Организация хозяйственной деятельности. Хозяйственная деятельность

Тема 1 Хозяйственная деятельность как предмет правового регулирования

Список условных сокращений

– ВВС РБ – Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь

– ВВХС РБ – Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

– ВНС РБ – Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь

– НРПА РБ – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

– СП РБ – Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь

– УК РБ – Уголовный кодекс Республики Беларусь

– ГК РБ – Гражданский кодекс Республики Беларусь

– СЭЗ – свободная экономическая зона


1.1. Понятие хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Понятие хозяйственного права.

1.2. Предмет, метод, принципы и функции хозяйственного права

1.3. Состав и структура хозяйственного законодательства.

1.4. Хозяйственные правоотношения.

Хозяйственная деятельность и предпринимательская деятельность находятся между собой в определенном соотношении: то, что входит в содержание предпринимательской деятельности, характерно для любой хозяйственной деятельности. Однако предпринимательская деятельность отличается рядом характерных признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как более узком понятии, чем хозяйственная.

Хозяйственная деятельность заключается в производстве
и реализации продукции (работ, услуг).

Предпринимательской деятельностью признается самостоятельная инициативная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ч.2п.1 ст.1 ГК).

Признаки предпринимательской деятельности :

– самостоятельная деятельность;

– деятельность, осуществляемая на свой риск, т.е. несение риска последствий соответствующего действия (бездействия), в том числе, возможности наступления неблагоприятных последствий;

– деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, как основной цели деятельности;

– деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в установленном законодательством порядке в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается, а доходы, полученные в результате такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.


Предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах:

– без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность);

– с образованием юридического лица в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют предпринимательскую деятельность в стране.

Формами государственного регулирования предпринимательской деятельности являются:

1) прогнозирование;

2) планирование;

3) денежная политика;

4) антимонопольное регулирование.

Способы государственного регулирования предпринимательской деятельности:1) административные; 2) экономические.

Правовые средства, регулирующие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность условно разделяют на следующие группы:

1) организационно-управленческие средства;

2) материально-правовые средства;

3) процессуально-правовые средства.

Если рассматривать хозяйственное право как отрасль права, то она представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские и тесно связанные с ними отношения имущественного и организационного характера, возникающие в процессе хозяйственной деятельности и государственного регулирования экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Хозяйственное право регулирует отношения по государственному воздействию на производственную деятельность. Эти отношения возникают по вертикали между государством и иными субъектами хозяйствования и по горизонтали между субъектами хозяйствования.

Хозяйственная деятельность предприятия - это производство продукции, оказание услуг, выполнение работ. Хозяйственная деятельность направлена на получение прибыли с целью удовлетворения экономических и социальных интересов собственников и трудового коллектива предприятия. Хозяйственная деятельность включает следующие стадии:

  • научные исследования и опытно-конструкторские работы;
  • производство;
  • вспомогательное производство;
  • обслуживание производства и сбыта, маркетинг;
  • сбыт и послепродажное сопровождение.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Делает программа ФинЭкАнализ .

Анализ хозяйственной деятельности предприятия это научный способ познания экономических явлений и процессов, основанный на расчленении на составные части и изучении многообразия связей и зависимостей. Это функция управления предприятием. Анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает научное управление производством, увеличивает объективность и эффективность.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия состоит из следующих направлений:

  • Финансовый анализ
    • Анализ платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости ,
  • Управленческий анализ
    • Оценка места предприятия на рынке данного товара,
    • Анализ использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов,
    • Оценка результатов производства и реализации продукции ,
    • Принятие решений по ассортименту и качеству продукции,
    • Выработка стратегии управления затратами на производство,
    • Определение политики ценообразования ,

Показатели хозяйственной деятельности предприятия

Аналитик по заданным критериям отбирает показатели, формирует из них систему, делает анализ. Комплексность анализа требует использования в работе систем, а не отдельных показателей. Показатели хозяйственной деятельности предприятия делятся на:

1. Стоимостные и натуральные , - в зависимости от положенных в основу измерителей. Стоимостные показатели - самый распространенный вид экономических показателей. Они обобщают разнородные хозяйственные явления. Если предприятие использует больше одного вида сырья и материалов, то дать информацию об обобщенных суммах поступления, расходования, и остатка этих предметов труда могут только стоимостные показатели.

Натуральные показатели являются первичными, а стоимостные - вторичными, так как последние исчисляются на основе первых. Экономические явления, такие как себестоимость продукции, издержки обращения, прибыль (убыток) и некоторые другие показатели измеряют только в стоимостных показателях.

2. Количественные и качественные , - в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется. Для результатов, допускающих количественное измерение, используют количественные показатели . Значения таких показателей выражаются в виде некоторого действительного числа, имеющего физический или экономический смысл. К ним относятся:

1. Все финансовые показатели:

  • выручка,
  • чистая прибыль,
  • постоянные и переменные издержки,
  • рентабельность,
  • оборачиваемость,
  • ликвидность и др.

2. Рыночные показатели:

  • объем продаж,
  • доля рынка,
  • размер/рост клиентской базы и т.д.

3. Показатели, характеризующие эффективность бизнес-процессов и деятельность по обучению и развитию предприятия:

  • производительность труда,
  • производственный цикл,
  • время выполнения заказа,
  • текучесть персонала,
  • количество сотрудников, прошедших обучение, и др.

