Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики. Национальная экономика как наука Закономерности развития национальной экономики

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников


Ерохина Елена Анатольевна. Развитие национальной экономики (Системно-самоорганизационный подход) : Диссертация доктора экон. наук. наук: 08.00.01: Томск, 2000 - 414 c.

Введение

Глава 1. Методология системного исследования национальной экономики 11

1. Общие принципы системной методологии исследования 11

2. Национальная экономика как система 30

Глава 2. Закономерности процесса развития национальной экономики 72

1. Самоорганизационные концепции развития систем 72

3. Переходные процессы в открытой экономике 115

4. Экономическое равновесие и неравновесие, их место в процессе

развития национальной экономики 133

Глава 3. Закрытая экономика: механизм функционирования и движения 154

1. Сущность закрытой экономики, ее функционирование и движение на макроуровне 154

2. Особенности микроэкономических процессов в закрытой экономике 171

3. Специфика переходных процессов в современной России 198

Глава 4. Стадии развития открытой экономики 206

1. Стадия свободной конкуренции 212

2. Стадия чистой монополии 217

3. Стадия монополистической конкуренции 257

4. Стадия кооперативной конкуренции 294

Заключение 358

Список использованной литературы 377

Приложение 1 408

Приложение 2

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На пороге третьего тысячелетия, к которому многие страны подошли с грузом нерешенных социально - экономических и политических проблем, особенно актуально раскрытие закономерностей экономического развития, поскольку от хода последнего, от знания законов, управляющих им, зависит решение многих проблем, как современного, так и будущего общества. Системно - самоорганизационная теория экономического развития может не только объяснить причину того или иного динамического процесса, но и заложить надежные методологические и теоретические основы прогнозирования и управления социально - экономическими процессами.

Объектом исследования настоящей диссертации является открытая (на временном отрезке XIX - XX веков) и закрытая (преимущественно XX в.) экономика.

Предметом исследования в диссертации выступает процесс развития национальной экономики как открытого (на примере экономически развитых стран), так и закрытого типов.

Степень изученности проблемы. Отдельные аспекты теории экономического развития (например, механизм структурных преобразований в экономически развитых странах (ЭРС), циклы Н.Д. Кондратьева в движении основных макроэкономических показателей), а также основы методологии теории экономического развития (системный подход, концепции самоорганизации) более или менее изучены.

Методологические вопросы концепций самоорганизации и системного подхода рассматриваются в работах И. Пригожина, И. Стенгерс, Г. Николиса, Г. Хакена, В.Н. Кос-тюка, В.Г. Афанасьева, М.И. Сетрова, Т. Постона, Й. Стюарта, Р.Ф. Абдеева, Н.Н. Моисеева и других.

Проблемы структурных сдвигов и преобразования механизма функционирования

экономики нашли отражение в работах как экономистов, так и социологов: Я.А. Певзнера, И.Е. Рудаковой, СЮ. Брагинского, СМ. Никитина, К.Б. Козловой, А.А. Дынкина, А.П. Бычкова, И.П. Лебедевой, Э.К. Василевского, Н.В. Волкова, Я.А. Кронрода, В.М. Немчинова, Дж.К. Гэлбрейта, Т. Шанина, Э.Х. Чемберлина, Дж. Робинсон, П. Дасгушы, Дж. Стиглица;Дж. Тиммонса, Ф. Броделя, С. Кузнеца, Дж. Гершани, Э. Дефальвара.

Однако целостной теории экономического развития пока не сложилось вследствие сложности объекта исследования, а также отсутствия до недавнего времени адекватной методологической основы исследований экономического развития как за рубежом (где тормозом стало стремление к рассмотрению экономических процессов в жестких рамках системы ограничений, задающей экономике свойства равновесности и статичности), так и в нашей стране, где в прошлом исследования были скованы господствовавшей догматической идеологией, а сейчас - миграцией в сторону методологии, принятой на Западе.

Тем не менее, в последние годы стали появляться работы, использующие концепции самоорганизации в качестве методологической основы исследования отдельных дина-мических процессов, особенно циклов Н.Д. Кондратьева в движении макроэкономических показателей и процессов. К таким работам можно отйести публикации СЮ. Глазьева, А.В. Полетаева, И.М. Савельевой, А. Мэддисона, Ю.М. Осипова, И.Н. Шургалиной, В.Т. Рязанова, К. Перес-Перес, Л. Хоффмана, А. Кляйнкнехта, Г. Менша, К. Фримена, В.В. Васильковой, Г.Д. Ковалевой, Ю.В. Яковца, СМ. Меньшикова, Л.А. Клименко, СВ. Казанцева, В. Маевского и других.

Некоторые особенности функционирования и движения экономики тоталитарных государств исследовали Л. Мизес, Ф. Хайек, В. Ойкен, Я. Корнай, К. Поппер, А. Тойнби, Дж. Грэй и другие.

Методологической основой работы служат системный подход и концепции самоорганизации.

Цель исследования - изучение общих закономерностей процесса развития национальной экономики.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

При помощи системного подхода исследовать национальную экономику как динамическую систему;

Рассмотреть развитие национальной экономики через призму концепций самоорганизации и выявить его основные закономерности;

Раскрыть фундаментальные отличия функционирования и развития открытой и закрытой экономики;

Исследовать стадиальное движение открытой экономики в XIX - XX веках;

Проверить гипотезу о цикличности структурных сдвигов и смены механизма функционирования экономики и их связи с циклами Н.Д. Кондратьева.

Научная новизна диссертации. При оценке научной новизны диссертационного исследования воспользуемся следующими условными обозначениями:1

В - впервые сделанные выводы в теории (Т) и практике (П);

ОТ/ОП - оригинальные решения задач по сравнению с имеющимися решениями;

РТ/РП - развитие известных идей и решений;

Положения научного вклада соискателя (в скобках - характеристика новизны):

Разработка схемы системного исследования национальной экономики (РТ);

Выявление функций экономических институтов (РТ);

Обоснование двоякой роли государства в экономике - одновременно как внутренней и внешней силы (ОТ), а также критериев разделения ролей (ВТ);

Выявление видов связей между компонентами национальной экономики (РТ) и типов среды национальной экономики (ВТ);

Разработка схемы исследования процессов развития экономики с точки зрения концепций самоорганизации (ВТ);

Выявление условий деградации и разрушения систем (ВТ) и движущих сил развития (РТ);

Выявление факторов, показателей и индикаторов экономического развития (ОТ);

Рассмотрение процесса развития национальной экономики (а не только циклической его формы) и его фаз с точки зрения концепций самоорганизации (ВТ);

Выделение внешних и внутренних флуктуации национальной экономики (ВТ);

Обоснование наличия тесной прямой положительной связи между точками экономической бифуркации и глубокими кризисами цикла Жугляра, а также с периодами перехода от одного цикла Н.Д. Кондратьева к другому (ВТ);

Разработка требований к государственному регулированию экономики в районе точки бифуркации (ВП);

Исследование роли равновесных и неравновесных процессов в развитии национальной экономики, индикаторов равновесия и неравновесия (РТ);

Выделение двух видов неравновесности: функциональной и порождающей развитие (ВТ);

Исследование свойств открытой и закрытой экономики с системно- самоорганизационной точки зрения, а также предпосылок закрытости (ВТ);

Изучение хода экономического развития вблизи перехода на новую траекторию развития национальной экономики (ВТ);

Доказательство наличия циклов Н.Д. Кондратьева в движении важнейших реальных экономических процессов (отношения собственности, структура и поведение фирм, господствующая форма организации бизнеса, отраслевая, размерная и рыночная структура экономики, источники и средства реализации прибыли, в т.ч. монопольной, доминирующие стратегии ценообразования, методы и масштабы государственного регулирования экономики, концентрации производства, соотношение конкурентных процессов и монополизации и т.д.) (ВТ);

Исследование стадий развития открытой экономики в XIX - XX веках (ОТ);

Установлено, что структурные сдвиги наиболее интенсивны в конце понижательной волны цикла Н.Д. Кондратьева - перед точкой бифуркации, - а изменения функционирования экономики - после точки бифуркации и во время прохождения ее, т.е. в начале повышательной волны цикла Н.Д. Кондратьева (ВТ);

Выявлен механизм структурных сдвигов, их природа и причины (РТ).

