Синтаксические средства русского языка. Художественные средства выразительности речи. Синтаксические средства художественной изобразительности

Фонетические средства выразительности

1. Аллитерация - усиление выразительности художественной речи повторами согласных звуков.

Где он, бронзы звон или ГРанита ГРань... (В. Маяковский)

2. Ассонанс - созвучие, повтор ударных гласных звуков внутри стиха; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону.

БрожУ ли я вдоль Улиц шУмных,

ВхожУ ль во многолюдный храм,

СижУ ль меж юношей безУмных,

Я предаюсь иным мечтам. (А. Пушкин)

3. Звукоподражание - слово, передающее звуковое впечатление явления, предмета; имеет иллюстративный характер (мяукать, хихикать, тараторить, дребезжать).

Птицы прх... прх... вспорхнули.

(тропы, стилистические фигуры речи)

1. Аллегория - иносказание; изображение отвлечённой идеи, конкретного понятия в художественном образе.

Где, льва сразив, почил орёл России мощной

На лоне мира и отрад... (А. Пушкин)

2. Анафора - единоначатие, повторение слов в начале предложения, строфы.

Жди меня, и я вернусь, только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера. (К. Симонов)

3. Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление, резкое противопоставление понятий, образов, состояний.

Полюбил богатый - бедную,

Полюбил учёный - глупую,

Полюбил румяный - бледную,

Полюбил хороший - вредную:

Золотой - полушку медную. (М. Цветаева)

4. Бессоюзие - стилистический приём, при котором отсутствуют (опущены) союзы, соединяющие во фразах слова и предложения; речь приобретает большую сжатость, динамизм.

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет... (А. Пушкин)

5. Гипербола - стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, свойство, качество, усиливает художественное впечатление.

...Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

(В. Маяковский)

6. Градация - «лестница», стилистическая фигура, расположение во фразе слов и выражений в порядке их возрастающего значения; последовательное нагнетание или ослабление образов, ряд однородных членов предложения, близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления.

Не волнуйся, не плачь, не труди

Сил иззябших, и сердца не мучай.

Ты жива, ты во мне, ты в груди,

Как опора, как друг и как случай. (Б. Пастернак)

7. Именительный представления (именительный темы) - изолированное существительное в именительном падеже, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание.

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось! (А. Пушкин)



8. Инверсия - перестановка, изменение установленного грамматикой порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла.

...И курганов зеленеет

Убегающая цепь. (А. Фет)

Арагвы светлой он счастливо

Достиг зелёных берегов. (М. Лермонтов)

9. Ирония - притворство, насмешка, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм.

Посмотрите на него: каков Геракл!

10. Каламбур - игра слов, построенная на омонимических словах или сочетаниях, порождающих юмор, комизм.

Он двадцать лет был нерадив,

Единой строчки не родив. (Д. Минаев)

11. Контекстные антонимы - слова, противоположные по значению в контексте, словесные пары со взаимно противоположным значением в конкретном тексте.

У людей-то в дому - чистота, лепота,

А у нас-то в дому - теснота, духота. (Н. Некрасов)

12. Контекстные синонимы - слова, близкие по значению; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать тавтологии.

Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная.

13. Крылатые выражения - афоризмы, изречения, выражающие с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо мысль, обычно имеют авторов.

Блажен, кто верует... (А. Грибоедов)

14. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или в тексте, усиливающее эмоциональность, подчеркивающее ключевое слово.

(М. Лермонтов)

15. Литота - преуменьшение свойств, качеств.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Я гладил всё его; как шёлковая, шёрстка. (А. Грибоедов)

16. Метафора - употребление слова или выражения не в прямом, а в переносном значении; слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в основе которого лежит скрытое сравнение на основе сходства (железная воля, горячее сердце, тяжёлый характер ); метафора перефразируется в сравнение при помощи слов как бы, вроде, подобно.

Целый день осыпаются с клёнов

Силуэты багряных сердец. (Н. Заболоцкий)

Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком... (С. Есенин)

(развёрнутая метафора, т. е. нанизывание метафор)

Ножка стула (стёртая метафора).

17. Метонимия - употребление слова в переносном значении, замена слова или понятия другим словом или понятием, имеющим внешнюю или внутреннюю связь с первым.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)

Молчалины блаженствуют на свете. (А. Грибоедов)

18. Многосоюзие - такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны между собой одним и тем же союзом (чаще союзом и), таким образом подчёркивается единство перечисляемого.

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А. Пушкин)

19. Оксюморон - сочетание контрастных по значению слов, логически несовместимых понятий, создающих новое понятие или представление (сухое вино, «Живой труп», «Оптимистическая трагедия» ).

Печаль моя светла . (А. Пушкин)

Смотри, ей весело грустить... (А. Ахматова)

20. Олицетворение - особый вид метафоры, при котором неодушевлённые явления, предметы наделяются человеческими чувствами, мыслями, речью, свойствами живых существ, изображаются как живые существа.

Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом . (Ф. Тютчев)

Вода

Благоволила

Литься! (Л. Мартынов)

21. Парадокс - парадоксальное сочетание слов, неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.

Спеши медленно. (лат.)

22. Парцелляция, присоединительные конструкции - разделение фразы, предложения на части; является средством интонационной экспрессии, подчёркивает важный для пишущего смысл.

...Но горы близко.

И снег на них. Мы время проведём

У печки. В Имеретин. Зимою.

Как в Переделкино, как под Москвою . (В. Инбер)

23. Период - длинное сложное (чаще - сложноподчинённое) предложение, по содержанию развивает одну и состоит, как правило, из нескольких однотипных соразмерных синтаксических единиц, часто имеющих одинаковые союзы, сходное грамматическое построение.

Когда он [Пьер] в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала тёмные купола, кресты Новодевичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьёвых гор и извивающийся над рекой и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, всё заиграло в радостном свете,- Пьер почувствовал новое, не­испытанное чувство радости и крепости жизни. (Л. Толстой)

24. Перифраза - пересказ, вид развёрнутой метонимии, замена слова или сочетания слов описательным оборотом речи, заменяющим название, содержащим неназванный прямо предмет или лицо, оценку.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса... (А. Пушкин)

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик (Ломоносов.- Авт.)