Большинство характеристик и результатов работы организации, подразделений и сотрудников строгому количественному измерению не поддаются. Для их оценки используют качественные показатели . Качественные показатели измеряют с помощью экспертных оценок, путем наблюдения за процессом и результатами работы. К ним, например, относятся такие показатели, как:

  • относительная конкурентная позиция предприятия,
  • индекс удовлетворенности клиентов,
  • индекс удовлетворенности персонала,
  • командность в работе,
  • уровень трудовой и исполнительской дисциплины,
  • качество и своевременность представления документов,
  • соблюдение стандартов и регламентов,
  • выполнение поручений руководителя и многие другие.

Качественные показатели, как правило, являются опережающими, так как влияют на конечные результаты работы организации и «предупреждают» о возможных отклонениях количественных показателей.

3. Объемные и удельные - в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений. Так, например, объем выпуска продукции, объем продаж, себестоимость продукции, прибыль представляют собой объемные показатели . Они характеризуют объем данного экономического явления. Объемные показатели являются первичными, а удельные - вторичными.

Удельные показатели рассчитываются на основе объемных показателей. Например, себестоимость продукции и ее стоимость представляют собой объемные показатели, а отношение первого показателя ко второму, то есть затраты на один рубль товарной продукции - удельный показатель.

Результаты хозяйственной деятельности предприятия

Прибыль и доход - основные показатели финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат. Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, т.е. включает в себя оплату труда и прибыль.

Доход характеризует сумму средств, которая поступает предприятию за период, и за вычетом налогов используется на потребление и инвестирование. Доход иногда - объект налогообложения. В этом случае после вычета налога он подразделяется на фонды потребления, инвестиционный и страховой. Фонд потребления используется на оплату труда персонала и выплаты по итогам работы за период, за долю в уставном имуществе (дивиденды), материальную помощь и т.п.

Прибыль - часть выручки, остающаяся после возмещения затрат на производство и сбыт продукции. В условиях рыночной экономики прибыль - источник:

  • пополнения доходной части государственного и местного бюджетов,
  • развития предприятия, инвестиционной и инновационной деятельности,
  • удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия.

На величину прибыли и дохода влияют объем выпускаемой продукции, ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование ценообразования и другие факторы. В свою очередь прибыль воздействует на рентабельность, платежеспособность предприятия и другие. Величина валовой прибыли предприятия состоит из трех частей:

  • прибыли от реализации продукции - как разницы между выручкой от реализации продукции (без учета НДС и акцизного сбора) и ее полной себестоимостью;
  • прибыли на реализацию материальных ценностей и иного имущества (это разница между ценой продажи и затратами на приобретение и реализацию). Прибыль от реализации основных фондов представляет собой разницу между выручкой от продажи, остаточной стоимостью и затратами на демонтаж и реализацию;
  • прибыли от внереализационных операций, т.е. операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях, сдачи имущества в аренду, превышение суммы полученных штрафов над уплаченными и др.).

В отличие от прибыли, которая показывает абсолютный эффект деятельности, рентабельность - относительный показатель эффективности работы предприятия. В общем виде он исчисляется как отношение прибыли к затратам и выражается в процентах. Термин образован от слова "рента" (доход).

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки результатов работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Часто используются рентабельность продукции и рентабельность производства. Различают следующие виды рентабельности:

Страница была полезной?

Еще найдено про хозяйственная деятельность предприятия

  1. Методика экспресс-анализа результатов деятельности коммерческой организации
    В настоящей работе приводится содержание первого этапа методики ориентированного на комплексную оценку эффективности хозяйственной деятельности предприятий Делается акцент на критериях оценки и вопросе методического обеспечения расчета экономических последствий
  2. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса
    Наиболее сложно учесть влияние инфляционных процессов однако без этого затруднительно сделать однозначный вывод о том является ли увеличение валюты баланса следствием только лишь удорожания готовой продукции под воздействием инфляции сырья материалов либо оно показывает и на расширение хозяйственной деятельности предприятия При наличии устойчивой базы расширения хозяйственного оборота предприятия причины его неплатежеспособности следует
  3. Финансовое оздоровление предприятия
    В четвертом разделе плана финансового оздоровления определяются мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия-должника Пункт 4.1 содержит таблицу с перечнем мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке
  4. Анализ финансовых потоков предприятий черной металлургии
    Денежный поток по финансовой деятельности состоит из поступлений и выплат связанных с осуществлением внешнего финансирования хозяйственной деятельности предприятия Здесь притоки составляют долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы выпуск и продажа
  5. Анализ себестоимости продукции предприятия на примере ПАО Башинформсвязь
    В данной работе была попытка построения экономико-математической модели являющейся математическим описанием хозяйственной деятельности предприятия с целью исследования и успешного управления фирмой 11 Построенная экономико-математическая модель включают
  6. Развитие методики экономического анализа оборотного капитала
    Комплекс показателей хозяйственной деятельности предприятия включает показатели непосредственного или опосредованного фактора времени период погашения дебиторской и кредиторской
  7. Валовый доход
    Решение этой задачи обеспечивает самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности предприятия Определенная часть валового дохода предприятия - источник формирования прибыли за счет которой
  8. Методы регрессионного анализа при планировании и прогнозировании потребности в оборотных средствах
    Необходимость прогнозирования и планирования оборотных средств определяется особым значением этой экономической категории для хозяйственной деятельности предприятия Авансированный характер оборотных средств необходимость вложения в них затрат до достижения экономического
  9. Комплексный анализ эффективности использования нематериальных активов
    Сложившаяся тенденция дает основания полагать что комплексный анализ эффективности использования нематериальных активов должен выступать составной частью комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия Исследование показало что методологические основы проведения анализа эффективности использования нематериальных активов были
  10. Политика антикризисного финансового управления
    Они основаны на последовательном определении моделей управленческих решений выбираемых в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности предприятия и масштабами кризисных явлений в его развитии В системе кризисного финансового управления

