Помощь брату по вере в исламе. Как мусульманин должен относиться к своему брату по вере? Сохранение старых братских уз

Взаимоотношения мусульманина с его братьями по вере

Вера в Аллаха является связующим звеном между мусульманином и его братьями в исламе независимо от их национальности, цвета кожи и языка. Аллах Всевышний сказал:

«Верующие - не кто иные, как братья ».

Все мусульмане должны выполнять определенные обязанности по отношению друг к другу. Указанием на это являются слова посланника Аллаха, :

] ????? ??????????? ????? ??????????? ?????? ????? ?????????? ??????????? ?????????? ??????????? ???????????? ??????????? ??????????? ??????????? ?????????? [

«Пять (вещей) входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему ». К числу этих обязанностей относится то, что при встрече мусульманин должен поприветствовать своего брата, сказав “Мир вам, милость Аллаха и Его благословения /Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи, ва баракату-ху/”, на обязательность чего указывают слова пророка, :

]???????? ?????????? ?????????? ?????????? ????? ???? ???????? ?????? ???? ????????[

«(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь». В ответ на приветствие мусульман должен сказать “И вам мир, милость Аллаха и Его благословения /Ва ‘аляй-куму-с-саляму, ва рахмату-Ллахи, ва баракату-ху/”, так как Аллах Всевышний сказал:

«А когда к вам обращаются с приветствием, то отвечайте на него лучше или так же. Поистине, Аллах ведет счет всему!»

После приветствия мусульманам следует пожать друг другу руки, что имеет для них обоих большое значение, так как посланник Аллаха, сказал:

]??? ???? ???????????? ????????????? ???????????????? ?????? ?????? ??????? ?????? ???? ???????????[

«Любым двум мусульманам, которые, встретившись, пожмут друг другу руки, обязательно простятся (их грехи), прежде чем они расстанутся».

Если брат мусульманина заболеет, ему следует поспешить навестить его и обратиться к Аллаху с мольбой об исцелении. В одном из священных хадисов (хадис кудси) сообщается, что пророк, сказал:

]????? ??????? ????? ??????? ??????? ?????? ???????????? : ??? ????? ????? ???????? ?????? ????????? ? ?????: ??? ????? ?????? ????????? ???????? ????? ????????????? ? ????? : ????? ???????? ????? ??????? ???????? ?????? ?????? ???????? ? ????? ???????? ??????? ???? ???????? ????????????? ????????[

В День воскресения Всемогущий и Великий Аллах скажет: «О сын Адама, Я болел, а ты не навестил Меня!» (Тот человек, к которому Он обратится,) воскликнет: «О Господь мой, как же я (мог) навестить Тебя, когда Ты - Господь миров?!» (Аллах) скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой, которого ты не навестил, заболел? Разве не знал ты, что если бы ты его навестил, то нашел бы рядом с ним и Меня? » Посланник Аллаха, побуждал мусульман навещать больных. Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, сказал:

] ????? ??????????? ????? ????? ??????? ??????????? ? ???? ?????? ??? ???????? ?????????? ?????? ???????? [

«Поистине, мусульманин, навестивший брата своего, будет пребывать среди “хурфат аль-джанна” до тех пор, пока не вернется». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а что такое “хурфат аль-джанна”?» - на что он ответил: «Райские плоды».

Если кто-нибудь из мусульман чихнет и воздаст хвалу Аллаху, его брату следует обратиться к Аллаху с мольбой за него. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, сказал:

]????? ?????? ?????????? ?????????? ????????? ??????? ?????????? ???? ??????? –????- ????????? ?????????? ??????? ??????? ????? ???? ?????????? ??????? ?????????? ??????????? ??????? ?????????? ?????????[

Если кто-нибудь из вас чихнет, пусть скажет:

«Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», и пусть его брат (или: его спутник) скажет ему: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/», если же он скажет ему: «Да помилует тебя Аллах», пусть (чихнувший) скажет (ему в ответ): «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведет Он в порядок все дела ваши /Йахдикуму-Ллаху ва йуслиху баля-кум/».