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик . (Н. Некрасов)

25. Плеоназм - излишество, излишние определительные слова во фразе (приснилось во сне, нижнее белье, воротился обратно), в художественной речи стилистическая фигура, заключающаяся в подборе синонимов; усиливает выразительность.

Предо мною волна, закипевшая кипенью белой ... (Г. Шенгели)

26. Риторический вопрос - вопросительное предложение, не требующее ответа, усиливающее эмоциональность.

Знакомые тучи!

Как вы живёте?

Кому вы намерены

Нынче грозить? (М. Светлов)

27. Риторическое обращение - слово или сочетание слов, называющее адресата в художественной речи, где обращения являются носителями экспрессивно-оценочных значений.

Прощай, свободная стихия! Последний раз передо мной Ты катишь волны голубые... (А. Пушкин)

Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая,

Заря моя вечерняя, любовь неугасимая . (М. Исаковский)

28. Риторическое восклицание - восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное восприятие художественной речи.

Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев)

29. Сарказм - высшая степень иронии, злая насмешка.

«...рядом с «рабьим» языком народился язык холопский, претендовавший на смелость, но, в сущности, представлявший смесь наглости, лести и лжи» (М. Салтыков-Щедрин)

«...говорил он плавно, мягко, словно змей полз» (М. Салтыков-Щедрин)

30. Синекдоха - вид метонимии, при котором называется большее вместо меньшего, меньшее вместо большего, заменяется множественное число единственным, употребляется целое вместо части (и наоборот).

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз. (М. Лермонтов)

31. Синтаксический параллелизм - одинаковая структура предложений, сходное расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков текста, композиционный приём, подчёркивающий структурную связь нескольких элементов стиля в художественном произведении.

Алмаз шлифуется алмазом,

Строка диктуется строкой. (А. Недогонов)

32. Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого.

Кленовый лист напоминает нам янтарь . (Н. Заболоцкий)

Намокшая воробышком Сиреневая ветвь! (Б. Пастернак)

Анчар, как грозный часовой,

Стоит - один во всей вселенной . (А. Пушкин)

Он был похож на вечер ясный... (М. Лермонтов)

Горы уходят

За горы.

Словно

Навек наколото

Этого

Синего сахара,

Светлого

Этого холода. (Н. Асеев) (развёрнутое сравнение, основанное на нескольких образах)

33. Стилизация - стилистический приём, воспроизведение манеры какого-либо автора или разговорного языка человека, принадлежащего к определённому социальному слою (рассказы М. Зощенко, произведения А. Платонова ).

34. Умолчание - стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчёте на догадку читателя, который должен мысленно закончить её; прерванное высказывание, подчёркивает взволнованность, эмоциональность речи.

Хотя страшился он сказать,

Нетрудно было б отгадать,

Когда б... но сердце, чем моложе,

Тем боязливее, тем строже... (М. Лермонтов)

35. Эллипсис - пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

Татьяна - в лес; медведь - за ней! (А. Пушкин)

36. Эпитет - обычно метафорическое прилагательное, содержащее признак сравнения, образную, художественную характеристику предмета, действия. Выделяют народно-поэтические, постоянные эпитеты добрый молодец, поле чистое, море синее, тучи чёрные, солнце красное; индивидуально-авторские румяное, громкое восклицанье, животрепетное сиянье (Ф. Тютчев).

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем . (А. Ахматова)

37. Эпифора - стилистическая фигура, повторение в конце строк слова или словосочетания.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А. Блок)

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 26. Языковые средства выразительности.

Задание № 26. .

Вот и довёз нас вами, ребята, наш замечательный экспресс до последней тестовой остановки.

Сегодня мы вспомним основные художественные выразительные средства языка. Я вам подскажу, как нужно выполнять задание № 25. Но беседа впереди долгая, материала много. Если вы готовы, то начнём.

Я шаг за шагом объясню порядок выполнения задания № 25.

Шаг 1 .

Внимательно прочитайте задание. Посмотрите, ЧТО вам нужно найти.

Если необходимо найти ТРОП в названных предложениях, то вспомните, что это такое и какие виды топов бывают.

ТЕОРИЯ.

Тропы – это слова, употреблённые в переносном смысле, помогающие ярко, образно, выразительно передать мысли и чувства, воссоздать необходимую картину.

Помните главное : это слова в переносном смысле, то есть в жизни мы это «увидеть» не сможем, нам кажется, что это так происходит, это наше вИдение мира.

Аллегория.

Иносказание, при помощи которого передаётся суть, признаки конкретного образа.

Примеры.

Фемида(женщина с весами) – правосудие.

Все животные в баснях, сказках- это изображение людей с подобными характерами.

Гипербола

Преувеличение чего -либо- свойств, признаков и прочего.

Пример.

В сто сорок солнц закат пылал.(В. Маяковский)

Ирония

От греческого «притворство». Это троп, при котором скрывают истинный смысл, это лёгкая насмешка.

Пример.

Откуда, умная, бредёшь ты голова (обращение к Ослу в басне И.Крылова).

Литота

Преуменьшение чего- либо, в противоположность гиперболе.

Пример.

Талии не тоньше бутылочной шейки (Н.В. Гоголь)

Метафора

Это перенос значения слова по внешнему признаку. Метафора - скрытое сравнение. В ней есть то, с чем сравнивают, но нет предмета сравнения.

Метафора бывает развёрнутая, когда создаётся целая картина сравниваемого предмета или явления.

Пример.

Дворянское гнездо .

Метонимия

Это перенос свойств предметов по их внутреннему сходству (в этом отличие от метафоры, при которой сходство- внешнее).

Существую разные случаи переноса по внутреннему признаку, связи между предметами:

1.между предметом и материалом

2.между содержимом и содержащим.

3.между действием и орудием действия.

5.Между местом и людьми, там находящимися.

Примеры.

1.Не то на серебре- на золоте едал (А.Грибоедов).

2. Скушай ложечку. Выпей чашечку.

3.Перо его дышит местью.

4. Читаю Толстого, слушаю Чайковского.

5. На субботник вышла вся школа.

Олицетворение.

Наделение неживых е предметов наделяют свойствами живых - способностью мыслить, чувствовать, переживать.

Пример.

Дождь идёт.

Весна пришла.

Природа радуется.

Синекдоха

Это перенос значения по количественному признаку: когда вместо единственного числа употреблено множественное и наоборот, часть вместо целого.

