Устройство внутреннего блока сплит системы: как разобрать оборудование для прочистки и ремонта. Как снять кондиционер со стены во время ремонта? Порядок демонтажа кондиционера

В связи со сменой расположения офиса или с переездом на новое место может потребоваться демонтаж сплит системы. Процесс имеет некие свои особенности относительно времени года, прибора, а также наличия необходимых инструментов.

Устройство кондиционера

Принцип работы известен немногим: компрессор наружного блока выкачивает пары хладагента из внутреннего, далее они сгущаются, хорошо разогреваются и отдают тепло в окружающую среду, а через радиатор испаряются. Потом начинает поглощать воздух температуры помещения, тем самым охлаждая комнату. Весь вышеописанный цикл постоянно повторяется.

В устройстве аппарата можно сразу же отметить одно чувствительное место, это насос кондиционера. Работая в таких сложных условиях, он должен быть достаточно массивным агрегатом. Так и есть, в нем присутствуют несколько роторов сложной конфигурации, закрытых в герметичной камере. Необходимая вакуумность осуществляется за счет односторонних действий, которые формируются исключительно из-за фиксированной точности обработки деталей. Мало какая конструкция сможет обеспечить производительность при подобных перепадах давления и температуры.

Теперь можно понять, почему насос является столь уязвимым, ведь небольшая царапинка от пыли, кусочка окиси с труб или ледышки и кондиционер будет затрачивать электроэнергию на то, чтобы впустую смешивать хладагент, а не охлаждать помещение.

Цена работы мастера

Если собрать в одну сводку стоимость за монтаж и демонтаж сплит системы, то получится (в среднем) довольно простое соотношение: 1В - 1 руб. То есть цена перенесения бытового кондиционера обойдется примерно в 2 500-4 000 руб., а большого, который используется для офиса или особняка - 8 000-10 000 руб. Если требуется снять кассетный аппарат, который крепится в подвесной потолок, то цена увеличится на 15%.

Стоимость демонтажа сплит системы своими руками

Даже немного технически оснащенному человеку интуитивно становится понятно, что просто раскрыть штуцеры невозможно, так как внутри вся система заполнена фреоном. Если это все-таки сделать, жидкость из него вытечет, а заправка новым варьируется от 800-1500 руб. Поэтому необходимы определенные мероприятия для решения этой задачи.

Стало быть, нужны какие-то установки и инструмент. Чтобы провести демонтаж кондиционера, в первую очередь необходим манометрический коллектор. Стоимость самого дешевого варьируется от 1 500 до 3 500 руб. Это почти стоимость всего демонтажа. А также требуется набор шестигранных торцевых ключей и труборез — около 250 р. Вот и вышла сумма, в которую обойдутся работы. Ну, если взять все оборудование в аренду или хотя бы частично, то самостоятельный демонтаж сплит системы вполне оправданный.

Подготовка рабочего места

Для того чтобы все действия можно было осуществить безопасно и удобно, необходимо:

  • из рабочей зоны убрать всю мебель и другое имущество, которое будет мешать;
  • когда внешний блок располагается на стене, которая выходит на балкон или лоджию, то необходимо обеспечить полный доступ к внешнему оборудованию;
  • инструменты и оборудование размещается в доступном и удобном для мастера месте;
  • если работы выполняются в холодное время, нужно учесть, что в помещении будет достаточно прохладно, а это не должно причинять дискомфорта жителям и домашним животным;
  • обязательно подготовить страховочный материал и продумать точку его расположения.

Инструменты

При обслуживании и демонтаже сплит системы важно придерживаться основных правил техники безопасности, а именно, использовать страховочное оснащение и иметь помощника. Для того чтобы убрать квартирный кондиционер требуется подготовить следующие инструменты:

  • разводные и рожковые ключи;
  • отвертку РН2;
  • бокорезы;
  • набор различных шестигранников;
  • нож для строительства;
  • торцовые ключи с трещоткой;
  • труборез;
  • шуруповерт;
  • коллектор манометрический.

Демонтаж сплит системы с сохранением фреона

Перед тем как начать снятие устройства, требуется перегнать хладагент, чтобы он не вытек. Надо выполнить следующие действия:

  1. Кондиционер переводится в режим охлаждения и на пульте устанавливается самая низкая температура.
  2. На внешнем блоке требуется отыскать несколько вентилей разных по размеру и при помощи разводного ключа открыть заглушки.
  3. После того, как компрессор будет запущен при помощи шестигранника, перекрывается меньший вентиль. А к большему сразу же требуется подсоединить коллектор.
  4. На манометре отслеживается падение давления. После того как стрелка упадет ниже нуля, закручивается большой вентиль.

После того, как будут выполнены все эти действия, кондиционер выключается и весь хладагент остается в наружном блоке. Последним этапом является отключение провода от внешнего блока.

Почему важно сохранение фреона?

Когда кондиционер исчерпывает весь свой ресурс, то можно легко произвести демонтаж сплит системы без сохранения хладагента, а если нет, то лучше, чтобы он не вытек. Как утверждают ученые, последствия таких действий значительны, так как наносится вред окружающей среде.

Провести демонтаж без сохранения жидкости, конечно же, проще, но после этого придется выкинуть устройство на мусор. И причиной этому станет практически обеспеченный выход из строя компрессора вакуумного насоса. Герметичность его камер обеспечивается не поршневыми кольцами и прокладками, а высокой аккуратностью обработки, а также точно сбалансированными деталями. Даже мельчайшая царапина на поверхности камеры приведет к полной потере работоспособности после проведения вторичной закачки фреона и включения.