Мусульманин должен разделять со своим братом его радость и принимать приглашения, если кто-нибудь пригласит его отведать его угощение, так как посланник Аллаха, сказал:

]????? ?????????? ??????? ???????????? ? ??????????? ???? ?????????? ? ????????? ????????? ???? ?????????? ? ?????? ???? ?????? ??????????? ?????? ????? ??????? ???????????[

«Наихудшим угощением является угощение свадебного пира, в котором отказывают приходящим на этот пир , приглашая на него тех, кто откажется (прийти) . Что же касается не принявшего приглашения, то он ослушался Аллаха и посланника Его».

Если брат по вере просит мусульманина дать ему какой-нибудь совет, он выполняет его просьбу, объясняя своему брату, что представляется ему хорошим или дурным, и сам дает ему добрый совет, если видит, что тот нуждается в этом, так как посланник Аллаха, сказал:

]????? ??????????? ?????????? ??????? ???????????? ????[

«Если к кому-нибудь обратится за советом его брат, пусть он даст ему совет». Сообщается, что Абу Рукаййа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) пророк, сказал:

](???????? ????????????) . ??????? : ?????? ? ????? : (??????? ????????????? ????????????? ????????????? ?????????????? ??????????????)[

«Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он ответил: «По отношению к Аллаху , и к Его Книге , и к Его посланнику , и к руководителям мусульман , и ко всем мусульманам вообще».

Истинный мусульманин желает своему брату того же, чего и себе, и не желает ему того же, чего не желает и себе самому, так как пророк, сказал:

]??? ???????? ?????????? ?????? ??????? ????????? ??? ??????? ??????????[

«Не уверует никто из вас (по- настоящему), пока не станет желать брату своему того же, чего и себе»**

Ислам побуждает мусульман к поддержанию уз веры между членами общества и устранять все, что представляет для них угрозу или может поколебать их. Вот почему мусульманину запрещается покидать своего брата по вере более чем на три дня, на что указывают слова посланника Аллаха, который сказал:

] ??? ??????? ?????????? ???? ???????? ??????? ?????? ??????? ??????? ????????????? ? ?????????? ????? ?????????? ????? ? ????????????? ??????? ???????? ???????????? [

«Не разрешается мусульманину покидать брата своего на срок свыше трех дней, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого».

Мусульманин должен стараться не причинять своему брату никакого зла и не делать ничего такого, что может нанести ему материальный ущерб, подвергнуть опасности его жизнь или задеть его честь, так как посланник Аллаха, сказал:

]????? ??????????? ????? ??????????? ??????? : ?????? ????????? ??????????[

«Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь (другого) мусульманина». Пророк, также сказал:

]??????? ??????????? ??????? ??????????? ??????[

«Поношение мусульманина есть (проявление) нечестия, а сражение с ним - (свидетельство) неверия» . Если брат мусульманина нуждается в помощи, он оказывает ему помощь и не покидает его, где бы он ни находился. Посланник Аллаха, сказал:

] ???? ????? ??? ??????? ??????? ? ????? ??????? ??? ????????? [

«Тому, кто (поможет) своему брату в случае нужды, Аллах (поможет) в его собственной нужде...» Посланник Аллаха, также сказал: «Помогай своему брату (независимо от того), притеснителем он является или притесняемым. Если он является притеснителем, пусть (брат его) удержит его от этого, что послужит (притеснителю) помощью, если же он является притесняемым, пусть просто поможет ему».


Имеется в виду, что чихнувшему, который, чихнув, скажет: «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», следует сказать: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/».

“Хадис кудси” ? хадис, который заключает в себе слова Всемогущего и Великого Господа, переданные посланником Аллаха, и воспринимавшиеся им иногда от Джибрила, мир ему, а иногда? через откровение, внушение или сновидение с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он пожелает. “Хадис кудси” отличается от обычного хадиса лишь тем, что пророк, передает его со слов своего Господа. Ввиду этого, в большинстве случаев он возводится к Аллаху Всевышнему, но может возводиться и к пророку, поскольку это он передает его Аллаха.

Приводимое выше определение показывает, что “хадис кудси” во многом отличается от священного Корана.

а) В отличие от “хадиса кудси” Коран неподражаем как по форме, так и по смыслу.

б) Молитва, во время которой читается Коран, будет действительной, а чтение “хадиса кудси” делает ее недействительной.