Научная и_практическая значимость. Настоящая работа имеет преимущественно теоретический характер. В ней раскрыты основные закономерности процесса развития национальной экономики, которые:

Могут использоваться в процессе дальнейшей разработки теории экономического развития;

Вносят вклад в теорию прогнозирования экономического развития;

Могут учитываться при разработке проектов реформ, государственных планов, программ развития, выборе инструментария государственного регулирования экономики;

Могут быть использованы в учебном процессе в качестве курсов "Теория экономического развития" для экономических факультетов или специальностей, в курсе экономической теории для неэкономических факультетов и специальностей ВУЗов в качестве раздела.

Направление диссертационного исследования входит в "Перечень приоритетных

направлений фундаментальных исследований Российской академии наук" (пункты 6.3.3.

"Анализ нестационарных динамических макроэкономических процессов" и 6.3.1.

"Разработка научных основ экономической политики государства в переходный период").

Апробация. Результаты, полученные в диссертации, докладывались на следующих

конференциях и семинарах:

Международных научных конференциях: "Циклы природы и общества" (Ставрополь, 1999), "Развитие экономической науки и образования в Сибири" (Томск, 1998), "Фундаментальные и прикладные проблемы охраны окружающей среды" (Томск, 1995);

Всероссийских научных конференциях: "Возрождение и перспективы роста экономики современной России" (Санкт-Петербург, 1999), "Экономическая история России XX века: проблемы, поиски, решения" (Волгоград, 1998), "Монополия и конкуренция при переходе к регулируемому рынку" (Кемерово, 1992), всероссийском семинаре "Моделирование неравновесных систем" (Красноярск, 1998);

Региональных и межвузовских научных конференциях и семинарах: "Проблема развития в гуманитарном и социально-экономическом знании" (Санкт-Петербург, 1999), "Порядок и хаос в развитии социально - экономических систем" (Томск, 1998), "Принцип неопределенности и прогноз развития социально - экономических систем" (Томск, 1999), "Наука - основа устойчивого развития экономики Сибири" (Новосибирск, 1997), "Современная педагогическая антропология в системе непрерывного образования" (Томск, 1998), "Экономические чтения" (Томск, 1996, 1997, 1999), семинаре-совещании заведующих кафедрами политической экономии Сибири и Дальнего Востока (Томск, 1989);

Городских научных конференциях "Тоталитаризм и тоталитарное сознание" (Томск, 1996, 1997, 1998).

Часть диссертационного исследования выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 97-02-02207 "Мировоззренческо - методологические основы исследования процессов экономического развития").

По результатам диссертационного исследования опубликовано $ научных работ общим объемом 25 п.л.

Общие принципы системной методологии исследования

Системность явлений реального мира в конце XX века уже не вызывает сомнений. Правилом современного научного поиска стало рассмотрение объектов и процессов как систем, то есть во всей совокупности составляющих их элементов, связей и отношений, включая отношения с окружающей средой. Необходимость рассмотрения системной методологии в настоящей диссертации вызвана, во-первых, тем, что системные исследования до сих пор не выработали общего мнения по многим методологически важным для темы исследования вопросам и, во-вторых, неопределенностью многих базовых понятий, включая понятие системы. Но внимание будет уделено лишь тем из них, которые непосредственно относятся к методологии экономического исследования в рамках изучаемой проблемы.

Системный подход опирается на два базовых принципа: принцип системности и принцип изоморфизма. Первый из этих принципов отражает всеобщность взгляда на объекты, явления и процессы мира как на систему со всеми присущими ей закономерностями. Принцип изоморфизма обычно понимается как наличие однозначного (собственно изоморфизм) или частичного (гомоморфизм) соответствия структуры одной системы структуре другой, что позволяет моделировать ту или иную систему посредством другой, подобной ей в том или ином отношении.1 Современные исследования в области как общей теории систем и концепций самоорганизации позволяют утверждать наличие не только изоморфизма как подобия или строгого соответствия строения систем, но и общего в функционировании и движении систем. Оба принципа подчеркивают наличие общих системных закономерностей, что не исключает и специфики строения, функционирования и движения систем различных типов. Системный подход выполняет важную методологическую роль, являясь аналогом математики там, где обычная математика неприменима, в частности, в сфере гуманитарного знания1, а также там, где обычные средства научного поиска (наблюдение или эксперимент) «не срабатывают».

Основные категории и элементы системного подхода. Главной категорией системного подхода является понятие системы. Как и по некоторым другим важнейшим вопросам, здесь наблюдается усиливающееся расхождение мнений при практически полном отсутствии стремления определить основные требования, предъявляемые к этому понятию. Поэтому, прежде всего, следует заполнить этот пробел, а затем, исходя из этого, строить определение понятия "система". На наш взгляд, понятие "система", во-первых, должно отражать морфологическое, функциональное и информационное единство доступных изучению объектов, процессов и явлений и, во-вторых, единство законов их движения. Только при соответствии определения понятия "система" данным требованиям системный подход может выполнять свои эвристические функции по отношению к специальным отраслям знания. Поэтому вряд ли можно согласиться с той точкой зрения, что более или менее полное определение системы может быть дано исключительно по отношению к какому-либо из ее типов, изучаемому той или иной отраслью знания. Исследования в конкретной области должны опираться на общее понятие системы, что не исключает необходимости определения того особого типа систем, который этой отраслью знания изучается.

Все многообразие подходов к определению понятия "система" (а их известно более сорока1) можно разделить на следующие группы. Первую группу составляют определения системы как выбираемой исследователем любой совокупности переменных, свойств или сущностей (такой подход характерен для У.Р. Эшби, а также М. Тоды и Э. Шуфорда2). Если следовать подобной логике, то системой могут оказаться два любых произвольно выбранных объекта, имеющих в действительности настолько слабые взаимосвязи, что они либо не могут быть уловлены наблюдателем, либо ими можно пренебречь.

Вторую группу составляют определения системы, связывающие ее с целенаправленной активностью.3 Если имеются в виду только искусственные системы, остается непонятным, почему из поля зрения вьшали естественные. Если же рассматриваются оба типа систем, то для природных объектов нужно признать существование субъекта, задающего цель (фактически - Бога-творца), что выходит за рамки научного исследования, по крайней мере, в современных условиях. Следовательно, ни первая, ни вторая группы определений не дают адекватного определения системы.