Отсоединение коммуникаций

Демонтаж сплит системы проводится в несколько этапов. Они перечислены ниже:

  1. Откручивается трубка меньшего размера, чаще всего этот процесс не вызывает серьезных сложностей.
  2. Трубка большего диаметра выкручивается аккуратно с приложением небольших усилий, чтобы не повредить резьбу.
  3. После того, как будет отключен фреонопровод, все вентили закрываются заглушками. Эти действия уберегут внешний блок устройства от попадания в середину мусора и влаги. Если заглушек нет в наличии, то можно просто воспользоваться обычной изолентой.
  4. Отсоединяются электрические коммуникации.

Снятие наружного и внутреннего блока

Внешний блок понадобится открутить от горизонтальных кронштейнов. Чаще всего эта часть прикручивается болтами «М8», «М6» или «М10». После того как все будет отсоединено, корпус снимается и отставляется в сторону. На фасаде помещения должен остаться нетронутым только фреоноотвод, который пока снимать не нужно.

Следующим шагом считается демонтаж Новичку этот процесс покажется довольно простым. Но, на самом деле, чтобы грамотно провести все работы необходимо соблюдать некий порядок действий:

  1. Определить конструкцию креплений и защелок. Разные модели кондиционеров способны фиксировать корпуса к монтажной пластине и чаще всего отличаются друг от друга.
  2. В нижней части блока нарисованы стрелочки, которые и указывают на место отсоединения корпуса и пластины. В зависимости от моделей в поставленной точке требуется надавить/оттянуть или открутить саморезы. Истинную информацию можно прочитать в инструкции, которая идет в комплекте. Производители формируют специальную систему защелок, так как рядом с креплением находится блок для испарения. Различные внешние колебания этой части могут стать причиной неисправности устройства. Для их раскрытия специалисты рекомендуют воспользоваться специальным прибором. Если его нет в наличии, так как демонтаж сплит системы проводится самостоятельно, то можно взять любой подручный инструмент, который поможет это сделать. Все действия обязательно должны быть аккуратными и последовательными, чтобы не испортить трубки испарителя.
  3. После открытия нижней части корпуса необходимо его немного отодвинуть от стены. За ним располагается фреонопровод в теплоизоляторе, дренажный патрубок и межблочный кабель.
  4. От внутренней части отсоединяется электрический провод, для этого нужно открутить крышку и убрать кабель от клемм и извлечь провод из блока.
  5. Снимается дренажная трубка. Для нее заранее подготавливается небольшая емкость, так как может вытечь незначительное количество воды.
  6. Инструкция демонтажа сплит системы своими руками гласит, что только затем можно начинать отсоединение фреонопровода. Для этого потребуется разъединить несколько трубок разного диаметра. Все эти коммуникации находятся за термоизолятором. Последовательно откручивается одна трубка, а потом и другая. Затем надо все заглушить либо перемотать изолентой.
  7. После того, как межблочные коммуникации всецело отсоединены, внутренний блок немного поднимается вверх и удаляется с монтажной пластины. Он отставляется в сторону, а на стене остается только крепление.
  8. Далее от пластины откручиваются саморезы и необходимо также отставить ее в сторону.
  9. Для того, чтобы крепежный элемент не потерялся, его рекомендуется снова закрутить к блоку и так перевозить.

На фасаде здания осталась только фреоновая магистраль. Для дальнейшего правильного демонтажа сплит системы понадобится выкрутить гайки и снять всю конструкцию.

Зимнее время

Возникают некоторые сложности, если проводить самостоятельные работы в холодный период времени. Дело в том, что при температуре, которая ниже допустимых значений прибора, он не допускается к включению, поэтому невозможно перекачать рабочую жидкость. В таких случаях необходима манометрическая станция, которая позволит собрать весь фреон. Дальнейший демонтаж сплит систем кондиционеров очень схож со стандартной схемой. Все краны закрываются, к ним подключается станция, производится перекачка фреона. И можно приступать к уже знакомым работам.

У многих бытовых кондиционеров трудно добраться к защелкам, чтобы их не повредить. Поэтому приходиться снимать крышку испарителя. Все крепежи направлены к стене, но самые отчаянные «кулибины» выходят из этого положения, при использовании крестовой отвертки. Они отворачивают ею крепежные винты, придерживая их пассатижами.

Для того чтобы выполнить монтаж и демонтаж сплит системы своими руками, нужно трое человек, так как существует риск того, что блок упадет вниз и разобьется.

В момент перевозки внутренняя часть кондиционера может находиться в любом расположении, а наружный блок только таким образом, каким он установлен на кронштейны, то есть исключительно вверх головой, а ножками вниз.

Очистка кондиционера не должна сводиться только к уходу за наружными элементами. Пыль проникает повсюду, накапливается и мешает нормальной работе механизмов. Можно пригласить мастера из сервисного центра для технического обслуживания, но многие умельцы справляются с этой задачей самостоятельно.

Для того чтобы все работы по обслуживанию выполнить самостоятельно, нужно знать устройство внутреннего блока сплит системы. Мы расскажем все о конструкции климатической техники. Дадим рекомендации, согласно которым можно было без опасений разобрать агрегат, почистить и собрать снова.

Хотя устройство конкретных моделей от разных производителей различается, принципиальная схема, по которой собирают такую климатическую технику, имеет общие основные элементы.

Внутренний блок современной сплит-системы состоит из:

  • передней панели;
  • фильтрующих элементов;
  • вентилятора и испарителя;
  • двигателя;
  • жалюзи;
  • системы дренажа;
  • индикаторной панели и т.п.

Чтобы правильно разобрать устройство, нужно аккуратно отсоединять отдельные элементы в правильной последовательности. Сначала следует внимательно изучить все сопровождающие документы, полученные при покупке устройства.