в) Человек, не признающий Корана, является неверным /кафир/, тогда как тот, кто не признает какого-либо из “хадисов кудси”, является нечестивцем /фасик/.

‏»‏وَاللَّهُ فِي عَوْنِ العَبْدِ ما كانَ العَبْدُ في عَوْن أخيه‏»

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает её брату своему». Муслим 2699.

______________________________________

Знай также, что утешать родных покойного желательно как до, так и после погребения. Наши товарищи говорили, что начинать утешать их уместно с момента смерти человека, продолжая делать это в течение примерно трёх дней после его погребения. Такого мнения придерживался шейх Абу Мухаммад аль-Джувайни.

В большинстве своём наши товарищи считали, что по истечении трёх дней продолжать утешать родных покойного нежелательно, поскольку смысл утешения состоит в том, чтобы успокоить сердце того, кого постигла беда, однако через три дня сердце обычно успокаивается, и печаль уже не охватывает его. Абу-ль-‘Аббас бин аль-Касс, также относившийся к числу наших товарищей, сказал: «Если кто-нибудь утешает людей больше трёх дней, в этом нет ничего дурного, пусть даже он станет делать это долго». Имам аль-Харамейн передал, что такого же мнения придерживался ещё один из наших товарищей, однако по истечении трёх дней предпочтительно этого не делать, за исключением двух случаев, на которые указывали все наши товарищи или некоторые из них. Речь идёт о таких случаях, когда утешающий, или тот, кого постигло горе, не присутствует при погребении и возвращается больше чем через три дня. Наши товарищи говорили, что обращаться со словами утешения после погребения лучше, чем до него, поскольку до погребения члены семьи покойного заняты подготовкой к похоронам, а также в силу того, что после погребения они в большей степени ощущают подавленность из-за разлуки с умершим. Здесь речь идёт о таких случаях, когда скорбь близких покойного не является чрезмерной, если же дело обстоит иначе, постараться утешить их предпочтительнее до погребения, а Аллах знает об этом лучше.

Желательно обращаться со словами утешения ко всем членам семьи покойного и его родственникам, старым и малым, мужчинам и женщинам, за исключением молодых женщин, которых следует утешать только ближайшим родственникам. Наши товарищи говорили, что если со словами утешения обращаются праведные, слабые и дети, то можно ожидать, что они преуспеют в этом больше, нежели остальные.

Аш-Шафи’и и наши товарищи, да помилует их Аллах, говорили, что сидеть для выслушивания утешений нежелательно. Имеются в виду такие случаи, когда члены семьи покойного собираются дома для того, чтобы к ним приходил каждый, кто пожелает их утешить. Близким покойного следует заниматься своими делами, сидеть же нежелательно ни мужчинам, ни женщинам, на что ясно указывает аль-Махамили, который передаёт слова аш-Шафи’и, да помилует его Аллах. Если это не сопровождается каким-нибудь другим нововведением, подобное следует считать только лишь нежелательным делом, от которого следует отказаться. Если же к этому, как обычно, добавится и какое-нибудь запретное нововведение, подобное сидение превратится в одну из наиболее отвратительных запретных вещей. Это относится к числу новоизобретённых дел, а в одном из хадисов сообщается что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

‏»‏إنَّ كلَّ مُحدَثٍ بِدْعة، وكلّ بدعةٍ ضَلالة‏»‏ ‏‏رواه مسلم ‏عن جابر رضي اللّه عنهما‏.‏

«…худшими из дел являются дела новоизобретённые , а всякое нововведение есть заблуждение!»

