Накладные расходы на кровельные работы

Территориальные сметные нормативы для Москвы ТСН-2001

Глава 8

НОРМЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ И СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

ТСН -2001.8

Территориальные сметные нормативы для Москвы рассмотрены Межведомственным Советом по ценовой политике в строительстве при Правительстве Москвы (Протокол от 25 сентября 2006 года № МС-9-06), введены в действие с 1 декабря 2006 года Постановлением Правительства Москвы от 14 ноября 2006 г. № 900-ПП «О порядке перехода на определение сметной стоимости строительства объектов в городе Москве с применением территориальных сметных нормативов в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года»

Техническая часть

Накладные расходы - это сумма средств, предназначенных для возмещения затрат подрядных организаций, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием. Перечень статей накладных расходов приведен в

Сметная прибыль - это сумма средств, необходимых для покрытия общих расходов подрядных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование работников. Перечень статей сметной прибыли приведен в

Накладные расходы и сметная прибыль исчисляются по нормативам, установленным по видам работ, которые приведены в таблице 1, от заработной платы рабочих, учтенной в сборниках норм и расценок ТСН-2001.

По эксплуатации строительных машин и механизмов накладные расходы и сметная прибыль определяется соответственно в размере 98 % и 77 % от заработной платы, учтенной в статье «Эксплуатация машин» в сборниках норм и расценок.

Налоги, отчисления и платежи, предусмотренные законодательными актами (кроме налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы), учтены в прямых затратах и накладных расходах, если источник покрытия налога себестоимость продукции, и в сметной прибыли, если источник покрытия налога - прибыль.

Таблица 1

Нормативы накладных расходов и сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ

(в % к заработной плате)

Виды строительно-монтажных работ

Накладные расходы

Сметная прибыль

I. Строительные и монтажные работы

Земляные работы, выполняемые:

Механизированным способом

Буровзрывные работы

Свайные работы

Закрепление грунтов, опускные колодцы

Бетонные, железобетонные конструкции монолитные

Бетонные и железобетонные конструкции сборные

Комплекс работ по монтажу конструкций крупнопанельных жилых домов

Нулевой цикл, подземная часть

Надземная часть

Конструкции из кирпича и блоков

Металлические конструкции

Деревянные конструкции

Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии

Конструкции в сельском строительстве (строительство теплиц)

Отделочные работы (малярные, штукатурные, стекольные, облицовочные, обойные, лепные)

Санитарно-технические работы внутренние (трубопроводы, водопровод, канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха)

Теплоизоляционные работы

Автомобильные дороги

Тротуары, дорожки и площадки

Железные дороги

Мосты, трубы и путепроводы

Городские транспортные тоннели и подземные переходы

Линии электропередачи

Сооружения связи

Прокладка и монтаж сетей связи

Монтаж радиотелевизионного оборудования

Берегоукрепительные работы, гидротехнические сооружения

Промышленные печи, трубы

Озеленение

Монтаж оборудования

Монтаж электротехнических установок

Пусконаладочные работы

Другие строительные работы

Сооружений линий метрополитена:

Открытым способом

Закрытым способом

II. Ремонтно-строительные работы

Земляные работы, выполняемые ручным способом

Бетонные и железобетонные монолитные конструкции

Бетонные и железобетонные сборные конструкции

Металлические конструкции

Деревянные конструкции

Отделочные работы: малярные, штукатурные, стекольные, обойные, облицовочные

Сантехнические работы - внутренние (трубопроводы, водопровод, канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха)

Электромонтажные работы

Монтажные работы

Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопровода

Дорожные работы

Другие ремонтно-строительные работы (усиление конструкций, кладка стен из штучных материалов, устройство лесов и др.)

Разборка конструкций и систем инженерного оборудования зданий и сооружений

Озеленение

III. Реставрационно-восстановительные работы по памятникам истории и культуры

Архитектурно-художественные и декоративно-прикладные работы

Конструкции из камня и кирпича

Металлические конструкции и изделия

Деревянные конструкции и изделия

Приложение 1

I . Административно-хозяйственные расходы

1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала.

2. Отчисления на социальные нужды (обязательные отчисления по установленным законодательством Российской Федерации нормам: на государственное социальное и медицинское страхования, пенсионное обеспечение и в государственный фонд занятости населения) от расходов на оплату труда работников административно-хозяйственного персонала.

