Политическая экономическое развитие киевской руси. Социально - экономическое и политическое устройство киевской руси. Правовые документы Древней Руси регулировали проблему наследства. Семейным имуществом распоряжался мужчина, глава семьи. Право наследован

ВОСТО́ЧНЫЕ СЛАВЯ́НЕ, одна из трех (наряду с западными и южными) основных групп древних славян, образовавшаяся после распада их этнической и языковой общности. Восточные славяне сложились в 6-9 веках на территории Восточной Европы. Занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством, ремеслами. В состав восточных славян входили племенные союзы полян, древлян, кривичей. По общественному развитию они находились на завершающей стадии военной демократии. В первой половине 9 века раннегосударственные объединения восточных славян в Среднем Поднепровье и Приильменье стали основой Киевской Руси, в которой сформировалась древнерусская народность. В этнографии к восточным славянам относят русских, белорусов и украинцев. ВС были образованы в племяные союзы(12-18),союзы состояли из племён (100-200)а племена делились на роды.народности делились на кочевников и осёдлы.Самый большой союз- поляне(предки Украинцев)селились по берегам днепра. Рось- самое большое племя в союзе Полян. Столица полян-киев-ценрт объединения государств.

Возникновение государства у восточных славян

Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами.

Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.

В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.

Теории происхождения Древнерусского государства.

Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.

Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.

Норманская теория

Норманская теория , направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Н. т. была сформулирована немецкими учёными, работавшими в Петербургской АН во 2-й четверти 18 в., - Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Сторонником Н. т. стал позднее и приехавший в Россию А. Л. Шлёцер. Основанием для вывода о норманском происхождении Древне-Русского государства послужил рассказ "Повести временных лет" о призвании на Русь князей-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в 862.

Политический смысл Н. г. заключался в том, чтобы представить Древнюю Русь отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному творчеству, а норманнов - силой, которая с самого начала русской истории влияла на развитие России, её экономику и культуру.

В середине 18 в. с критикой Н. т. выступил М. В. Ломоносов, указавший на научную несостоятельность Н. т. и её враждебный России политический смысл. В дворянско-монархической историографии 18-19 вв. Н. т. приобрела характер официальной версии происхождения Русского государства (Н. М. Карамзин и др.). В той или иной степени "норманистами" являлось большинство буржуазных историков. С. М. Соловьев, не отрицая призвания варяжских князей на Русь, отказывался видеть в этом свидетельство неразвитости восточных славян и переносить на 9 в. понятия о национальном достоинстве, свойственные новому времени. Борьба между "норманистами" и "антинорманистами" и между славянофилами и "западниками" особенно обострилась в 60-х гг. 19 в. в связи с празднованием в 1862 тысячелетия России, когда вокруг многих вопросов русской истории развернулась полемика, имевшая ярко выраженный политический характер. Противниками Н. т. выступили некоторые дворянские и буржуазные историки - Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов, В. Г. Васильевский и др. Они подвергли критике отдельные конкретные положения Н. т., но не смогли раскрыть её антинаучность.

В советской историографии влияние Н. т. было преодолено в 30-40-х гг. Решаюшую роль в этом сыграли основанные на марксистско-ленинской методологии работы ряда советских историков и археологов: Б. Д. Грекова, Б. А. Рыбакова, М. Н. Тихомирова, С. М. Юшкова, В. В. Мавродина и др., которые установили, что восточно-славянское общество достигло в 9 в. той степени разложения общинного строя, когда созрели внутренние предпосылки возникновения государства. Наличие некоторых древне-русских князей варяжского происхождения (Олег, Игорь) и норманнов-варягов в княжеских дружинах не противоречит тому, что государство в Древней Руси сформировалось на внутренней общественно-экономической основе. Они почти не оставили следов в богатой материальной и духовной культуре Древней Руси. Норманны-варяги, находившиеся на Руси, слились с коренным населением, ославянились.

Начиная с 20-х гг. 20 в. положения Н. т. вошли составной частью в буржуазную концепцию русской истории, которой придерживаются некоторые историки Западной Европы и США. В капиталистических государствах появилось много монографий и статей по отдельным вопросам Н. т. Для современного норманизма характерна в целом оборонительная позиция по отношению к трудам советских учёных. Сторонники Н. т. стремятся отстоять позиции по отдельным вопросам: о составе господствующего класса в Древней Руси, о происхождении крупного землевладения на Руси, о торговле и торговых путях Древней Руси, об археологических памятниках древне-русской культуры и др., в каждом из которых норманисты считают норманский элемент решающим, определяющим. Современные сторонники Н. т. также утверждают, что имела место норманская колонизация Руси и что скандинавские колонии послужили основой для установления господства норманнов. Они считают, что Древняя Русь находилась в политической зависимости от Швеции. Н. т. несостоятельна в научном отношении.

Социально-экономический и политический строй Киевской Руси

Киевская Русь - это было раннефеодальное государство. Просу­ществовало с конца IX до начала XII века (примерно 250 лет).

Главой государства был великий князь – высший военачаль­ник, судья, законодатель, адресат дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир, назначал чиновников. Его власть ограничивалась:

Советом при князе: военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.).

Вече - народным собранием: все свободные. Обсуждались любые вопросы.

Удельными князьями - местной родовой знатью.

Первые правители К. Р.: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга - жена Игоря (945-964).

Объединение всех восточнославянских и части финских племен.

Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей.

Защита границ русской земли.

Источник доходов князя и дружины - дань, вы­плачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.

Сын Игоря и Ольги - князь Святослав совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.

При сыне Святослава - Владимире Святом в 988 г. было принято христианство на Руси.

Социально-экономический строй:

Гл. отрасль хозяйства - пашенное земледелие, скотоводство. Доп. отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной горо­дов (более 300) - в XII веке.

Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054). В 1036 г. он разгромил печенегов под Киевом и обеспечил безопасность восточных и южных границ гос-ва. В Прибалтике он основал г. Юрьев и утвердил там позиции Руси. При нем распр-ся письменность и грамотность, открываются школы для детей бояр. Высшая школа - в Киево-Печерском монастыре. Самая крупная библиотека - в Софийском соборе. При нем появился первый свод законов на Руси - «Русская Правда», который действовал на протяжении XI-XIIIвв.

Общество в Киевской Руси делилось на

Свободных (знать, дружинники, духовенство, купцы, ре­месленники, своб.крестьяне)

Полусвободных (закупы, рядовичи)

Зависимых (рабы: холопы и челядь)

Основной ячейкой феод. хозяйства была вотчина. Вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зави­симых от нее общин-вервей. Вотчинное хозяйство передавалось по наследству и имело натуральный характер. Во главе вотчинной администрации стоял огнешанин.

