении цели и задач воспитания;

В течении многих лет наша школа субботниках занимается уборкой территории не только школьного двора, но села, мы работали под девизом- «Мы хотим жить в чистом селе»

Уже на протяжении нескольких лет наши юноши помогают убирать урожай СПК «Пришиб», работают помощниками комбайнеров. Во- первых, это помощь колхозу, во- вторых, мы считаем, для тех, кто живет на селе для мальчиков очень важно знать работу механизатора. На сегодняшний день наши девушки и юноши обучаются в аграрном университет на различных факультетах. Наши ребята весну и осень помогают фермерскому хозяйству «Гасс»и «Крункель» при посадке и уборке картофеля. И для ребят трудовое воспитание и фермеру помощь. Тем более, что они в долгу не остаются. Оказывают нам спонсорскую помощь.

Продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы. Большое педагогическое значение здесь имеют совместные дела, помогающие устанавливать в семье обстановку взаимопонимания и уважения.

Школа – это жизнь … для каждого учащегося во всех сферах школьной жизнедеятельности: в системе у рочных занятий, общественно-полезной ученической деятельности, внеклассных и внешкольных мероприятиях, отдыхе – самая настоящая жизнь , со всеми удачами и неудачами, горестями и радостями... При такой установке все меняется: и отношение учителя, и отношение родителей, и отношение учащихся. От родителей, учителей, общества, в конце концов, зависит – вырастить личность, активно работающую в меру своих сил и способностей на благо этого же общества.

Всегда с душевной теплотой я вспоминаю следующие строки

Здесь корни страны,

Здесь истоки народа,

Снегов белизна,

Алый отблеск восхода

И купол небес ослепительно синий,

И сельская школа – надежда России

Одна из главнейших задач в нашей стране – сохранение сельского социума, а, значит, и школы. Несмотря на трудности, надо пытаться вести школьный корабль вперёд, пускай даже против ветра. Есть ли у сельской школы будущее? Пока работают преданные своему делу учителя, несомненно, есть. Не за горами те времена, когда в стране будут не только «многочисленные», но и «разумно устроенные школы».

К счастью, у нас есть память, и мы хорошо помним слова Галифакса, сказанные им ещё в 18 веке, что «образование – это то, что остаётся, когда мы уже забыли всё, чему нас научили».


Top