Когда о человеке в целом говорят через его деталь (одежды, внешности, особенности характера).

Примеры:

Пуще всего береги копейку

(Н.В. Гоголь).

И вы, мундиры голубые. (М.Ю. Лермонтов о жандармах).

Сравнение.

Не путайте сравнение с метафорой. В сравнении есть и то, что сравнивают , и то, с чем сравнивают . Часто используются союзы: как, словно, будто.

Пример.

Молвит слово - соловей поёт.

Эпитет

Образное определении. По- другому, это определение, обозначающее качество, предмета, которое в жизни нельзя увидеть.

Помните! Эпитетами не всегда являются прилагательные, могут быть и другие части речи.

Примеры.

Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С.Есенин)..

Кругом трава так весело цвела.

…когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя , грохочет в небе голубом

(Тютчев).

Шаг 2.

Если необходимо найти лексические средства , то среди слов предложенного списка нужно искать следующие термины.

Типы слов по смыслу

Синонимы - это слова одной части речи, которые отличаются оттенками значений и стилистическим применением в речи (великолепный, превосходный, изумительный, роскошный, отличный, замечательный, классный, супер).

Контекстные синонимы - это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.

Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.

Синонимы данных слов вне текста:

Добрый - сердечный, душевный, жалостливый, человечный и др.

Мягкий - пухлый, пластичный, эластический, пушистый.

Антонимы - это противоположные по смыслу слова (забраковать – одобрить, оригинал – подделка, чёрствый - отзывчивый).

Контекстные антонимы - это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.

Например: один день – вся жизнь, волки - овцы, поэт – стихотворец.

Омонимы - это слова, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения (коса девичья и коса как сельскохозяйственное орудие).

Паронимы – это слова, сходные по написанию и звучанию, но имеющие различное значение (великий- величественный, эффектный- эффективный).

Типы слов по сфере употребления

Общеупотребительные слова - это слова, значение которых известно всему народу, всем носителям данного языка (небо, школа, синий, ходить, красиво и т.д.)

Диалектизмы - данные слова употребляются жителями определённой местности («саднова»- то есть постоянно, употребляется в глубинках Поволжья).

Профессионализмы (или специальная лексика)– эти слова употребляются людьми определённой профессии (шприц, скальпель – врачами; корень, морфология, синтаксис- учителями русского языка).

Термины названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: функция, демократия)

Жаргонизмы - это слова и выражения, которые используются в в социальных группах при неформальном общении (например: глючить, хакнуть – компьютерный жаргон, то есть сленг; ксива, малява- воровской жаргон; училка, трояк, домашка- школьный;

Типы слов по происхождению

Устаревшая лексика (архаизмы )- это устаревшие слова, вышедшие из постоянной речи, так как с течением времени были заменены другими словами (очи- глаза, ланиты- щёки).

Историзмы - это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением явлений, которые они обозначали. Данные слова могут употребляться для описания исторической эпохи (кольчуга, ботфорты).

Неологизмы - новые слова, недавно возникшие в языке и не утратившие своей новизны. С течением времени данные слова переходят в группу общеупотребительных. Так совсем недавно неологизмами были слова: компьютер, планшет, мобильный телефон, смартфон, однако сегодня они уже переходят в разряд общеупотребительных.

Исконно русские слова – слова, возникшие в древности у восточных славян, старославянизмы (сладкий, враг, ведать)

Заимствованные слова (иноязычные)- по происхождению эти слова заимствованы из других языков. Часто это происходит в период экономического, культурного общения, взаимосвязей стран и народов. (Например, гипербола- слово греческого происхождения, модернизация- французского).

Варваризмы – это иноязычные слова, вошедшие в русскую речь, но всегда воспринимаемые как чужеродные. Их часто используют для описания иностранного быта, этикета и т.д. (Например: месье, бой-френд, бизнес-вумен).

Типы слов по сферам употребления

Стилистически нейтральная лексика - это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи (сравните: душистый - благовонный, доказательства- аргументы)

Книжная лексика - употребляется в книжных стилях: научной литературе, официально- деловом, публицистическом стиле(например: декларативный, исчислять, конъюктура)

Разговорная лексика - слова, использующиеся в устной речи, часто в бытовом общении

(хвастунишка, читалка, задира.)

Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности:

Нарушающие языковые нормы (траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)

Нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)

Вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.

Эмоционально окрашенные слова (экспрессивная лексика, оценочная лексика) – это слова, при помощи которых выражается отношение к окружающим, явлениям, действиям, позитивное и негативное (например: дружище, силища, врата, страж).

Фразеологизмы - устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову.

С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:

Разговорные: бежать сломя голову - быстро, работать спустя рукава – лениться

Книжные: яблоко раздора, звёздный час

Просторечные: вкручивать мозги, дурья башка.

Шаг 3.

Если нужно определить, какой приём (фигура речи) использует автор, то ищите следующие приёмы.

Фигура - часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис). Фигура представляет собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.

Примечание: некоторые фигуры речи могут быть одновременно и синтаксическими средствами (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.).

Фигуры речи

приёмы).

Определения.

Примеры.

Анафора

Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.

Пример.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

Эпифора

Противоположна анафоре: повторение слов или словосочетаний в конце строк или предложений.

Пример.

Правда твоя – это наша правда, Родина!

Слава твоя – это наша слава. Родина!

Антитеза

Противопоставление явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

Живые и мёртвые.

Кто был никем, тот станет всем.

Градация

Это такой приём, который позволяет предать события, чувства, действия в процессе их развития - по возрастающей или убывающей значимости.

Пример.

Пришёл, увидел, победил!

Не жалею, не зову, не плачу.

Инверсия

Обратный порядок слов. В русском языке прямой порядок: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение.Обстоятельство имеет разное положение в предложении.

Пример.

Жили-были дед да баба.

Пришёл я однажды в школу.

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням.

Оксюморон

Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.

Примеры.

Мёртвые души.

Горькая радость. Звонкая тишина.

Синтаксический параллелизм

Сходное построение предложений в синтаксическом плане.

Пример.

Молодым везде у нас дорога,

Старика везде у нас почёт.

Перифраз.

От греческого- описание. Это употребление описания предмета, явления, человека, вместо его названия.

Примеры.

(Толстой).

Пишущий эти строки (я).