3.Креще́ние Руси́ - введение в Киевской Русихристианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения . Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 или 991 году ).

Христианизация народов Российской империи была длительным и тяжёлым процессом, продолжавшимся в течение девяти последующих веков

Политические последствия

Крещение Руси произошло до окончательного расколаЗападной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.

В византийском церковно-государственном правосознании Император (Басилевс ) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности .

Так, Киевскому великому князю в XII в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника . Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них - 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике IIПалеологе (1306-1328) - 77-е.

Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныяРимския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо.»

Культурные последствия

Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.

Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие ). Разрушались культовые сооружения - идолы, капища .

Интересно при этом, что, судя по источникам, языческая духовная элита подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала инициатором волнений, восстаний или сепаратизма. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер . Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях» ; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева») . (См. Суздальское восстание 1024 года)

Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.

Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси и получил лучший ответ

Ответ от Оксана... на...[гуру]
Социально-экономическое развитие
При кн.Ярославе Мудром впервые появился свод законов Древнерусского государства–«Русская Правда».Эти законы были дополнены преемниками Ярослава.Из«Русской Правды»узнаем о социальной организации Киевского государства.Для характеристики социального строя восточных славян историки обычно обращаются к таким источникам,как«Русская Правда», «Повесть временных лет»,а также к свидетельствам византийских,арабских и европейских источников
«Русская Правда»называет основным населением страны свободных общинников–людинов,или людей(отсюда сбор дани с крестьян-общинников–полюдье).Все свободные крестьяне объединялись в общины (вервь)
2я большая группа населения–смерды.Это,возможно,несвободные или полусвободные княжеские данники.Смерд не имел права оставлять свое имущество прямым наследникам,оно передавалось князю.С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников
Известно, что Олег и Игорь успешно воевали с Византией, заключили с ней договоры в 911 и 944 гг. Целью их походов был не только захват военной добычи, но и установление выгодных торговых отношений.
Третья группа населения–рабы.Они известны под разными названиями:челядь,холопы.Челядь–это раннее название,холопы–более позднее.По«Русской Правде»рабы были полностью бесправными.Раб не мог быть свидетелем на суде.За его убийство хозяин не нес ответственности.Наказанию за побег подвергался не только раб,но и все,кто ему помогал
Рабство было двух видов–полное и неполное.Источники полного рабства–плен,продажа себя в рабство,женитьба на рабыне или выход замуж за раба.Существовала категория неполных рабов–закупов(появились вXII в).Это разорившиеся общинники,пошедшие в долговую кабалу за определенную ссуду(купу).Закуп работал слугой в доме или в поле,был лишен личной свободы,но сохранял свое хозяйство и мог выкупиться,вернув долг.Другой группой зависимого населения Руси были рядовичи,потерявшие свободу при заключении договора(ряда).Небольшую часть населения составляли изгои–люди,лишившиеся своего социального статуса:холопы,отпущенные на волю,общинники,изгнанные из верви и т.п.Они пополняли ряды ремесленников или княжеской дружины
Довольно многочисленной категорией населения на Руси были ремесленники.Города явились центрами развития ремесла.К XII в.в них насчитывалось свыше 60ремесленных специальностей.С ростом городов,развитием ремесла связана деятельность купцов.Договор с Византией944 г.позволяет говорить о существовании самостоятельной купеческой профессии
Известны 3 направления феодализации древнерусского общества.Во-первых,происходило усиление влияния князя и обложение свободных общинников данью,постепенно перераставшей в феодальную ренту.Так складывалась государственная собственность,получившая впоследствии наименование«черной».Во-вторых,шло расслоение соседской общины,из которой выделялись крестьяне-землевладельцы,превращавшиеся затем в феодалов,и безземельные люди,труд которых присваивался землевладельцами.В-третьих,собственники земли–феодалы сажали на землю рабов,становившихся зависимыми крестьянами
До серединыXI–XIIв.господствующей формой феодальной собственности была государственная,а основным видом эксплуатации–взимание дани.Постепенно распространяется и другая форма организации хозяйственной жизни–феодальная вотчина,т.е.имение,передаваемое от отца к сыну по наследству.Владельцем вотчины был боярин или князь.В Киевской Руси сохранялось еще значительное число свободных крестьян-общинников,которые платили дань князю
Политическое развитие
Задачам укрепления феодального государства была подчинена и внешняя политика киевских князей.Олег,Игорь,Святослав,Владимир и другие последовательно проводили политику присоединения соседних земель,и к началу XIв.все восточнославянские земли входили в состав единого государства
Оборона и расширение границ государства представляли собой еще одну задачу внешнеполитической деятельности
Источник: Вот ссылка на отличную работу по Вашему вопросу: и ЕЩЕ:

