В главе на привале поэт рассказывает. Василии Теркин (Главы из поэмы) — Гипермаркет знаний. Литературное направление и жанр

В главе «На привале» поэт рассказывает о сабантуе. Что это такое?
Как вы понимаете слова Твардовского о том, что Теркин Просто парень сам собой / Он обыкновенный? Итак, Теркин «обыкновенный». Так ли это? Ведь дальше автор рассказывает о том, что Теркин много воевал, достоин медали, трижды был окружен, задет осколком, он мог легко подняться «с места - в бой». Что скрывается за авторским определением «обыкновенный»?

Ответы:

Вот как объяснял значение слова «сабантуй» сам А.Т. Твардовский: «Слово «сабантуй» существует во многих языках и, например, в тюркских языках означает праздник окончания полевых работ: сабан - плуг, туй - праздник. Я слово «сабантуй» впервые услыхал на фронте ранней осенью 1941 года где-то в районе Полтавы, в одной части, державшей там оборону. Слово это, как часто бывает с привязчивыми словечками и выражениями, употреблялось и штабным командирами, и артиллеристами на батарее переднего края, и жителями деревушки, где располагалась часть. Означало оно и ложное намерение противника на каком-нибудь участке, демонстрацию прорыва, и действительную угрозу с его стороны, и нашу готовность устроить ему «угощение». Последнее ближе всего к первоначальному смыслу, а солдатскому языку вообще свойственно ироническое употребление слов «угощение», «закуска» и т.п. В эпиграфе к одной из глав «Капитанской дочки» А.С. Пушкин приводит строки старинной солдатской песни: Мы в фортеции живём, Хлеб едим и воду пьём; А как лютые враги К нам придут на пироги, Зададим гостям пирушку, Зарядим картечью пушку».

Замысел создания произведения о неунывающем бойце Васе Тёркине возник у Твардовского ещё во время финской кампании, когда он был военным корреспондентом. В редакции газеты «На страже Родины» решили создать комикс о бойце, а Твардовскому было поручено вступительное слово, в котором определится характер героя и манера общения с читателем. Стихотворение «Вася Тёркин» было напечатано в 1940 г, а затем появилась книжка «Вася Тёркин на фронте».

Весной 1941 г. были написаны первые главы поэмы «Василий Тёркин» и напечатаны в газете «Красноармейская правда» в четырёх сентябрьских номерах 1942 г. В том же году эти главы вышли отдельной книгой. В последующие три года поэма многократно перерабатывалась, в неё добавлялись новые главы. Последнюю главу Твардовский написал летом 1945 г.

Литературное направление и жанр

Поэма относится к литературному направлению реализма, описывает типичного героя в типичных обстоятельствах. Не зря в одной из глав появляется второй Тёркин, который уверен, что книга о нём, да и в каждом взводе есть свой Тёркин.

Сам Твардовский определил жанр произведения как «книга про бойца без начала и конца». Это очень точная характеристика особенностей лиро-эпического жанра поэмы, основанная на целях поэта.

Он решил «писать не поэму, повесть или роман в стихах», потому что отказался от последовательно развивающегося сюжета. Многожанровую природу произведения, которое довольно формально относят к жанру поэмы, Твардовский осознавал и определял в нём наличие следующих жанров: лирика, публицистика, песня, поучение, анекдот, присказка, разговор по душам, реплика к случаю. Твардовский ещё не упомянул былину и сказку, влияние которой особенно чувствуется в главах «Солдат и смерть», «От автора», «Два солдата».

Из литературных предшественников поэмы можно указать народные поэмы Некрасова и «Евгения Онегина» Пушкина, в котором автор – товарищ главного героя, взявшийся описать его жизнь. Если «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни, то «Василий Тёркин» - энциклопедия военной жизни, жизни народа на войне и во время войны. Даже «Война и мир» Толстого созвучна «Василию Тёркину». Приметы героической эпопеи в повести – всестороннее изображение войны (бой, быт, фронт и тыл, подвиги и награды, жизнь и смерть). Кроме того, «Василий Тёркин» - хроника, которую можно писать «без начала и конца, без особого сюжета».