Принципиальное устройство внутреннего блока: 1- лицевая панель; 2,3 – фильтры;4 – вентилятор; 5 – испаритель; 6 – жалюзи; 7 – панель с индикаторами; 8 – вертикальные жалюзи

В них можно найти немало полезной информации о том, как разобрать внутренний блок этой сплит системы для выполнения . Если по какой-то причине документация отсутствует, имеет смысл поискать необходимые сведения в интернете.


Сетчатый фильтр, предназначенный для первичной очистки воздуха, поступающего во внутренний блок, нужно регулярно очищать от загрязнений с помощью моющего средства

Общий порядок работ

Сначала нужно подготовиться к разборке внутреннего блока: отключить устройство от сети, подготовить необходимые инструменты и материалы. Понадобятся разные отвертки, шестигранники, пригодится ветошь, емкость, чтобы слить конденсат, стремянка и т.п.


Через внутренний блок кондиционера постоянно проходят большие потоки воздуха, частички пыли остаются внутри. Нужно периодически убирать этот мусор, чтобы прибор работал корректно

Разные производители используют различные типы креплений: болты, защелки, клипсы и т.п. Особую осторожность следует проявлять при работе с пластиковым крепежом. Чрезмерное усилие приведет к поломке элемента. Вместо очистки прибора понадобится его ремонт.

Сначала снимают переднюю панель внутреннего блока. Придется отвинтить болты или отсоединить клипсы, их можно осторожно поддеть прямой отверткой.

После этого из корпуса вынимают сетчатый фильтр и жалюзи. Обычно эти элементы, которые нужно очищать достаточно часто, просто вставлены в корпус. Производители предусматривают возможность их легкого демонтажа.


Важно учесть, с какой стороны подключена трубка для отведения конденсата. При левом подключении у некоторых кондиционеров Панасоник для демонтажа конденсатосборника эту трубку придется отключать

Теперь нужно найти и отсоединить дренажный лоток, если это возможно. Иногда он встроен в корпус. На этом этапе понадобится емкость для скопившейся жидкости, а также ветошь, на случай, если вода разольется. В кондиционерах LG такой элемент обычно закреплен на одном болте, снизу расположены клипсы, их необходимо отщелкнуть.

Затем следует вынуть вал крыльчатки. В ее пазах обычно накапливается очень много пыли. Вынимают этот элемент обычно снизу или сбоку. Если позволяет конструкция, предпочтительнее использовать первый вариант, он проще.

Делают это так:

  1. Отсоединяют крепления радиатора, расположенного в левой части корпуса.
  2. Ослабляют крепежный винт крыльчатки справа.
  3. Аккуратно опускают вал вниз, придерживая отверткой ослабленный болт, чтобы не задеть лопасти.

Все операции нужно выполнять медленно и осторожно. Винт, который удерживает крыльчатку, затянут очень сильно. Его нужно открутить так, чтобы не повредить резьбу. Не стоит выкручивать его до конца, поскольку поставить его обратно в точно таком же положении может быть непросто.

Если нет возможности вынуть вал снизу, нужно использовать более сложный вариант:

  1. Отсоединить проводку от блока управления.
  2. Снять крепеж и отсоединить блок от сплит-системы.
  3. Убрать крепления мотора, снять кожух с вала.
  4. Разъединить вал и двигатель, отогнув радиаторные трубки.
  5. Снять крыльчатку и провести очистку всех элементов.

При обратной сборке прибора после очень важно правильно соединить все элементы. Лопасти вращающихся деталей не должны задевать стенки корпуса или другие компоненты устройства.

Внимание понадобится и во время присоединения проводки. Неопытным мастерам лучше предварительно нарисовать схему или сфотографировать провода, чтобы ничего не перепутать во время их подключения.

Разборка на примере кондиционера Panasonic

Даже такой качественный прибор с хорошими фильтрами не защищен от попадания пыли внутрь корпуса. Пространство между ламелями турбины здесь оказалось очень маленьким. В этих узких зазорах накапливается пыль, которую стандартным пылесосом не возьмешь.

У Панасоников предусмотрена возможность вынуть турбину для очистки без особых проблем. Хотя это и не такая простая процедура, как при обработке фильтров. Снимать со стены корпус не придется, все операции можно выполнить, стоя на стремянке.

Электронный блок управления с индикацией и прочие элементы этого типа находятся справа с точки зрения мастера, который стоит прямо перед прибором. Начинать нужно с отсоединения корпуса. Снизу по бокам у него имеются винты, а сверху он удерживается защелками.

Сначала нужно открутить винты. Они находятся по бокам и скрыты аккуратными декоративными заглушками. Чтобы их найти, подвижную часть корпуса придется приподнять. Заглушки поддевают прямой отверткой, затем с помощью крестовой выкручивают крепеж.


Для того чтобы разобрать кондиционер нужно вывинтить шуруп, отсоединить конденсатосборник, затем открутить винт, удерживающий теплообменник, после ослабить, но не снимать скрытый винт турбины. В завершении нужно приподнять теплообменник и вытащить турбину

Теперь корпус нужно поднять аккуратным движением снизу вверх, чтобы отсоединить его. Возможен щелчок, поскольку его удерживают три пластиковые крючкообразные защелки. Теперь можно снять еще одну часть корпуса, которая состоит из крышки, двигателя и конденсатосборника.

Этот блок крепится в пазах, расположенных достаточно глубоко в корпусе, но снимается легко. Нужно осторожно потянуть его вниз с умеренным усилием. Если сразу весь блок не отделяется, можно сначала освободить крепление слева, а потом – справа.

На этом этапе нужно обратить внимание на положение шланга, по которому отводится конденсат. Если он мешает (это бывает при подключении с левой стороны), то его нужно сначала отсоединить от конденсатосборника.

