Термостат калина: признаки неисправности, какой лучше

Термостат - небольшой, но очень важный узел автомобиля. К сожалению, о его назначении и особенностях замены знают не все автолюбители. Неисправность термостата может привести к неполадкам в работе системы охлаждения. А там и до перегрева двигателя недалеко и целого ряда сопутствующих проблем. Ваша задача - своевременно диагностировать проблему и при необходимости заменить термостат на Калине.

Функции и признаки неисправности

Основная функция термостата - организация охлаждения двигателя, быстрый прогрев мотора (зимой) и предотвращение его перегрева. Именно благодаря термостату производится своевременное охлаждение трущихся узлов мотора.

Устройство блокирует доступ антифриза к радиатору до тех пор, пока температура ОЖ не достигнет необходимого уровня. Это происходит благодаря работе специального клапана, открывающего путь к нижнему патрубку. Принцип работы прост. Специальный клапан соединяется штырем с цилиндром, в котором находится технический воск. При достижении определенной температуры воск становится жидким, увеличивается в объеме и выталкивает штырь (при этом клапан открывается). Теперь ОЖ идет по большому кругу системы охлаждения (через радиатор). Если температура двигателя снижается до минимально допустимой температуры и продолжает опускаться, клапан закрывается, и антифриз снова идет по малому кругу.

Когда диагностировать проблему?

Перед тем как приступать к работе по демонтажу узла, вы должны убедиться в его неисправности. Делается это просто:


  1. Заведите мотор и дайте ему немного поработать. Откройте капот и прикоснитесь к верхнему патрубку радиатора. Если термостат исправен, то патрубок должен быть холодным до момента достижения двигателем температуры 65-70 градусов Цельсия (можно контролировать по БК). Как только температурный рубеж пройден, патрубок начинает греться.
  2. Есть еще один способ. Заведите двигатель и дождитесь его прогрева до номинальной температуры. После этого отключите зажигание, откройте капот и прикоснитесь к нижней и верхней шланге, которые подходят к радиатору (обязательно работайте в перчатках и действуйте аккуратно, чтобы не обжечься). Термостат неисправен, если шланги имеют разную температуру.

Демонтаж и замена

Как только вы пришли к мнению, что замена термостата на Калине неизбежна, приступайте к работе. Для начала подготовьте инструмент. Вам понадобится небольшой кусок проволоки, компрессор, металлические хомуты (чаще всего их лучше поменять), набор инструментов (самых обычных), свечной ключ, резиновая трубка, емкость из-под антифриза (можно любую другую тару) и перчатки (они спасут ваши руки от ожогов).

Действуйте в следующей последовательности:

Организуйте полноценный доступ ко всем датчикам и трубкам, которые придется выкручивать. Для этого открутите пробку на заливной горловине и демонтируйте пластиковый корпус на верхней части мотора. Снимайте корпус воздушного фильтра и откручивайте большую трубку, соединяющую дроссельный узел и фильтр;


Выкачивайте всю охлаждающую жидкость (антифриз, тосол, воду) из двигателя. Для этого найдите дроссельный узел и отсоедините от него шланг, через который подводится ОЖ. Ошибиться здесь сложно - этот шланг находится в непосредственной близости к тросику. Теперь задействуйте компрессор. Подавайте питание на устройство (через клеммы АКБ или прикуриватель), надевайте специальную насадку на шланг компрессора и вставляйте его в трубку подвода охлаждающей жидкости. Возьмите еще один шланг, один конец которого надевайте на штуцер дроссельного узла, а второй - опускайте в емкость из-под антифриза. Лучше если канистра будет чистой, ведь жидкость придется заливать обратно;

Учтите, что таким образом мы выкачиваем ОЖ только из малого круга, а в большом круге (который идет через радиатор) еще остается жидкость. Следовательно, патрубки термостата, которые идут к радиатору и от него, необходимо поднять вверх (это позволит избежать вытекания ОЖ);

Отсоединяйте штекер, питающий датчик;

Открутите два болта по диагонали, с помощью которых крепится термостат;

Снимайте термостат и аккуратно вытягивайте его в направлении АКБ;

Производите установку нового устройства в обратной последовательности и собирайте все на место.