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси

Ответ от Mei Tata [активный]
Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу
его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем
в этот период техника земледелия была значительно усовершенст­вована. На
черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой
волов, на севере и в лесистый местах - сохой, в которую запрягали одну
лошадь. Земле­делие играло настолько важную роль в жизни Древней Руси, что
засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности - житом
(от глагола «жить»).
К IX-Х вв. стала применяться переложная система (ко­гда пашня на некоторое
время забрасывалась). Уже было известно двухполье и трехполье с яровыми и
озимыми посе­вами. Подсечное или огневое земледелие сохранялось в лес­ных
районах.
В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы,
домашняя птица. Подспорьем были рыбо­ловство, охота, бортничество (добыча
меда).
На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти все
необходимое для жизни производи­лось в каждом хозяйстве.
Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Ру­си имело ремесло. Главными
центрами его средоточения бы­ли древнерусские города, но отдельные отрасли
развивались и в селах.
Важнейшей отраслью была черная металлургия, являв­шаяся вместе с земледелием
основой экономического разви­тия страны. Железо добывалось из болотных руд,
которыми богата территория Древней Руси. Обработка железа, изго­товление из
него многочисленных вещей для хозяйства, воен­ного дела и быта осуществлялись
в кузнечных мастерских. Древнерусские кузнецы владели множеством
технологических приемов обработки железа: ковкой, сваркой, цементировани­ем,
обточкой, инкрустацией цветными металлами, полиров­кой. Древнерусское слово
«кузнец» означало также и ремес­ленника, работавшего с цветными металлами.
«Кузнецы зла­ту, серебру и меди» достигли исключительного мастерства в
изготовлении ювелирных изделий.
Гла­вой Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства яв­лял­ся ве­ли­кий Ки­ев­ский князь, ко­то­рый од­но­вре­мен­но был гла­вой фе­о­даль­ной иерар­хии, за­ко­но­да­те­лем, во­ен­ным пред­во­ди­те­лем, ад­ре­са­том дани и вер­хов­ным су­дьей. Такой ши­ро­кий круг его пол­но­мо­чий дал ос­но­ва­ние ряду ав­то­ров (Н. Ка­рам­зин) утвер­ждать, что он был са­мо­дер­жав­ным мо­нар­хом. Од­на­ко боль­шин­ство ис­то­ри­ков (Н. Ко­сто­ма­ров, В. Клю­чев­ский, М. Ти­хо­ми­ров, А. Кузь­мин) по­ла­га­ют, что власть ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя была су­ще­ствен­но огра­ни­че­на: сна­ча­ла со­ве­том родо­пле­мен­ной знати и на­род­ным вече, а позд­нее - стар­шей кня­же­ской дру­жи­ной и Бо­яр­ской думой. При этом ряд со­вре­мен­ных ав­то­ров (И. Фро­я­нов, А. Двор­ни­чен­ко) во­об­ще от­ри­ца­ют мо­нар­хи­че­скую при­ро­ду Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства и утвер­жда­ют, что глав­ная по­ли­ти­че­ская роль в до­мон­голь­ской Руси при­над­ле­жа­ла на­род­но­му вече.
Власть ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя была на­след­ствен­ной и пе­ре­да­ва­лась по ле­ствич­но­му прин­ци­пу, т. е. сле­ду­ю­ще­му по стар­шин­ству удель­но­му князю (млад­ше­му брату или стар­ше­му пле­мян­ни­ку). Од­на­ко надо ска­зать, что этот прин­цип до­воль­но часто на­ру­шал­ся, и борь­ба за ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол между удель­ны­ми кня­зья­ми «Рю­ри­ко­ва дома» была ха­рак­тер­ной чер­той по­ли­ти­че­ско­го строя Древ­ней Руси.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский гуманитарно-экономический институт

Тверской филиал

Юридический факультет

Учебная дисциплина: "История"

Тема: "Социально-политический строй Древней Руси"

Студентки 1 курса юридического факультета

Группы № ЮВ-151 специальность "Юриспруденция"

Ивановой Екатерины Сергеевны

Преподаватель: к. ф. н., профессор Михайлова Е.Е.

ТВЕРЬ 2012 г.

Содержание

  • Введение
  • Заключение

Введение

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX-XII вв. Киевская Русь. Под государством обычно понимают механизм политической власти на определенной территории, с определенной системой органов управления, с необходимым действием законов и формированием органов принуждения. Возникновение государства - закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом: социальные, экономические, политические и духовные.

Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX-начале X в. Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей - князей, объединявшихся в более крупные "союзы союзов".

Таким образом, началось формирование единой территориальной общности - Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.

Классики отечественной историографии - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский - внесли значительный вклад в изучение истории Древней Руси.

1. Особенности социального строя Древней Руси

1.1 Предпосылки образования Древнего государства

Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода.

I период (IX - середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава).

II период (вторая половина X - первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

III период (вторая половина XI - начало XII в.): время территориально-политической раздробленности.

Геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси испытывало мощное влияние разнонаправленных цивилизационных факторов. Естественно, это сказывалось на истории государства с самого начала его формирования.

Идеологическое оформление эти социально-политические процессы получили в принятии христианства как государственной религии. Созданное государство можно характеризовать как раннефеодальное, в котором процесс генезиса феодализма еще не завершился. Экономически и политически господствующим был класс землевладельцев-феодалов, но свободное крестьянство сохранялось.

Единство Киевской земли держалось на силе киевских дружин, на единстве княжеского рода и церкви, на общности геополитических интересов восточных славян, их этническом родстве, сходстве общественного устройства и ментальности. Так, роль богатства сводилась у них в немалой степени к способу повышения престижа. Князья и знать тратили богатства на организацию пиров, "дарения, дачу милостыни и проч. Идеалы общества и князей совпадали. Благочестивых князей любили не только при жизни, но и после смерти, перенося свою любовь и привязанность на их потомков. Память о них веками жила в народном сознании, являясь отражением идеала глубокого, гармоничного взаимопроникновения народа и власти, выработанного восточными славянами в древности и наиболее отвечающего историческим стремлениям и чаяниям русских людей.

Киевская Русь характеризуется как огромный межплеменной суперсоюз с центром в Киеве, который в XI-XII вв. распадается на независимые города-государства, окруженные многочисленными сельскими общинами. Дружеские отношения сохранялись до XIV в., оставаясь антиподом отношений феодальных.

Основой политической жизни была непосредственная демократия, выражавшаяся в прямом участии населения в городских народных собраниях (вечах). Таким образом, Древняя Русь дала первые образцы российской демократии, сохранявшиеся до нашествия монголов.

Базовой структурой древнерусской цивилизации выступала территориальная община в различных формах (от городской до сельской). Древняя Русь была частью Европы, развивалась в том же темпе и в том же направлении. Отличала страну внутренняя сплоченность, всенародное единство. Это было время великих свершений, "героическая эпоха", былинное царство. К XI в. имя "Русь" приобрело этногосударственное значение. В пределах единого древнерусского государства завершилось формирование древнерусской народности.

Экономической основой социального строя Древней Руси было феодальное землевладение. Но земля на Руси не представляла собой ценность, воплощенную в стоимостном выражении, она не была предметом купли-продажи, а выступала как вотчина - общая, коллективная собственность рода. Феодальная вотчина ("отчина") передавалась по наследству от отца к сыну. Владел вотчиной князь или боярин. Главной функцией князя было "держать отчину". Бояре являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске. Они же, как хозяева своей территории, имели в подчинении менее знатных вассалов. Такие же отношения были характерны для Западной Европы, что свидетельствовало о близости тенденций развития Руси и Запада. Бояре формировались из родовой и племенной знати или верхушки княжеской дружины.

Сначала население вотчины состояло из рабов и полусвободных категорий зависимого населения. И только со второй половины XI в. в вотчине появляются феодальные элементы. Эксплуатация крестьян велась с помощью централизованной феодальной ренты (сначала отработочной, затем натурально-оброчной), а частное феодальное землевладение стало развиваться только в XII в.