Туманный Альбион (Англия.)

Царь зверей (лев).

Умолчание

Пример.

Я сама не из таких,

Кто чужим подвластен чарам.

Я сама… Но, впрочем, даром

Тайн не выдаю своих.

Парцелляция.

Приём, при котором предложение делится на несколько. Сначала идёт предложение с основным смыслом, а за ним - неполные предложения, дополняющие его. Этот приём используется для усиления выразительности, значимости слов.

Пример .

Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.

Бессоюзие или асиндетон

Приём, при котором союзы опускаются. Это придаёт речи динамичность, помогает воссоздать быструю смену действий героев, картин.

Пример.

Швед, русский, колет, рубит, режет.

Многосоюзие или полисиндетон

Намеренное увеличение союзов в предложении. Это позволяет замедлить речь выделить какие-то слова, усилить выразительность созданного образа.

Пример.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.

Риторические восклицания.

Использование восклицательных предложений, чтобы не только выразить свои чувства, но и предать их читателям, вызвать в ответ такие же.

Пример.

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

Риторические вопросы.

Это вопросы, не требующие ответа. На них автор либо сам отвечает, либо хочет, чтобы над вопросом подумали читатели. Они создают иллюзию беседы. Обращены такие вопросы во всем людям. Часто используются в художественной или публицистической литературе.

Пример.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Шаг 4.

Наконец, если необходим найти синтаксические средства , то помните, они связаны со знаками препинания, их выделяют запятыми, тире, ставится знак вопроса или восклицания и т.д.

Средства

Определения

Примеры

Однородные члены способны ярко воссоздать и картину событий, и внешние и внутренние свойства предмета описания, и всю гамму чувств.

Пример.

Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.

Ряды однородных членов

Вводные слова.

Вводные слова многообразны по значению. Умелое использование этих значений поможет и выразить оттенки чувств, и систематизировать мысли, и выделить главное, важное

Пример.

Вероятно, там, в родных местах, как в детстве удивительно пахнет цветами, самые большие ромашки из которых можно сплести замечательные букеты.

Вопросно-ответная форма изложения.

Это приём, при котором размышления автора представлены в виде вопросов-ответов.

Пример.

Для чего нужно приучать детей с детства читать правильные книги,- спросите вы? А я отвечу: чтобы стать человеком, настоящим, достойным права так называться.

Риторические обращения

Риторические обращения часто используются в публицистической речи с целью привлечения внимания к проблеме, для призыва к действию.

Пример.

Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!

Обособленные члены.

Обособленные члены позволяют более ярко, конкретно, подробно, эмоционально описать что-то, рассказать о чём-т. Они способствуют уточнению, усилению общего впечатления от содержания текста.

Пример.

В родных местах всё так же шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своим и вещими шёпотами тем поэтом, каким я стал.

Восклицательные предложения.

Примеры.

Милосердие - удивительное свойств души человека!

Надо воспитывать милосердие в детства!

Цитирование

Использование цитаты из произведения или высказывание известного человека для подтверждения своих мыслей.

Пример.

Горький писал: « Человек - это звучит гордо!».

Пользуйтесь подсказками.

В задании часто можно найти скрытые подсказки.

  • Подсказкой является уже то, что вас просят найти троп, лексическое или синтаксическое средство .
  • Часто в скобках даны примеры (например, эпитетов), вам надо вспомнить, как называется такое средство.
  • Могут помочь и формы слов , например, «использована»- слово женского рода, потому ясно, что здесь термины мужского и среднего рода не подойдут.

Рассмотрим пример.

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассуждая на тему творчества и «нахождения себя», автор использует такой прием, как (А)_____ (предложения 8-9; 17-18). Что может помешать творческой личности? Использованные в 13-м предложении (Б)_____ дают, по мнению автора, ответ на этот вопрос. Говоря о том, какие профессии можно считать творческими, а какие - нет, В. Белов в 20-м предложении использует (В)_____. Это даёт возможность подготовить читателя к пониманию следующего, 21-го предложения. Кроме этого, в тексте широко использована (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.»

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) антонимы

4) ирония

5) просторечная лексика

6) ряды однородных членов

7) вопросно-ответная форма изложения

8) общественно-политическая лексика

9) риторический вопрос

10) восклицательные предложения

ПОЯСНЕНИЕ.

А) Приём-7 (вопрос-ответ).

(8) Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта).

Б) Ответ-6, ряды однородных членов.

(17) Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника ? (18) Ведь артистом и художником можно быть в любом деле.

(13) Стройному восхождению , творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица , которые, кстати сказать, бывают разные.

В) Антонимы-3.

(20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.

Г) Общественно-политическая лексика - 8 (потребность», «личность», «ориентация», «принципы»).

Ответ: 7638.

Алгоритм выполнения задания № 26.

Языковые средства выразительности .

  • Выучите значение терминов , тренируйтесь в их нахождении в тесте. Это первое условие хорошего выполнения задания.
  • Чётко представляйте группы терминов : тропы, лексические, синтаксические средства, приёмы (фигуры).
  • Внимательно читайте задание . В нём часто уже бывает подсказка.
  • Если надо найти ТРОПЫ , выделите их для себя из списка. Помните, что это слова в переносном смысле .
  • Попытайтесь найти тот, который есть в данных предложениях.
  • Круг терминов из списка сократился. Ищем следующее средство выразительности, например, синтаксическое . Из списка находим то, что как-то связано со знаками препинания.
  • Далее круг терминов стал ещё уже. Ищем, например, лексические средства (это синонимы, антонимы фразеологизмы, различная лексика).
  • Но бывает и так, что не указано, какие с редства нужно искать (лексические, синтаксические). Тогда смотрите на подсказку в скобках.

В пример выше читаем: «в тексте широко использован а (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.».