3. Почтово-телеграфные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций.

4. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники.

5. Расходы на типографские работы, на содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники.

6. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом.

7. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей.

8. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных средств, используемых административно-хозяйственным персоналом.

9. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного персонала в пределах пункта нахождения организации.

10. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации.

11. Амортизационные отчисления (арендная плата) по основным средствам, предназначенным для обслуживания аппарата управления.

12. Представительские расходы.

13. Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг.

14. Оплата услуг банка.

15. Другие административно-хозяйственные расходы.

II . Расходы на обслуживание работников

1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

2. Отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда рабочих, занятых на подрядных работах, а также эксплуатацией строительных машин.

3. Расходы по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований и бытовых условий.

4. Расходы на охрану труда и технику безопасности.

III . Расходы на организацию работ на строительных площадках

1. Износ и расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря.

2. Износ и расходы, связанные с ремонтом, устройством, содержанием и разборкой временных устройств и приспособлений.

3. Затраты по обеспечению пожарной и вневедомственной охраны 1 .

4. Расходы по нормативным работам.

5. Расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве подрядных работ.

6. Расходы по проектированию производства работ.

7. Расходы на содержание производственных лабораторий.

8. Расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок.

9. Расходы по подготовке объектов строительства к сдаче.

IV . Прочие накладные расходы

1. Амортизация по нематериальным активам.

2. Платежи по кредитам банков.

Приложение 2

1. Модернизация оборудования и реконструкция объектов основных фондов.

2. Плата за кредиты банка.

3. Пополнение собственных оборотных средств.

4. Социальные льготы и материальная помощь.

5. Расходы, связанные с содержанием социальной сферы.

7. Затраты на строительство жилья.

8. Налог на прибыль.

9. Налог на имущество.

1 Кроме затрат по усиленной охране объектов охранными организациями, которые учитываются в главе 9 сводного сметного расчета стоимости строительства.