Третья группа базируется на понимании системы как множества элементов, связанных между собой.4 В этом случае встает вопрос, можно ли определить что-либо через понятие множества, не имеющее определения и вводимое для каждого конкретного случая? Положительный ответ на этот вопрос был бы равносилен признанию невозможности введения общенаучного понятия "система", в том числе и через понятие множества, что полностью лишает смысла подобные попытки. Любая система допускает возможность различных ее членений, каждое из которых является множеством, то есть систему можно рассматривать как множество, но сама по себе множеством она не является1.

Четвертую группу составляют наиболее общие определения системы как комплекса элементов, находящихся во взаимодействии.2 В этом случае может возникнуть заблуждение, что любые, даже очень слабо взаимодействующие объекты могут быть отнесены к категории "система" и рассмотрены с системных позиций.

В определении системы можно выделить два аспекта. Считается, что дескриптивное определение должно отвечать на вопрос о том, как отличить системный объект от несистемного; а конструктивное должно помочь исследователю в ответе на вопрос о том, как строить систему путем выделения ее из среды.3 По нашему мнению, дескриптивное определение системы должно проводить четкую границу между системными и несистемными объектами и давать, таким образом, понятие системы "вообще", а конструктивное - базироваться на общих принципах выделения системы из среды (рассмотрения входов, выходов, процессора, цели и функции) и предоставлять возможность определения, исходя из этого, понятия конкретной системы.

Самоорганизационные концепции развития систем

В основе системного анализа лежит принцип системности, а в основе концепций самоорганизации - принцип развития. Оба принципа взаимно дополняют друг друга и образуют единство, отражающееся в познании как единство концепций самоорганизации и системных исследований. К концепциям самоорганизации относятся синергетика, теория изменений и теория катастроф. Синергетика, основные положения которой были сформулированы профессором Штутгартского университета Г. Хакеном, представляет собой эвристический метод исследования открытых самоорганизующихся систем, подверженных кооперативному эффекту, который сопровождается образованием пространственных, временных или функциональных структур; или, кратко, процессов самоорганизации систем различной природы.1

Синергетика возникла в ответ на кризис исчерпавшего себя стереотипного, линейного мышления, основными чертами которого являются:1 представление о хаосе как исключительно деструктивном начале мира; рассмотрение случайности как второстепенного, побочного фактора; мир считается независимым от микрофлуктуаций (колебаний) нижележащих уровней бытия и космических влияний; взгляд на неравновесность и неустойчивость как на досадные неприятности, которые должны быть преодолены, т.к. играют негативную, разрушительную роль; процессы, происходящие в мире, являются обратимыми во времени, предсказуемыми и ретросказуемыми на неограниченно большие промежутки времени; развитие линейно, поступательно, безальтернативно (а если альтернативы и есть, то они могут быть только случайными отклонениями от магистрального течения, подчинены ему и, в конечном счете, поглощаются им); пройденное представляет исключительно исторический интерес, а возвраты к старому, если они и есть, являются диалектическим снятием предыдущего уровня и имеют новую основу; мир связан жесткими причинно -следственными связями; причинные цепи носят линейный характер, а следствие, если и не тождественно причине, то пропорционально ей, т.е. чем больше вложено энергии, тем больше результат.

То есть фактически речь идет о механистической картине мира и механицизме как методе, подходящем к миру как гигантскому механизму, а к отдельным объектам и процессам как деталям этого механизма. Естественнонаучная критика механицизма началась в XIX веке, когда термодинамика поставила под вопрос вневременной характер механистической картины мира, доказывая, что если бы мир был гигантской машиной, то она неизбежно должна была остановиться, т.к. запас полезной энергии рано или поздно был бы исчерпан, но, несмотря на это, механистическая парадигма остается до сих пор "точкой отсчета", образуя центральное ядро науки в целом, не говоря уже о большинстве социальных наук, в особенности, экономике, которые еще находятся в полной ее власти.2 Особенно неприемлемо в механицизме рассмотрение объекта как простой "суммы" его частей, что неизбежно ограничивает исследование уровнем подсистем, что недостаточно для познания объекта, т.к. помимо собственно компонентов нужно также рассмотреть их взаимосвязи, а также систему в целом, ее собственное поведение и связи со средой. "Механизмы", "машины", в качестве которых изучается объект, являются замкнутыми, закрытыми системами, находящимися в устойчивом, равновесном состоянии, а подобные системы, как доказали теории самоорганизации, составляют лишь небольшую часть мира. Большинство систем являются открытыми, поэтому любые попытки понять их в пределах механистического мировоззрения обречены на провал.

Синергетика, как и другие концепции самоорганизации, пытается восполнить "белые пятна", которые оставил после себя механицизм, среди которых главное - практически полное отсутствие обобщений, касающихся поведения открытых систем. Появление концепций самоорганизации (синергетики, в частности) можно рассматривать как новый важный этап эволюции науки, наступивший за суперспециализацией и несущий новые возможности диалога наук и новые подходы к их преподаванию. Концепции самоорганизации и системные исследования объединяют принципы системности, развития, изоморфизма, типология систем. Синергетика впитала в себя все значимые для исследования процессов самоорганизации теоретические и методологические выводы системных исследований. Соотношение синергетики и системных исследований показывает схема 8.

Параллельно с синергетическими исследованиями, но независимо от них в рамках Брюссельской научной школы, вдохновителем которой является Илья Пригожий, развивалась теория изменений. Теория изменений разработала методологию и соответствующий понятийный аппарат исследования процессов движения систем, в особенности фазы "скачка".

Сущность закрытой экономики, ее функционирование и движение на макроуровне

Часть национальных экономик после прохождения точки бифуркации становятся закрытыми системами. Примеров закрытых экономических систем в истории наберется достаточно много. К. Поппер среди закрытых систем называет племенное и коллективистское общество, Й. Шумпетер - социалистическое. Закрытыми были также восточные деспотии, Япония долгие века до реставрации Мэйдзи и в предвоенные годы XX века, фашистские Германия и Италия; СССР, Китай, Кампучия, Вьетнам, Северная Корея и многие другие. Не заглядывая вглубь истории, о закрытых обществах XX века можно сказать, что все они сформировались действительно во время точек бифуркации, пришедшихся на два периода - конец 1920-х - начало 1930-х гг. (Германия, Италия, Япония, СССР) и начало -середину 1970-х годов (Кампучия, Вьетнам).