Тема, основная мысль и композиция

Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина. Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона. Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.

Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.

В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно». Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению. Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.

Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя. «На привале» - о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» - о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» - о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» - о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» - о рукопашной с немцем. «Кто стрелял?» - о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» - о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» - о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» - о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» - о тяжёлом ранении Тёркина в ногу. «По дороге на Берлин» - о движении Тёркина от западной границы до Германии.

Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.

Герои и образы

В центре повествования – Василий Тёркин, крестьянин из-под Смоленска, начавший воевать рядовым в пехоте, но за время войны совершивший героические поступки, награждённый орденом. Тёркин – воплощение всего русского народа, русского характера, неунывающий оптимист, притерпевшийся к тяготам военного быта, шутник и балагур, но сентиментальный парень. Тёркин не забывает поддержать и помочь, но и совершает подвиги. Он боится смерти и имеет недостатки. Герой символизирует каждого человека, весь народ-победитель.

Подобно фольклорному, сказочному герою или богатырю, Тёркин защищён от гибели, пуля или бомба по нему ещё не нашлась. Герой остаётся невредим «под огнём косым, трёхслойным, под навесным и прямым». Ранения, даже тяжёлые, заживают на герое легко. А уж в тех случаях, когда боец лежит, истекая кровью, на помощь приходят боевые товарищи, потому что самая святая и чистая дружба – военная. Так происходит, когда Тёркин ранен в руку и его подбирают танкисты («Тёркин ранен»), когда Тёркин ранен в ногу после наступления и спасён похоронной командой («Смерть и воин»).

Во второй главе «От автора» Твардовский опровергает слухи о гибели своего героя как несостоятельные и несуразные: «Неподвержен Тёркин смерти, коль войне не вышел срок». Здесь же Твардовский описывает Тёркина, с одной стороны, как литературного героя, который переживёт самого автора, с другой – как типичного и обычного русского человека, который изведал всё худое, терял родимый край, при этом не только не унывал, но и подбадривал остальных. Тяготы может пережить только тот, кому «нипочём труды и муки, горечь бедствий и потерь».

В этой главе, написанной в переломное время войны, Твардовский делает фамилию Тёркина говорящей. Это не просто тёрка, острое слово и шутка. Тёркин повторяет два девиза: «Не унывай» и «Перетерпим, перетрём». На этих двух китах народного характера покоится победа русского народа.

Ещё одна причина непобедимости Тёркина – его богатырская природа. Тёркин – богатырь не сказочный, а былинный. Это не фантастический герой, а человек, чьё призвание – защита родной Русской земли, которую он прошёл пешком. Твардовский перечисляет все черты такого бойца-богатыря, которые часто противоположны: простой, опасающийся в бою, но весёлый, твёрдый и гордый, серьёзный и потешный, ко всему привыкший, святой и грешный.

Определение «русский чудо-человек» не делает героя сказочным или волшебным. Наоборот, Твардовский каждого читателя превращает в своего героя и богатыря.
Несколько глав «От автора» и глава «О себе» посвящены автору, который не выпячивает себя, признавая первенство в поэме Тёркина. Автор – только земляк героя, впрочем, их судьбы похожи.

Поэма как энциклопедия жизни народа-освободителя изображает разные народные типы. Это командир, который, зайдя в отступлении домой, не спал ни с женой, ни один, а рубил дрова, стараясь ей помочь. Героями показаны спасшие Тёркина танкисты, которые потом, в другой главе, дарят Тёркину гармонь убитого командира, фольклорные дед и баба, сначала провожавшие отступающие войска, а потом встречавшие при наступлении.