  11. Уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия во многом определяется целенаправленным формированием его капитала Основной целью формирования капитала предприятия
  12. Финансовый анализ предприятия - часть 5
    Среди критериев эффективности приоритет должен отдаваться таким параметрам системы управление финансовыми ресурсами предприятия как обеспечение - определение реального объема имеющихся фондов финансовых ресурсов - определение оптимальных размеров фондов денежных ресурсов их разделение и использование с учетом потребностей предприятий экономической целесообразности расходов а также влияния их на конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия - контроля за рациональным использованием ресурсов производственных фондов выполнением плановых задач непрерывностью
  13. Управленческий анализ как функция менеджмента
    I Анализ хозяйственной деятельности предприятий функционировавших в условиях планово-централизованной экономики Мощный теоретический и методологический аппарат анализа разработанный
  14. Аренда
    Основными преимуществами аренды лизинга являются увеличение рыночной стоимости предприятия за счет получения дополнительной прибыли без приобретения основных фондов в собственность увеличение объема и диверсификация хозяйственной деятельности предприятия без существенного расширения объема финансирования его внеоборотных активов существенная экономия финансовых ресурсов
  15. Актуальные вопросы и современный опыт анализа финансового состояния организаций
    Данный этап характеризуется активной дифференциацией анализа по отраслям народного хозяйства поворотом анализа финансового состояния к комплексному анализу всех сторон хозяйственной деятельности предприятий и определению ее влияния на конечные результаты работы Кроме того этот период
  16. Финансовый анализ предприятия - часть 2
    В процессе хозяйственной деятельности предприятие предоставляет товарный кредит для потребителей своей продукции т е существует разрыв во
  17. Внеоборотные активы
    Внеоборотные долгосрочные активы предприятия характеризуются следующими положительными особенностями они не подвержены действию инфляции а следовательно лучше защищены от нее меньший финансовых риск потерь в процессе хозяйственной деятельности предприятия защита от недобросовестных действий партнеров по хозяйственным операциям способность генерировать стабильную прибыль

Под хозяйственной деятельностью в Хозяйственном кодексе понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность (ч. 1 ст. 3 ХК).
ЗУ«О внешнеэкономической деятельности» хозяйственная деятельность - это любая деятельность, в том числе предпринимательская, связанная с производством и обменом материальных и нематериальных благ, выступающих в форме товара.
А ЗУ от 1 июня 2000 г. «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» под хозяйственной деятельностью понимает любую, в том числе предпринимательскую, юридических лиц, а также физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности, связанной с производством (изготовлением) продукции, торговлей, оказанием услуг, выполнением работ.
Исходя из содержания ст. 3, 42, 52 ХК общие разновидности хозяйственной деятельности можно сгруппировать таким способом:
1) коммерческая хозяйственная деятельность (предпринимательство) - хозяйственная деятельность, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли; Хозяйственная коммерческая деятельность (предпринимательство) осуществляется предприятием (предпринимателем) как самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск деятельность с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли (ст. 42 ХК).
2) некоммерческая хозяйственная деятельность - хозяйственная деятельность, осуществляемая без цели получения прибыли; Согласно ч. 1 ст. 52 ХК некоммерческое хозяйствование-это самостоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли.
3) хозяйственное обеспечение деятельности нехозяйствующих субъектов - деятельность нехозяйствующих субъектов, направленная на создание и поддержание необходимых материально-технических условий их функционирования, которое осуществляется при участии или без участия субъектов.
Следует заметить, что исчерпывающий перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию (а именно - 45 видов хозяйственной деятельности), устанавливает Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000.
Вместе с тем согласно ст. 259 ХК вид хозяйственной деятельности имеет место в случае объединения ресурсов (оборудование, технологических средств, сырья и материалов, рабочей силы) для создания производства определенной продукции или оказания услуг. Отдельный вид деятельности может состоять из единого простого процесса или охватывать ряд процессов, каждый из которых входит в соответствующую категорию классификации.
Исходя из положений гл. 6, VII ХК можно выделить следующие виды хозяйственной деятельности:
1. Хозяйственно-торговая деятельность - деятельность, которую осуществляют субъекты хозяйствования в сфере товарного обращения, направленная на реализацию продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления, а также вспомогательная деятельность, обеспечивающая их реализацию путем предоставления соответствующих услуг.
Хозяйственно-торговая деятельность опосредствуется хозяйственными договорами поставки, контрактации сельскохозяйственной продукции, энергоснабжения, купли-продажи, аренды, мены (бартера), лизинга и другими договорами.
2. Агентская деятельность - коммерческое посредничество, которое заключается в предоставлении коммерческим агентом услуг субъектам хозяйствования при осуществлении ими хозяйственной деятельности способом посредничества от имени, в интересах, под контролем и за счет субъекта, которого он представляет. Коммерческое посредничество является предпринимательской деятельностью.
Коммерческим агентом может быть субъект хозяйствования (гражданин или юридическое лицо), который по полномочиям, основанным на агентском договоре, осуществляет коммерческое посредничество.
Не являются коммерческими агентами предприниматели, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени.
3. Перевозки грузов - хозяйственная деятельность, связанная с перемещением продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления железными дорогами, автомобильными дорогами, водными и воздушными путями, а также транспортирование продукции трубопроводами.
Субъектами отношений перевозки грузов есть перевозчики, грузоотправители и грузополучатели.
Перевозка грузов осуществляют грузовой железнодорожный транспорт, автомобильный грузовой транспорт, морской грузовой транспорт и грузовой внутренний флот, авиационный грузовой транспорт, трубопроводный транспорт, космический транспорт, другие виды транспорта.
4. Капитальное строительство - строительство объектов производственного и другого назначения, подготовка строительных участков, работы по оборудованию зданий, работы по завершению строительства, прикладные и экспериментальные исследования и разработки и т.п., которые выполняются субъектами хозяйствования для других субъектов или на их заказ и осуществляются на условиях подряда.
5. Инновационная деятельность - деятельность участников хозяйственных отношений, которая осуществляется на основе реализации инвестиций с целью выполнения долгосрочных научно-технических программ с длительными сроками окупаемости затрат и внедрение новых научно-технических достижений в производство и другие сферы общественной жизни.
Финансовая деятельность включает денежное и прочее финансовое посредничество, страхование, а также вспомогательную деятельность в сфере финансов и страхования.
6. Финансовое посредничество - деятельность, связанная с получением и перераспределением финансовых средств, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Финансовое посредничество осуществляют учреждения банков и другие финансово-кредитные организации.
Страхование в сфере хозяйствования - это деятельность, направленная на покрытие долгосрочных и краткосрочных рисков субъектов хозяйствования с использованием сбережений через кредитно-финансовую систему или без такого использования.
Вспомогательной деятельностью в сфере финансов и страхования является негосударственное управление финансовыми рынками, биржевые операции с фондовыми ценностями, другие виды деятельности (посредничество в кредитовании, финансовые консультации, деятельность, связанная с иностранной валютой, страхованием грузов, оценивание страхового риска и убытков, другие виды вспомогательной деятельности).
7. Коммерческая концессия - по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) на срок или без определения срока право использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса прав, принадлежащих правообладателю, а пользователь обязуется соблюдать условия использования предоставленных ему прав и уплатить правообладателю обусловленное договором вознаграждение.
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса предоставленных пользователю прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в полном объеме, с указанием или без указания территории использования относительно определенной сферы предпринимательской деятельности.
8. Внешнеэкономическая деятельность - хозяйственная деятельность, при осуществлении которой имущество и / или рабочая сила пересекают таможенную границу Украины.