Завершающий этап - прокачка ОЖ. Сделайте несколько простых шагов:

Заведите авто и дождитесь нагрева мотора до уровня 90-95 градусов Цельсия. В этот момент должен запуститься вентилятор;

Дожидайтесь достижения температуры 100-105 градусов Цельсия. Запускается второй вентилятор;

Дайте двигателю поработать в таком режиме около пяти секунд и глушите его. Вентилятор не останавливается и продолжает работу по охлаждению. При снижении температуры до 85-90 градусов Цельсия начинает работать термостат. И наоборот, в случае достижения 102 градусов Цельсия происходит полное открытие клапана и движение воды по большому кругу;

Во время работы вентилятора откройте и закройте крышку заливной горловины;


После отключения вентилятора снова откройте крышку и долейте ОЖ до уровня «МАХ»;

Проверьте исправность нового узла. Для этого покатайтесь на автомобиле и проследите, чтобы в процессе движения температура на поднималась выше 90 градусов Цельсия. Если все нормально, то вас можно поздравить с успешным завершением демонтажа и установки нового термостата.

Обычно на все мероприятия уходит не более 1-2 часов, но при наличии должного опыта работа может пройти быстрее. Главное - правильно организовать рабочее место и подготовить инструмент.

Вывод

Замена термостата на Лада Калина - это ответственная работа, которую необходимо делать своевременно, при появлении первых же признаков неисправности. Затяжка времени в этом вопросе могут привести к целому ряду проблем, в том числе и перегреву силового узла. При этом в ваших силах не запустить проблему, своевременно выявить неисправность и заменить его. Удачи.

Все произошло как всегда спонтанно, не запланированно, Взвесив все за и против решил установить термостат от Гранты. Все началось вот с этого . Не догрев налицо. Почитав как люди заморачиваются и тратят по две тысячи на замену, сначала хотел поменять только Калиновскую термовставку термостата, но не так все плохо оказалось. Так как я заменил радиатор печки и антифриз у меня был уже слит подумал заменить термовставку но к моему удивлению продавали только либо целиком термостаты или термовставку с корпусом (цена 300 рублей). В магазине попался лузаровский термостат от Гранты за 390 рублей, не долго думая я его купил темболее разница в 90 рублей всего. Далее поехал на авторазбор у нас в Мин-Водах есть мужичек который на своей фуре с Германии запчасти на WV, Форд и Ауди тягает. Цены у него демократичные. Выбрал подходящий патрубок Фордовский и жменю хомутов самозажимных разных с запасом на будущее. За все 300 рублей. Сразу скажу все делал на морозе поэтому разница между мягким Фордовским Моторкрафтом и советским дубовым шлангом на лицо. Если нет возможности взять импортный то подойдет от Нивы Шевроле г-образный за 140 рублей у нас в магазе продается. Хомуты самозажимные это вообще весчь которая да же не обсуждается, никогда они течь не будут и не ослабнут. Теперь процесс. Снимаю термостат Калиновский и выкручиваю шпильки, и сразу заменяю датчик температуры с круглой фишкой, который в блок вкручивается на датчик от ВАЗ 2101 ТМ106 с обычной плоской фишкой(можно не менять отломав верхнюю часть фишки). Глушу маленький шланг болтом который с обычной заслонкой идет на подогрев дроссельной заслонки. В косе разматываю изоленту и чуть вытягиваю провод который идет до датчика температуры который стоит в корпусе термостата. Отрезаю кусок патрубка который идет от верхней части радиатора к термостату на расстоянии 4-5 См от тройника который идет на расширительный бачек. Далее берем подходящую металлическую трубку по диаметру длиной 7-8 См(у меня была оцинковка старая) и вставляем ее в патрубок и фиксируем хомутом, так что бы она не перекрыла собой внутреннюю часть трубки, которая идет на расширительный бачек. Берем шпильки длиной 75 и 80 мм и вкручиваем на фиксатор резьбы синего цвета. Перед установкой я проверил начальнюю температуру открытия. В принципе она совпала с заявленной 85 градусов но я решил что надо подпилить шток да бы увеличить температуру открытия. Пильнул 2,7 мм штока, сторона которая упирается в корпус термостата. Больше не подпилишь только со стороны термовставки. Проверил опять температуру открытия она составила где то 88 - 89 градусов. Все ставлю новый термостат грантовский на свое место, через новую пробковую прокладку предварительно промазов ее тонким слоем серого герметика. Ставлю новый Фордовский г-образный шланг предварительно его отрезал под нужную длину. Так же я заменил шланги печки так как они были совсем дубовые. Все шланги установлены и затянуты самозажимными хомутами. Наливаю антифриз, завожу на секунд 40 и глушу. Доливаю немного антифриза и еду с открученной крышкой на расширительном бачке на крутую гору благо я живу под горой. Постоял минут десять на крутом холме мордой вверх что бы машина прогрелась и воздух весь вышел из системы, но понял уже потом, что это лишнее было он и так сам выйдет. В общем вердикт, рекомендую всем ставить грантовский термостат. Разница зимой колоссальная от Калиновского. У нас уже было ночью минус девять, так вот я доезжал до Пятигорска(15 км по трассе скорость 80 - 110 км/ч) и машина не могла прогреется до конца не говоря, что задние стекла вообще не отогревались от льда. Теперь только заводишь машину и через минуты три ведешь, как на лобовом стекле начинается плавится лед. Вчера ездил в Ставрополь по трассе 360 километров туда обратно, в машине так жарко еще никогда не было. Радиатор у меня на сколько это можно закрыт снаружи картоном, так по трассе температура держалась в районе 85 градусов в городе в пробках с начала думал убрать картон боялся перегреть машину но выше 95 не поднималась, хотя было плюс 12 градусов. В общем под итожу, минимальная сумма на замену термостата от гранты это 140 рублей шланг от Нивы Шевроле и термостат Грантовский за 390 рублей. И один большой хомут за 15 рублей + две шпильки по 10 рублей каждая докупить. Кусок трубы металлической можно найти на любой мусорке в автомастерских на гаражах. Литр антифриза на долив 100 рублей максимум. Итог 665 рублей. Поэтому ставить или нет грантовский термостат, однозначно да. Гидрозатвор в расширительный бачек смысла ставить нет. Крышку на бачек расширительный, поставил новую, то же лузаровскую, проверив ее предварительно насосом какое давление она держит.
Мои затраты:
Термостат Гранта Лузар - 390 рублей
Патрубок г-образный от Форда + жменя хомутов c запасом- 300 рублей
Шланги на радиатор печки комплект из двух штук - 180 рублей
Антифриз у меня был я его купил раньше.
Герметик всегда в наличии.
Крышка расширительного бочка Лузар - 80 рублей.
Шпильки 2 штуки - 20 рублей
Прокладка - 10 рублей
Датчик температуры - 85 рублей
Фотки позже выложу.