1.2 Социальная структура Древней Руси

Главным источником, раскрывающим социальную структуру древнерусского общества, является "Русская Правда” - первый в истории Руси писаный свод гражданских законов. "Русская Правда” ограничила древний обычай кровной мести за убийство. Мстить могли только ближайшие родственники убитого. Закон устанавливал систему штрафов (виру) за убийство и другие преступления. Размеры штрафа были дифференцированы в зависимости от социального статуса потерпевшего. Убийство дружинника или представителя княжеской администрации каралось самым большим штрафом - 80 гривен, убийство свободного человека более низкого ранга - 40 гривен, женщины - 20 гривен. Убийство смерда (свободного крестьянина-общинника) каралось самым низким штрафом - 5 гривен.

Наверху социальной лестницы стояли бояре, местная аристократия из потомков племенных князей и родовых старшин, ближайшее окружение князя ("княжи мужи”) и дружинники, со временем все более тяготеющие к земле. В конце XI в. и в начале XII в. они превратились в крупных землевладельцев, владевших боярскими селами, в которых работало в основном несвободное и полусвободное население. Средний класс - это городские ремесленники и торговцы, младшая дружина князя. Низший класс свободного населения - основная масса свободных крестьян - рабочий городской люд, носившие общее название "смерды”. Смерды обладали личной свободой и объединялись в территориальные общины - вервь. Смерд платил дань князю. Князь распоряжался его землей и личностью. Если смерд умирал, не оставив наследников, имущество его переходило князю. Если смерд "умучил смерда” без ведома князя, то, по определению "Русской Правды”, штраф за обиду составлял 3 гривны. Жизнь смерда была связана с общиной, с круговой порукой. Если вор или убийца не были обнаружены или его укрывали, то виру платила вся община. Вервь могла помочь члену общины уплатить штраф, если он сам участвует в таких общих платежах. Постепенно положение смердов ухудшалось и они оказывались в зависимости от частных землевладельцев или монастырей, которые становились крупными землевладельцами.

В "Русской Правде” упоминается и такая социальная категория, как изгои (от слова "изгонять”). Это люди, выбитые жизненными условиями из своей социальной группы: сын попа, не знающий грамоты, промотавшийся купец, отпущенный на волю холоп. Изгои живут в княжеских или церковных селах, полностью зависят от князя и церкви.

Низшая ступень социальной пирамиды - холопы, несвободное население. Холоп - это челядин, раб (множественное число - челядь, женщина - роба). Численность холопов росла за счет военнопленных, но главным образом за счет свободных людей. "Русская Правда” перечисляет возможные жизненные ситуации, которые вели к потере личной свободы, превращали человека в обельного (полного) холопа. Это покупка холопа при свидетелях, женитьба на робе без ряда, без договора, неуплата долга, наем в услужение другому без условий (ряда), несвобода детей холопов и холопок.

Господин имел неограниченное право распоряжаться жизнью и имуществом холопа, вплоть до его убийства. Штраф налагался только за убийство чужого холопа. По оценке жизни холоп равнялся смерду - 5 гривен с той лишь разницей, что за убийство смерда платили князю, а за холопа - его хозяину. Это был уже не штраф за преступление, а возмещение убытка, как за любой другой материальный ущерб. Если холоп избил свободного человека, а господин его укрыл, штраф в 12 гривен выплачивал его хозяин. Пострадавший имел право, если встретит обидчика-холопа, избить и даже убить его. Холоп не мог быть послухом (свидетелем) в суде. Если он был единственным свидетелем кражи или другого преступления, суд прибегал к испытанию огнем или водой - принятому в то время способу установления истины.

Близко к холопству было положение закупов. Закуп - это человек, получивший купу (заем) деньгами, землею, инвентарем, семенами и т.д. До выплаты долга и положенных процентов он находился в распоряжении заимодавца на положении холопа. Несостоятельный, а также провинившийся (порча хозяйского инвентаря, рабочего скота, недосмотр за хозяйским добром) должник превращался в полного (обельного) холопа. Закуп мог работать, пользуясь хозяйским инвентарем и скотом на своем поле.

Закуп находился под защитой публичного права. Он мог искать судебной защиты, жаловаться на господина, не мог быть продан в холопы. Если не было других свидетелей, он мог быть свидетелем в суде. Штраф за побои для закупа назначался такой же, как для свободного. Но господин имел право его побить "за дело”. Всякая отлучка считалась бегством и сурово наказывалась. Бежавший закуп превращался в холопа. Холопы и закупы составляли главную рабочую силу в обширных хозяйствах господствующего класса.

В "Русской Правде” уделялось много внимания охране частной собственности. Особенно строго охранялось имущество князя. "Русская Правда” перечисляет различные виды имущественных преступлений. Но особенно сурово каралась кража коня: вор, укравший коня на дворе князя, может быть убит на месте. Убийство вора при совершении преступления не каралось, но когда вора связывали и держали до утра, он должен был быть доставлен на двор князя для суда над ним. Серьезными нарушениями собственности являлись кража бобра, меда из бортного дерева, уничтожение межевого дуба и т.д.

Правовые документы Древней Руси регулировали проблему наследства. Семейным имуществом распоряжался мужчина, глава семьи. Право наследования имели сыновья. Жена в случае смерти мужа получала свое приданое. Отец и братья обязаны были выдать своих дочерей и сестер замуж, обеспечив их приданым.

Анализ социально-политической обстановки в Киевской Руси приводит к выводу о том, что народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и общественные институты, восходящие к древности, но строившиеся на территориальной основе. Посредством веча народ часто решал, кого из князей "посадить на стол", обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы. Что касается знати, то она еще не выделилась в отдельное замкнутое сословие, не превратилась в социальное целое, противостоящее основной части населения.

киевская русь князь политика

2. Внутренняя и внешняя политика первых русских князей

2.1 Первые князья Древней Руси

Основными направлениями деятельности правителей древнерусского государства являлись подчинение славянских племен для сбора дани, борьба за проникновение на византийский рынок, защита границ от набегов кочевников, проведение религиозных преобразований, подавление восстаний эксплуатируемого люда, укрепление экономики страны. Каждый из князей в большей или меньшей степени решал задачи, связанные с упрочением государственного аппарата. Понятно, что все они нелегкое дело управления огромными территориями сочетали с отчаянной борьбой за сохранение власти и собственной жизни. У большинства из них имелись и славные дела, и злодеяния.