Емкость для влаги полностью от корпуса не отделяется, поскольку она дополнительно соединена с ним парой тонких проводов. Нужно заранее позаботиться о подставке для этой части кондиционера или подвесить ее на шнурке, веревке и т.п.

Под весом конденсатосборника проводки могут оборваться. Как уже раньше упоминалось, на этом этапе может вылиться скопившийся конденсат. Влагу лучше сразу перелить в подходящую емкость. Очень вероятно, что часть воды разольется, поэтому тряпку лучше держать под рукой.

О том, что следует делать, если климатическое оборудование постоянно течет в обрабатываемое им помещение, вы узнаете из , прочитать которую мы крайне настойчиво советуем.

Снятый конденсатосборник обеспечит доступ к технической начинке агрегата: слева станет видна головка винта, фиксирующего теплообменник, и резиновый подшипник турбины. Винт нужно открутить, но вот подшипник трогать не стоит, он должен оставаться в пазах, которые его удерживают.


Если сплит-систему длительное время не чистили, на ее внутренних элементах скапливается пыль, а также появляется плесень, опасная для здоровья жильцов

Теперь нужно руками вращать турбину, чтобы найти на ее правой стороне место, где она закреплена винтом на валу двигателя. Здесь пропущена одна ламель. Винт утоплен глубоко. Его нужно открутить, но вынимать не стоит, чтобы облегчить обратную сборку. После этого следует с умеренным усилием приподнять теплообменник.

Он закреплен на защелках, должен прозвучать щелчок. Здесь нужно действовать осторожно, чтобы не порезаться, края некоторых деталей довольно острые. Когда теплообменник выйдет из защелок и будет приподнят, появится вертикальный просвет, через который можно будет аккуратно вынуть турбину, предварительно сняв подшипник.

Несколько слов об очистке

Действуют ими одновременно: кистью обрабатывают доступное пространство, а край шланга включенного пылесоса держат рядом, чтобы сразу убрать мусор. Некоторые обрабатывают внутренности блока сухим паром, если имеется доступ к парогенератору.

Затем можно использовать чистящее средство, например, в виде аэрозоля. Его держат некоторое время, действовать нужно по инструкции. Потом поверхность обрабатывают чистой водой с помощью кисти или пульверизатора, чтобы удалить чистящее вещество, растворившее загрязнения. Понадобится емкость для сбора стекающей воды.

Теперь нужно вымыть турбину, фильтры и прочие элементы, высушить их. Это можно сделать с помощью обычных домашних средств, но в продаже есть удобные комплекты, предназначенные для этих целей. Затем проводится обратная сборка прибора. Все крепежные элементы должны быть установлены на место и тщательно затянуты или защелкнуты.


Специальные средства, предназначенные для очистки климатической техники, способны эффективно растворить скопившиеся загрязнения. Через положенное время состав следует аккуратно смыть

Снятые с устройства детали можно вымыть горячей водой, обработать щеткой. Существует бытовая химия, специально предназначенная для такой техники. Но и обычное хозяйственное мыло даст неплохой результат. Конечно, нужно при этом беречь детали от повреждений.

Например, жесткая щетина может серьезно повредить сетчатый фильтр. Много пыли скапливается на крыльчатке, нужно обработать каждый паз. Все фильтрующие элементы тщательно промываются. Перед установкой их следует высушить.

Особенно тщательно обрабатывают поверхность испарителя и ротора, а также емкость для конденсата. Не помешает проверить состояние трубки, по которой влага уходит наружу. Если прочистить ее отрезком жесткого кабеля, можно обнаружить там серьезные загрязнения. Их просто выталкивают наружу, а трубку промывают.


Специальный комплект для очистки кондиционеров состоит из большого полиэтиленового пакета удобного размера и набора устройств, придающих ему нужное положение

Некоторые умельцы решили отказаться от разборки внутреннего блока. Они снимают только переднюю крышку, фильтр, а затем застилают стену полиэтиленом и промывают внутренний блок тонкой струей воды под большим напором. Это не лучшее решение, поскольку можно и кондиционер так сломать, и повредить декоративную отделку.

Если мероприятия по чистке не дали ожидаемого результата, полноценная работоспособность сплит системы не восстановлена, придется . Руководство по проведению ремонта вы найдете в рекомендуемой нами статье.

Выводы и полезное видео по теме

Как разобрать внутренний блок:

Чтобы выполнить такую разборку, нужно внимание, время и терпение. Процедура не требует сложного инструмента или особых навыков. Но невнимательное отношение во время работы неприемлемо, поскольку так можно полностью испортить сплит-систему.

Хотите рассказать о том, как чистили внутреннюю составляющую климатического агрегата собственными руками? Располагаете полезной информацией, которая пригодится посетителям сайта? Оставляйте, пожалуйста, комментарии в находящемся ниже блоке, задавайте вопросы, публикуйте фото по теме статьи.

Во время эксплуатации бытовой сплит-системы вы можете почувствовать неприятный запах гнили вместе с потоками воздуха из устройства. Он указывает на необходимость профилактической чистки блока. Помимо отталкивающего амбре, засорение узлов может стать причиной быстрого износа силовой части, повышенного расхода электроэнергии и возникновения аллергических реакций у человека.

Выполнять эту процедуру можно доверить работнику сервисного центра. Но если вы пользуетесь сплит-системой довольно давно, то можете справиться с работами самостоятельно, сэкономив средства. Необходимо лишь ознакомиться с порядком разборки и проведением профилактической чистки.

Размеры внутреннего блока

Прежде чем установить внутренний блок кондиционера, вы должны поинтересоваться его размерами. Это особенно важно при ремонте, ведь современные технологии довольно часто предусматривают установку подвесных потолочных систем, которые могут повлиять на высоту потолка, как и параметры описываемого прибора.