Что касается формы утешения, то здесь нет никаких ограничений, и можно использовать любые слова, лишь бы это способствовало достижению цели. Наши товарищи считали, что мусульманину, который утешает мусульманина, желательно сказать: «Да сделает Аллах великой твою награду, да пошлёт тебе прекрасное утешение и да простит Он твоему покойному! /А‘зама-Ллаху аджра-кя, ва ахсана ‘аза’а-кя, ва гафара ли-маййити-кя!/»; когда неверный утешает мусульманина, желательно сказать: «Да сделает Аллах великой твою награду и да пошлёт тебе прекрасное утешение!»; когда мусульманин утешает неверного, желательно сказать: «Да пошлёт тебе Аллах прекрасное утешение и да простит Он твоему покойному!»; когда же неверный утешает неверного, желательно сказать: «Да пошлёт тебе Аллах возмещение! /Ахляфа-Ллаху ‘аляй-кя!/»

Наилучшим утешением послужили слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводимые в следующем хадисе:

عن أُسامة بن زيد رضي اللّه عنهما قال‏:‏ أرسلتْ إحدى بنات النبيِّ صلى اللّه عليه وسلم إليه تدعوه وتخبره أنّ صبياً لها أو ابناً في الموت، فقال للرسول‏:‏ ‏»‏ارْجعْ إلَيْها فأخْبرْها أنَّ لِلَّهِ تَعالى ما أخَذَ وَلَهُ ما أعْطَى، وكُلُّ شَيْءٍ عِنْدَهُ بأجَلٍ مُسَمَّى، فمُرْها فَلْتَصْبرْ وَلْتَحْتَسبْ‏»‏ وذكر تمام الحديث‏.‏

Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

(В своё время) дочь пророка, , послала к нему (человека, чтобы пригласить его к себе, так как) её сын находился при смерти. Однако (пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) отослал (этого человека обратно, велев ему) приветствовать их и сказать: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха».

Этот хадис является одной из величайших основ ислама. Он включает в себя многое из того, что относится к основам и ответвлениям религии, этике, необходимости проявлять терпение в случае любых бедствий, тревог и болезней, и имеет отношение к целому ряду других вещей. Слова “Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал” означают: весь мир принадлежит Всевышнему, и Он забрал не то, что принадлежит вам, но то, что был дано вам как бы взаймы. Слова “Аллаху принадлежит то, что Он даровал” означают: то, что Он даровал вам, не перестаёт принадлежать Ему, и Он распоряжается этим по Своему усмотрению. Аллах установил определённый срок для всего, а поэтому не скорбите, ибо если Он забрал кого-либо, значит, истёк срок его жизни, который невозможно ни уменьшить, ни увеличить. И если вы узнали обо всём этом, терпите и надейтесь на награду Аллаха за проявление терпения в постигшем вас горе, а Аллах знает об этом лучше. См. «аль-Азкар» имама ан-Навави (изд. на рус. яз.), стр. 267-269. пер. А. Нирша.

Имеются в виду такие родственники, с которыми по шариату запрещается вступать в брак.

Иначе говоря, такие дела, о которых ничего не говорится ни в Коране, ни в сунне и правильность которых не подтверждается единодушным мнением улемов /иджма‘/.

Часть длинного хадиса, приводимого Муслимом 867.

Имеется в виду Зайнаб, да будет доволен ею Аллах.

Часть длинного хадиса, приводимого аль-Бухари 1284 и Муслимом 923.

В Священном Коране говорится:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ

« Поистине, верующие в Аллаха и Его посланника - братья [в любых вопросах верующие возвращаются к одной основе - Вере]» .( Сура 49, аят 10)

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

1. «Тому, кто скроет недостатки мусульман, Аллах скроет его недостатки как на этом, так и на том свете». (Муслим)

2. «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере». (Муслим)

3. «Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него несчастье на том свете». (Муслим)

4. «Хождение для исполнения нужд брата по вере лучше для каждого из вас, чем совершение итикафа в моей мечети, то есть пребывание в ней в поклонении в течение двух лет». (Хаким)

5. «Кто бы ни пострадал из-за защиты брата по вере, это станет для него преградой от огня адского». (Тирмизи)

6. «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим, чего не желаешь себе». (Ахмад)

7. «Если кто-то из них (мусульман) попросит чего-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют». (Бухари и Муслим)

8. «В любви и милосердии друг другу верующие подобны телу [человека]: когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и лишается сна». (Бухари и Муслим)

9. «Кто желает отдаления от ада и вступления в Рай, тот пусть придерживается убеждения, что Бог - Один, и Мухаммад - Его посланник, и поступает по отношению к другим так же, как он желает, чтобы поступали по отношению к нему другие». (Хаким)