Твардовский подчёркивает и выделяет подвиг русской женщины, находящейся в тылу. Она привечает не только своего мужа, но и его товарищей-бойцов, она провожает на войну сына или мужа, пишет ему письма и даже смиряет свой плохой характер, чтобы радовать мужа на фронте. Автор кланяется и «доброй женщине простой», и матери-солдатке, которая, воплощая всех матерей, получает награду за страдания в виде материального добра (лошадка с подводой, перина, домашняя утварь, коровка, овечка). Девчонки для героев – воспоминание о мирной жизни, которую все вынуждены были оставить. Быть рядом с девушкой, хороша она собой или нет, – награда для воина. Именно девушкам Тёркин стремится показать свою воображаемую медаль, именно безвестной санитарке, которая подарила ему шапку при перевязке, он обязан спасением.

Ни одной фамилии, кроме Тёркина, не упомянуто в поэме. И это неспроста, если герои – всякий и каждый. Немного также сказано о врагах. Они показаны как бы общим планом. Подробно прописан только немец, с которым Тёркин сражался врукопашную. В нём, как и в других немецких врагах, подчёркиваются сытость, холёность, размеренность и точность, забота о здоровье. Но эти, в общем, положительные качества вызывают омерзение и отвращение, как чесночный запах изо рта. Другие вскользь упомянутые немцы достойны только насмешек и жалости, но не страха или благоговения.

Героями поэмы становятся даже предметы – постоянные спутники солдата в войне: шинель, оду которой поёт Твардовский, гармонь и кисет, баня, вода и пища.

Художественное своеобразие

Изображая фольклорного добра молодца, Твардовский использует фольклорные сюжеты. В главе «Два солдата» улавливается сюжет сказки «Суп из топора». В главе «Солдат и Смерть» - сюжет сказки о солдате и чёрте. Твардовский использует пословицы и поговорки: лишь бы дети были здоровы, пушки к бою едут задом, делу время – час потехе. Кроме того, строки многих народных и авторских песен вошли в текст: «Три танкиста», «Москва майская», «По долинам и по взгорьям», «Походная песня» Пушкина .

Многие выражения поэмы стали афоризмами: «Бой идёт святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле», «Мне не надо, братцы, ордена», «У войны короткий путь, у любви – далёкий».

Почти в каждой главе трагическое и смешное перемежаются, как и лирические и эпические отрывки. Но несколько глав более смешные, чем грустные: «В бане», «О награде». Рассказ идёт то от имени автора, то от имени Тёркина, не меняется только точка зрения на войну, на своих и врагов.

Строфы, размер и рифмовка

Почти вся поэма написана разговорным четырёхстопным хореем, передающим шаг пехотинца. Находкой Твардовского стали строфы с разным количеством строк (от двух до десяти). Твардовский завершал строфу вместе с каждой отдельной мыслью. Рифмовка в пределах строфы разнообразная: неупорядоченно чередуется смежная и перекрёстная. Некоторые строки могут не иметь рифмы или рифмоваться по три строки.

Сами рифмы часто неточные, ассонансные или диссонансные. Всё это разнообразие рифмовок и строф служит одной цели – приблизить речь к разговорной, сделать стихи понятными и живыми. С этой же целью Твардовский отдаёт предпочтение простой бытовой лексике, просторечным выражениям и грамматическим конструкциям (использование предлога про вместо о). Он говорит просто даже о патетическом, речь его героя и автора подобны и просты.

>>А. Т. Твардовский. Василии Теркин (Главы из поэмы)

8. Постарайтесь выстроить, опираясь на прочитанные главы поэмы, путь героя на войне: это и будни, и бой, и сабантуй, и труднейшая переправа и т. д. Показывая войну, жизнь героя, поэт знакомит читателя с военными буднями. Каковы они?

9. Прочитайте главы, не вошедшие в учебник-хрестоматию, и подумайте над следующими вопросами: как показывает автор в главе «Гармонь» трудную дорогу солдата и те немногие радости, которые выпадают на его долю в военные будни? Какие черты русского солдата открываются по мере преодоления фронтовой дороги?

10. Какие эпизоды главы «Два солдата» перекликаются с фольклорными произведениями?