После смерти Рюрика в 879 году новгородским князем стал Олег, с именем которого связана дата рождения Киевской Руси. В 882 году он совершил поход на Киев, там вероломно убил его правителей Аскольда и Дира и таким путем объединил новгородские и приднепровские земли. Столицу Олег перенес в Киев, учитывая его экономические, географические и климатические выгоды. В его руках оказалась территория от Ладоги на севере до низовьев Днепра на Юге. Ему платили дань поляне, северяне, радимичи, древляне, восточные кривичи, словене - ильменские и некоторые финно-угорские племена.

Олег совершил удачный поход на Константинополь в 907 году. Спустя четыре года в результате вторичного нападения на окрестности этого города он заключил более чем выигрышное соглашение с византийцами: помимо огромной дани, Киевская Русь получила для своих купцов право беспошлинной торговли.

Менее яркой представляется фигура Игоря, сменившего Олега на престоле. Известно, что начало его княжения связано с усмирением древлян, пытавшихся уйти из-под власти великого киевского князя, и обороной от нападения печенегов. Не столь успешными у него оказались и походы на Константинополь. В первом из них - в 941 году - флот Игоря византийцы сожгли греческим огнем. В 944 году он решил реабилитировать себя в глазах дружинников и с огромным войском опять двинулся на южные рубежи. На сей раз жители Константинополя не рискнули искушать судьбу и согласились выплачивать дань. Только вот в новом договоре с Византией уже отсутствовало положение, столь приятное для русских купцов.

"Сгубила Игоря жадность. В 945 году он не удовлетворился привычным однократным сбором дани с древлян и пошел с небольшой группой дружинников вторично грабить представителей этого племени. Возмущение их было вполне оправданным, потому что воины великого князя чинили насилие. " История России: Учебник для вузов/ Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. М., 2000. С. 178 Они убили Игоря и его дружинников. Действия древлян можно определить как первое известное нам народное восстание.

С привычной для того времени жестокостью поступила жена Игоря Ольга, ставшая великой княгиней. По ее приказу была сожжена столица древлян город Искоростень. Но (и это будет в дальнейшем закономерным явлением) после свирепой расправы она пошла на незначительные уступки простому люду, установив "уроки" и "погосты" (размеры и места сбора дани). Такой шаг свидетельствовал о ее мудрости. Это же качество проявила Ольга, приняв христианство в 955 году в Константинополе, что имело далеко идущие положительные последствия: улучшились взаимоотношения с могучей, развитой в культурном отношении Византией и повысился в международном плане авторитет великокняжеской власти в Киеве. В целом ее политика внутри страны (кроме безжалостного подавления древлян) и за ее пределами отличалась сдержанностью и миролюбием. Иной курс проводил ее сын Святослав, отличавшийся честолюбием, поисками славы на поле брани.

До нас дошли два главных принципа Святослава: "Иду на вы" и "Мертвые срама не имут". Он никогда не нападал на противника внезапно, а также любил подчеркнуть, что о погибших в бою будет отзываться только хорошо. Можно сказать, что этот князь являл собой образец храброго и благородного рыцаря. Недаром перед ним трепетали враги русской земли. Но, разумеется, не все действия Святослава заслуживают одобрения с позиции современного человека. Отважно разил он захватчиков земли русской, но также совершал и агрессивные действия. Казалось, что этот великодушный витязь не имел продуманных военно-политических планов, что его просто влекла стихия похода сама по себе.

В 966-967 гг. Святослав разгромил Волжскую Булгарию, затем направился на юг и сокрушил Хазарское царство, которое, как и во времена Олега, немало досаждало Киевской Руси своими набегами. В итоге своего длительного похода он добрался до Приазовья, где основал Тмутараканское княжество. С богатой добычей князь вернулся домой, но надолго там не задержался: византийский император попросил его помочь в усмирении восставших дунайских болгар. Уже в конце 967 года Святослав сообщил в Константинополь о победе над мятежниками. После этого он как будто бы несколько потерял интерес к походам, ему так понравилось житье в устье Дуная, что дружинники вскоре услышали его решение: перенести столицу из Киева в Переяславец. Действительно, город и окружающие земли находились в зоне благодатного климата, здесь же проходили важные торговые пути в Европу и в Азию.

Естественно, что новый политический курс крайне обеспокоил византийского императора, появление воинственного князя с постоянной "пропиской" в Переяславце было весьма опасным. К тому же русские дружинники тут же начали грабить византийские селения. Вспыхнула война, которая закончилась поражением Святослава. Конец князя, вечного воина, оказался закономерным. В 972 году, когда он возвращался домой после неудачных сражений с византийцами, его подкараулили у днепровских порогов печенеги и убили.

После гибели Святослава великим князем стал Ярополк. Однако он не сумел наладить добрых отношений со своими братьями - Олегом и Владимиром. Между ними развернулась борьба, принявшая вскоре кровавые формы. В конце концов победил Владимир, который занял княжеский престол в 980 году. С его именем связано прежде всего величайшее событие - принятие христианства.

Массовое крещение по распоряжению Владимира началось в 988 году. Новая религия приветствовалась прежде всего богатыми, поскольку снижала остроту классовой борьбы: бедняки легче переносили тяготы жизни на земле, уповая на лучшую жизнь на небесах. В ряде мест крещение проводилось в насильственной форме (например, в Новгороде), некоторые язычники предпочитали умереть, нежели сменить веру.

Христианизация явилась в целом крупным прогрессивным шагом, она способствовала гуманизации русичей, воспитанных на жестоких языческих обрядах. Взамен жертвоприношений пришел важнейший (правда, далеко не всегда соблюдаемый) принцип "не убий". Вместе с тем нельзя забывать и об отрицательных сторонах крещения, проведенного жестко, а нередко и безжалостно. Надо учитывать, что изменение убеждений протекает у многих людей очень тяжело. К тому же христианская религия препятствовала развитию астрономии, физики, философии, естествознания, медицины и других наук.