10. «Поистине, самые любимые деяния перед Аллахом после обязательных фардов - это приносить радость мусульманину». (Ат-Табарани)

11. «Не завидуйте друг другу, не поднимайте цену на товар, который вы не хотите купить его, не испытывайте друг к другу ненависти, не отворачивайтесь друг от друга и не перебивайте чужих сделок, и будьте братьями, о рабы Аллаха! Мусульманин - брат мусульманина, он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает. Богобоязненность - вот здесь!». Он трижды показал на свою грудь, а потом продолжил: «Для того чтобы совершать злодеяние, достаточно презирать своего брата-мусульманина. Мусульманин целиком неприкосновенен для другого мусульманина: неприкосновенны его кровь, его имущество, его честь. И остерегайтесь подозрений, ибо подозрения - это самый лживый рассказ. Воистину, Аллах не смотрит ни на вашу внешность, ни на ваше богатство, но Он смотрит на ваши сердца и на ваши дела!». (Муслим)

12. «Кто не помогает брату по вере, имея такую возможность, тому и Аллах не поможет ни на этом, ни на Том свете. А тому, кто помогает, - и Аллах поможет в обоих мирах». (Ибн Абидин)

Подготовил: Хадис аль-Ханафи

Бра́тство в исла́ме (ар. اَلْأُخُوَّةُ فِي الْإِسْلَامِ [аль-ух̮увва фи-ль-исла̄м]‎) - особый тип взаимоотношений между мусульманами, продиктованный их религией.

От вражды к братству

Братство в исламе берёт свое начало с периода распространения исламской идеологии на Аравийском полуострове. Одним из ярких примеров превращения враждебных отношений в крепкое братство стало примирение двух мединских племён аль-Аус и аль-Хазрадж. Между ними постоянно возникали войны в , проявлялись постоянная вражда, ссоры и тяжбы. По этим причинам затянулись войны и участились столкновения между ними. Когда Аллах даровал им ислам, многие люди приняли его и стали братьями, любящими друг друга ради Аллаха и помогающими друг другу в благочестии и богобоязненности . Всевышний Аллах в Коране сказал: Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от неё. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, - быть может, вы последуете прямым путём. .

Братство в исламе оставляет возможность, для тех , которые искренне будут совершать , выплачивать закят, стать полноправной частью этого сообщества. В этом случае мусульмане должны полностью забыть о вражде, которая существовала до выполнения многобожниками вышеописанных условий .

Братание мухаджиров и ансаров

По мнению Мухаммада аль-Газали значение этого братания состояло в том, что благодаря ему исчезал дух племенной не­при­ми­ри­мос­ти, свойственный эпохе джахилийи, люди становились приверженными только исламу, стирались различия, обусловленные происхождением, цветом кожи и местом рождения .

Общие права и обязанности

Братство верующих предполагает наличие у каждого определённых прав и обязанностей, которые регулируются аятами Священного Корана и высказываниями пророка Мухаммада ﷺ . К ним относятся:

Проявление внимания к брату

Братские узы налагают на мусульман определённые обязанности. Одна из них - интересоваться своими братьями по вере, заботиться о них и проявлять внимание к их радостям и неудачам. Братские отношения выражаются в заботе о брате словами, проявлении внимания в том, что ему нравится, давая понять о своей озабоченности его положением. Кроме того, следует своими словами и делами выражать отвращение по отношению к тому, что ему не нравится, тогда как по отношению к тому, что его радует, необходимо словами и делами выражать свою радость, поскольку суть братства заключается в том, чтобы делить со своими братьями горе и радость .

Мусульманина должно волновать происходящее с его братьями, независимо от их этнической принадлежности, языка или страны проживания. Это особое внимание, побуждающее мусульманина трудиться для своих братьев по вере, помогать им, поддерживать их, защищать, спасать, избавлять от несправедливости и притеснения . В этом контексте можно привести высказывание пророка Му­хам­ма­да ﷺ : «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой » .

Мольба за брата

Важным критерием братства в исламе является мольба за своего брата и мусульман в целом, как в случае необходимости, так и по­сто­ян­ное обращение к Господу с просьбой об их прощении и благополучии. Здесь можно привести в пример последователей му­ха­джи­ров и ансаров, которые обращались к Всевышнему с мольбой о прощении мухаджиров и ансаров. Наряду с этим, от­ли­чи­тель­ной особенностью братства в исламе является то, что мусульмане молят Господа не насаждать в их сердцах ни капли ненависти к их братьям по вере : Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. .

Как при жизни, так и после его смерти брат обращается к Господу с мольбами так же, как и за самого себя, и просит о том, чего он хочет или хотел бы для себя, для своей семьи и для всех тех, кто с ним связан. По этому поводу пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Кто бы из рабов (Аллаха), исповедующих ислам, ни обратился к Аллаху с мольбой за своего брата в его отсутствие, ангел обязательно говорит: „И тебе да будет то же!“ » .

Желать для брата того же, что и для себя

Братство обязывает каждого верующего желать для него того же, что и для себя самого, и переживать за него так же, как за себя самого. Поэтому поводу пророк Мухаммад ﷺ , сказал: «Не завидуйте друг другу, не преувеличивайте цену товара, не враждуйте друг с другом, и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Мусульманин - брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не обманывает » .

Забота о чести брата

Суть братства в исламе состоит также в том, что мусульманину запрещено покушаться на честь своих братьев по вере, оберегать их репутацию в их присутствии или отсутствии. Относительно этого известно следующее высказывание пророка Мухаммада ﷺ : «Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина, и достаточно зла делает человек, который презирает своего брата-мусульманина! » .

Отказ от дурных мыслей о брате

Братство в исламе предполагает умалчивание о недостатках брата, ничего не говоря об этом не только языком, но и сердцем. Му­суль­ма­нин не должен думать о своем брате плохо, поскольку дурные мысли являются запретными. Это означает, что нельзя ха­рак­те­ри­зо­вать его поступки отрицательно, если есть возможность найти им правильное объяснение. По этому аспекту вза­имо­от­но­ше­ний пророк Мухаммад ﷺ дал следующее назидание: «Остерегайтесь дурных мыслей (о людях), ибо, поистине, дурные мысли - это самые лживые слова! » .

Примирение братьев

Важнейшей обязанностью мусульманина является примирение братьев в случае возникновения разногласия и конфликтов: Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы. .

Социальная иерархия и степень братских отношений

У братства в исламе не существует социальной иерархии. Это можно проследить на примере аята из Священного Корана в котором Господь, например, сирот называет братьями верующих: Они спрашивают тебя о сиротах. Скажи: «Делать им добро - хорошо. Если вы объедините свои дела, то ведь они - ваши братья. .

Согласно исламскому вероучению, братские узы по вере прочнее и крепче кровного родства, которое потеряет свою силу после трубного гласа : А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей, и они не будут расспрашивать друг друга. [