11. Можно ли сказать, что в главе «Кто стрелял» писатель стремится показать все тяготы войны и то наивысшее напряжение, которое испытывает солдат на фронте? Подтвердите свой ответ строками из этой главы.

12. Известно, что Василия Теркина многие солдаты считали своим однополчанином и никогда не расставались с книгой. Чем это можно объяснить?

13. Подготовьте устный или письменный (на выбор) рассказ характеристику Василия Теркина.

14. Характер Теркина особый. Что его сближает с героями народный сказок , русскими богатырями Ильей Муромцем, Алешей Поповичей и др.?

Литературовед пишет: «Теркин прост, но вовсе не простоват, не беден духовно. Ему дана от природы тончайшая душевная чуткость и деликатность, "высшая интеллигентность сердца". Eго жизнелюбие, феерическая талантливость, широта, доброта, щедрость отдачи и умение быть "от скуки на все руки" - качества, неодолимые всем в тягчайшей боевой обстановке». Что вы могли бы добавить к этим словам исследователя о характере героя? Какими эпизодами можно подтвердить эти слова?

15. «Энциклопедия войны». Книга Твардовского, при всей кажущейся простоте, произведение высокой смысловой емкости. Как всякое значительное явление искусства, она правдиво отражает действительность и заставляет читателя вновь и вновь возвращаться к его герою, размышлять и войне, и жизни.

В книге нет ни одной строки, которую хотелось бы пропустить или поправить, хотя после войны и после создания книги прошло много лет.

В самом начале «Книги про бойца» не случайно вомещена поэтическая декларация жизненной необходимости «правды сущей» - Этого главного принципа Твардовского.... Какими славами, эпизодами, поступками и словами героев подтверждается мысль Твардовского о «правде сущей»?

Совершенствуйте свою речь

1. В поэме, кроме Теркина, есть еще герой, который проходит через весь текст, - это автор. Образ автора является посредником между героем и читателем. Книга написана с глубоким уважением к «другу-читателю» (главы «о себе», «От автора» и др.). Каким вам представляется автор, его отношение к войне, к солдатам? Подготовьте устное сообщение на эту тему.

2. Найдите в поэме эпизоды - рассуждения автора - юмористические и грустные. Прочитайте вслух или расскажите этот текст наизусть.

3. Необыкновенные читатели. Неискушенные в литературе читатели и слушатели поэмы полагали, что герой списан Твардовским с реального лица, хотя сам поэт неоднократно писал: «Теркин не есть лицо, списанное с натуры, а лицо, как говорится, обобщенное». Как вы понимаете эти слова поэта? Подготовьте развернутый устный ответ на этот вопрос.

4. Подготовьте выразительное чтение наизусть одной из глав «Василия Теркина», чтение по ролям, комментированное чтение (на выбор).

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки

Тема урока: А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». (картины фронтовой жизни)

Задачи урока:

Обучающая: Проанализировать главы «От автора» и «На привале»; помочь учащимся выявить тематику произведения, раскрыть характер главного героя, стилевые особенности, идейное своеобразие.

Воспитывающая: пробудить интерес к истории войны, способствовать воспитанию патриотических чувств.

Развивающая: развивать у учащихся умение давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Оборудование: слайд-презентация, текст произведения.

Ход урока.

    Орг.момент. Приветствие. Тема сегодняшнего урока сформулирована в нескольких предложениях. Давайте проанализируем ее по ключевым словам.

    Целеполагание: Какие слова можно выделить в теме урока? Мы можем сказать, что Твардовский – поэт, написал поэму «Василий Теркин». Как вы считаете, над чем мы должны поработать на уроке? (больше узнать о поэме, познакомиться с главным героем, порассуждать, чем интересно это произведение)

    Беседа: - Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете сказать о характере этого человека, судя по его внешности? (простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение). Вслушайтесь в звучание фамилии (твердость, мужественность).

Но портрет не может все рассказать нам о человеке. Ребята приготовили небольшое сообщение о писателе, давайте послушаем. Сообщение учащегося.