Термостат относится к системе охлаждения двигателя и предназначен для поддержания заданной температуры охлаждающей жидкости – а значит, и самого двигателя. Кроме того, термостат способствует более быстрому прогреву двигателя. Принято считать, что исправный термостат начинает открываться при 85 °С и полностью открыт при 100 °С.

Что понадобится? Сам термостат, автомобильный герметик, ключи на 12 и 13 (лучше торцевые), крестовая отвертка, пустая канистра 4 литра, тосол (охлаждающая жидкость) на подлив и примерно час-два свободного времени.

1. Первое, что нужно сделать – слить часть охлаждающей жидкости. Лучше всего по методике, описанной в статье . Единственная разница в том, что тосол в бачок подливать не нужно, а насосом качать до тех пор, пока система не опустеет. При таком способе неизбежные потери охлаждающей жидкости будут минимальны.

2. Снимаем воздушный фильтр. При кажущейся простоте, сделать это не так просто с первого раза.



Отворачиваем два винта сверху, и гайку изнутри моторного отсека. Мелкие детали, чтобы не потерять, удобно складывать в верхнюю часть одной из стоек.

На корпусе фильтра закреплен клапан рециркуляции – снимаем с него разъем, а сам клапан сдергиваем по направляющим вверх и отводим в сторону вместе с трубками. Далее снимаем разъем с датчика массового расхода воздуха и, ослабив хомут, сдергиваем подводящий воздушный шланг (стрелками показаны сверху вниз: воздушный шланг, датчик массового расхода воздуха, разъем клапана рециркуляции).