С точки зрения системного подхода и концепций самоорганизации система закрытого типа характеризуется следующим: прекращением обмена с внешней средой; система становится организуемой, т.е. упорядочиваемой средой по своим "границам" (тогда как в открытой системе наблюдаются самоорганизационные процессы); закрытые системы статичны - способны сохранять свое поведение, не говоря уже о структуре, длительное время, но будущего у них нет - при отсутствии оттока энтропии в среду разрушение системы -лишь дело времени. Для национальной экономики и общества в целом это будет означать стремление к автаркии, статичность, организуемость со стороны государства, государственная монополия как в экономической области, так и в других областях общественной жизни. Это дает основание полагать, что тоталитаризм является одной из конституирующих черт закрытого общества. Под тоталитаризмом понимается подчинение тем, кто на ходится у власти, всех сторон жизни общества,1 полный контроль над экономической, политической жизнью страны, идеологией и культурой. Все вопросы в тоталитарных странах имеют тенденцию превращаться в политические, и, добавим, идеологические. По своей сути тоталитаризм - явление всеохватывающее: возникновение тоталитарных тенденций в одной сфере неизбежно порождает тоталитарные тенденции в других сферах. Каковы же предпосылки тоталитаризма и закрытости общества? Рассмотрим их на примере Германии, Италим и СССР (см. схему ІЗ).3

При анализе схемы мы видим, что почти половина процессов, предшествовавших формированию тоталитарных тенденций (№ 1 - 5) имеют циклический характер и указывают на то, что экономика находится в фазе кризиса. Конечно, реальные предпосылки становления тоталитарной экономики разнообразнее и нередко связаны с индивидуальными особенностями страны. Тем не менее, наряду с особенными предпосылками должны существовать и общие. Назовем некоторые наиболее распространенные предпосылки помимо названных выше: менталитет народа; тяжелое внутреннее и внешнее экономическое и политическое положение страны; бюрократизм; низкая степень индустриализации и/или модернизации экономики, относительно отсталая структура экономики; жесткая протекционистская политика; ярко выраженный национализм; высокая степень огосударствления экономики; отсутствие опыта демократического управления; высокий уровень концентрации производства и капитала; монополизация экономики (в т.ч. наличие государственных монополий различных типов); наличие тоталитарного опыта (чем чаще проигрывался тоталитарный сценарий в истории страны, тем более вероятно осуществление его и в будущем, что вполне объяснимо: систему нередко притягивает хорошо известная траектория Схема 13. Предпосылки формирования тоталитарных тенденций

Черты, свойственные различным тоталитарным государствам как в экономической, так и в иных областях социальной жизни, так же сходны, как и их предпосылки (см. схему 14; более детальный анализ признаков тоталитарных систем см. ниже в данном парагра-фе).

Анализ черт, характерных для восточной деспотии (закрытость общества; преимущественно государственная собственность на важнейшие ресурсы, включая землю и воду; незначительные объемы внешней торговли; агрессивность внешней и внутренней полити ки; сильная централизация власти; деспотичность правителей; бюрократизм; разделение «

Главными признаками закрытой экономики являются, по нашему мнению, автаркия и огосударствление экономики, вмешательство государства во все экономические процессы от верхнего уровня до элементарного. Именно они и вызывают к жизни все другие процессы, свойственные замкнутой экономике. Собственно закрытой делает национальную экономику стремление государства достичь автаркии. Автаркия (вернее, попытки ее достижения, поскольку полного обособления и самообеспечения достичь на более или менее продолжительное время трудно) является первопричиной многих, если не большинства процессов, происходящих в закрытой национальной экономике. Автаркия, можно сказать, является системообразующим фактором закрытой экономики. Не случайно поэтому малая роль внешней торговли в функционировании экономики характерна как для восточных деспотий, так и для закрытых экономических национальных систем XX века.1 Например, в 60-е гг. внешнеэкономический оборот СССР составлял около 5% его валового продукта, а в конце 80-х гг. - немногим больше 9%,2 имеются примеры закрытых экономик, внешнеэкономический оборот которых не превышает 2 - 3 % ВНП. Стремление к автаркии не ограничивается экономической областью, а характерно для всех сторон жизни общества: научно-технической,3 идеологической, политической, культурной.

Стадия свободной конкуренции

Временные рамки стадии свободной конкуренции охватывают несколько веков. Нижнюю границу можно условно обозначить началом товарного производства, последовавшим за окончанием периода "феодальной монополии". Нижняя граница варьирует от страны к стране, поэтому можно назвать лишь временной интервал, на который пришлось начало формирования свободной конкуренции - примерно от XVI до XVIII в. Возможно, более корректно отнести начало стадии свободной конкуренции к промышленной революции, на XIX же век пришлась ее кульминация,1 а верхнюю ее границу можно с большой степенью уверенности отнести к концу XIX в. Данная стадия характеризовалась следующим. 1. По структуре экономики: - структурой спроса и предложения, близкой к атомистической; - преобладанием мелких и мельчайших фирм, и, вследствие этого, низкой концентрацией производства и предложения (так, по данным американского экономиста М. Уот-кинса, в 1880-х годах в США ни одна фирма не могла, в силу своего мелкого размера, обеспечить выпуск даже 10 % продукции какой - либо отрасли промышленности); - существовавшие в то время монополии были незначительным и нехарактерным явлением, и были либо естественными, либо созданными государством в области внешней торговли в целях поощрения какого - либо лица за заслуги.

2. Функционирование экономики на стадии свободной конкуренции отличалось следующими особенностями: - почти полным отсутствием разделения капитала - собственности и капитала -функции; - отсутствием более или менее значимой дифференциации продукта, его однородностью, отсутствием больших различий в качестве; - отсутствием влияния производителя на потребителя типа торговых марок, рекламы и т.д.; - отсутствием препятствий как для внутриотраслевой, так и для межотраслевой конкуренции, за исключением величины первоначально необходимого капитала (который в то время был значительно ниже); - невозможностью производителя влиять на цены, которые устанавливались почти полностью независимо от него "невидимой рукой рынка"; - цены обычно не имели устойчивой тенденции к повышению вследствие большой величины предложения, стабильной величины спроса и невозможности влиять на цены; - масса и норма прибыли производителя зависели в большей мере от его способности снижать издержки производства и повышать объем производства вследствие заданно-сти цен "невидимой рукой"; - высокая степень эксплуатации рабочих, бесправие и нищета большинства из них; - денежная система основывалась на золотом стандарте; - государство не играло большой роли в экономической жизни, ограничиваясь эмиссией денег, небольшим количеством государственных мануфактур и проведением протекционистской политики (статистика показывает, что с 1800 по 1929 г., не учитывая периодов крупных войн, государственные расходы в США не превышали 12% националь ного дохода, причем 75 % из них составляли расходы штатов и органов местного само управления, которые, в основном, направлялись на строительство школ и дорог, а феде ральные расходы уже в 1928 г. составляли лишь около 3% национального дохода1); свободная конкуренция отличалась более низкой, чем в последующие периоды, степенью централизации государственной власти, меньшей интегрированностью экономических субъектов в национальную экономику.

Можно с полным основанием сказать, что именно эту стадию развития (на примере Западной Европы, особенно Англии на временном отрезке с середины XVIII века до 1867 г.) адекватно (в пределах системы допущений) описал К. Маркс, что признают даже его враги.1 Указанные выше признаки свободной конкуренции частично совпадают с характеристиками "совершенной" конкуренции или "совершенного" рынка (атомизированность предложения, неспособность производителя влиять на цену), но это не дает оснований отождествлять их. "Совершенная" конкуренция обладает также такими свойствами (мгновенная передача и переработка информации, транспарентность рынка, отсутствие каких -либо предпочтений и различий во вкусах, гомогенность товаров, отсутствие издержек, связанных с совершением сделок2), которые резко отличаются от свободной конкуренции и вряд ли могут быть реализованы в действительности, даже в "золотом веке". Следовательно, отождествление абстрактной модели "совершенной" конкуренции и стадии свободной конкуренции, все еще встречающееся в экономической литературе," неправомерно; так же как и исследование современнуй экономики исходя из условий "совершенной" конкуренции, что представляет собой утопию.4

1. Макроуровень экономики: проблемы и цели. Основные макроэкономические показатели. Роль УИС в функционировании национальной экономики.