Данные две статьи сметной стоимости работ объединяет общая база исчисления - фонд оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов (ФОТ) в составе прямых затрат - стоимость живого труда, без стоимости прошлого труда, овеществленной в материальных ресурсах. Но так было не всегда.
В сметно-нормативной базе 1984 и 1991 гг. накладные расходы определялись исходя из всей суммы прямых затрат, в структуре которых стоимость материалов всегда составляла не менее 60%. А сметная прибыль (тогда - плановые накопления) учитывалась тоже в процентах, но уже от общей суммы прямых затрат и накладных расходов (себестоимости работ).
Такая социалистическая практика была затратной, неэффективной, но выгодной подрядчикам-монополистам, диктовавшим свои условия заказчикам и проектировщикам.
Новый, более прогрессивный порядок определения накладных расходов был введен Госстроем России в 1992 г., а сметной прибыли - в 2001 г.
В условиях рынка ситуация коренным образом изменилась. Теперь условия диктует тот, кто платит деньги - заказчик (застройщик, инвестор). И все встало на свои места, вот только цены взле тели вверх: спрос опередил предложение. Этот закон и государству не под силу.
Наша задача скромнее: разобраться в учете накладных расходов и сметной прибыли при составлении смет.
Начнем с накладных расходов. Нужно вспомнить, что накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительных и других работ, представляют собой совокупность затрат подрядчиков, связанных с созданием необходимых условий для строительного производства - его.-организацией, управлением и обслуживанием.
В состав накладных расходов входят разные по экономическому содержанию статьи затрат, связанные по своему характеру с производственным процессом и обеспечением нормального хода строительства объектов. Отсюда вытекает методика их учета косвенным путем - по нормативам (нормам) в процентах на виды строительства и строительно-монтажных работ.
Накладные расходы в составе издержек производства, как и прямые затраты, состоят из тех же первичных экономических элементов - затрат живого и овеществленного пронілого труда.
За прошедший с 1992 г. период нормативы накладных расходов менялись трижды.
В настоящее время учет накладных расходов в составе сметной стоимости строи-тельной продукции, как уже отмечалось, производится в соответствии с Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС81-33.2004 Госстроя России от 12.01.2004 г., взамен МДС 81-4.99).
Положения, приведенные в новых Методических указаниях, обязательны для всех предприятий, осуществляющих строительство за счет государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. В остальных случаях они носят рекомендательный характер.
Нормативы накладных расходов установлены в процентах от вышеуказанной базы исчисления.
В соответствии с МДС 81-33.2004 в настоящее время используются следующие виды нормативов накладных расходов:
укрупненные нормативы (табл. 2.13);
2 нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ
(прил. 8, 9), ремонтно-реставрационных работ (прил. 18), пусконаладочиых.:/ работ;
индивидуальные нормы для конкретной подрядном организации. Таблица 2.13. Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства (источник: МДС 81-33.2004) Виды строительства Размер накладных расходов от фонда
оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов,% Область применения Промышленное 106 Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строи-тельства Жил и щно-гражданское 112 Объекты жил и щно-гражданского назначения дпя всех отраслей Сельскохозяйственное 115 Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства Транспортное 110 Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта Водохозяйственное 106 Объекты мелиорации, включая сельхозводо- снабжение Энергетическое 108 ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты Атомные электростанции 125 Объекты с ядерными реакторами, включая атомные электростанции Прочие отрасли 100 Капитальный ремонт жилых и общественных зданий 95 Работы по реставрации памятников истории и культуры 110
В соответствии с Федеральным законом от 20.07.2004 № 70-ФЗ с 01.01.2005 ставка единого социального налога (ЕСН) изменилась и составляет 26 % вместо 35,6%. В то же время в составе накладных расходов, приведенных в МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004, учтены затраты за 2002-2003 гг. на уплату ЕСН по ставке 35,6 %. Поэтому в связи с изменением ставки ЕСН в письме Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 31.01.2005 № ЮТ-260/06 предусмотрено, что к нормативам накладных расходов, приведенных в прил. №№ 3,4, 5 МДС 81-33.2004, а также в прил. №№ 4,5 МДС 81-34.2004, следует применять коэффициент 0,94 (за исключением организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, для которых порядок применения накладных расходов определен п. 4.7 МДС 81-33.2004 или п. 3.7 МДС 81-34.2004).
Приведенные в табл. 2.13 нормативы целесообразно использовать для разработки инвестореких смет, а также на стадии подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов.