Как видим, нет чёткого указания, что надо искать, но даны слова в скобках, кроме того, слово «использована» стоит в ж. роде. Поэтому здесь подходит «политическая лексика». < Назад

  • Вперёд >
  • Средства выразительности в русском языке можно разделить на:

    1. Лексические средства
    2. Синтаксические средства
    3. Фонетические средства

    Лексические средства: тропы

    Аллегория - Фемида (женщина с весами) – правосудие. Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
    Гипербола -Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) Художественное преувеличение.
    Ирония -Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
    Лексический повтор - Озера кругом, озера глубокие. Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания
    Литота - Мужичок с ноготок. Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
    Метафора - Сонное озеро города (А. Блок) Переносное значение слова, основанное на сходстве
    Метонимия - Класс зашумел Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий
    Окказионализмы - Плоды образования. Художественные средства, образованные автором.
    Олицетворение -Дождь идёт. Природа радуется. Наделение неживых е предметов наделяют свойствами живых.
    Перифраз -Лев = царь зверей. Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
    Сарказм -Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
    Сравнение -Молвит слово - соловей поёт. В сравнении есть и то, что сравнивают , и то, с чем сравнивают . Часто используются союзы: как, словно, будто.
    Синекдоха -Каждую копейку в дом несет (деньги). Перенос значения по количественному признаку.
    Эпитет -«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.
    Синонимы - 1)бежать – мчаться. 2) Шум(шелест) листвы. 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
    2) Контекстные синонимы - слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста
    Антонимы - оригинал – подделка, чёрствый - отзывчивый Слова, имеющие противоположенные значения
    Архаизм -очи - глаза, ланиты - щёки Устаревшее слово или оборот речи

    Синтаксические средства

    Анафора - Не напрасно шла гроза. Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
    Антитеза - Волос длинный – ум короткий;​​​​​​. Противопоставление.
    Градация - Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
    Инверсия - Жили-были дед да баба. Обратный порядок слов.
    Композиционный стык (лексический повтор) - Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
    Многосоюзие - Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. Намеренное использование повторяющегося союза.
    Оксюморон - Мёртвые души. Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
    Парцелляция - Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
    Риторический вопрос, восклицание, обращение - Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания;
    усиление эмоционального воздействия.
    Ряды, парное соединение однородных членов - Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста
    Синтаксический параллелизм - Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) Сходное, параллельное построение фраз, строк.
    Умолчание - Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
    Эллипсис - Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста
    Эпифора - Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Одинаковая концовка нескольких предложений.

    Фонетические средства: звукопись

    Решай ЕГЭ по русскому языку с ответами.

    Тропы,

    Лексические средства,

    Синтаксические средства.

    Рассмотрим, какие конкретно языковые средства входят в каждую группу. Пусть вас не пугает объём теоретического материала, уверена, вам знакомы эти понятия. Необходимо только систематизировать знания по этой теме.

    ТРОПЫ:

    ТРОПЫ - это обобщённое название стилистических приёмов, состоящих в употреблении слова в переносном значении.

    МЕТАФОРА - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. Например: Сыплет черёмуха снегом. (снег подобен цветущим кистям черёмухи). Колесом за сини горы солнце красное скатилось (солнце подобно колесу).

    Значение: повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.

    МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь. Например: Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам. (метонимия "все флаги" заменяет многословное выражение "корабли всех стран под различными флагами")

    Значение: приём краткой выразительной речи, экономия лексических средств.

    ИРОНИЯ (притворство) - употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Например: Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона.



    Значение: создание комического эффекта.

    ГИПЕРБОЛА (преувеличение) - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. Например: ...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни.

    Значение: на гиперболах строится образность сатирических произведений. Гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Например: Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.

    Значение: повышает эмоциональную выразительность текста.

    СИНЕКДОХА (обобщение) - частный случай метонимии, обозначение целого через его часть. Например: Швед, русский колет, рубит, режет.

    Значение: придаёт речи краткость и выразительность, усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.

    ЛИТОТА (простота) - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

    Значение: одновременное употребление литоты и гиперболы резко и сильно подчёркивает создаваемый образ. Стилистический приём двойного отрицания. Служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

    ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действие. Например: На берегупустынных волн Стоял он дум великих полн.

    Значение: Создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощается мироощущение писателя. Эпитет в описании природы как средство выражения чувства, настроения. Выражение внутреннего состояния человека.

    АНТОНОМАСИЯ (переименование) – троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного, вид метонимии. Например: в русском языке закрепилось использование в переносном значении слов Донкихот, донжуан, ловелас и др.

    Значение: этот троп часто используется в публицистике. В его основе – переосмысление имён исторических деятелей, писателей, литературных героев. В художественной литературе используется как средство образной речи.

    АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение предмета или явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты (в баснях, загадках). Выражение отвлечённого понятия или идеи в конкретном художественном образе.Например: в баснях, сказках глупость, упрямство воплощаются в образе Осла, трусость – Зайца, хитрость – Лисы. Аллегорический смысл может получать иносказательное выражение: «пришла осень» может означать «наступила старость».

    Значение: широко используется в эзоповом языке – манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств. Используется для того, чтобы обойти цензуру. С помощью аллегории иносказательно выражаются идеи глубокого философского содержания.

    ПЕРИФРАЗА или ПЕРИФРАЗ (описательное выражение) – стилистический приём, состоящий в замене обычного однословного названия какого-либо предмета или явления описательным выражением. Например: Лев – царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (вместо «осень»).

    Значение: подчёркиваются существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ – образные слова, которые замещают наименование жизненного явления, понятия предмета условным его обозначением, напоминающим это явление и придающим ему новый, глубинный смысл. Например: Дождь – символ печали и слёз. Кукушка – символ одинокой тоскующей женщины. Берёза – символ России.

    Значение: придаёт слову новый, глубинный смысл.

    ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

    1. ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, Водопроводная система систематически выходит из строя, а у ремонтников нет никакой системы в работе.

    Значение: придают языку живость, выразительность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура. Например: Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок.

    2. СИНОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить.

    Значение: свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств.

    3. АНТОНИМЫ - это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например, рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.

    Значение: делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста.

    4. ПАРОНИМЫ - однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении. Например: отпечатки и опечатки (имеют разные приставки), безответный и безответственный (имеют разные суффиксы).

    5. ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА - слова, известные всем говорящим на русском языке, употребляемая во всех стилях речи, стилистически нейтральная. Например, весна, вода, земля, ночь.

    Значение: обозначает жизненно важные предметы, действия, признаки, явления.

    5. ДИАЛЕКТИЗМЫ - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Например: кочет - петух, гутарить - разговаривать, балка - овраг.

    Значение: вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа.

    6. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - это слова, которые используются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки. Например, абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика); окно - свободное время между уроками в речи учителя.

    Значение: используется в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, речевой характеристики определённой сферы деятельности человека.