Твардовский был военным корреспондентом, и видел своими глазами войну. А война – это кровь, смерть, гибель товарищей, разрушения страдания, боль. Поэт не просто видел войну, но и писал об этом.

Писатель Симонов так отозвался о поэте Твардовском:

Чтение эпиграфа: «Василий Тёркин» – это лучшее из всего, написанного о войне на войне. И чтобы написать так, как написано это, никому из нас не дано».

К. Симонов

Как вы понимаете слова поэта Константина Симонова? Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что поэт Симонов дает очень высокую оценку поэту Твардовскому.

Чтобы лучше понять замысел поэмы, попробуем представить себя соавторами Твардовского. Представьте, что на урок вы подобно героям фильма «Мы из будущего» перенеслись в годы ВОВ. О чем бы вы стали писать? (О войне)

Что бы вы написали о войне?

А Твардовский о чем написал в поэме? Определим тему поэмы и запишем в таблицу, которая есть у каждого.

Обратимся к учебнику и выразительно прочитаем 1 главу «От автора».

Без чего нельзя прожить на войне? (метод выборки). Учащиеся ищут ответ в тексте – зачитывают.

- Вывод: Человек всегда остается человеком, живет ли он в мирное время, или его закрутила кровавая мясорубка войны. У человека есть потребности. И мы увидели, что они не только физиологические, но и в шутке нуждается боец, чтобы поддерживать свой боевой дух, и дух товарищей.

Мы прочитали первую главу, и автор в конце говорит нам: «Эта книга про бойца без начала и конца». Скажите, а закончена ли она по смыслу? (все, что хотел сказать автор, в этой главе сказал, показал картину фронтовых будней солдат)

Вывод: каждая глава закончена, чтобы можно было читать ее в любой момент, т.к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет.) Интересно заметить, что и формат у поэмы был таким, чтобы можно было легко заложить листочек за отворот пилотки или голенище сапога.

Физминутка.

Скажите, а что объединяет все этой главы поэмы? (образ главного героя) Каким, по-вашему, должен быть герой книги о ВОВ?

С главным героем мы встретились уже в первой главе. Что мы о нем узнали? Попробуем составить небольшую анкету и снова обратимся к таблице.

Посмотрите на портрет героя. Как вы думаете, какими чертами характера он должен обладать?

Обратимся к главе «На привале». Выразительное чтение главы до слов «Что такое сабантуй?». Какие черты характера отмечает автор у Василия Теркина? Запишем в таблицу.

При помощи каких художественных средств он раскрывает черты характера Василия Теркина? (разговорная речь, меткие выражения) .

Самостоятельно продолжите чтение главы и дополните портрет героя.

В главе «На привале» несколько раз встречается слово сабантуй. Что это такое? Словарь:

САБАНТУЙ, -я, м. 1. Традиционный татарский и башкирский весенний праздник. 2. перен. Шумное веселье (разг. шутл.).

В каком значении это слово употреблено в поэме? Как Твардовский его использует? (необычно, чтобы показать, что спасся, жив остался, и это радость).

Василий Теркин – это собирательный образ. Таких, как этот парень, этот боец, на войне было много.

Скажите, как от частного лица автор переходит к обобщенному образу? Найдите подтверждение в тексте.

В нашей таблице осталась незаполненной одна строка – язык поэмы. Чтобы поработать над этим вопросом, скажите, на кого была рассчитана книга «Василий Теркин»? (на солдат)

Какую задачу ставил перед собой автор, когда писал поэму для бойцов? (подбодрить солдат, поддержать их боевой дух).

Каким языком написана поэма, что она понятна любому человеку, любому солдату? (простым, народным, понятным). Найдите примеры живой, народной речи.

Итог урока: - Как автор раскрыл тему войны в поэме? (особенно, с оптимизмом, с верой в победу)

- Чем интересна композиция поэмы?

Каков характер главного героя?

Каков язык поэмы?

Домашнее задание, комментирование оценок.


Top