Согласно ст. 3 ХКУ под ХД понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на производство и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.

ХД характерны следующие признаки:

1) эта деятельность направлена на производство продукции (товаров), выполнение работ и предоставление услуг с целью удовлетворения потребностей других субъектов;

2) она осуществляется, как правило, на профессиональных началах;

3) результаты этой деятельности имеют форму товара, а значит и стоимостное выражение;

4) в процессе организации и осуществления этой деятельности объединяются как частные интересы производителя, так и публичные интересы государства и общества в целом.

Согласно ст. 3 ХКУ ХД, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли является предпринимательством, а субъекты, осуществляющие эту деятельность – предпринимателями. ХД, которая осуществляется без цели получения прибыли является некоммерческой ХД.

В главах 4 и 5 ХКУ закреплены общие положения относительно предпринимательства и некоммерческой хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 42 ХКУ предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая на собственный риск ХД, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) для достижения экономических и социальных результатов с целью получения прибыли.

Согласно ст. 52 ХКУ некоммерческое хозяйствование - это осуществляемая субъектами хозяйствования самостоятельная, систематическая ХД, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли. НХД осуществляется субъектами хозяйствования государственного или коммунального секторов экономики в сферах (видах деятельности), в которых согласно ст. 12 этого Кодекса запрещено предпринимательство.

НХД может осуществляться также другими субъектами хозяйствования, которым осуществление ХД в форме предпринимательства запрещается законом (товарные и фондовые биржи).

Согласно ст. 52 ХКУ запрещается осуществление НХД органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам. В ХКУ определяются: организационные формы осуществления НХД (ст. 53); положения относительно ее регулирования (ст. 54).

    Объективная основа, средства и методы государственного регулирования хозяйственной деятельности

Государственное регулирование ХД является объективной необходимостью, которая приобретает все новые черты и особенности, направленные на становление рыночных отношений, разгосударствление, предпринимательство, развитие различных форм хозяйствования. Государство осуществляет регулирование ХД по двум причинам. Во-первых, государство осуществляет управление имуществом, которое является объектами государственной собственности, а, во-вторых, государственное воздействие на ХД обусловлено рядом требований относительно защиты публичных интересов, связанных:

    с формированием государственного бюджета;

    с охраной окружающей среды и пользования природными ресурсами;

    с обеспечением обороноспособности страны;

    с реализацией свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

С соблюдением правопорядка как во внутренней ХД, так и при осуществлении ВЭД и иностранного инвестирования;

С обеспечением занятости населения и др.

Кроме того, государство обязано:

Обеспечивать субъектам хозяйствования (независимо от формы собственности) одинаковые правовые и экономические условия хозяйствования;

Способствовать развитию рынка, осуществлять его регулирование, используя экономические законы и стимулы, реализуя антимонопольные меры;

Обеспечивать льготные условия предприятиям, которые применяют прогрессивные технологии, создают новые рабочие места и др.