    7. ЖАРГОНИЗМЫ - слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой. Например, выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон.

    Значение: жаргон используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.

    8. АРГО - диалект определённой социальной группы людей (первоначально воровской язык - "феня"), создаваемый с целью языкового обособления (аргонизмы употребляются как условный знак, как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не могли понять значение этих слов). Например: балерина - отмычка; кипиш - беспорядок, шу; шухер - опасность; малина - притон.

    Значение: используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажа или создания особого колорита.

    9.ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА - слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Например: кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нагло), жаждать (не просто желать, а желать страстно).

    Значение: служат для выражения отношения говорящего к тому, о чём он говорит, а также для характеристики говорящего.

    10. АРХАИЗМЫ - устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. Например: младой - молодой, злато - золото; око - глаз, уста - губы, узреть - увидеть.

    Значение: служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи.

    11. ИСТОРИЗМЫ - слова, служившие названием исчезнувших предметов. понятий, явлений. Например: тивун - должностное лицо в древней Руси, гривна - денежная единица Киевской Руси, лакей - человек, служивший в богатых домах.

    Значение: служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность.

    12.НЕОЛОГИЗМЫ - новые слова, возникающие в языке. Например: видеотелефон, аэробус, Интернет.

    Значение: служат для обозначения тех новых понятий. которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. Являются своеобразным приёмом усиления выразительности.

    13. ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА - слова, пришедшие в русский язык из других языков. Например: грамота, парус, кедр (из греческого); бутерброд, шпроты, ландшафт (из немецкого); вуаль, пальто, такси (из французского); тенор, опера, флейта (из итальянского); матрос, каюта, катер (из голландского); баскетбол, тренер, комфорт (из английского).

    Значение: источник пополнения словаря.

    14. СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ - заимствования из близкородственного языка, связанные с крещением Руси, развитием духовной культуры.

    Особенности:

    а) сочетания РА, ЛА, ЛЕ, соответствующие русским ОРО, ОЛО, ЕРЕ. Например: нрав - норов, врата - ворота, злато - золото, брег - берег, плен - полон.

    б) сочетание ЖД, соответствующее русскому Ж. Например: вождь, одежда, нужда.

    г) суффиксы СТВИЕ, ЧИЙ, ЫНЯ, ТВА, УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ. Например: действие, кормчий, гордыня, битва, горящий, несущий.

    д) приставки ИЗ, ИС, НИЗ. Например: изыди, низвергнуть. Значение: воссоздают колорит эпохи, придают иронический оттенок.

    15. ТРАДИЦИОННО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА - группа слов, которая сформировалась на рубеже 18-19 веков, употреблялась преимущественно в поэзии. Главный источник - славянизмы. Например: брег, глас, десница, чело, ланиты, огнь, куща, лилей, розы, мирты, длань, златой, сладкозвучный, древо, вешний, денница.

    Значение: в прошлом высокая экспрессивная лексика, без которой не обходилось ни одно поэтическое произведение. В современном языке ироническое употребление, стилизация.

    16. НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА - слова, характерные для устной народной поэзии. Например: детинушка, долюшка, дороженька, лазоревый, кручина, бесталанный, муравушка, думушка.

    Значение: создают эмоциональное впечатление, служат средством выражения общенационального русского характера.

    17. РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - это слова. которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. Например: газировка (газированная вода), белобрысый (блондин, человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка).

    Значение: в книжной речи данному контексту придаётся разговорный оттенок. Используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей.

    18. ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА - слова. выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. Просторечные слова стоят на границе литературного языка, часто не желательны даже в обычной беседе. Например: башка (голова), муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании).

    Значение: средство речевой характеристики героев.

    19. КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике. Например: гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), адресат (лицо, которому послано письмо).

    Значение: средство речевой характеристики героев, явлений.

    20. ТЕРМИНЫ - слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве. Например: катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол.

    Значение: служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий. Используются для характеристики изображаемой среды и языка.

    21. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. Например: работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса.

    Значение: придают речи яркость и выразительность.

    22. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА - яркие и меткие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, а также народные пословицы и поговорки. Например: Не в коня корм. Как мало прожито, как много пережито.

    Значение: как образное средство раскрытия внутреннего облика персонажа, характеристики его речевой манеры.

    23. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые носят оценочный характер (в отличие от нейтральной лексики). Например: слова с положительной окраской - доблестный, лучезарный; слова с отрицательной окраской - выскочка, брехня.

    Значение: использование эмоционально-экспрессивной лексики связано со специфическим заданием, определённой стилистической направленностью текста.

    СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

    Риторическое обращение - условное обращение к кому-либо в рамках монолога. Это обращение не открывает диалога и не требует ответа. В действительности это утверждение в форме обращения. Так, вместо того, чтобы сказать «Мой город изуродован» писатель может сказать: «Мой город! Как тебя изуродовали!»

    Это делает утверждение более эмоциональным и личным.

    Синтаксические средства можно разделить на 2 группы:

    1. связанные с повторами


    многосоюзие,

    бессоюзие,

    синтаксический параллелизм,

    градация


    2. не связанные с повторами


    риторический вопрос,

    риторическое восклицание,

    риторическое обращение,

    парцелляция,

    инверсия,

    перифраз,


    ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

    1. Оксюморон – прием, когда одно понятие определяется через свою невозможность. В результате оба понятия отчасти теряют смысл, и образуется новое значение. Особенность оксюморона в том, что он всегда провоцирует смыслопорождение: читатель, столкнувшись с вопиюще невозможной фразой, начнет «достраивать» смыслы. Писатели и поэты часто пользуются этим приемом, позволяющим сказать о чем-то кратко и емко. В ряде случаев оксюморон бросается в глаза («Живой труп» Л. Н. Толстого, «Горячий снег» Ю. Бондарева), в других он может быть менее заметен, обнаруживает себя при более вдумчивом прочтении («Мертвые души» Н. В. Гоголя – ведь у души нет смерти, «мертвая зелень ветвей» у пушкинского анчара – ведь зеленая листва у дерева знак жизни, а не смерти).

    2. Катахреза – нарочито алогичное высказывание, имеющее выразительный смысл. «Да она же рыба! И руки-то у нее какие-то белые, рыбьи». Ясно, что у рыбы рук быть не может, метафора построена на катахрезе.