2. Показатели объема национального производства и методика их расчета.

3. Система национальных счетов: функции и структура.

1. Макроэкономика - это раздел экономики, где изучаются закономерности функционирования национального хозяйства, причем экономика рассматривается как иерархическая система. Макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики и оперирует совокупными величинами, такими, как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос и др.

Основными проблемами, которые изучаются в макроэкономике, являются: экономический рост, экономический цикл, занятость и безработица, инфляция, денежное обращение, состояние государственного бюджета, состояние платежного баланса и валютный курс. Эти проблемы невозможно решить на уровне отдельного потребителя, отдельной фирмы и отдельной отрасли.

Важнейшим принципом макроэкономического анализа выступает агрегирование. Агрегирование – это объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат. Агрегирование позволяет выделить макроэкономических агентов (домохозяйства, фирмы, государство, иностранный сектор), макроэкономические рынки (рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок экономических ресурсов, валютный рынок), макроэкономические взаимосвязи и макроэкономические показатели.

Макроэкономические взаимосвязи позволяют исследовать закономерности поведения макроэкономических агентов на макроэкономических рынках, что делается с помощью модели кругооборота продукта, расходов и доходов. Исходя из этого, предмет макроэкономики можно определить так: макроэкономика изучает закономерности поведения макроэкономических агентов на макроэкономических рынках.

Все макроэкономические процессы изучаются на основе построения моделей. Модель позволяет выявить основные закономерности развития экономических процессов и разработать варианты решения сложных макроэкономических проблем, таких как инфляция, безработица и др.

Модели включают два вида переменных: экзогенные и эндогенные. Значения экзогенных переменных формируются вне модели, они являются в модели независимыми величинами, а их изменение называется автономным изменением. Эндогенные переменные - это переменные, значение которых формируется внутри модели, т.е. это зависимые переменные.

Макроэкономические переменные делятся также на две группы: показатели потоков и показатели запасов. Поток характеризует количество за определенный период времени. К показателям потоков относятся: совокупный выпуск, совокупный доход, потребление, инвестиции, дефицит (профицит) государственного бюджета, экспорт и др., так как они рассчитываются за год. Все показатели в модели кругооборота, являются потоками. Запас - это показатель, характеризующий количество на определенный момент. К показателям запасов относятся: национальное богатство, личное богатство, запас капитала, количество безработных, производственный потенциал, государственный долг и др.

2. ВВП это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, неважно - с помощью национальных или иностранных факторов производства в течение одного года. В стоимость ВВП включаются только официальные рыночные сделки. Поэтому в ВВП не включаются труд на себя (ремонт квартиры и т.п.), труд на безвозмездной основе, стоимость товаров и услуг, производимых теневой экономикой. Вся продукция, производимая экономикой, делится на конечную и промежуточную. Конечная продукция - это продукция, которая идет в конечное потребление любому экономическому агенту и не предназначена для дальнейшей переработки или перепродажи. Промежуточная продукция направляется в дальнейший процесс производства или перепродажу.

Включение в ВВП стоимости только конечной продукции позволяет избежать повторного счета. По этой же причине все перепродажи также не включаются в ВВП. Поскольку по внешнему виду невозможно определить, является ли данный товар конечной или промежуточной продукцией, то стоимость конечной продукции рассчитывают по добавленной стоимости. Метод основан на том, что совокупная стоимость конечной продукции равна совокупной добавленной стоимости. Стоимость, добавленная каждым производителем, равна разнице между выручкой от продаж и стоимостью сырья и материалов (промежуточной продукции), купленной им у других производителей. Все внутренние затраты фирмы, т.е. на выплату заработной платы, амортизацию, аренду капитала, аренду помещения и др. (не путать с внутренними издержками), а также прибыль фирмы включаются в добавленную стоимость.

Все платежи, которые производятся не в обмен на товары и услуги, не учитываются в стоимости ВВП. К ним относятся трансфертные платежи и финансовые сделки. Трансфертные платежи делятся на частные и государственные. Частные трансферты - это выплаты и дары, которые делают друг другу частные лица (например, родители - детям). Государственные трансферты - это выплаты государства домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий. К финансовым сделкам относится купля-продажа ценных бумаг.

ВНП (валовой национальный продукт) - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им (национальных) факторов производства, неважно - на территории данной страны или в других странах.

Для расчета ВВП может быть использовано три метода:

По расходам (метод конечного использования);

По доходам (распределительный метод);

По добавленной стоимости (производственный метод).

ВВП, подсчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов, включающий следующие группы расходов. Потребительские расходы - это расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг. Инвестиционные расходы - это расходы фирм на покупку инвестиционных товаров. Инвестиционные расходы включают инвестиции в основной капитал (на покупку оборудования и на промышленное строительство), инвестиции в жилищное строительство и инвестиции в товарно-материальные запасы (запасы сырья и материалов, необходимые для обеспечения непрерывности процесса производства, незавершенное производство, изменения запасов произведенной, но еще не проданной продукции в течение года). При подсчете ВВП по расходам инвестиции включают амортизацию.

Государственные закупки товаров и услуг включают, во-первых, расходы на содержание государственных учреждений и организаций, обеспечивающих регулирование экономики, безопасность и правопорядок, политическое управление, социальную и производственную инфраструктуру и, во-вторых, оплату услуг работников государственного сектора; инвестиционные расходы государственных предприятий.

Чистый экспорт представляет собой разницу между доходами от экспорта и расходами страны по импорту.

При подсчете ВВП по доходам, ВВП рассматривается как сумма доходов собственников экономических ресурсов (домохозяйств).

Национальные факторные доходы - это:

Заработная плата рабочих и жалование служащих частных, включающая все формы вознаграждения за труд;

Рентные платежи, включающие платежи, получаемые владельцами недвижимости;

Процентные платежи, или процент, включающий все выплаты, которые делают частные фирмы домохозяйствам за пользование капиталом;

Прибыль - это доход от фактора "предпринимательские способности". В соответствии с различиями в организационно-правовых формах фирм выделяют прибыль некорпоративного сектора экономики и прибыль корпоративного сектора экономики, основанного на акционерной форме собственности. Прибыль корпораций делится на три части: налог на прибыль корпораций, дивиденды акционеров и нераспределенную прибыль корпораций.

Кроме факторных доходов в ВВП, подсчитываемом по доходам, учитывают два элемента (включаемые в стоимость любого товара и поэтому в стоимость ВВП), которые не являются доходами собственников экономических ресурсов. Во-первых, это косвенные налоги на бизнес, которые оплачивает покупатель товара или услуги, а выплачивает государству фирма, которая их произвела. Во-вторых, это амортизация (стоимость потребленного основного капитала).

При методе измерения ВВП по добавленной стоимости, валовой внутренний продукт определяется суммированием добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике.

Чистый внутренний продукт (ЧВП) и чистый национальный продукт (ЧНП) отражают производственный потенциал экономики, так как они включают только чистые инвестиции (без амортизации), которую следует вычесть из ВВП и ВНП, чтобы получить соответственно ЧВП и ЧНП.

Национальный доход - НД - это совокупный доход, заработанный собственниками экономических ресурсов. Его можно получить вычтя из ЧНП косвенные налоги или просуммировав все факторные доходы.