В продаже можно встретить нестандартные модели, которые обладают уникальными размерами. Длина блока обычно варьируется от 700 до 800 мм. Несколько реже встречаются изделия до 900 мм. Специалисты рекомендуют брать в расчет в среднюю длину в 770 мм.

Что касается высоты, то она обычно равна 250-290 мм. Усредненным значением являются 270 мм. Глубина не сильно интересует потребителей, но она достигает 240 мм. Минимальное значение эквивалентно 170 мм. Из этого можно сделать вывод о том, что средние размеры внутреннего блока кондиционера равны 770 x 270 мм.

Знание этих параметров позволяет определить, на каком расстоянии от потолка и стен вешать оборудование. Противоречий по данному вопросу великое множество. В некоторых инструкциях минимальное расстояние составляет 50 мм, тогда как в других оно достигает 300 мм. Оптимальное значение равно цифре от 60 до 150 мм.

Специалисты обычно устанавливают кондиционер с удаленностью в 100 мм. Прежде чем монтировать внутренний блок кондиционера, важно учесть, будут ли в помещении шторы. Шаг между ними и сплит-системой обычно составляет 150 мм. Увеличить это значение можно до 250 мм. Среднее расстояние от блока до стены равно 400 мм.

Классификация внутренних блоков

Для того чтобы осуществить разборку, необходимо определить тип внутреннего блока кондиционера, который может быть представлен:

  • настенной сплит-системой;
  • канальным кондиционером;
  • кассетным устройством.

Самыми распространенными являются настенные модели, которые более доступны по стоимости и иногда еще называются бытовыми. Их установку можно осуществить в помещении любого назначения, а мощность в пределах 7 кВт позволяет охлаждать до 70 м 2 площади. Такие блоки обычно устанавливаются в верхней части стены, недалеко от окна, так как конструкция предусматривает наличие наружного блока, а узлы должны быть соединены между собой.

Настенные кондиционеры не способны подавать в помещения свежий воздух, так как для этого требуется отдельная система вентиляции. Если вы задались вопросом о том, как разобрать внутренний блок кондиционера, то сможете ознакомиться с этой информацией ниже. Именно для такого устройства приведены рекомендации в статье.

Помимо бытовых кондиционеров, некоторые производители поставляют на рынок полупромышленные приборы, мощность которых достигает 10 кВт. Внешне они походят на традиционные сплит-системы, но по параметрам являются полу промышленным оборудованием.

Канальные кондиционеры устанавливаются с подвесными потолками, которые скрывают их полностью. Распределение охлажденного воздуха обеспечивается с помощью теплоизолированных воздуховодов, которые располагаются в межпотолочном пространстве. Такие конструкции могут охлаждать сразу несколько помещений. Мощность оборудования достигает 25 кВт, что позволяет обеспечивать охлаждение коттеджа или нескольких комнат квартиры. В качестве основной особенности канальных систем выступает возможность подачи свежего воздуха в том объеме, который гарантируется функционированием полноценной вентиляции.

Кассетные кондиционеры требуют подвесного потолка при монтаже. При сравнении с канальными конструкциями кассетные распределяют охлажденный воздух через нижнюю часть блока. Она закрывается декоративной решеткой и обычно имеет следующие размеры: 600 x 600 и 1200 x 600 мм.

Проведение разборки и чистка кондиционера

Для чистки внутреннего блока кондиционера необходимо осуществить его разборку. Для этого подготавливаются отвертки разной конфигурации и размеров. Следует позаботиться о наличии коробочки для сбора крепежных деталей. Понадобится электрическая и функциональная схемы прибора. В некоторых моделях они нанесены на внутреннюю сторону верхней крышки.

Для очистки внутренних элементов понадобятся:

  • чистая ветошь;
  • моющее средство;
  • пылесос.

На первом этапе необходимо обесточить кондиционер. Это соответствует правилам электробезопасности. Следует извлечь вилку из розетки. Верхняя крышка блока снимается. Откручиваются болты, которых может быть два или три. Обычно они закрываются декоративными заглушками. Верхняя крышка внутреннего блока извлекается. Если она покрыта слоем плесени и грязи, ее следует вымыть в ванной с помощью моющих средств и щетки.

Разбирая внутренний блок кондиционера, вы должны будете извлечь воздушные фильтры. Они изготовлены из пластика и предназначены для грубой очистки воздуха. Иногда они фиксируются на крышке или внутри кондиционера. Фильтры промываются под интенсивной струей воды. В этом поможет щетка.

Направляющие воздушного потока тоже следует снять. Из пазов извлекаются жалюзи. Для облегчения процесса необходимо слегка изогнуть их. Эти элементы направляют поток холодного воздуха внутрь помещения и тоже нуждаются в усиленной промывке.

Демонтаж нижней крышки

Следующим шагом станет отсоединение нижней крышки. Нужно будет извлечь дренажную трубку и провод электропитания. В процессе этого следует отжать три защелки и отсоединить от блока сливную ванночку вместе с выводящим шлангом.

Извлечение клеммных колодок

Внутренний блок кондиционера имеет клеммные колодки. Их в процессе разборки отсоединяют, а после извлекают электронный блок управления и трансформатор. Для того чтобы вынуть первый, необходимо отжать боковые крепления, а после потянуть устройство на себя. Перед этим провода заземления откручиваются.

Съем двигателя вентилятора

Теперь можно демонтировать двигатель вентилятора. Для этого откручиваются болты, которые укрепляются к шасси. Испаритель приподнимается, а двигатель извлекается наружу вместе с роторным вентилятором. Мотор необходимо отделить от вентилятора, но сначала придется прогреть головку болта паяльником. Это позволит разблокировать тепловой замок на шкиве мотора. Как только лопасти вентилятора удастся снять, их необходимо вымыть. Сборка осуществляется в обратной последовательности.