Нормативы накладных расходов по видам работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметиой документации при составлении локальных смет, а также при расчетах за выполненные работы.
Порядок расчета накладных расходов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям установлен в МДС 81 -34.2004.
Индивидуальные нормы накладных расходов учитывают реальные условия строительства и расходы конкретных подрядных организаций. Расчет норм осуществляется путем калькулирования расходов по статьям затрат и отнесением полученной итоговой суммы к фонду оплаты труда рабочих (строителен и механизаторов).
Окончательное решение по выбору видов и величин накладных расходов принимается заказчиком (инвестором) и подрядной организацией в ходе переговоров.
При определении стоимости строительных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам подряда, величину. накладных расходов рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальной нормы, принимая для расчета только те статьи затрат и расходов, которые соответствуют фактическим условиям выполнения работ по подряду.
Индивидуальная норма не должна превышать 50% от фактической величины средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов (МДС 81-33.2004).
В состав накладных расходов входят многие статьи затрат, которые объединены укрупненно по их назначению в четыре группы:
Административно-хозяйственные расходы (43,45 %):
оплата труда административно-хозяйственного персонала и уплата единого социального налога;
почтово-телеграфные и телефонные расходы аппарата управлення;
служебные командировки и разъезды АУП;1
амортизация зданий (помещений) административно-хозяйственного назначения (арендная плата), оплата земельного налога и коммунальных услуг;
оплата консультационных, информационных, аудиторских, банковских и прочих услуг;
представительские и другие адмтшстративно-хозяйствешше расходы.
Расходы на обслуживание работников строительства (37,32 %):
подготовка и переподготовка кадров;
уплата единого социального налога от фонда оплаты труда рабочих;
расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий на строительных площадках;
расходы на охрану труда и технику безопасности.
" В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.08 г. № 749 «Юб особенностях направления работников в служебные командировки» изменено Положение о служебных командировках. Теперь стоимость проживания в гостинице, размер суточных, расходы на такси от аэропорта и обратно оплачиваются по возможностям бюджета предприятия.
Расходы на организацию работ на строительных площадках (15,7 %):
износ и расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря;
износ, ремонт, содержание и разборка временных (нетитульных) приспособлении и устройств;
содержание пожарной и сторожевой охраны объектов;
расходы, связанные с нормативными работами, содержанием производственных лабораторий, развитием изобретательства и рационализации;
затраты на благоустройство строительных площадок, подготовку объектов к сдаче в эксплуатацию и др.
Прочие накладные расходы (3,53 %):
амортизация нематериальных активов;
платежи по кредитам банков и бюджетным ссудам, кроме выданных на инвестиционные цели;
расходы на рекламу.
Подробно состав и структура накладных расходов по статьям затрат даны в прил. 6 11 7,
Одним из нововведений в МДС 81-33.2004 является привязка нормативов накладных расходов по видам работ к конкретным сборникам ГЭСН (прил. 8,9).
Определенный интерес представляет среднеотраслевая структура накладных расходов по экономическим элементам затрат (с учетом снижения с 2005 г. ставки ЕСН) ,%: материальные затраты 20,0 расходы на оплату труда работников 36,1 отчисления на единый социальный налог и страхование от несчастных случаев на производстве 2,96 амортизация основных фондов 7,9 прочие затраты 6,4 Итого 100,0
Таким образом, в структуре накладных расходов с 2000 по 2006 г. произошли следующие изменения (в долях элементов затрат): материальные затраты повышение на 9,29% расходы на оплату труда работников увеличение на 38,05% ЕСН (социальные нужды) уменьшение на 34,87% амортизация основных фондов повышение на 106,3% прочие затраты увеличение на 2,07% 2.4. Накладные расходы и сметная прибыль 71
В локальных сметных расчетах (сметах) величина накладных расходов определяется в текущем или базисном (на 01.01.2000 г.) уровне цен. При использовании укрупненных нормативов накладных расходов (табл. 2.13) их начисление производится в конце сметы (расчета) за итогом прямых затрат. Начисление нормативов накладных расходов по видам работ производится по каждой работе или по комплексам работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСН.
Применение нормативов накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости работ и стадийности проектирования.
При ресурсном методе составления смет (см. табл. 1.1) начисление наклади [.їх расходов (HP) производится от суммы средств на оплату труда рабочих в текущем уровне цен по формулам:
на стадии проекта:
НР = Зх^Ьі; (2.16) 100