Затем, пошатывая и одновременно поворачивая корпус фильтра, вынимаем его вверх и убираем в сторону. Должно получиться примерно так:


Отверткой (удобнее торцовым ключом на 8) ослабляем хомуты и сдергиваем 4 шланга. Если система была хорошо прокачана, то охлаждающей жидкости выльется мало.


Ключом на 12 отворачиваем гайку с верхней части термостата и снимаем массовый провод. Затем ключом на 13 выворачиваем шпильку сверху и гайку снизу термостата. Легко пошатывая, сдергиваем термостат с места установки. Иногда требуется сначала поддеть “прикипевший» термостат отверткой.


Зачищаем посадочное место от остатков старой прокладки и наносим герметик тонким слоем 1–1.5 мм. Как вариант, можно поставить готовую бумажную прокладку. Тогда герметик применять нет необходимости.

Узнав из нашей статьи, какой лучше термостат на Калину, можно будет проводить его замену своими силами. Один из главных узлов системы, термостат выполняет важнейшую роль. Сам он небольшой, но благодаря ему, силовой агрегат всегда находится в хорошем рабочем состоянии, а в системе охлаждения поддерживается нужная температура ОЖ.

Таким образом, не давая перегреться жидкости или слишком охладиться, этот прибор сочетает в себе несколько полезных функций.

Выбираем термостат


Какой лучше термостат поставить на Калину? Вариантов много, но самое главное знать, к чему такое приведет. Так, новый термостат хорошего качества позволит нагревать мотор до 90°C, тогда как старые и уже отжившие свой век устройства не дают шкале подняться выше 80°C. Новый прибор позволит быстро Лады Калины даже в тридцатиградусный мороз.

Если суметь грамотно подобрать для Калины термостат, отопитель будет зимой всегда греть, а температура ОЖ находиться в пределах 88-95°C.

Итак, лучшим по мнению большинства специалистов является устройство производства Авто-ВАЗ. Да, и среди продукции этой компании немало брака, но на Калину термостат рекомендуем ставить именно от этого отечественного производителя. И дело даже не в том, что своя рубашка ближе к телу. Нет, здесь все серьезно.



У прибора от Авто-ВАЗа имеется болтик, специально поставленный, чтобы регулировать температуру открытия. Очень удобно и все можно вручную скорректировать. Кроме того, устройство этого производителя намного надежнее конкурентной продукции, реализующейся сегодня на рынке.

Что касается известных приборов от Лузар и Прамо , то первый часто поделывают, а второй протянет всего год. Термостат от Авто-ВАЗ послужит 3 года, а то и все 5.

Для чего он нужен?


Как известно, данный прибор регулирует температуру тосола, не допуская перегрева или недогрева посредством встроенного клапана. Тот установлен в системе охлаждения и автоматически открывается/закрывается в зависимости от определенной ситуации. К примеру, если температура жидкости выше нормы, то клапан открывается и наоборот – если ниже нормы – закрывается.

Во втором случае , клапан закрывается чтобы сократилось время прогрева силового агрегата в холодное время года.

Перекрытие клапана подразумевает закрытие большого круга. Как известно, ОЖ движется по малому и большому кругу. Когда большой круг перекрывается, то ОЖ идет по малому кругу и после достижения отметки 85°C клапан открывается.

Стоит отметить также и то, что термостат – это устройство полностью механического типа и открытие/закрытие клапана происходит благодаря специальному элементу, очень чувствительному. Он способен плавиться от нагревания и открывать заслонку для безостановочного движения тосола по большому кругу.



Если по какой-либо причине это устройство работает неэффективно, делается следующее:
  • Приобретается термовставка от «Лузар»;
  • Воздушный патрубок отсоединяется от датчика. Кроме того, снимаются разъемы ДМРВ и клапана адсорбера;
  • Поднимается корпус воздушного фильтра;
  • Сливается ОЖ в какую-нибудь емкость;
  • Выворачиваются винты, фиксирующие хомуты крышки термостата. Они снимаются;
  • Крышка устройства демонтируется вместе с термовставкой;
  • Ставится новая деталь в собственном гараже (примерная стоимость термовставки – 140 руб.).
  • После такой модернизации Калина начнет прогреваться намного быстрее, и температура будет стабильно держаться на отметке 90°C.



Как распознать и заменить неисправный термостат?