Чистка внешнего блока

Внешние и внутренние блоки кондиционеров одинаково нуждаются в обслуживании. Периодичность для первого составляет два раза в год, что верно даже при интенсивной эксплуатации. Использовать для этого необходимо пылесос, но устройство должно быть достаточно мощным, чтобы вытянуть пыль с наружных фильтров и радиаторов теплообмена.

Самостоятельно или с помощью специалистов

Если блок располагается на внушительной высоте, то можно открутить защитную решетку и пропылесосить, а также протереть внутренности от пыли. В противном случае вы можете обратиться за помощью к профессионалам, которые снимут кондиционер с использованием альпинистского снаряжения или вышки. Чистку самостоятельно можно осуществить с помощью компактных отправителей, но систему кондиционирования при этом придется обесточить и включить лишь через 30 минут после окончания обслуживания.

В заключение

В процессе эксплуатации сплит-системы пыль оседает на крыльчатке вентилятора, где образуется «шуба» грязи. Это препятствует прохождению потока воздуха при обдуве испарителя. Последний обмерзает, а пользователь не получает нормального холода и интенсивного воздушного потока.

Чистка вентилятора внутреннего блока кондиционера требуется и в том случае, когда вы увидели черные хлопья, вылетающие из прибора. Это говорит о том, что количество грязи настолько велико, что она не удерживается на внутренних узлах. В качестве профилактики время от времени вы можете демонтировать вентилятор и промывать его химическими средствами. Но не все модели позволяют легко извлекать эту часть системы.

Случается, что бытовое оборудование по неким причинам нужно демонтировать. Проделать это с телевизором или стиральной машинкой легко: вынуть штепсель из розетки, а затем перенести технику, куда требуется. А вот устройство для поддержания в помещении оптимальной температуры и влажности отключить и снять со своего места по такой простой схеме не получится.

Причины для демонтажа кондиционера

Необходимость убрать сплит-систему возникает в следующих ситуациях:

  • Кондиционер отработал свой срок и нуждается в замене на новый и усовершенствованный;
  • Фасад дома, на который прикреплён внешний блок системы, планируется отштукатурить и покрасить;
  • Намечается новоселье, переезд рабочего персонала в иной офис с сохранением старого климатического оборудования;
  • Проведение в квартире ремонта - покраски стен, оклейки обоев или установки натяжного потолка.

Особенности снятия различных видов

Климатическое оборудование можно разделить на три группы:

  • сплит-система;
  • кассетные кондиционеры;
  • кондиционеры канального типа.

Из сплит-системы во время демонтажа невозможно слить рабочую жидкость, запустив процесс вхолостую, как это делают с кассетными и канальными кондиционерами. В этом случае хладагент собирают в специальную ёмкость. Причём имеет значение даже очерёдность опустошения патрубков. Сначала хладагент сливают из тонкого патрубка, а затем из толстого. Вообще, демонтаж сплит-системы отличается сложностью: чаще всего патрубки у такого климатического оборудования медные, из-за чего их приходится не снимать, а срезать.

Кассетный кондиционер - оборудование тяжёлое, поэтому его невозможно демонтировать в одиночку. Блок кассетного кондиционера обязательно защищён арматурой. Поэтому после отсоединения патрубков, через которые проходит хладагент, и отключения техники от сети, потребуется применить электроинструмент для резки металла.

Такую технику демонтируют с подвесного потолка

Демонтаж кондиционера канального типа отличается повышенной сложностью. Всё-таки канальный агрегат для охлаждения воздуха много весит, имеет большие габариты и особую конструкцию с воздуховодами. Значит, в этом деле не обойтись без помощника.

Такой кондиционер похож на сплит-систему, но совмещает в себе и функции вентиляции

Возможные последствия неправильного демонтажа

Главное требование к проведению демонтажа - соблюдение осторожности. Пренебрежение этим правилом может привести к потере фреона из трубок, осуществляющих охлаждение воздуха. Чтобы снова залить в оборудование специальную жидкость, придётся отдать мастеру немалые деньги.

Также некачественный демонтаж климатического оборудования чреват проникновением внутрь конструкции воздуха, способного окислить его детали из металла. Позже на внутренних элементах кондиционера может появиться ржавчина, которая выведет его из строя.

Важно снимать нужные детали с климатического оборудования с предельной аккуратностью, иначе они могут сломаться. В лучшем случае для кондиционера потребуется приобретать некоторые новые элементы, в худшем - придётся покупать новую сплит-систему.

Поэтому стоит семь раз подумать, прежде чем снимать кондиционер своими силами. Следует отказаться от самостоятельного демонтажа и пригласить на дом мастера в представленных ниже случаях:

  • Нужно демонтировать тяжёлый канальный или кассетный кондиционер;
  • Нет знаний и уверенности для совершения демонтажа;
  • Не нашлось инструментов, позволяющих снять кондиционер.

Снимаем кондиционер своими руками

Необходимые инструменты

Перед демонтажем климатического оборудования нужно приготовить инструменты:

  • Набор шестигранных ключей;
  • Разводной ключ (альтернативный вариант - газовый ключ);
  • Комплект рожковых и торцевых ключей;
  • Отвёртка;
  • Манометр;
  • Труборез.

Помимо инструментов, понадобится материал, который послужит для создания заглушек.

Перечисленными предметами пользуются при демонтаже кондиционера в квартире, на балконе или даче. Но чтобы снять бытовую технику, прикреплённую к стене многоэтажного здания, потребуется найти оборудование для выполнения работ на большой высоте.