Помимо введения христианства Владимир, которого справедливо называли Святым и Крестителем, вошел в историю нашей страны и другими весьма положительными преобразованиями. Его внутреннюю и внешнюю политику удивительно точно определил знаменитый русский историк С.М. Соловьев. Для более глубокого уяснения сущности вклада Владимира он сопоставил итоги правления этого князя с результатами ратных подвигов Святослава: "Деятельность Владимира, как она высказывается в преданиях, отличается от деятельности его предшественников. Он часто ведет войну, но ведет ее для того, чтобы подчинить Руси снова те племена, которые перестали платить дань: воюет с радимичами, вятичами, хорватами. Он отказывается от завоевания народов, далеких, сильных своей гражданственностью. Главная черта деятельности Владимира состоит в защите русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами. Святослав заслужил упрек, что для чужой земли покинул свою, которою едва было не овладели варвары; Владимир, наоборот, стоял всегда сам настороже против этих варваров и строил сторожевую линию из ряда городков и укреплений по близким к степям рекам. Понятно, какое впечатление на народ должна была произвести такая разница между отцом и сыном". Ганелин Р.Ш., Куликов С.В. основные источники по истории России конца 19 нач. 20 века: Учебное пособие. М, 2000. С. 89

Серьезным дипломатическим успехом Владимира следует считать его женитьбу на дочери византийского императора Анне, что сблизило Киевскую Русь с одной из развитых стран мира, способствовало расширению торговли с ней. Он заложил прочные основы содружества великокняжеской власти с церковью, особенно важным в этом отношении явилось систематическое отчисление духовенству десятой части доходов своего двора. Наверное, историк начала XXI века отметит человечность Владимира, заменившего смертную казнь вирой (денежным штрафом). Славили его и бояре, и ремесленники, и смерды. Не случайно этот князь более других упоминается во многих былинах.

После смерти Владимира в 1015 году началась вторая кровавая междоусобица: сыновья его повели жестокую борьбу за великокняжеский престол. Отъявленным злодеем проявил себя Святополк, действовавший самым вероломным образом. Он захватил власть в Киеве и с целью ее упрочения решил перебить всех своих братьев. Ему удалось погубить Бориса и Глеба, а затем Святослава. Смерть первых двух, совсем юных братьев, потрясла все население Киевской Руси. Историк А.Н. Сахаров верно заметил: "Борис и Глеб со временем стали символом непротивления злу, праведности, добра и мученичества во славу светлых идей христианства. Оба князя уже в XI в. стали первыми русскими святыми". Кириллов В.В., Кулагина Г.М. История Отечества с древнейших времен до наших дней. М., 2000. С. 165

Против Святополка, получившего прозвище "Окаянный", выступил сын Владимира Ярослав, княживший в Новгороде. Решающую роль в борьбе двух братьев сыграли новгородцы, которые отдали все средства и жизни свои, чтобы сокрушить преступника и лиходея. В решающем бою на реке Альте в 1019 году Ярослав одержал победу, а Святополк бежал в Чехию, где

Ярослав укрепил международные связи Киевской Руси. Иностранные государи стремились породниться с семьей сильного великого князя. Сам он был женат на шведской принцессе, а дочери Елисавета, Анна и Анастасия вышли замуж за норвежского, французского и венгерского королей. Во внешней политике Ярослав следовал примеру своего отца Владимира. Ярослав Мудрый стремился навести порядок и внутри страны. И он преуспел в этом, положив начало русскому письменному законодательству. При нем появился первый судебный кодекс - "Русская правда". Он регулировал взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями городов, а также устанавливал порядок разрешения различных споров и возмещение ущерба, определял наказания за те или иные преступления или проступки. "Русская правда" отвергла пытки и телесные наказания, ограничивала применение кровной мести, заменяя ее денежным штрафом.

Большинство историков полагает, что во время княжения Ярослава Мудрого Киевская Русь достигла своего наибольшего могущества. Умер он в 1054 году, а далее начинается процесс раздробления этого крупнейшего государства в Европе.

Ярослав Мудрый в своем завещании распределил между сыновьями все города и земли. Старший сын Изяслав получил Киев, Святослав - Чернигов, Всеволод - Переяславль, Игорь - Владимир Волынский, Вячеслав - Смоленск. Почти два десятилетия они сохраняли единство Руси, соблюдая отцовский наказ о недопущении каких-либо распрей между собой. Затем между старшими братьями возникли серьезные разногласия. В 1073 году Святослав и Всеволод напали на Изяслава и выгнали его из Киева. Последний несколько лет искал поддержки у государей Западной Европы и в конце концов при помощи римского папы и польского короля вернул престол в 1077 году. Но фортуна вскоре отвернулась от него. Он погиб в огне княжеских междоусобиц, пораженный предательским копьем. Феодальные войны продолжались и при внуках Ярослава Мудрого.

Киевская Русь слабела на глазах. Непоправимый ущерб ее экономике наносили половцы, вытеснившие разбитых Ярославом Мудрым печенегов. Хуже всего, что в междоусобной борьбе князья нередко прибегали к союзу с половецкими ордами. Все это приводило к росту возмущения смердов и ремесленников, которым в первую очередь приходилось нести на себе тяготы княжеских междоусобиц. Не раз простой люд поднимал восстания против феодалов.

В 1113 году бедные слои населения Киева разграбили дворы тысяцкого, сотских и ростовщиков-евреев. Они разрушили синагогу, в которой заперлись, спасаясь от гнева широких масс, купцы и некоторые бояре. Перепуганная знать лихорадочно искала сильную руку, способную подавить восстание. В итоге она остановилась на фигуре переяславского князя Владимира Мономаха, который являлся внуком византийского императора Константина Мономаха.

Приглашение В. Мономаха на престол было не случайным. Он пользовался авторитетом среди всех слоев населения Киевской Руси, завоевав его многолетней борьбой как с внешними врагами, так и с теми, кто посягал на внутреннее единство страны (княжеская междоусобица для простых людей была не менее страшна, нежели набеги кочевников). Движимый тревогой в связи с обострением обеих опасностей, В. Мономах, будучи князем черниговским, созвал в 1097 году княжеский съезд в Любече. Он призвал его участников проникнуться его беспокоиться и принять меры к объединению государства. Съезд принял решение: "Каждый да держит отчину свою". Это означало, что князья не услышали В. Мономаха, что им хочется самостоятельности в пределах своих земель. Став в 1113 году великим князем, он получил гораздо большие возможности для осуществления своих благородных замыслов.

По его инициативе совет феодалов принял расширенный и обновленный вариант "Русской правды", который сразу стали называть "Устав Владимира Мономаха". Главное в этом документе - статьи, которые облегчали условия займа денег под проценты и резко ограничивали возможности превращения смердов, закупов и рядовичей в холопов. Эти положения "Устава" одновременно спасали бояр, церковнослужителей, дружинников, купцов от народного гнева.

Все историки единодушны в выводе, что В. Мономах проводил мудрую, взвешенную внутреннюю и внешнюю политику. При нем практически прекратилась междоусобица, поскольку он умел найти подход к самым разным по характеру и поведению князьям и боярам, но вместе с тем карал беспощадно мятежников.