Обычно, распознать неисправный прибор возможно сразу, как только будут налицо следующие показатели:
  • Двигатель прогревается слишком долго;
  • Температура ОЖ безосновательно повышается, а мотор от этого перегревается, даже в холодное время года.
Замена устройства на новый проводится так:
  • Сливается, первым делом, ОЖ;
  • Демонтируется воздушный фильтр;
  • Снимаем шланги (их должно быть 4);
  • Откручиваем верхнюю гайку термостата и снимаем провод массы;
  • Теперь выворачиваем гайку на приборе;
  • Перед установкой нового термостата подготавливаем посадочное место. Для этого нужно очистить все от мусора;
  • Не забываем нанести слой герметика или же новую прокладку бумажного типа;
  • Ставим новое устройство.
И самое главное: перед установкой прибора не забываем пролить его кипятком. Льем воду из чайника и ждем, пока термостат полностью откроется, а потом закроется.

Термостат очень важен для системы охлаждения двигателя, поскольку благодаря ему удается поддерживать в системе охлаждения нужную температуру ОЖ.

Назначение термостата

Его назначение в автомобиле - контроль температуры охлаждающей жидкости и предупреждение перегрева двигателя. Регулировать температуру помогает клапан системы охлаждения, который автоматически открывается при повышении температуры и закрывается, если ОЖ слишком холодная (благодаря этому сокращается время прогрева двигателя).

Охлаждающая жидкость может двигаться по малому и большому кругам. При быстром прогреве термостатом перекрывается большой круг, тогда жидкость поступает по малому. При 85 градусах клапан начинает открываться, при 100 градусах он открыт полностью.

Работа термостата полностью механизирована. Клапан открывается, делая возможным движение ОЖ по большому кругу, из-за термочувствительного элемента, плавящегося при нагревании.

Признаки неисправного термостата:

  • двигатель прогревается слишком долго;
  • беспричинно повышается температура ОЖ, происходит .

Инструменты, необходимые для замены термостата:

  • набор отверток;
  • 2 торцевых ключа на «12, «13;
  • силиконовый герметик;
  • тара под использованную ОЖ;
  • термостат Лада Калина.

Замена термостата ВАЗ 1118 (Лада Калина) своими руками

  1. Слить охлаждающую жидкость.
  2. Демонтировать воздушный фильтр. Для этого выполнить следующие действия:



  • Со стороны моторного отсека открутить 2 верхних болта и гайку. Отложить их в сторону.
  • Снять с клапана рециркуляции разъем, который находится на корпусе фильтра.


Также ознакомьтесь

  • Демонтировать клапан. Для этого нужно потянуть его вверх. Отвести в сторону вместе с трубками, это облегчит работу.
  • Отключить разъем с воздушного датчика, снять воздушный шланг.


  • Извлечь корпус воздушного фильтра, предварительно расшатав и провернув его.
  1. Опустить хомуты, убрать 4 шланга. Это можно сделать торцовым ключом на «8» и отверткой. При этом не должно вытечь много охлаждающей жидкости.


  1. С помощью ключа на «12» выкрутить верхнюю гайку термостата, чтобы получилось достать массовый привод.
  2. Открутить шпильку и гайку на термостате ключом на «13». Немного расшатать термостат, снять его. Возможно, потребуется воспользоваться отверткой.


  1. Перед установкой термостата Лада Калина нужно подготовить посадочное гнездо, удалив с него пыль, грязь и остатки старой прокладки.
  2. Нанести полуторамиллиметровый слой герметика. При его отсутствии можно воспользоваться специальной бумажной прокладкой.


  1. Устанавливать новый термостат Лада Калина можно только, если поверхность тщательно подготовлена, а герметик уже закристаллизовался (на это нужно 5-10 минут).

Стоит ознакомиться:

  1. Устанавливать термостат нужно в обратном порядке. Температурный датчик стоит демонтировать со старого термостата.


  1. Вернуть массовый провод на верхнюю шпильку крепления.
  2. Присоединить шланги, залить ОЖ в систему охлаждения. Воздушные пробки обязательно нужно удалить.
  3. Чтоб проверить герметичность соединений после сборки, нужно завести двигатель. При этом не должно появиться никаких подтеков. Если нужно, подтянуть хомуты.

После замены термостата Лада Калина температура ОЖ при движении не должна превышать 90 градусов.

Замена термостата Лада Калина на видео:


Top