НР = УЗх^; (2.17)
ы 100
HP=3xSr: (2Л8)
где 3 - сумма средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов в текущем уровне цен в составе прямых затрат локального ресурсного сметного расчета (локальной ресурсной сметы), руб. или тыс. руб.;
Ну - укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства, % (табл. 2.13);
а
?3, - сумма средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов в Текучі
щем уровне цен по видам или комплексам работ в составе прямых затрат локальной ресурсной сметы, руб. или тыс. руб.;
Н1М. - нормативы накладных расходов по видам (комплексам) работ, %;
Ни - индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации, %.
При базисно-индексном методе составления смет, когда расчет средств на оплату труда рабочих-строителей (Зс) и механизаторов (Зм) производится на основе сметной величины заработной платы в составе прямых затрат по базисным расценкам, накладные расходы рассчитываются по следующим формулам:
на стадии проекта:
НР = (Зс+Зм)хИотхІ; (2.19)
на стадии рабочей документации:
" 1-І HP = I(3ri+3jxHOTx^; (2.20)
НР = (Зс+Зм)хИотх1к (2.21)
где Иот - индекс текущего уровня оплаты труда рабочих в строительстве по отношению к уровню сметной заработной платы рабочих базисного уровня (на 01.01.2000 г.)."
Начисление накладных расходов по укрупненным нормативам производится в конце локального сметного расчета за итогом прямых затрат.
Учет накладных расходов, а также сметной прибыли при составлении локальных смет без деления на разделы, производится по указаниям МДС 81-33.2004 (для выполнения более точных расчетов) по каждой работе и в конце сметы за итогом прямых затрат, а при формировании по разделам - по каждой работе, в конце каздого раздела и в целом по смете в соответствии с наименованием сборников ГЭСН (см. прил. 8, 9, 10,11).
В локальных сметах (расчетах) в части применения накладных расходов в соответствии с МДС 81-33.2004 помимо указаний примечания к прил. 8 необходимо соблюдать следующие условия:
для индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, при расчете индивидуальной нормы на- ісладньгх расходов следует исключать затраты, связанные с уплатой ЕСН, а рекомендуемые в МДС 81-33.2004 нормативы накладных расходов применяются с коэффициентом 0,7;
на работы по капитальному ремонту производственных зданий и сооружений, выполняемые подрядными организациями, к нормативам накладных расходов по видам строительных и монтажных работ понижающий коэффициент 0,9 не применяется;
величина накладных расходов на строительные (ремонтно-строительные) работы, осуществляемые хозяйственным способом, определяется по индивидуальной норме, а при использовании в сметах нормативов накладных расходов по видам строительства или видам работ необходимо применять коэффициент 0,6;
при изготовлении в построечных условиях материалов, полуфабрикатов, металлических и трубопроводных заготовок их сметная стоимость определяется с использованием индивидуальной нормы или по норме 66% к фонду оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов.
В случаях необходимости выделения заработной платы рабочих, учтенной в сметных накладных расходах, можно использовать норму Госстроя в размере 5,1 % от суммы накладных расходов по локальной смете.
В укрупненных расчетах переход от заработной платы к затратам труда осуществляется делением суммы выплат на среднечасовую оплату труда в подрядной организации или по сметным данным.
Для сопоставления сметной величины с фактическими затратами по накладным расходам в каждой подрядной организации должна составляться смета накладных расходов по фактическим статьям затрат.
Если фактическая величина накладных расходов превышает сметную, рекомендуется разрабатывать индивидуальную норму накладных расходов.
При определении сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения, следует руководствоваться письмом Госстроя России от 03.10.2003 г. № Н3-6292/10 «О порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения».
Разобравшись с накладными расходами, пора определиться и со сметной прибылью.
Сметная прибыль, как часть сметной стоимости строительной продукции (сверх себестоимости работ), характеризует нормативную величину чистого дохода строительной организации и предназначена для уплаты налогов, развития производства, социальной сферы и материального стимулирования работников.
Порядок определения и нормативы сметной прибыли даны в МДС 81-25.2001 с изменениями в соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18.11.2004 г. № АП-5536/06 (прил. 10, И), где приведены рекомендуемые нормативы сметной прибыли по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ, взамен нормативов прил. 3 к МДС 81-25.2001. В письме сказано, что при использовании в локальных сметах (сметных расчетах) нормативов сметной прибыли по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ начисление нормативов производится на комплексы работ, определяемые в соответствии с наименованием сборников ГЭСН-2001, ГЭСИм-2001, ГЭСНр-2001.
Сметная прибыль определяется с использованием следующих нормативов:
общеотраслевых для всех исполнителей работ (по строительным и монтажным работам - 65 %, по ремонтно-строительным работам - 50 %);
по видам строительных и монтажных работ (прил. 10);
по ремонтно-строительным работам (прил. 11);
индивидуальных норм, разрабатываемых при необходимости для конкретной подрядной организации (за исключением строек, финансируемых за счет средств федерального бюджета: МДС 81-35.2004, п. 4.31).
Для крупнопанельных жилых домов общеотраслевой норматив сметной прибыли Санкт-Петербургским РЦЦС по согласованию с Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли установлен в размере 78 %.
Общеотраслевые нормативы сметной прибыли целесообразнее применять для разработки инвесторских смет, ТЭО проектов и определения начальной (стартовой) цены предмета конкурса при проведении подрядных торгов.
Нормативы сметной прибыли по видам строительно-монтажных работ применяются при определении сметной стоимости на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы. При определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием сборников ТЕР-2001 (ФЕР-2001) нормативы сметной прибыли следует применять с коэффициентом 0,85 (за исключением сборника № 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений»).
Для организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, нормативы сметной прибыли на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы применяются с коэффициентом 0,9.
Нормативы сметной прибыли при ремонтно-реставрационных работах принимаются от ФОТ рабочих (прил. 18).
Индивидуальная норма сметной прибыли для конкретной подрядной организации определяется в процентах как отношение суммы соответствующих статей затрат прибыли по расчету к величине средств на оплату труда рабочих в составе прямых затрат (по отчетным данным или плану организации).
При определении стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину сметной прибыли рекомендуется определять по индивидуальной норме, согласованной с заказчиком, даже от сметной себестоимости работ в текущем уровне цен.
Порядок расчета сметной прибыли также зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции, стадийности проектирования и аналогичен расчету сумм накладных расходов (см. формулы 2.16-2.21).