Международный авторитет Киевской Руси при В. Мономахе заметно вырос. Этот князь стал образцом для подражания для многих поколений властителей нашей страны. Иван III венчал своего внука на царство "шапкой Мономаха" (изготовленной в конце XV в.); а Иван Грозный украсил свое царское место в Успенском соборе сценами из военной и государственной деятельности Владимира Мономаха.

Столь же решительно и грозно управлял Киевской Русью его старший сын Мстислав, прозванный Великим (1125-1132 гг.). В 1129 году он остановил нашествие половцев и оттеснил значительную их часть за Дон и Волгу. К сожалению, преждевременная смерть Мстислава Великого помешала дальнейшим его планам укрепления Руси. Затем четко обозначился процесс феодальной раздробленности, который незаметно, подспудно развивался во второй половине XI - начале XII. Он сдерживался лишь могучими усилиями Владимира Мономаха и его сына Мстислава.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе. Там не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой.

Сложившееся на восточной оконечности Европейского континента Древнерусское государство сыграло выдающуюся роль в формировании облика средневековой Европы в целом, ее политической структуры, международных связей, ее экономической эволюции, культуры. Оно влияло в IX-XI вв. на положение Византии, Хазарского каганата. Болгарских государств на Волге и на Балканах, прикрывало Центральную и Западную Европу от кочевников-печенегов и половцев, своей борьбой с немецкими захватчиками надолго изменило соотношение сил в Прибалтике, Центральной и Северной Европе.

Список использованной литературы

1. Ганелин Р.Ш., Куликов С.В. Основные источники по истории России конца XIX - начала XX века: Учебное пособие. М, 2000

2. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы/И.В. Волкова, М.М. Горинов, А.А. Горский и др.; под ред. М.Н. Зуева. М., 2006

3. История России: Учебник для вузов / Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. М., 2001

4. Кириллов В.В., Кулагина Г.М. История Отечества с древнейших времен до наших дней. М., 2000

5. Российская история: Учебник для вузов / Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова, Н.В. Кривцова и др; под ред. акад. Г.Б. Поляка. М., 2007

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Процесс возникновения государства на Руси, внутренние и внешние предпосылки. Политический строй Киевской Руси; влияние первых киевских князей на развитие Древней Руси; влияние церкви на становление государственности. Правление первых киевских князей.

    контрольная работа , добавлен 01.09.2010

    Происхождение и расселение восточных славян по территории Европы. Развитие земледелия, характеристика общественного строя и религии. Норманнская концепция образования Древней Руси как государства. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей.

    контрольная работа , добавлен 07.09.2011

    Историки о зарождении Киевской Руси. Историческое и политическое содержание термина "Русь". Образование государства и объединение восточнославянских племен вокруг Киева. Деятельность первых киевских князей. Описание особенностей процесса крещения Руси.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2016

    Две точки зрения на происхождение славян. Движение славянских племен на восток в рамках Великого переселения народов. Переход от родовой общины к соседской. Соседи восточных славян. Рост военной мощи. Образование Киевской Руси. Правление первых князей.

    презентация , добавлен 30.03.2016

    Предпосылки возникновения Древнерусского государства. Образование Киевской Руси, восточнославянские племена, населяющие ее территорию. Славянские земли – княжения. Внутренняя и внешняя политика киевских князей. Раннефеодальное государство Киевская Русь.

    реферат , добавлен 10.09.2009

    Возникновение и общественный строй древнерусского государства. Государственный строй Киевской Руси, административные и правовые реформы первых князей. Введение христианства на Руси, его влияние на развитие государственности. Проблема феодализма на Руси.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Особенности царствования и внешняя политика русских князей Игоря и Олега, их деятельность по укреплению государственности, культуры и просвещения. Правление Ольги и ее месть древлянам за убийство мужа. Военные походы и победы Святослава Игоревича.

    реферат , добавлен 12.10.2009

    Роль Киевской Руси в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого русского государства, этническое развитие восточнославянских племен. Роль варягов в развитии Киевской Руси, норманнская теория.

    реферат , добавлен 04.02.2011

    Причины распада Киевской Руси. Формирование раздробленности, развитие первых суверенных княжеств. Упадок Киевского княжества этого периода. Важнейшие факторы общности русских земель и отличие Руси от других православных государств. Крестовые походы.

    реферат , добавлен 23.12.2012

    Происхождение и прародина славян. Процесс формирования древнеславянской этнической общности. Первые исторические сведения о славянах. Занятия и уклад славянских племен. Образование союзов славянских племен. Образование древнерусского государства.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией, федерацией русских княжеств. Как и в Западной Европе, на Руси сложилась определенная система отношений между феодалами

Главой государства считался великий князь киевский, верховный правитель всех древнерусских земель, который сосредотачивал в своих руках законодательную, исполнительную, административную и военную власть

Отдельными частями государства управляли удельные князья и бояре, которые за службу получали от великого князя земельные владения - вотчины - и становились его вассалами Князь назначал дружинников и бояр тысяцкими (представителями князя в больших городах), тиунами (хозяйственными управляющими князя), верни- ками (сборщиками дани) .

в государственной деятельности князь опирался на дружину, которая принимала участие не только в военных походах, а и в управлении государством

Власть великого князя ограничивалась боярской думой и вечем (народным собранием)

Вся господствующая верхушка в своей деятельности опиралась на нормы «Русской Правды» . В результате политического распада Киевского государства на отдельные самостоятельные княжества сформировался новый тип управления - конфедерация русских княжеств Органом управления конфедерации был съезд князей, на котором решались общие вопросы (принятие основ законодательства, организация совместных военных походов)

В Киевской руси сформировалась особая социальная структура наивысшее место в обществе занимали князья, бояре, священники далее шли купцы и ремесленники. Большинство населения составляли крестьяне - смерды. Поскольку они жили на земле князя, то должны были выполнять повинности: платить оброк и отрабатывать барщину. Постепенно независимость смердов ограничивалась Крестьяне, попавшие в зависимость от феодала, взяв у него заем («купу»), назывались закупами. Крестьяне, подписавшие с феодалом договор («ряд») о временной работе на него, становились рядовичами Крестьяне, не имеющие своего хозяйства и находящиеся в полной зависимости от феодала, назывались холопами Свободные крестьяне объединялись в сельские общины («вервь», «мир»), которые совместно владели лесами, лугами, водоемами Пахотные земли находились в индивидуальном владении членов общины

Хозяйство Киевской руси достигло высокого уровня развития, чему способствовали благоприятные природные условия и выгодное географическое положение страны. Основой хозяйства оставалось земледелие (пахотное, подсечное, переложное), развивались скотоводство, огородничество, садоводство, бортничество, охота В городах и селах развивались ремесла (железоплавильное, кузнечное, гончарное, ювелирное, ткацкое и др.) . «Путь из варяг в греки», проходивший по днепру, превращал Киевскую русь в центр международной торговли В конце Х в в период правления Владимира Великого появились первые деньги - сребреники и златники, потом - гривны. Однако хозяйство Киевской Руси имело натуральный характер, что послужило причиной слабости экономических связей между отдельными землями государства

Еще по теме Политическое устройство, социально-экономическое и культурное развитие Киевской Руси и Галицко-Волынского государства (IX-XIV в.):

  1. Культура Киевской Руси и Галицко- Волынского государства
  2. 3. Политический строй и социально-экономическая структура Киевской Руси.
  3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ В ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЙ ЗЕМЛЕ
  4. 2.2. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Руси в XIII–XV вв.