    3. Антитеза – резкое противопоставление чего-либо, подчеркнутое синтаксически. Классическим примером антитезы является пушкинская характеристика отношений Ленского и Онегина:

    Они сошлись. Волна и камень,

    Стихи и проза, лед и пламень

    Не столь различны меж собой.

    Обратим внимание, что у Пушкина подчеркнутая антитеза отчасти снимается следующей строкой, что делает ситуацию неоднозначной.

    Во-вторых , проанализируйте список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируйте их:

    тропы отметьте буквой "Т",

    лексические средства - "Л",

    синтаксические средства - "С".

    Вот что у нас получилось (список терминов из проекта демоверсии 2013 года):

    1. анафора - С

    2. метафора - Т

    3. гипербола - Т

    4. профессиональная лексика - Л

    5. парцелляция - С

    6. лексический повтор - С

    7. противопоставление - С

    8. эпитеты - Т

    9. контекстные синонимы - Л

    Таким образом, область поиска указанного языкового средства заметно сузилась.

    В задании сказано, что первые 3 средства - тропы.

    В списке их 3: метафора, гипербола, эпитеты.

    Нам осталось только расположить их в нужном порядке.

    Вспоминаем определения этих языковых средств, перечитываем указанные в скобках примеры.

    Сопоставляем определения с примерами.

    Расставляем цифры в нужном порядке: 2,8,3.

    Осталось определить последнее языковое средство. К какой группе оно относится, не указано. Поэтому исключаем из списка только тропы, т.к. повтора цифр не должно быть.

    У нас осталось 6 понятий. Снова перечитываем примеры. Ситуация проясняется, когда мы обращаемся к указанным предложениям. Речь идёт о языковом средстве под № 6.

    Задание выполнено!

    2. Найти в тексте рецензии слова: тропы, лексические средства, синтаксические средства.

    4. Сгруппировать понятия.

    5. Вспомнить определения этих понятий, сопоставить с примерами.

    6. Расположить цифры в нужном порядке.

    Тема: Урок-практикум « Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи».

    Цель урока: обобщение изученного материала по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»

    Задачи:

    Образовательные: повторение терминов; развитие умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определение их роли в тексте;

    Развивающие: развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжение работы по раскрытию творческих способностей, по развитию критического, образного мышления, по развитию коммуникативных навыков;

    Воспитательные: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

    Оборудование урока:

    Компьютер и проектор для презентации учебного материала;

    Таблицы для учащихся;

    Тексты заданий;

    Метод : эвристический, исследовательский, проблемный

    Технология: ТРКМ

    Тип взаимодействия: сотрудничество

    I .Организационный момент. Запись темы урока

    Синтаксические средства выразительности

    II. Вступительное слово. Определение цели урока.

    Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения.

    Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват?

    Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами?

    Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя?

    Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

    Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое…

    Продолжите ряд противопоставлений:

    выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое,

    величественное- скверное, живое– мёртвое.

    Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса:

    как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

    Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

    (Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи).

    - Обратимся к эпиграфу? Как он соотносится с темой урока?

    1. Составление синквейна. Формулирование задач

    Художественные средства служат выразительности и образности речи, что весьма облегчает понимание и запоминание текста. Их называют “цветами красноречия ”. Художественных средств великое множество (порядка двухсот). К ним в первую очередь относятся тропы, фигуры речи, фразеологизмы, изречения, афоризмы.

    Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.?

    Какие трудности вы при этом испытываете?

    Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейне, выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка".

    Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

    Синквейн

    Синквейн

    Выразительные средства языка

    Они
    Красивые, живые (необычные…)
    Украшают, описывают, имитируют

    "Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).
    Сокровища речи (тропы)

    Выразительные средства языка Они
    Непонятные, разнообразные
    Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
    (усложняют, путают, озадачивают)
    "Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский).
    Проблема

    Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?

      Повторить термины;

      Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, синтаксических средств выразительности;

      Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

    Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

    2. Повторение средств выразительности –

    1)Игра « Вопрос –ответ». (Проверяется знание литературных терминов.)

    В игре принимает участие весь класс. Первый вопрос задаёт учитель одному из учащихся. Например: что такое гипербола? Ученик даёт чёткий ответ с примером и в свою очередь задаёт вопрос другому учащемуся, и так далее, пока необходимый материал не будет повторен.

    2)А теперь потренируемся в определении художественных средств

    Кроссворд на 3 группы

    III . Изучение темы урока

    Убаюкала вьюга седая

    Дикой песнею лес опустелый,

    И заснул он, засыпанный вьюгой,

    Весь сквозной, неподвижный и белый.

    И.А.Бунин

    Найдите изученные средства выразительности речи в отрывке из стихотворения И. А. Бунина, русского писателя и поэта конца 19-сер. 20 века. Работа с художественным текстом.

    олицетворение – убаюкала вьюга , заснул он (лес) , эпитеты – вьюга седая, дикой песнею, лес опустелый

    Охарактеризуйте предложение с точки зрения синтаксиса. По каким признакам вы это будете делать?

    Назовите однородные члены предложения. Могут ли они быть средством выразительности? Почему? Однородные члены предложения делают текст выразительнее. Виден не просто предмет, а его отдельные детали. В результате создается полное представление картины.

    Прочитайте отрывок из миниатюры русского писателя 20в. Юрия Бондарева. В чем проявляется особенность предложений с однородными членами?

    природа одаряет человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, таинство ночи и звездное неистовство августовского неба. Она помогает пережить неотвратимость смерти, скорбь потерь, бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, ревность, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей, предательство. (Ю. Бондарев.)

    (В союзном и бессоюзном соединении ).

    Бессоюзие и многосоюзие – синтаксические средства выразительности.

    Не оттого, что зеркало разбилось,

    Не оттого, что ветер выл в трубе,

    Не оттого, что в мысли о тебе

    Уже чужое что-то просочилось, -

    Не оттого, совсем не оттого

    Я на пороге встретила его

    (А. Ахматова).

    Определите способ связи предложений в тексте

    Параллельная связь; так как ряд последующих предложений развертывает, конкретизирует смысл предыдущего.)

    Как вы понимаете параллелизм предложений? (Одинаковое построение рядом расположенных предложений, члены предложения расположены в одинаковой последовательности и выражены одинаковыми формами. )

    Вывод . Параллелизм предложений – одно из синтаксических средств выразительности речи.