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ فَأَصْلِحُوا بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ وَاتَّقُوا اللَّهَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ Транслит "Inn amā A l-Mu"uminū na "Ikh watun Fa"aşliĥū Bayna "Akh awaykum ۚ Wa A ttaqū A l-Laha La`allakum Turĥamū na Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы. Поистине, верующие – братья [в любых вопросах верующие возвращаются к одной основе – Вере]. Так улаживайте же (отношения) (даже уже) между двумя вашими братьями (и тем более примиряйте, когда спорящих и враждующих больше) и остерегайтесь Аллаха (во всех ваших делах) , – может быть, вы будете одарены милосердием (Аллаха) . Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы. [[Этой крепкой связью Аллах соединил сердца верующих мусульман. Где бы ни был мусульманин, - на востоке или на западе, - он верит в Аллаха, ангелов, Священные Писания, посланников и в Судный день. Значит, он приходится братом всем остальным верующим. Это братство обязывает каждого правоверного желать для него того же, что и для себя самого, и переживать за него так же, как и за себя самого. Поэтому Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, провозгласив братство правоверных, сказал: «Не завидуйте друг другу, не преувеличивайте цену товара, не враждуйте друг с другом, и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Мусульманин - брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не обманывает». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Они же передали хадис о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верующие подобны строению: они поддерживают друг друга». Сказав это, он сложил кисти обеих рук в замок. Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, повелели правоверным исправно выполнять свои обязанности перед верующими братьями, и благодаря этому мусульман всегда объединяют взаимная любовь и согласие. Эти искренние чувства заставляют их заботиться друг о друге, и если они видят, как правоверные оказываются по разные стороны баррикад и начинают сражаться друг с другом, а их сердца переполняются взаимной враждой и ненавистью, то они всеми силами стремятся помирить поссорившихся братьев и потушить огонь их злобы и ненависти. Затем Всевышний повелел бояться Его, дав понять, что богобоязненными праведниками могут считаться только те, кто уважает права своих верующих братьев и выполняет все свои обязанности перед ними. Только такая искренняя богобоязненность поможет верующим снискать милость Аллаха. А тот, кого Он помилует, обретет величайшее благо как в этой жизни, так и после смерти. Этот аят однозначно свидетельствует о том, что невыполнение обязанностей перед мусульманами очень сильно отдаляет человека от милости Господа. А если связать этот аят с предыдущим, то становится ясно, что сражение между мусульманами несовместимо с братством правоверных, а потому является одним из величайших грехов. Но вместе с тем, мусульмане, которые воюют друг с другом, не перестают оставаться верующими и братьями, так же как и все остальные великие грехи, кроме многобожия, не выводят человека из лона ислама. В этом убеждены все приверженцы Сунны и сторонники единой мусульманской общины. Все они единодушны в том, что мусульмане обязаны примирять верующих по справедливости и сражаться против тех из них, кто покушается на права других мусульман и не желает покориться решению Аллаха. Но если те согласятся во всем повиноваться Его шариату, то они должны прекратить войну с ними. А что касается самой войны с верующими, то ни одна сторона не имеет права покушаться на имущество других мусульман, потому что Всевышний разрешил убивать бесчинствующих мусульман, которые не желают раскаяться, но не позволил присваивать их имущество.]] Ибн Касир

Слова Аллаха: ﴾ إِنَّمَا ٱلْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ ﴿ «Воистину верующие - братья», - т.е. все они - братья по вере. Посланник Аллаха сказал: « الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ لَ يَظْلِمُهُ وَلَ يُسْلِمُه » «Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни оставлять его без помощи». [Фатх аль – Бари 5 / 116]

В «Сахихе» Муслима также сообщается: « وَاللهُ فِي عَوْنِ الْعَبْدِ مَا كَانَ الْعَبْدُ فِي عَوْنِ أَخِيه » «Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, до тех пор, пока раб будет помогать своему брату».[Муслим 4 / 2074] А также: « إِذَا دَعَا الْمُسْلِمُ لَِخِيهِ بِظَهْرِ الْغَيْبِ قَالَ الْمَلَكُ : آمِينَ وَلَكَ بِمِثْلِه » «Когда мусульманин обращается с мольбой за своего брата в его отсутствие, ангел говорит: ‘‘Амин (Да будет так) ! И тебе, то же!’’». [«Сахих» Муслим 2732-2733, Абу Дауд 1534]

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и присетствует!) также сказал: مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ كَمَثَلِ الْجَسَدِ الْوَاحِدِ إِذَا اشْتَكَى مِنْهُ عُضْوٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالْحُمَّى وَالسَّهَر «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» [Муслим 4 / 1999]

В «Сахихе» также сообщается, что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « الْمُؤْمِنُ لِلْمُؤْمِنِ كَالْبنُْيَانِ يَشُدُّ بَعْضُهُ بَعْضًا » «Поистине (в отношениях друг с другом) верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга», и, (сказав это) , он переплел между собой пальцы.[Сахих» Бухари 2446, Муслим 2585, ат-Тирмизи 1928, Ахмад 4/4050] Есть множество хадисов на эту тему.

Затем Аллах сказал: ﴾ فَأَصْلِحُواْ بَيْنَ أَخَوَيْكُمْ ﴿ «Посему примиряйте братьев» - т.е. две враждующие группы, ﴾ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ ﴿ «и бойтесь Аллаха» - т.е. во всех ваших делах, ﴾ لَعَلَّكُمْ ترُْحَمُونَ ﴿ «быть может, вы будете помилованы». Это - обещание Всевышнего, оказать милость тем, кто остерегается Его (наказания) .


Top