Личный доход (ЛД) является совокупным доходом, полученным собственниками экономических ресурсов. Для подсчета ЛД следует из НД вычесть все, что не поступает в распоряжение домохозяйств (взносы на социальное страхование, налог на прибыль корпораций, нераспределенная прибыль корпораций, проценты, выплаченные домохозяйствами) и добавить все то, что увеличивает доходы домохозяйств, но не включается в НД (трансферты, проценты, выплаченные государством).

Располагаемый личный доход (РЛД) - это доход, используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Он меньше личного дохода на величину индивидуальных налогов, которые должны заплатить собственники экономических ресурсов в виде прямых, прежде всего подоходных, налогов, а также личных процентных платежей по кредиту и т.п. Домохозяйства тратят свой располагаемый доход на личное потребление и личные сбережения.

3. Основные макроэкономические показатели, отражающие результаты экономической деятельности за год, выражены в ценах данного года и поэтому являются номинальными. Номинальные показатели не позволяют проводить как сравнения уровней экономического развития в разных странах в один и тот же период времени, так и сравнения уровней экономического развития одной и той же страны в разные периоды времени. На величину номинальных показателей оказывает влияние изменение уровня цен. Такие сравнения можно делать только с помощью реальных показателей, выраженных в неизменных ценах.

На величину номинального ВВП влияют два фактора: изменение реального объема производства и изменение уровня цен. Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо "очистить" номинальный ВВП от воздействия на него изменения уровня цен. Реальный ВВП - это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года.

Реальный ВВП равен номинальному ВВП, деленному на индекс цен. Из множества видов индексов цен в макроэкономике наиболее часто используются индекс потребительских цен (ИПЦ), индекс цен производителей (ИЦП) и дефлятор ВВП. Индекс потребительских цен рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. Индекс цен производителей рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции).

Дефлятор ВВП рассчитывается на основе стоимости рыночной корзины всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года. Дефлятор ВВП равен номинальному ВВП, деленному на реальный ВВП и умноженному на 100%.

В зависимости от того, повысился или понизился общий уровень цен за рассматриваемый период времени, проводится операция дефлирования (снижения уровня цен текущего года до уровня цен базового года) или операция инфлирования (повышения уровня цен текущего года до уровня цен базового года).

В пределах единой национальной экономической системы обычно:

  • участники рынка тесно взаимодействуют друг с другом. Основой такого взаимодействия выступает разделение труда;
  • существует общий центр (государственные органы власти), который осуществляет контроль над всеми экономическими игроками;
  • применяются законодательные документы и правовые нормы, принятые либо одобренные парламентом (законодательным органом), действуют единые кодексы (налоговый, гражданский и др.);
  • используется общая финансовая система и единая денежная единица.

Характеристики национальной экономики

Любая национальная экономическая система обладает:

  • Игроками-субъектами, которые осуществляют экономическую деятельность.
  • Территориями с определенными особенностями.
  • Ресурсами (человеческими, материальными, природными).
  • Разнообразными формами производства.

Субъекты национальной экономики

Игроками-субъектами нац. экономики являются:

  • отдельные лица, которые создают добавочный продукт (работают), участвуют в товарно-денежных отношениях — приобретают за заработанное то, что произвели другие игроки нац. экономики;
  • предприятия с различной формой собственности, чья главная цель — произвести и продать тот или иной продукт или услугу;
  • государство.

Влияние государственной «надстройки»

Без политической «надстройки» понятие «нац. экономика» теряет всякий смысл. Именно государство создает условия для любой экономической активности. Оно:

  • регулирует деятельность экономических субъектов. Госмашина создает «правила игры» и выступает в роли верховного арбитра, который неустанно следит за «игроками» и наказывает их за нарушение правил;
  • собирает налоги, чтобы создавать и поддерживать народные «блага» (медицину, образование и др.), а также «подтягивать» отстающих. К примеру, за счет крупных налогов, собранных с большого бизнеса, правительство может субсидировать малое предпринимательство;
  • обеспечивает стабильность денежной единицы и делает все возможное, чтобы экспорт и импорт были приблизительно равны (торговый баланс был близок к нулю);
  • борется с безработицей и пытается минимизировать инфляцию.

Территориальное деление национальной экономики

По территориальным особенностям национальную экономику принято подразделять на:

  • зоны, в которых созданы определенные «фискальные» условия для экономической деятельности. Это территории, частично свободные от налоговых сборов, или области, где разрешена (или запрещена) означенная деятельность (азартные игры, размещение вредных предприятий);
  • комплексы с определенной материально-производственной базой (в РФ это тот же Западно-Сибирский комплекс по добыче и транспортировке газа и нефти).

Ресурсы национальной экономики

Национальная экономика состоит из ресурсной базы. Она включает:

  • человеческие ресурсы. Они формируются из отдельных индивидуумов с определенной квалификацией, образованием и покупательной способностью;
  • капитал (различные материальные и нематериальные ликвидные активы: недвижимое и движимое имущество, акции, облигации, банковские счета);
  • природные ресурсы. К ним относятся полезные ископаемые, благоприятный климат, хорошие плодородные грунты.

Отрасли национальной экономики

Национальная экономика подразделяется на материальные и нематериальные составляющие:

Материальные составляющие

  • промышленное производство;
  • сельскохозяйственный сектор;
  • торговые отношения (купля-продажа, бартер);
  • транспортные средства, а также коммуникации (телефонная связь, интернет, воздушные, водные и прочие пути сообщения);
  • коммунальные услуги.

Нематериальные составляющие

  • предоставление различных услуг (например, юридическая помощь, индустрия развлечений);
  • система образования;
  • творческая и научная работа, а также спорт;
  • охрана здоровья (сеть поликлиник и больниц).

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

План:

Предмет и задачи курса

Основные макроэкономические показатели и система национального счетоводства

Главные макроэкономические пропорции

Типы национальных хозяйственных систем

Предмет и задачи курса

Республика Беларусь - молодое независимое государство, получившее в июле 1990 г. суверенный статус, обеспечивший белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ и национальную экономику. Если в советский период экономика БССР была лишь органичной частью единого народнохозяйственного комплекса (ЕHXK) Советского Союза, то с распадом СССР и ЕНХК она стала преобразовываться в национальную экономику, постепенно приобретать черты единого хозяйственного целого в рамках суверенного белорусского государства, ставшего полноправным членом мирового сообщества, субъектом международного права и международных экономических отношений.

За годы независимого существования Беларусь прошла сложный путь построения государственности, наполнения суверенитета реальным содержанием, перехода к рыночным отношениям в трудных условиях преодоления системного социально-экономического кризиса, вызванного распадом СССР.

Термин «национальная экономика» активно вошел в научный оборот, управленческую, хозяйственную практику последнего десятилетия как синоним понятия «экономика суверенной страны» наряду с терминами «народное хозяйство» (National economy - англ., Volkewirtschaft - нем., Gospodarka narodowa - польск.), «экономика республики». Слово «национальный» акцентирует внимание на том, что экономика рассматривается в своей целостности, в масштабе нации, государства, а не только в этническом аспекте.

Следует различать национальную экономику как науку (на­учное направление и учебную дисциплину) и как область хо­зяйственной практики.