Территориальные сметные нормативы для Москвы

Глава 8

ТСН -2001.8

НОРМЫ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ И СМЕТНОЙ ПРИБЫЛИ

Сборник строительных нормативов

Москва 2006

Территориальные сметные нормативы для Москвы (ТСН-2001) разработаны Московским центром ценообразования в строительстве «Мосстройцены» в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 10 августа 2004 г. № 557-ПП «О совершенствовании территориальной сметно-нормативной базы для определения стоимости строительства объектов в городе Москве» на основе Московских территориальных сметных нормативов (МТСН 81-98) согласно Основным положениям по разработке ТСН-2001 для Москвы в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года по заданию Департамента экономической политики и развития города Москвы и Комитета города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве, в соответствии с решениями, принятыми по результатам сравнительного анализа, проведенного рабочей группой из специалистов Минпромэнерго РФ, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Правительства Москвы и специалистов привлеченных организаций.

ТСН-2001 предназначены для определения стоимости работ при составлении сметной документации на строительство зданий и сооружений, ремонт, реставрацию, техническое обслуживание и ремонт оборудования городского хозяйства; для разработки тендерной документации; формирования договорных цен на строительную продукцию и расчетов за выполненные работы в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 г.

Деятельность ОАО Московский центр ценообразования в строительстве «Мосстройцены» сертифицирована в соответствии со стандартами ISO 9001-2001.

Техническая часть

Накладные расходы - это сумма средств, предназначенных для возмещения затрат подрядных организаций, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием. Перечень статей накладных расходов приведен в

Сметная прибыль - это сумма средств, необходимых для покрытия общих расходов подрядных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование работников. Перечень статей сметной прибыли приведен в

Накладные расходы и сметная прибыль исчисляются по нормативам, установленным по видам работ, которые приведены в таблице 1, от заработной платы рабочих, учтенной в сборниках норм и расценок ТСН-2001.

По эксплуатации строительных машин и механизмов накладные расходы и сметная прибыль определяется соответственно в размере 98 % и 77 % от заработной платы, учтенной в статье «Эксплуатация машин» в сборниках норм и расценок.

Налоги, отчисления и платежи, предусмотренные законодательными актами (кроме налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы), учтены в прямых затратах и накладных расходах, если источник покрытия налога себестоимость продукции, и в сметной прибыли, если источник покрытия налога - прибыль.

Таблица 1

Нормативы накладных расходов и сметной прибыли по видам строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ

(в % к заработной плате)

Виды строительно-монтажных работ

Накладные расходы

Сметная прибыль

I. Строительные и монтажные работы

Земляные работы, выполняемые:

Механизированным способом

Буровзрывные работы

Свайные работы

Закрепление грунтов, опускные колодцы

Бетонные, железобетонные конструкции монолитные

Бетонные и железобетонные конструкции сборные

Комплекс работ по монтажу конструкций крупнопанельных жилых домов

Нулевой цикл, подземная часть

Надземная часть

Конструкции из кирпича и блоков

Металлические конструкции

Деревянные конструкции

Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии

Конструкции в сельском строительстве (строительство теплиц)

Отделочные работы (малярные, штукатурные, стекольные, облицовочные, обойные, лепные)

Санитарно-технические работы внутренние (трубопроводы, водопровод, канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха)

Теплоизоляционные работы

Автомобильные дороги

Тротуары, дорожки и площадки

Железные дороги

Мосты, трубы и путепроводы

Городские транспортные тоннели и подземные переходы

Линии электропередачи

Сооружения связи

Прокладка и монтаж сетей связи

Монтаж радиотелевизионного оборудования

Берегоукрепительные работы, гидротехнические сооружения

Промышленные печи, трубы

Озеленение

Монтаж оборудования

Монтаж электротехнических установок

Пусконаладочные работы

Другие строительные работы

Сооружений линий метрополитена:

Открытым способом

Закрытым способом

II. Ремонтно-строительные работы

Земляные работы, выполняемые ручным способом

Бетонные и железобетонные монолитные конструкции

Бетонные и железобетонные сборные конструкции

Металлические конструкции

Деревянные конструкции

Отделочные работы: малярные, штукатурные, стекольные, обойные, облицовочные

Сантехнические работы - внутренние (трубопроводы, водопровод, канализация, отопление, газоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха)

Электромонтажные работы

Монтажные работы

Наружные сети водопровода, канализации, теплоснабжения, газопровода

Дорожные работы

Другие ремонтно-строительные работы (усиление конструкций, кладка стен из штучных материалов, устройство лесов и др.)