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

992-996 pp. - Построен Десятинную церковь в Киеве

1037 - сооружение Софийского собора в Киеве

1037-1039 pp. - При Софийском соборе в Киеве и создан летопись, названный Древнейшим Киевским сводом

1056-1057 pp. - Создание "Остромирова Ева гелия" - древнейшей из книг, которая сохранилась до наших дней

1073 , 1076 pp. - Создание "Изборник для князя Святослава Ярославича"

1108 - основание внуком Ярослава Мудрого Святополком Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве

1113 - завершение монахом Киево-Печерской лавры Нестором написания летописи "Повесть временных лет"

1117 - заключение "Поучение" Владимира Мономаха

1200, около - сооружение церкви Св. Пантелеймона в Галиче

1230-е pp. - Написание «Слова о погибели Русской земли"

1256 - первое летописное упоминание о городе. Львов

XIII в., Вторая половина - заключение Галицко-Волынской летописи, содержащий две самостоятельные части: Галицкую (1201-1261) и Волынскую (1262-1292)

1324 - первое письменное упоминание о действии на украинских землях (во Владимире-Волынском) пункты

Особенности социально-экономического развития Киевской государства

Вопросы социально-экономического развития Киевской Руси является дискуссионным в исторической науке. Суть вопроса заключается в том, является Киевская Русь феодальным государством, как другие государства Западной Европы.

Значительная часть ученых утверждает, что Киевская Русь была феодальным обществом. В то же время другие ученые указывают на то, что:

В Киевской Руси не было четкой системы вассалитета (основного признака феодализма)

Значительной была роль торговли и городов;

Знать и сам Великий князь предпочтение отдавали торговли, а не организации труда зависимых крестьян;

Большую часть населения составляло свободное крестьянство, которое имело больше прав, чем западноевропейский крестьянин;

Значительная часть ремесленников работала не на заказ, а на рынок.

Все эти и другие особенности дают нам право делать вывод, что Киевская Русь была уникальной и самобытной социальной системой, которая, однако, развивалась в сторону европейского феодализма.

Общество Киевской Руси делилось на несколько основных слоев.

Господствующая слой состоял из князей, бояр, дружинников. Князья принадлежали к правящей династии Рюриковичей и находились в достаточно сложных отношениях зависимости от киевского князя. Бояре сформировались из представителей старой родоплеменной знати и дружинников великого князя киевского, которые стали землевладельцами. Дружинники составляли ближайшее окружение князя, что помогало ему в военных и хозяйственных делах.

Городское население делилось на "людей" - городскую знать (купцы, связанные с международной торговлей), "молодых людей" - жители городов (мелкие торговцы, лавочники, ремесленники) и "чернь" - самые бедные слои города (грузчики, подмастерья и др.).

Крестьянство составляло самую многочисленную прослойку общества. Его подавляющее большинство составляли смерды - лично свободные крестьяне, имевшие собственное хозяйство, владели землей и платили дань государству. Крестьян, потерявших собственное хозяйство и оказались в зависимости от землевладельцев, называли закупками .

* В низких социальных слоев принадлежали батраки (крестьяне или мещане, нанимались работать до землевладельцев), рядовичи (крестьяне, которые работали в землевладельцев по договору - «рядом»), челядь (различные категории зависимого населения, можно было продавать, завещать и дарить) и холопы (лица, положение которых напоминало рабов, обслуживавших потребности барского двора). Рабы были одним из основных товаров, продавали киевские купцы. В рабство попадали пленные, преступники, должники.

Отдельной группой населения были изгои - те, кто в силу определенных обстоятельств потеряли связь со своей социальной группой. Они оставались лично свободными, хотя и не имели прав и обязанностей своей группы. На Руси изгоями были свободные крестьяне, купцы, дети духовенства и даже князей.

С принятием христианства возникает еще один значительный слой общества - духовенство, которое заменило собой волхвов и других служителей языческих богов, культов. Оно было привилегированной социальной группой и делилось на высшее (митрополит, епископы и т.д.) и рядовой (священники, монахи и т.д.).

В Киевской Руси 13-15% населения жило в городах и поселках, которых насчитывалось около 240. Но только 74 города имели население около 4-5 тыс. Человек. Среди городов отличался Киев, в котором жило 35-40 тыс. Человек. В то время это было одно из крупнейших городов Европы. Города Киевской Руси были как центрами ремесла и торговли, так и административно-военными центрами.

Торговля в Киевской Руси развивалась благодаря наличию таких важных торговых путей, как путь "из варяг в греки" (из Балтийского в Черное море), по Волге до побережья Каспийского моря.

Несмотря на значительную роль торговли и ремесла, большая часть населения занималась земледелием и различными промыслами. В земледелии использовался плуг с железным сохой и двух-, трехпольная система севооборота. Значительное место занимало скотоводство. Разводили крупный рогатый скот, лошадей, свиней и др.

Изменения формы правления Киевской Руси IX-XIII вв.

Этапы развития государственности

форма

правления

характерные черты

становление

дружинная

государство

В основу был заложен простой аппарат управления, судопроизводства и сбора дани, который сформировался на основе княжеской дружины, которая выполняла роль не только войска, но и советников князя.

централизованная

монархия

Вся полнота власти сосредоточивалась в руках князя, жена отходила на второй план. В управлении государством князь опирался на княжескую совет, в который входили старшие дружинники и выходцы из старой племенной знати - бояре.

раздробленность

Федеративная

монархия

Власть князя ограничивалась его уделом. Важнейшие для всей Руси вопросы решались на княжеских съездах (снемах). Борьба за Киев между различными ветвями династии Рюриковичей. Возрастание роли вече и боярства.


Top