Государственное регулирование ХД представляет собой совокупность мер относительно принятия и надлежащего исполнения хозяйственного законодательства, а также определения системы органов государственного руководства, которые непосредственно осуществляют функции регулирования и управления этой сферыой экономики.

Согласно ст. 12 ХКУ к основным средствам регулирующего воздействия государства на ХД относятся:

    государственный заказ, государственное задание (ст.13 ХКУ и ЗУ от 22 декабря 1995 г. «О поставках продукции для государственных потребностей» ЗУ от 22 февраля 2000 г. «О закупке товаров работ и услуг за государственные средства»);

    лицензирование, патентование и квотирование (ст. 14 ХКУ и ЗУ от 1 июня 2000 г. «О лицензировании определенных видов ХД», «О патентовании некоторых видов ПД», «О ВЭД»);

    сертификация и стандартизация (ст. 15 ХКУ, ЗУ «О стандартизации», «О подтверждении соответствия»);

    применение нормативов и лимитов;

    регулирование цен и тарифов (ХКУ глава 21, ЗУ «О ценах и ценообразовании»);

    предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот (ст. 17, ЗУ «Об ИД», «О режиме иностранного инвестирования» и др.);

    предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий (ст. 16 ХКУ).

Принципы государственного регулирования ХД представляют собой основные положения, определяющие наиболее общие и наиболее существенные особенности экономической политики государства. К ним относятся:

Согласованность и координация действий субъектов хозяйствования различных форм собственности;

Хозяйственная самостоятельность;

Равноправие всех форм собственности;

Объединение экономических и социальных целей.

В процессе осуществления регулирования ХД государство использует определенные методы государственного регулирования ХД, которые представляют собой совокупность способов и приемов, используемых в процессе регуляторной деятельности государственными органами для решения задач в сфере экономики с целью достижения определенных результатов.

Среди таких методов следует выделить:

Метод убеждения, разрешения;

Метод прямых указаний;

Административные и экономические методы.

В современных условиях метод убеждения и разрешения является одним из основных методов. В ХКУ определен принцип добровольности создания СХ, их равенство независимо от формы собственности и с учетом личных и общественных интересов.

Вместе с тем в условиях становления рыночных отношений применение метода убеждения и разрешения изолировано от метода прямых указаний не дает положительных результатов. Поэтому для обеспечения порядка в ХД в предусмотренных законом случаях применяется метод прямых указаний, устанавливающий требования относительно качества продукции, охраны окружающей среды, ведения учета и отчетности, соблюдения техники безопасности и др.

Административные методы - это прямое влияние на поведение, деятельность СХ с помощью обязательных указаний, а экономические методы - это непосредственное влияние с помощью экономических стимулов (цен, дотаций, кредитов и др.). Административные методы чаще всего применяются в случаях, когда для реализации управленского решения необходим приказ или запрет.

Практическое применение экономических методов осуществляется с помощью следующих рычагов: ценообразование, льготное кредитование, финансирование и др.

Согласно ст. 8 ХКУ государство, ОГВ и ОМС не являются субъектами хозяйствования. Решения этими органами в сфере ХД принимаются в пределах их хозяйственной компетенцией, закрепленной в Конституции Украины, в ЗУ «О местных государственных администрациях», «О местном самоуправлении» и др.

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Предприятие – это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Предприятие имеет конкретное название – завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п.

Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

Каждое предприятие — это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);

2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);

5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.)

Деятельность предприятия упорядочивают многочисленные юридические акты, основными из которых являются: ГК РФ о предприятии, устав предприятия и коллективный договор, регулирующий отношения трудового коллектива с администрацией предприятия.

ГК РФ о предприятии определяет порядок создания, регистрации, ликвидации и реорганизации предприятия.

Согласно существующему законодательству предприятие может создаваться собственником или по решению трудового коллектива; в результате принудительного разделения другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством; в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений, а также в других случаях.

Предприятие включается в государственный реестр России со дня его регистрации. Для осуществления этой процедуры необходимы заявление, решение учредителя о создании, устав и другие документы по перечню, определяемому Правительством РФ.

Ликвидация и реорганизация предприятия производятся по решению собственника и при участии трудового коллектива, либо по решению суда или арбитража, а также в случаях: признания его банкротом; если принято решение о запрете деятельности предприятия; если решением суда признаны недействительными учредительные документы и в других случаях.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с уставом на основе сочетания прав собственника и принципов самоуправления трудового коллектива. Собственник может делегировать свои права по управлению предприятием совету предприятия либо другому органу, предусмотренному уставом предприятия и представляющему интересы собственника и трудового коллектива.

Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Источниками его формирования являются:

– денежные и материальные взносы учредителей;

– доходы от основной и других видов деятельности;

– доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов;

– капитальные вложения и дотации из бюджетов;

– поступления от разгосударствления и приватизации собственности;

– безвозмездные или благотворительные взносы предприятий, организаций и граждан и иные источники.

Предприятие пользуется и распоряжается имуществом по своему усмотрению: продает, передает безвозмездно, обменивает или сдает в аренду.

Обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия согласно ГК РФ является прибыль (доход), порядок использования которой определяет собственник.

Предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда без ограничения его роста со стороны государственных органов, минимальный размер оплаты труда наемных работников (не может быть меньше черты малообеспеченности, устанавливаемой законодательством России), устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов работников.