    Кроме однородных членов предложения синтаксическими средствами выразительности речи являются бессоюзие и многосоюзие, параллелизм предложений. Они создают особый стилистический эффект, придают большую выразительность тексту.

    III . Знакомство с фигурами речи.

    Чем отличаются фигуры речи от троп?

    Тропы – это лексические средства, основанные на употреблении слова в переносном значении.

    Фигуры речи – это обороты речи, связанные с необычным синтаксическим построением, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.

    Насчитывается несколько десятков фигур. Фигуры речи создавались тысячелетиями

    2.Самостоятельная работа по таблице

    Синтаксические средства выразительности..

    Фигуры речи – это обороты речи, связанные с необычным синтаксическим построением, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.

    Найти соответствие

    Инверсия

    7

    фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств

    7

    Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А.Чехов)

    Эллипсис

    4

    повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений

    8

    Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? А что такое современный мистицизм в литературе? Это «Вий» и «Портрет».

    Градация

    8

    Вопросно-ответный ход, это отрезок монологический речи, объединяющий риторический вопрос и ответ на них; вопрос-раздумье.

    Говорящий, угадывая возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует и на них отвечает

    Твой ум глубок, что море.

    Твой дух высок, что горы (В. Брюсов).

    Анафора (единоначатие)

    5

    р асчленение фразы на части или отдельные слова , при котором возникают неполные предложения, следующие за основным.

    Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М. Лермонтов)

    Парцелляция

    1

    расположение слов, нарушающее обычный порядок слов:

    Ради своего ребёнка , ради семьи , ради своего народа , ради человечества – берегите мир!

    Риторический вопрос Риторическое обращение

    Риторическое восклицание

    умолчание

    3

    расположение слов по возрастающей или убывающей значимости:

    И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

    (П. Г. Антокольский).

    Антитеза

    9

    Одинаковая концовка нескольких предложений

    2

    Мы грады – в пепел, села – в прах (В. Жуковский).

    Гипофора

    2

    пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения,

    придает речи стремительный, динамический характер

    9

    Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

    Эпифора

    6

      ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению

      подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо

      отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи

    6

    Знаете ли вы украинскую ночь?

    Цветы, любовь, деревня, праздность, поля!

    О времена! О нравы!

    Но слушай: если я должна тебе…

    кинжалом я владею,

    я близ Кавказа рождена.

    3) Работа по тестам

    4) Анализ текста:

    Прочитайте текст и выполните задания

    (По Д. Лихачёву)

      3 2) 4 3) 11 4) 17

    о

    твет: 17

    24. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - писали древние. Речь отдельного человека – это не только показатель его умственного развития и кругозора, но и показатель его общей культуры и нравственных качеств. Д. Лихачёв рассуждает об этом с присущей ему страстностью и желанием убедить своего молодого собеседника. И помогают ему в этом синтаксические средства выразительности: ________(предложения 2-3); ________(предложения 3, 6, 9, 10, 15 и др.); _______(«грубой шуткой, иронией, циничностью» - восходящая; «страх боязнь, опасения» - нисходящая); лексические средства_______(«бравирование», «психологическая незащищённость», «демонстрирует», «интеллигентность», «влияние среды» и др.).»

    Список терминов:

      антитеза

      анафора

      сравнение

      олицетворение

      книжная лексика

      градация

      цитирование

      ряды однородных членов

      вопросно-ответная форма

    ответ: 9865

    IV . Подведение итогов урока

    Рефлексия.

    Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

    Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

    Вы через полгода станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек?

    V .Домашнее задание написать мини-сочинение « А какой он, культурный человек?»

    Приложение 1. Кроссворд

    1 А

    М

    По горизонтали:

    1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. (донжуан в значении "искатель любовных приключений").

    3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. «...От вёсел к берегу кудрявый след бежал»

    4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений.

    «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»

    5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим.

    «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны...»

    6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

    Угас, как светоч, дивный гений,

    Увял торжественный венок. (М. Лермонтов)

    7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности.

    Лиса- символ хитрости,

    Волк - злобы и жадности

    8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.

    Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

    9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

    И шествуя важно, в спокойствии чинном,
    Лошадку ведет под уздцы мужичок
    В больших сапогах, в полушубке овчинном,
    В больших рукавицах... а сам с ноготок!
    (Н.А. Некрасов).

    По вертикали:

    2. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

    Приложение 2 текст Д.Лихачева. Задание 24

    (1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе.

    (2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? (3)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

    (4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.

    (5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (6)Говорящий стремится грубой шуткой, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. (7)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (8)Это происходит полусознательно. (9)Я уж не говорю о том, что признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости… (10)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабым, не защищённым против них.

    (11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (12)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

    (13)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (14)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности»…

    (15)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (16)Но хоть и трудно – это надо. (17)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

    (По Д. Лихачёву)

    В каком предложении выражена основная мысль автора текста?

      3 2) 4 3) 11 4) 17

    24 . «Заговори, чтобы я тебя увидел», - писали древние. Речь отдельного человека – это не только показатель его умственного развития и кругозора, но и показатель его общей культуры и нравственных качеств. Д. Лихачёв рассуждает об этом с присущей ему страстностью и желанием убедить своего молодого собеседника. И помогают ему в этом следующие синтаксические средства выразительности: ________(предложения 2-3); ________(предложения 3, 6, 9, 10, 15 и др.); _______(«грубой шуткой, иронией, циничностью» - восходящая ; «страх боязнь, опасения» - нисходящая );а также лексическое средство_______(«бравирование», «психологическая незащищённость», «демонстрирует», «интеллигентность», «влияние среды» др.).»

    Список терминов:

    1.антитеза

    2.анафора

    3.сравнение

    4.олицетворение

    5.книжная лексика

    6.градация

    7.цитирование

    8.ряды однородных членов

    9.вопросно-ответная форма

    Приложение 3.

    Лист успехов.

    Отметьте знаками правильно («+») и неправильно («-») выполненные задания:


    Группа №

    Задание №1
    Экспресс-опрос по теории «Вопрос - ответ»

    Задание № 2

    Кроссворд

    Задание

    3

    таблица

    «Синтаксически е средства выразительности. Фигуры речи»

    Задание №4

    тест

    
    Top