Разборка конструкций и систем инженерного оборудования зданий и сооружений

Озеленение

III. Реставрационно-восстановительные работы по памятникам истории и культуры

Архитектурно-художественные и декоративно-прикладные работы

1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала.

2. Отчисления на социальные нужды (обязательные отчисления по установленным законодательством Российской Федерации нормам: на государственное социальное и медицинское страхования, пенсионное обеспечение и в государственный фонд занятости населения) от расходов на оплату труда работников административно-хозяйственного персонала.

3. Почтово-телеграфные расходы, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций.

4. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники.

5. Расходы на типографские работы, на содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники.

6. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом.

7. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей.

8. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных средств, используемых административно-хозяйственным персоналом.

9. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного персонала в пределах пункта нахождения организации.

10. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации.

11. Амортизационные отчисления (арендная плата) по основным средствам, предназначенным для обслуживания аппарата управления.

12. Представительские расходы.

13. Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг.

14. Оплата услуг банка.

15. Другие административно-хозяйственные расходы.

II . Расходы на обслуживание работников

1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

2. Отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда рабочих, занятых на подрядных работах, а также эксплуатацией строительных машин.

3. Расходы по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований и бытовых условий.

4. Расходы на охрану труда и технику безопасности.

III . Расходы на организацию работ на строительных площадках

1. Износ и расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря.

2. Износ и расходы, связанные с ремонтом, устройством, содержанием и разборкой временных устройств и приспособлений.

3. Затраты по обеспечению пожарной и вневедомственной охраны 1 .

4. Расходы по нормативным работам.

5. Расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве подрядных работ.

6. Расходы по проектированию производства работ.

7. Расходы на содержание производственных лабораторий.

8. Расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок.

9. Расходы по подготовке объектов строительства к сдаче.

IV . Прочие накладные расходы

1. Амортизация по нематериальным активам.

2. Платежи по кредитам банков.

Приложение 2

1. Модернизация оборудования и реконструкция объектов основных фондов.

2. Плата за кредиты банка.

3. Пополнение собственных оборотных средств.

4. Социальные льготы и материальная помощь.

5. Расходы, связанные с содержанием социальной сферы.

7. Затраты на строительство жилья.

8. Налог на прибыль.

9. Налог на имущество.

1 Кроме затрат по усиленной охране объектов охранными организациями, которые учитываются в главе 9 сводного сметного расчета стоимости строительства.

Любой вид деятельности связан с затратами. Среди них выделяют отдельную категорию – накладные расходы (НР). Что это такое? Что относится к ним? Как рассчитываются?

Накладные расходы, что это, что включают?

Накладные расходы относят к косвенным затратам. Их можно рассматривать как дополнительную часть прямых издержек. К НР относят затраты, не связанные напрямую с себестоимостью производства продукции или оказания услуг предприятием. Рассматривается экономическая связь: движение денежного потока на покрытие производимых операций.

Прямые и накладные затраты не могут существовать отдельно. В одном случае издержки могут быть косвенными. В другом они же становятся прямыми. К примеру, сумма оплаты потребленного электричества конкретным участком будет косвенной издержкой в отношении всей линии производства. Но прямые издержки понесет именно этот цех.

Накладные расходы включают в себя в строительстве

В НР в строительстве включаются статьи, которые можно подразделить на следующие группы:

  • 1. Административно-хозяйственные (связаны с управлением всего процесса: оплата труда персонала, незадействованного в строительстве, развития управленческого контроля, уплата налогов, почтовые, типографские, канцелярские, банковские затраты, оплата ЖКХ административных зданий, обслуживание служебного транспорта и др.).
  • 2. Обслуживание строительных рабочих (налоги от ФОТ, расходы по обучению и переподготовке кадров; обслуживание бытовых условий; затраты по охране труда, безопасности).
  • 3. Организация работ на площадках (затраты по содержанию временных конструкций, сооружений, инструмента, пожарная, сторожевая охрана, расходы на модернизацию, проектирование, содержание площадок в надлежащем состоянии, подготовка к сдаче).
  • 4. Прочие издержки (рекламные расходы, амортизационные отчисления по нематериальным активам, кредитные платежи).