Предприятие самостоятельно осуществляет планирование деятельности и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию. Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями продукции, работ, услуг, и поставщиками материально-технических ресурсов.

Предприятие реализует свою продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе. В расчетах с зарубежными партнерами применяются контрактные цены в соответствии с условиями и ценами мирового рынка.

Вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни и здоровья членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым коллективом с участием собственника в соответствии с уставом предприятия, коллективным договором и законодательными актами Росии.

Государство гарантирует соблюдение прав и законных интересов предприятия: обеспечивает ему равные правовые и экономические условия хозяйствования, независимо от форм собственности; способствует развитию рынка и регулирует его с помощью экономических законов и стимулов, реализует антимонопольные меры; обеспечивает льготные условия предприятиям, внедряющим прогрессивные технологии, создающим новые рабочие места.

Предприятие несет ответственность за нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, за загрязнение окружающей среды. Предприятие должно обеспечивать безопасность производства, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья его работников, населения и потребителей продукции.

Контроль за отдельными сторонами деятельности предприятия осуществляют: государственная налоговая администрация, налоговая полиция и государственные органы, на которые возложен надзор за безопасностью производства, труда, противопожарной и экологической безопасности, другие органы, определенные законодательством России.

Предприятие действует на основании Устава, который утверждается собственником имущества, а для государственных предприятий — также при участии трудового коллектива.

В уставе предприятия определяются: собственник и полное наименование предприятия, его местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и порядок их формирования, компетенция и полномочия трудового коллектива и его выборных органов, порядок образования имущества, условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.

В устав могут включаться положения: о трудовых отношениях; о полномочиях, порядке создания и структуре совета предприятия; о товарном знаке и др.

2 Суть договоров купли-продажи, поставки. Организация договорной работы на предприятии

Договор купли-продажи - это договор , по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену) (п. 1. ст. 454 ГК РФ). Договор купли-продажи является генеральной договорной конструкцией (параграф 1 главы 30 ГК РФ). В главе 30 выделяются также иные виды договора купли продажи: договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поставки для государственных или муниципальных нужд, договор контрактации, договор энергоснабжения, договор продажи недвижимости, договор продажи предприятия.

Предметом договора является вещь (товар). Таким образом, данная договорная модель ориентирована, прежде всего, на возмездное отчуждение в вещное право материальных объектов. Вместе с тем, конструкция договора купли-продажи может применяться также для регулирования отношений по отчуждению имущественных прав (п.4. ст. 454 ГК РФ). Отчуждение вещных прав по договору купли-продажи очевидно невозможно в силу того, что это противоречит природе этих прав (п.4. ст.454 ГК РФ). Одним из исключений может являться отчуждение доли в праве общей собственности. Единственным существенным условием договора купли-продажи, в РФ является его предмет. Согласование условия о предмете означает установление наименования и количества товара. Цена не является существенным условием, и в случае, если в договоре она не установлена, её определение происходит по правилам ст. 424 ГК РФ (сходные товары в сходных условиях).

Признаки договора купли продажи - консенсуальный, двусторонний, возмездный, взаимообязывающий, не фидуциарный, не публичный, взаимосогласованный, бессрочный.

Договор поставки - это соглашение сторон, по которому поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях.

Договор является консенсуальным, возмездным, двусторонним договором. Данный договор имеет ряд отличительных признаков. Во-первых, следует отметить особенность в субъектном составе данного договора, которая заключается в том, что в качестве поставщика может выступать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность: индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Во-вторых, одним из существенных условий договора поставки является обязательность поставщика передать товары в обусловленный срок или сроки. Поэтому договор поставки предполагает как единовременную оптовую продажу товаров в срок, так и оптовую продажу товаров отдельными партиями в течение длительного времени (обусловленные сроки), а также передачу какой – либо определённой вещи в обусловленный срок. В-третьих, имеет существенное значение, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, ибо по договору поставки покупатель приобретает товары для использования в предпринимательской деятельности (для промышленной переработки и потребления, для последующей продажи и иной профессиональной деятельности) либо для деятельности, не связанной с личным, семейным, домашним использованием товара.

Сторонами договора поставки являются поставщик и покупатель. На стороне поставщика, как правило, выступают коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а покупатели любые лица, но чаще всего юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Договор поставки заключается в письменной форме. Он заключается таким способом, как обмен документами между сторонами. Если сторонами договора являются два гражданина (предприниматели), а общая сумма поставленных товаров не превышает 1000 рублей, то договор может быть заключен в устной форме.

Цель, с которой заключается договор, составляет предмет сделки, взаимные права и обязанности сторон - его условия, совокупность условий - его содержание.

Общеизвестна роль договора как универсального регулятора хозяйственных связей, всеобъемлющего инструмента коммерции, хозяйственной деятельности. С другой стороны, договор между конкретными сторонами позволяет улавливать и упорядочивать их тончайшие взаимоотношения, избавляя законодателя от этой непосильной и ненужной функции.

Поэтому Гражданский кодекс дает лишь общую характеристику договоров и перечень основных условий, оставляя сторонам возможность сколь угодно конкретизировать, расширять положения, включаемые в каждый конкретный договор. Такую же свободу должны предоставлять и корпоративные нормативные акты.

Закон наделяет организации правом самостоятельно выбирать контрагентов и совершать от своего имени действия, имеющие юридическую силу при выработке и реализации обязательств по договорам.