Внешний блок

Демонтаж кондиционера начинают со снятия внешнего модуля - компрессорно-конденсаторного блока:

Процесс требует осторожности

  • На торце внешнего блока с помощью разводного ключа открывают заглушки вентилей;
  • Применяя шестигранный ключ, завинчивают жидкостной кран;
  • На полминутки включают кондиционер, установив режим охлаждения (для перетекания фреона во внешний модуль). В тот момент, когда компрессор начнёт работать лишь на втягивание воздуха, к вентилю от газового трубопровода прикрепляют манометр. После этого ожидают обнуления значений и немедленно перекрывают вентиль обратного забора хладагента;
  • Отсоединяют кондиционер от электросети. После этого нужно убедиться в отсутствии тока - вставить индикаторную отвёртку в клемму с фазой;
  • С помощью трубореза режут магистраль фреона и закрывают оставшиеся от неё края изолентой, чтобы через них в конструкцию не попал мусор, и не просочилась влага;
  • Срезают соединительные трубки, отступив от штуцеров примерно 20 см;

Если перед вами поставлена задача отремонтировать конденсаторный модуль, то при демонтаже кондиционера нет необходимости обрезать трубки из меди.

  • Отсоединяют дренажный трубопровод и провода, которые связывают между собой блоки. Конец каждого провода, а также дренажную трубку, обматывают защитной материей;
  • Откручивают от кондиционера болтики и гайки, используя при этом торцевой (можно рожковый) ключ. Эту работу обязательно проделывают вдвоём;
  • Взяв торцевую головку, снимают защитную арматуру и кронштейны со стены на балконе или здании.

Снимать кондиционер с фасада здания нужно со страховкой

Демонтированный кондиционер убирают в надёжную коробку, накрывая его со всех сторон пенопластом и упаковочной плёнкой. Чтобы во время перевозки оборудования не случилось поломки, его нужно ставить в автомобиль только вертикально.

Как снять внутренний модуль?

Сняв со своего места наружный блок, переходят к демонтажу внутреннего модуля. Эта работа тоже проводится пошагово:

  • С каркаса кондиционера снимают защитное покрытие;
  • Откручивают крепёжные детали;
  • Отсоединяют климатическое оборудование от сети и убирают связующие элементы, то есть магистраль фреона, кабеля между блоками и дренажную трубку;

Процесс осуществляется при помощи отвёртки

  • Раскрывают защёлки креплений и вынимают блок из пластины;

Крепёжные защёлки, фиксирующие внутренний модуль на монтажной пластине, нельзя ломать. Поэтому при демонтаже блока надо действовать очень аккуратно.

  • Снимают монтажную пластину со стены, откручивая крепления, и убирают все медные трубки вместе с пластиковым проводом;

Чтобы блок было легче снять со стены, его подпирают плоскогубцами

  • Края медных трубок фреона закрывают специальным материалом, действуя так же, как при запечатывании трубок внешнего модуля.

Модуль кондиционера, снятый со стены в комнате, нужно поставить в картонную коробку, подложив со всех сторон пенопласт. После этого оборудование надо покрыть мягкой пузырчатой плёнкой. К перевозке внутреннего блока особых требований нет.

Видео-подсказки

Естественно, чтобы снимать кондиционер, нужно иметь представление об устройстве конкретной модели климатического оборудования. Если браться за это дело «вслепую», можно наделать кучу ошибок и сломать кондиционер.

Демонтировать бытовую климатическую технику также ответственно, как и устанавливать ее. Особенно, если планируется ее дальнейшее использование, например, при переезде на другое место жительства. Рассмотрим основные правила того, как демонтировать кондиционер самостоятельно без потери его эффективной работоспособности.

Набор инструментов

Разборку, как и установку кондиционера настоятельно рекомендуется доверять профессиональным монтажникам. Это во многом гарантирует качественно проведенную процедуру монтажа, без появления неприятных последствий в обоих случаях. Но если средств на дорогостоящую услугу нет, при определенных умениях, навыках разборку возможно произвести самостоятельно.

Основной момент при демонтаже сплит-системы – аккуратное, последовательное соблюдение основных правил, которые позволят сохранить функционирование оборудования. Во многом здесь будут полезны специальные инструменты, которые помогут совершить разборку с наименьшими усилиями, более качественно. К ним относятся:

  • труборез
  • бокорез
  • строительный нож
  • отвертка крестовая
  • отвертка интегральная
  • шестигранные ключи торцевые
  • ключи рожковые
  • ключи разводные
  • дрель, шуруповерт

Набор этих инструментов обязателен, потому что не многие стандартные монтажные приспособления могут пригодиться. Используя последние, вероятно нанести непоправимые повреждения системе, после чего ее придется менять.

Как правильно демонтировать кондиционер? Правила безопасности

Существуют определенные правила, условия, которые необходимо соблюдать, чтобы обезопасить здоровье, оборудование от поломок, неисправностей. Перечислим их:

  • нельзя допускать разгерметизации охладительного контура. Он работает под давлением 15 А. При резкой утечке высока вероятность попасть под струю газа очень низкой температуры;
  • можно получить обморожение от струи холодного фреона при его утечке;
  • следует избегать при разборке попадания внутрь контура пыли, влаги, разрушающе действующих на систему;
  • при перевозке внешнего блока, содержащего фреон, может произойти взрыв;
  • во время транспортировки необходимо аккуратно обращаться с оставшимися отрезками труб, так как их повреждение приведет к замене всего блока;
  • запрещено отвинчивать со штуцеров накидные гайки;
  • аккуратно необходимо обращаться с защелками внутреннего блока, чтобы не сломать их.