Сколько процентов?

Процент НР зависит от ряда показателей:
общего ФОТ;
среднеотраслевых затрат по отдельным работам;
территориальной привязки (10-20%).

Для произведения расчетов накладных издержек используют нормативы. Они устанавливаются по отдельным видам строительства или ремонтно-строительным, монтажным работам. Нормативы утверждаются и периодически корректируются законодательно. Любое изменение также учитывает фактические издержки строительной фирмы согласно анализа финансовой отчетности.

Исходя из целевого назначения, процент НР по укрупненным статьям составит:

  • 1. 43,45% придется на административно-хозяйственные издержки;
  • 2. 37,32% — обслуживание строительных рабочих;
  • 3. 15,7% — организация работ на площадках;
  • 4. 3,53% — прочие затраты.

Что входит в накладные расходы в смете?

НР в смете учитываются для каждого отдельного случая в соответствии с предоставляемыми услугами или выпускаемой продукцией. Важно придерживаться общепринятых механизмов формирования документации.

Исходя из функций и масштаба использования, накладные издержки разделяют на группы:

  • Нормативы по отдельным видам строительства – рекомендуется использовать при составлении смет инвестиционных программ и тендерной документации.
  • Нормы по монтажных, ремонтно-строительных и отдельных строительных процессах – применимы для формирования рабочих проектов или при оплате выполненных работ.
  • Индивидуальные нормативы по монтажно-строительных и ремонтно-строительных предприятиях – используются под отдельные условия деятельности, отличны от усредненных значений, которые закрепляются укрупненными нормами НР.

МДС

Определение нормативных значений накладных затрат по отдельным сметам изложено в Методических указаниях в строительстве (МДС). Все сметные показатели образуют систему формирования цены и нормирования. В методических указаниях отражаются положения по тому, как считать стоимость строительства, порядок составления смет, определения величины нормативных издержек.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТЗЫВЫ наших читателей получила БЕСПЛАТНАЯ услуга юридического консультирования. Читатели рекомендуют задавать любые вопросы, связанные с юриспруденцией, так как опытные специалисты помогли каждому их них.

Также приводятся советы по оплате труда персонала, приводится нормативно-расчетная база в договорных ценах и сметах, формы и системы заработной платы, принципы построения и использования единой тарифной сетки и др. В строительстве обязательно используются и ТЕР, представляющие собой расценки по выполнению локальных работ.

Расчет накладных расходов формула

Начисление НР при составлении отдельной сметы производится в конце расчета по итогам прямых издержек. В основе метода определения их величины лежит суммарный ФОТ строителей и механизаторов. Перед тем, как рассчитать накладные расходы, определяется величина суммарной оплаты рабочих этих категорий.

ФОТ = ЗП строителей + ЗП механизаторов

Величина может выражаться в текущей стоимости или базовой. Исходя их этого, есть 2 формулы расчета НР:

  • НР = ФОТ текущий Х норма НР в % от ФОТ
  • НР = ФОТ базовый Х Индекс заработной платы Х Норма НР в % от ФОТ
  • 0,9 – при определении стоимости проведения ремонтных работ в зданиях общественного и жилого назначения, капитального ремонта оборудования;
  • 0,85 – применяется к нормативам НР, кроме свайных работ, бетонных, монолитных, сборных конструкций в промышленном строительстве, автомобильных дорогах, метрополитене, мостах, при монтаже оборудования, пусконаладочных, технологических процессах.

Задать вопрос юристу

Похожее

Автолюбители зачастую интересуются вопросом, связанным с тем, какое именно наказание предусмотрено за езду за рулем без страховки. Действительно, всег...

Величина материнского капитала в 2016 году Объем выплаты в 2016 году -475 000 рублей. Каждый год семейный капитал касается индексация. Изначально...

129 ФЗ о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей В настоящее время действует законодательный уровень регулирования деятельности ИП. Перечень прав и характеристика важных ФЗ интересуют многих предприн...

В процессе осуществления профессиональной деятельности нередкими являются случаи, при которых характер производственной среды оказывает негативное воз...

В уголовном праве РФ конфискация имущества регламентируется статьей 104.1. Если же результат преступной деятельности был приобщен к легальном владения...


Top