Под договорной работой на предприятии понимаются мероприятия, обычно проводимые в два цикла:

– заключение договоров (подготовка, оформление, согласование условий с контрагентами);

– организация исполнения договоров (оперативные мероприятия, учет, контроль, оценка хода и результатов).

Эта работа есть разновидность правовой деятельности, поскольку в ее основе лежат юридические нормы (централизованные и корпоративные), а результат ее первого цикла - договор - сам становится юридически обязательным документом.

Если предприятие выступает в качестве поставщика (продавца, исполнителя), то за оформление и выполнение договора отвечает, как правило, плановый отдел или отдел сбыта, либо специально образуемый договорный отдел. Если предприятие является покупателем (заказчиком), то работа в зависимости от предмета договора ведется в службах, ответственных за материально-техническое снабжение, организацию капитального строительства, ремонта оборудования и т.п.

Двум названным видам договорной работы должны соответствовать: содержание корпоративных актов, специализация юристов, распределение обязанностей между работниками юридического отдела предприятия. Следует обратить внимание на стадии договорной работы.

Круг вопросов, решаемых в процессе заключения и исполнения договоров, специфичен для каждого предприятия, но сам этот процесс единообразен в том смысле, что ему присущи следующие типичные стадии.

1. Подготовка к заключению договоров. Этапы: преддоговорные контакты с возможными контрагентами; разработка основных условий (подписание предварительных договоров - соглашений о намерениях); подготовка бланков договорной документации; составление плана договорной кампании (при большом количестве потенциальных контрагентов).

2. Оценка оснований заключения договоров. Базируется главным образом на анализе производственной и коммерческой ситуации, в которой находится предприятие и каждый из потенциальных контрагентов. Решение об отказе заключить договор при наличии предварительного соглашения необходимо аргументировать, причем до того, как контрагент совершит действия, связанные с материальными затратами.

3. Оформление договоров. Этапы: разработка проектов; урегулирование разногласий; конкретизация содержания заключенных договоров; их изменение или расторжение.

Проекты разрабатываются, как правило, службой, ответственной за ведение договорной работы, и вместе с протоколом разногласий или другой подобной документацией передаются для всесторонней проверки в отделы, занятые производственным материально-техническим, финансовым и правовым обеспечением предприятия. Традиционная форма проверки соответствия проектов интересам и возможностям предприятия – визирование.

4. Доведение содержания договоров до исполнителей. Возможно в следующих формах: передача заинтересованным лицам договорной документации, что обычно удостоверяется их подписью; передача подразделениям предприятия копий или выписок этих документов; издание систематизированной информации об основных условиях договоров (описи заказов, планы поставок и т.п.).

5. Контроль исполнения. Имеет целью поддерживать работы в параметрах, отвечающих условиям контрактов, для чего данные о ходе работ сопоставляются с обусловленными показателями. Контроль может быть выборочным, сплошным, периодическим, постоянным.

6. Оценка результатов исполнения договоров. Складывается из: выводов об успехе (неуспехе) путем сравнения фактически достигнутых показателей с целями сделок; анализа результатов на предмет возможности применить к исполнителям меры поощрения или санкции; разработки мероприятий, способных улучшить исполнение договоров.

Наиболее сложный вопрос представляет, пожалуй, вопрос о нормативной регламентации договорной работы.

Особенностью договорной работы является то, что она основана на локальных нормативных актах, то есть таких, которые принимаются непосредственно самими предприятиями. Эти акты, не повторяя общих положений о договорах, содержащихся в действующем законодательстве, позволяют:

– учесть специфические особенности и условия работы предприятия, и призваны определить перечень и функции подразделений предприятия, ведущих договорную работу;

– установить содержание выполняемых при этом действий, порядок и сроки их осуществления;

– закрепить схемы исполнения договорной документации и формы учета исполнения договоров;

– определить меры стимулирования надлежащего исполнения договоров и ответственности структурных подразделений и должностных лиц за нарушение договорных обязательств;

– предусмотреть ответственность конкретных работников, их права и обязанности.

Следует иметь в виду, что локальные нормативные акты могут носить как комплексный характер (например, Положение о ведении договорной работы, Инструкция о порядке ведения договорной работы), так и отражать лишь часть стадий (например, Инструкция о порядке предъявления претензий и исков за неисполнение обязательств). Однако есть предел, за которым нормирование теряет смысл - чрезмерная детализация рождает «мертвые» правила. Корпоративные акты, регулирующие ведение договорной работы, утверждаются руководителем предприятия.

При разработке инструкций (положений) не следует ни воспроизводить, ни пересистематизировать нормы законодательства. Это ведет, во-первых, к отрыву создаваемых актов от реального структурирования договорной работы на предприятии, во-вторых, — к искажению смысла закона. В таких корпоративных актах не следует предусматривать нормы, регулирующие отношения с контрагентами, поскольку это является предметом договорной регламентации с ними.

К локальным нормативным актам в качестве приложений разрабатываются формы (бланки) договорной документации. Содержание этих бланков отражает основные реквизиты и условия будущего договора. В определенной степени они облегчают и ускоряют процесс заключения договоров. Поэтому очень важно обеспечить их своевременную разработку. Вместе с тем следует указать, что формы договорной документации носят вспомогательный характер. В процессе заключения договоров и согласовании его условий стороны могут вносить в них изменения и дополнения: исключить из них отдельный пункты, включить другие и т.д.