Как наука национальная экономика имеет свои объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования. Предметом изучения являются социально-экономические про­цессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональ­ных элементов, потенциалов и механизмов. В качестве объекта выступает национальная хозяйственная система страны. Она исследуется рядом экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией, экономической историей, экономи­ческой статистикой, эконометрикой, математическим модели­рованием, экономической и социальной географией и др.

Обобщенные результаты исследований создают научные ос­новы национальной экономики, которые включают совокуп­ность ключевых теоретико-методологических, концептуаль­ных, научно-методических, инструментально-прикладных по­ложений и, прежде всего, понятийно-категориальный аппарат, методологические императивы и методический инструмента­рий. Наиболее эффективным научным методом в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход . В соответствии с его принципами система представляет собой упорядоченное множество элементов, объединяемых взаи­модействиями и отношениями в единое целое. Устойчивая со­вокупность элементов (компонентов, подсистем) и их отноше­ний образует структуру системы, определяющую закономер­ности ее функционирования, свойства и характеристики, про­являющиеся в поведении при взаимодействии с внешней средой.

Конкретизация идей, принципов теории систем и системно­го анализа (в совокупности с общенаучными методами) приме­нительно к различным сферам жизни общества и государства обеспечивается структурно-функциональным подходом , основ­ные положения которого при анализе системных функций эко­номики заключаются в следующем:

Экономика рассматривается как одна из подсистем системы «общество»;

Системные функции экономики выводятся из структур­но-функциональной дифференциация общества и совокупности общественных императивов;

Функциональные императивы подсистем общества, в том числе экономики, реализуются через соответствующие институциональные формы и процессы с помощью специфических механизмов;

Процессы в обществе, отражающие системные функции, могут быть классифицированы по функциональной направленности, структурно-функциональному оформлению и сведены к обозримому числу типов;

Экономика и на уровне общих процессов развития, и на уровне текущего функционирования может рассматриваться как институциональный процесс, т.е. процесс, звенья которого представляют собой комплексы производственно-технологических (включая транспортные) и трансакционных" действий, направленных на создание материальных благ, услуг, имущественных благ и доходов, а также как сфера массового поведения экономических агентов.

B рамках данного подхода модель экономики - это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отноше­ний и связей, отражающих основное содержание процессов сба­лансированного социально-экономического и экологического развития. Модель экономики можно представить как систему институтов, их целей, функций, видов деятельности (и государ­ство, и рынок выступают в ней как совокупности институтов).

Наиболее приемлемым является определение института как устойчивого комплекса формальных и неформальных норм, принципов, законов, правил, регулирующих различные сферы человеческой деятельности, социальные отношения и органи­зующих их в систему социальных ролей и статусов посредством организационных и организационно-экономических структур, в том числе органов государственного управления, учрежде­ний, организаций. Институт выполняет также функцию соци­ального контроля.

Системная модель экономики в данном контексте может трактоваться в двух аспектах: позитивном и нормативном. В первом случае модель - это схематичное описание какого-либо явления или процесса в обществе. Анализ и диагноз экономи­ческих явлений и процессов ведутся в основном с помощью дескриптивных (описательных) моделей. Во втором случае мо­дель - это образец, служащий эталоном для воспроизведения. Прогнозы, оптимизационные процедуры, перспективы содер­жат прежде всего нормативные модели.

Характерной чертой сложных социальных систем, к кото­рым относится и экономика, являются их способность к само­развитию в пространстве отношений и институтов в соответ­ствии с общесоциальными и общеэкономическими законами. Потенциал (как возможность и способность) развития экономи­ки определяется главным образом источниками, ресурсами, движущими силами, узлами противоречий (проблемами), направлениями и механизмами их разрешения и адаптации к внешним воздействиям и составляет сущностный аспект на­циональной экономики.

Содержательный аспект раскрывается в. анализе нацио­нальной экономики как области хозяйственной практики, анализе состояния, факторов, проблем, тенденций, параметров хозяйственной системы, механизмов ее развития как основы разработки экономической политики, включая цели, направле­ния и пути их достижения, методы и средства подготовки и реа­лизации Макроэкономических решений органов управления и регулирования хозяйственной системы страны.

Органы управления и научные структуры могут выступать в качестве субъектов исследования национальной экономики. Таким образом, национальная экономика - это хозяйствен­ная система страны, отвечающая принципам (методологичес­ким императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:

Суверенитет нации и государства;

Территориальная целостность;

Единство экономического пространства и юридической среды;

Общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;

Наличие единого платежного средства - национальной денежной единицы - и целостной финансовой системы;

Развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;

Эффективные гарантии независимого распоряжения и при­умножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации.

Национальная экономика как сложная система включает комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и других подсистем, компонентов, харак­теристик (рис. 1.1).

В организационном плане - это совокупность субъектов хо­зяйствования: организаций, учреждений, предприятий, про­изводств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

В структурном плане - это хозяйственные комплексы: про­мышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других.

В функциональном плане - это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственнрго>экологи.че,а?ого и др

В институциональном плане - это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рывка факторов про­изводства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, фондового рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рын­ка жилья и других.

По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в це­лом), мезоуровеиь (отрасли, регионы) и микроуровень (пред­приятия и организации первичного производственного эвена).

Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сег­менты национального рынка опосредованы:

Формами и правами собственности;

Движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда;

Финансовыми потоками (денежной массы - наличных и безналичных денег), движением ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей и др.);

Юридической средой (законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти всех ветвей и уровней, 3-также системой международных договоров и соглашений).

Социально-экономические процессы, протекающие в нацио­нальной экономике, в совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: произ­водство, обмен, распределение, потребление. Их функциониро­вание и конечный результат оцениваются комплексом важней­ших социально-экономических показателей и макропарамет­ров, в том числе накопления и потребления, характеризующих движение общественного продукта. Динамика воспроизвод­ственного процесса описывается, как правило, тремя основны­ми параметрами: объемом (масштабом) производства; темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансирован­ность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, напри­мер в воспроизводственной, отраслевой, технологической, ре­гиональной структурах, ведет к падению эффективности и раз­рушению экономической системы.

Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность, отражаю­щие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике.

Приведенные выше определения и качественные признаки, отражая сущностные характеристика, общее содержание понятия «национальная экономика», позволяют научно обоснованно вести исследование реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов и логически корректно, доказательно излагать основные цели, способы, характеристики и закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси, ее конкретно-исторической фермы - белорусской экономической модели.

Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики

Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления:

Формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства;

Преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;

Глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда.

Все эти процессы происходят, естественно, в режиме непрерывного функционирования и развития, поскольку экономическую деятельность страны остановить нельзя.

Для успешного осуществления указанных трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия , создание которых позволит придать экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):

Общесистемные - носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивнлизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);

Системные - включают единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;

Внутрисистемные - обусловливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.

Анализ международного опыта эволюции рыночных экономик показывает, что многие страны мира развивались под воздействием европейской идеи прогресса. Благодаря влиянию европейской культуры (системного плюрализма, разнообразия религиозных и культурных традиций, высокой степени индивидуальной предприимчивости, растущей дифференциации общественных структур) во многих странах мира смогли одновременно вызреть множественные предпосылки развития рыночной экономики: экономические, правовые, политические, идейно-культурные, социально-психологические, цивилизационные.