Транспортировка фреона

При демонтаже наружного модуля первостепенной задачей является «упаковка» фреона. Необходимо качественно произвести эту процедуру, чтобы впоследствии не тратить время, деньги на дозаправку кондиционера. следует обратить внимание на точность, аккуратность проведения перекачки хладагента.

Воспроизвести возможно с помощью манометрического коллектора, либо без него. Этот прибор сможет показать, когда в охлаждающем контуре будет достигнут вакуум. Именно в этом случае и следует перекрывать второй вентиль для «запаковки» фреона внутри конденсатора.

  • манометрический коллектор подключить к ниппелю на штуцере вместо патрубка с жидкостью охладительного контура (он тоньше по сравнению со вторым, по которому проходит газовый фреон);
  • если прибор отсутствует, начинать необходимо со следующего пункта;
  • поставить сплит-систему на режим охлаждения, определив самую низкую температуру, на которую способно оборудование по своим техническим характеристикам (необходимо узнать в инструкции по эксплуатации). Так блок работает не менее 10 минут;
  • закрыть вентиль жидкостного патрубка (более тонкий. Закрывается шестигранным ключом под защитным колпачком);
  • на манометрическом коллекторе следить за стрелкой, пока она не достигнет уровня вакуум. Если манометра нет, необходимо засечь на часах 1 минуту;
  • по истечении времени/достижения нужного показателя на приборе закрыть вентиль газового патрубка шестигранным ключом;
  • выключить кондиционер;
  • защитные колпачки поставить обратно.

Непростая задача перегона хладагента может усложниться в холодное время года, когда кондиционер включать нельзя. Масло компрессора загустевает, его беспрепятственная работа невозможна. Если оборудование оснащено «зимним комплектом», позволяющим работать оборудованию на охлаждение даже при минусовой температуре, проблема легко решается запуском отогревающих приборов, размещенных в картере компрессора, дренажа. После 10 минут прогрева можно запустить климат-систему на охлаждение и перекачать фреон, следуя вышеописанным рекомендациям.

Если же системы зимнего подогрева нет, можно воспользоваться манометрической станцией для сбора хладагента. Она подключается по такому же принципу, как коллектор. Фреон перегоняется туда для транспортировки.

Демонтаж внешнего блока. Можно ли сделать самому?

После «упаковки» охлаждающего вещества можно приступать к снятию наружного модуля с креплений. Как демонтировать кондиционер своими руками:

  1. отключить наружный блок от электросети;
  2. если планируется дальнейшее использование патрубков, они отвинчиваются. Открытые штуцеры необходимо надежно защитить от пыли, влаги. В случае, когда повторное использование не предвидится, медные трубы обрезаются, остаются 15-20 см каждой ветви от креплений. Концы зачеканиваются тисками от влаги, мусора;
  3. когда известно, что кондиционер не будет долго использоваться, оставшиеся патрубки рекомендуется заполнить азотом, вытеснив тем самым воздух, закупорить. Это предотвратит окислительную реакцию металла с кислородом воздуха;
  4. убрать теплоизоляцию с фреонового контура;
  5. отсоединить наружный блок от электрокабеля, сняв предварительно отмеченные клеммы;
  6. демонтировать гайки, удерживающие модуль на кронштейнах, снять модуль. Рекомендуется делать вместе с помощником, потому что блок тяжелый, высока вероятность его уронить;
  7. поместить в специальную коробку с пенопластом или другим наполнителем во избежание механических повреждений корпуса, отводов труб;
  8. перевозить, хранить только в вертикальном положении.

Как демонтировать внутренний блок сплит-системы?

Внутренний блок кондиционера снимается с креплений только после демонтажа наружного. Здесь также необходимо соблюдать осторожность, особенно с фиксаторами испарителя, самого оборудования. Если эти элементы повредить, впоследствии заново установленный блок будет вибрировать при работе, что приведет его к поломке.

Как самостоятельно демонтировать кондиционер:

  1. снять лицевую панель, чтобы можно было добраться до фиксаторов;
  2. отсоединить трубопровод охладительного контура;
  3. отключить электропитание;
  4. снять испаритель (аккуратно отщелкнуть фиксаторы, закрытые крышкой)
  5. отжать фиксаторы внутреннего блока, снять его с направляющих;
  6. демонтировать пластину, на которой крепился внутренний блок;
  7. извлечь трубопровод охлаждающего контура из стеновых штроб;
  8. извлечь дренажный патрубок;
  9. демонтировать декоративный короб.

Последствия неправильного демонтажа

Приведем некоторые неприятные последствия неаккуратного демонтажа сплит-системы:

  • разгерметизация охладительного контура, как следствие – утечка фреона. При установке техники заново придется заплатить за дозаправку системы охлаждающим веществом;
  • механическое повреждение корпуса внешнего блока, наружного модуля, каких-либо деталей, фреоновых патрубков, особенно если они приводят к разгерметизации контура;
  • засорение охладительного контура пылью, мусором, попадание влаги. Пыль неизменно окажет влияние на работе компрессора, в скором времени его придется заменить за неисправностью. Влага опасна тем, что она будет окислять внутреннюю поверхность медной фреонотрассы, металл начнет корродировать, что выведет систему полностью из строя;
  • падение наружного модуля с высоты. Не имеет значение, насколько высоко он был закреплен – падение в любом случае приведет к его полной замене.

Как правильно демонтировать сплит-систему расскажет видео

При смене жительства часто перевозят с собой кондиционер, все-таки оборудование дорогостоящее. Чтобы произвести это без потерь, настоятельно рекомендуется обратиться к профессиональным монтажникам, которые все произведут правильно, качественно. Если уж разборка кондиционера планируется своими силами, необходимо строго соблюдать правила демонтажа, при этом делать все максимально аккуратно, четко, слаженно.

Друзья! Еще интересные материалы:


Кондиционирование помещений


Top