Особое внимание следует обратить на роль юридической службы в договорной работе на предприятии. Юридическая служба предприятия обобщает и анализирует договорную практику. Это необходимо для выявления недостатков в организации договорной кампании и разработки мероприятий по их устранению и недопущению. Выводы, сделанные в результате обобщения, используются при заключении новых договоров.

Важно подчеркнуть, что участие юрисконсультов в договорной работе носит не эпизодический, а постоянный характер. Оно не сводится только к ознакомлению сотрудников, участвующих в договорной работе, с соответствующими нормативными актами. Юристы организуют и активно участвуют как в подготовке локальных нормативных актов, так и всей договорной документации. Юрисконсульт обязан просмотреть и завизировать все правовые акты предприятия, высказать по ним свои замечания и предложения с тем, чтобы в этих актах было выражено наиболее оптимальное решение, основанное на знании конкретной хозяйственной ситуации и действующего законодательства.

При проверке проектов правовых документов либо участии в подготовке приказов, инструкций, положений, договоров и другой правовой документации по вопросам договорной работы юридической службе следует обращать внимание на то, чтобы в них не устанавливались незаконные положения и условия. Только после такой проверки проекты указанных документов могут быть завизированы юридической службой.

Юридической службе следует участвовать в определении структуры договорных связей предприятия исходя из необходимости установления более рациональных договорных отношений. При этом необходимо иметь в виду, что структура договорных отношений может зависеть от характерного для данного предприятия направления специализации, организационного построения (наличия в составе производственного объединения самостоятельных предприятий, производственных единиц) и распределения функций между ее хозяйственными подразделениями, от технологических особенностей производства и др.

Получив проект договора для проверки, юрисконсульт должен посмотреть правильно ли он составлен по существу и по форме. При визировании проекта договора следует, кроме того, обратить внимание на отражение в нем всех существенных условий, полноту и четкость изложения текста договора, не допускающего различного толкования.

В тех случаях, когда у подразделения предприятия, получившего проект договора, имеются замечания по его условиям, договор оформляется с протоколом разногласий. Юридический отдел, если он не участвовал в составлении протокола разногласий, должен при визировании проекта договора проверять законность и правильность составления протокола разногласий. Рассматривая замечания контрагента, изложенные им в протоколе разногласий, юридический отдел должен обращать внимание на законность и мотивированность предложенных замечаний, а также возражений на них со стороны заинтересованных подразделений предприятия.

Эффективность договорной работы в немалой степени зависит от учета и контроля исполнения хозяйственных договоров.

Надлежаще организованный учет является важным элементом системы мер по предотвращению нарушений обязательств. Он должен обеспечивать создание документальной базы для анализа причин невыполнения договорных обязательств, принятия мер по предотвращению их и устранению, способствовать правильному рассмотрению претензий и исков контрагентов, обеспечивать достоверность данных в статистической отчетности о выполнении договорных обязательств.

На практике такой учет осуществляется путем ведения журнала. В этом журнале предусматриваются разделы, в которых указываются, например, по договору поставки такие данные, как реквизиты контрагента, номера и даты договоров, спецификаций, нарядов, заказов, объем продукции, подлежащей поставке, и сроки поставки, наименование отгруженной продукции и дата отгрузки, номера транспортных документов, платежных требований и другие сведения.

Контрольные функции за надлежащим исполнением договорных обязательств должны осуществлять все службы, связанные с ведением договорной работы. В этих же целях могут образовываться специальные службы наблюдения за исполнением обязательств. Особенно велико значение в данной работе юридической службы предприятий. Она должна разрабатывать и осуществлять мероприятия, способствующие безупречному исполнению условий договора, координировать в этом плане деятельность всех звеньев предприятия.

Учет и контроль должны вестись и за ненадлежащим исполнением договорных обязательств контрагентами. И здесь юридической службе, наряду с другими структурными подразделениями, следует наладить оперативный сбор необходимой информации о нарушениях договорных обязательств. Это позволит своевременно выявить и не оставить без внимания ни одного случая ненадлежащего исполнения договоров, уменьшить разрыв во времени между нарушением и применением ответственности к должнику, повысить точность и качество подготавливаемых претензионных и исковых материалов.

В основе заключения договора лежит принцип свободы договора. Граждане и юридические лица вступают в договорные отношения своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора

Данные положения призваны обеспечить нормальное функционирование гражданского оборота, необходимым условием которого является равноправие его участников.

Развитие свободного рынка требует порой принятия нестандартных решений, и поэтому современное законодательство предоставляет участникам договора право заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами. Кроме того, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). При этом к отношениям сторон по смешанному договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Однако следует предостеречь от поспешного и непродуманного экспериментирования в заключении таких договоров. Для их составления требуется достаточно высокая юридическая квалификация. В противном случае при возникновении спора по такому договору стороны может ожидать неприятный сюрприз, когда суд определит применимое к данному договору право и окажется, что отношения сторон, в том числе и ответственность за нарушение своих обязательств по этому договору, установлена не так, как стороны рассчитывали. То есть прежде чем изобретать «новые» положения договора необходимо удостовериться, что законом не установлены обязательные требования к составлению данных условий договора. В обратном случае может оказаться, что законом предусмотрены какие-то иные последствия, нежели те, на которые рассчитывали стороны.

Участники договора могут определять его условия по своему усмотрению во всех случаях, когда содержание соответствующего условия не определено законом или иным правовым актом, носящим строго обязательный характер (императивными нормами). То есть действует принцип «свободы в рамках закона».


Top