В силу многовековых связей с европейскими государствами Беларусь восприняла многие черты европейской культуры. Однако ее географическое положение в центре Европы, историческое тяготение к славянской культуре, многолетнее вхождение в единый народнохозяйственный комплекс бывшего СССР накладывают долговременный отпечаток на геополитическую ситуацию в стране, выработку ориентиров внешней политики, предпочтений и принципов включения в межгосударственные структуры. Всесторонний учет этих аспектов, а также присущих Беларуси геополитических, географических, социально-экономических, экологических, демографических и других особенностей является важнейшей методологической предпосылкой выбора направлений, моделей и механизмов развития национальной экономики.

Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя бело русская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в большой степени зависит от экспортных товарных потоков в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития национальной экономики.

Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.

Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого развития национальной экономики является закрепление; в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера. Такой опыт в стране есть. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 г., в качестве общесистемных условий стратегического характера определены:

Построение и развитие унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь);

Формирование современного гражданского общества;

Создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики.

Мировоззренческой и идеологической основой этих предпосылок является новая цивилизационная стратегия, состоящая в смене парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека, новые концепции социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности.

Важнейшей предпосылкой является и уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентации народа. Исторически сложившийся менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие позиции, основанные на признании принципа социальной справедливости, коллективизма, дружбы народов, - это мощный социальный потенциал развития страны в правовой и институциональной сферах.

Эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики обеспечивается также совокупностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.

К системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты: несовершенную структуру воспроизводства; физически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и др. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики.

Наконец, следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики. Построение системы управления и регулирования экономики на принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экономического и экологического императивов устойчивого развития - обязательная предпосылка эффективного хозяйствования.

Данные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой - постоянно действующими требованиями к преобразованию государства, общества, экономики, обеспечению политической и социальной стабильности в стране.

Все описанные выше группы предпосылок, условий, императивов комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации.


Похожая информация.


Цель:

§ Рассмотреть структуру национальной экономики.

§ Дать характеристику основных показателей системы национальных счетов.

§ Раскрыть проблему сбалансированности и пропорциональности в развитии экономических процессов.

§ Дать характеристику кейнсианской и классической моделям макроэкономического равновесия. Раскрыть сущность и причины циклических колебаний экономики.

§ Дать характеристику типам и фазам экономического цикла.

План лекции:

1. Национальная экономика и ее основные цели.

2. Основные макроэкономические показатели.

3. Макроэкономическое равновесие в классической и кейнсианской моделях.

4. Экономический цикл и его фазы. Причины циклических колебаний экономики.

5. Понятие и содержание экономического роста. Факторы и типы экономического роста.

Тезисы лекции:

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.
Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

1. Стабильного роста национального объема производства;

2. Высокого и стабильного уровня занятости;

3.Стабильного уровня цен;

4. Поддержание равновесного внешнего баланса.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.

Ими являются:

Фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

Денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);



Политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

Внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов.

В качестве обобщающих показателей результатов функционирования национальной экономики за определенный период используются такие агрегаты, как;

1. Валовой внутренний продукт (ВВП)

2. Валовой национальный продукт (ВНП)

3. Чистый национальный продукт (ЧНП)

4. Национальный доход (НД)

5. Личный доход граждан (ЛД).

Эти показатели формируют систему национальных счетов (СНС),

представляющую собой систему экономической информации, используемую во всем мире для описания и анализа хозяйственной деятельности на макроуровне. Данные СНС широко применяются органами государственного управления при формировании макроэкономической политики. Ими также все активнее пользуются предприниматели и менеджеры для анализа общего макроэкономического климата и при построении макроэкономических моделей и т. д.

Основное условие достижения макроэкономического равновесия – равенство между совокупным предложением (АD = АS).

В экономической теории существует множество моделей макроэкономического равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли на эту проблему.

Представители классического направления экономической теории рассматривали модель макроэкономического равновесия только в краткосрочном периоде в условиях конкуренции. Эта модель отражала экономические реалии периода зарождения капиталистической экономики, когда преобладала свободная конкуренция мелких и средних производителей.

В конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического не равновесия. Великая депрессия опровергла представления классиков о саморегулировании рыночной экономики. Возникло убеждение о необходимости государственного регулирования экономики путем проведения финансовой, кредитно-денежной, бюджетной политики, особенно в период спада.

Первым отказался от господствующих классических взглядов саморегулирования рыночной экономики английский экономист Дж. М.Кейнс, отрицавший эластичность, гибкость цен, зарплаты и процентной ставки.

В период спада цены могут и не упасть, хотя спрос сокращается. Этому способствует власть над рынком крупных продавцов – монополистов, стремление профсоюзов закрепить ставки заработной платы и существование долгосрочных контрактов.

Выводы Дж. М. Кейнса: если начинается спад экономики, то реакция на изменившиеся обстоятельства потребителей, инвесторов и производителей вовсе не обязательно вернет ее в состояние полной занятости. Напротив, экономика может долго пребывать в таком положении, когда объем производства намного ниже производственных мощностей, а уровень безработицы высок.

Для сбалансированности экономики, достижения равновесия спрос должен быть «эффективным». Этот спрос состоит из потребительских расходов населения и инвестиций. Люди обычно поддерживают потребительские расходы на сравнительно устойчивом уровне. Кроме того, поскольку снижение доли потребления в совокупном расходе естественно и вечно (чем богаче люди, тем меньшую долю своего дохода они тратят на потребление, а большую долю сберегают), надо поддерживать другой компонент совокупных расходов – инвестиции.

Воспроизводство общественного капитала носит циклический характер. Воспроизводственный цикл включает следующие фазы:

Депрессия;

Оживление;

Материальной основой циклического воспроизводства является обновление основного капитала.

Циклы бывают:

Большие (40-55 лет) - состоят из двух фаз или двух волн:

Повышательной;

Понижательной;

Малые (8-10 лет).

Кондратьев вычленил 2,5 больших цикла за 140 лет хозяйственной истории:

1) с 1787-1792 по 1810-1817 гг. - повышательная волна;

с 1810-1817 по 1844-1851 гг. - понижательная волна;

2) с 1844-1851 по 1870-1875 гг. - повышательная волна;

с 1870-1875 по 1890-1896 гг. - понижательная волна;

3) с 1890-1896 по 1914-1920 гг. - повышательная волна;

с 1920 до 40-х гг. - понижательная волна;

4) с конца 40-х до начала 70-х гг. - повышательная волна;

с 70-х гг. - все 80-е годы - понижательная волна.

Экономической основой длинных волн является так называемый технологический цикл, который характеризуется тем, что в течение приблизительно двух десятилетий перед началом повышательной фазы наблюдается оживление в сфере технических изобретений, а затем в годы хозяйственного подъема их широкое применение.

Иллюстративный материал: презентация слайдов.

Литература:

1. Борисов А.Г. «Экономическая теория». Уч. пособие. М.: «Юристъ». 2006

2. Камаев В.Д. «Экономическая теория» М.: «Владос», 2007

3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М., 2004.

4. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА. - М., 2008.

5. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство «Юристь», 2010.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «национальная экономика».

2. Какие показатели включены в СНС?

3. Дайте характеристику кейнсианской и классической моделям макроэкономического равновесия.

4. Раскрыть содержание экономического роста в масштабе национальной экономики.

5. Каковы причины циклических колебаний экономики?


Top