Общее понятие о здоровье человека. Здоровый образ жизни. Здоровье духовное и физическое

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ДЗЕРЖИНСКИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ КРАСНОЙ АРМИИ »

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО ПРЕДМЕТУ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Г.ДЗЕРЖИНСК

ГЛАВА 1. Обеспечение и сохранение здоровья.

1. Общее понятие о здоровье, здоровом образе жизни.

2. Здоровый образ жизни - основа укрепления

и сохранения личного здоровья.

3. Факторы укрепления здоровья, вредные привычки,

разрушающие здоровье.

4. Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья

человека и общества.

ГЛАВА 2. Чрезвычайные ситуации и их классификация.

1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

2. Чрезвычайные ситуации связанные со стихийными бедствиями.

3. Чрезвычайные ситуации связанные с выбросом вредных веществ в окружающую среду.

4. Чрезвычайные ситуации связанные с пожарами,взрывами и ситуациями конфликтного характера.

5. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

6. Классификация чрезвычайных ситуаций антропогенного происхождения по тяжести и границам распространения.

7. Радиационно опасные объекты.

8. Химически опасные объекты

9. Особенности аварий и катастроф на пожаро-взрывоопасных объектах

10. Действия населения в чрезвычайных ситуациях

ГЛАВА 3. Безопасное поведение человека.

1. Пожарная безопасность в быту. Безопасное поведение человека в чрезвычайных ситуациях.

2. Безопасное поведение человека в быту.

3. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях.

ГЛАВА 4. Государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

1. МЧС России – орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

2. Организация аварийно – спасательных работ.

3. Служба скорой медицинской помощи и другие государственные службы в области безопасности

ГЛАВА 5. Оружие массового поражения и современные виды вооружений.



1. Назначение, характеристика и поражающие факторы ядерного оружия

2. Назначение и характеристика химического оружия

3. Поражающие свойства отравляющих веществ

4. Назначение и характеристики биологического оружия

5. Современные обычные средства поражения

ГЛАВА 6. Средства защиты населения

1. Средства коллективной защиты

2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания

3. Назначение,устройство и правила надевания противогазов

4. Средства защиты кожи (простейшие и специальные)

5. Медицинские средства само и взаимопомощи

6. Эвакуация и рассредоточение населения

7. Сигналы оповещения гражданской обороны

8. Санитарная обработка

9. Радиометр-рентгенометр ДП-5А. Назначение, устройство и порядок работы прибора

10. Войсковой прибор химической разведки ВПХР. Назначение,устройство и порядок работы

11. Индивидуальный дозиметр. Назначение,устройство и порядок работы.

ГЛАВА 7. Основы обороны государства и воинская обязанность

1. Основные понятия о воинской службе. Организация воинского учета

2. Добровольная и обязательная подготовка граждан к военной службе

3. Организация медицинского освидетельствования при постановке на учет. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

4. Правовые основы военной службы. Уставы ВС РФ- закон воинской жизни.

5. Военная присяга – клятва на верность Родине. Прохождение военной службы по призыву.

6. Прохождение военной службы по контракту. Права и ответственность военнослужащих.

7. Нормы международного гуманитарного права. Альтернативная гражданская служба.

8. История создания ВС РФ. Организационная структура вооруженных сил.

9. Функции и основные задачи ВС РФ, их роль в системе безопасности страны. Другие войска.

10. Патриотизм и верность воинскому долгу защитника Отечества.

11.Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности подразделения. Государственные символы России.

12. Боевое знамя воинской части- символ воинской чести,доблести и славы.

13.Ритуалы вооруженных сил. Военная форма одежды.

14. Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества.

15. Военная доктрина России. Законодательство в области обороны.

17. Международная миротворческая деятельность.

ГЛАВА 1.

«Обеспечение и сохранение здоровья.»

Общее понятие о здоровье. Здоровый образ жизни»

Полноценной жизни обязательно сопутствует успех.

Период жизни, когда прилив молодых сил чувствуется очень явственно, когда увлечённость не знает границ, а переоценка своих возможностей не оставляет места для самокритики – это, и есть переходный возраст.

Многие говорят, что здоровья – это, отсутствие болезни. Но это, определение не совсем правильное.

В уставе Всемирной организации здравоохранения говорят, что здоровье – это, «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Постоянные критерии, по которым оценивается здоровье:

- отсутствие болезни;

Нормальная работа организма;

Равновесие организма в системе «природа - человек» (температура тела, формула крови);

Полное физическое, духовное, умственное и соц. благополучие;

Способность приспосабливаться к изменениям в окружающей среде;

Способность полноценно учится, трудится, общаться с людьми;

Стремление к творчеству.

Таково сегодня понимание сути идеального здоровья. И нужно не только мечтать, но и самому делать всё возможное, чтобы обладать таким здоровьем.

Духовное и физическое здоровье постоянно находятся в гармоничном единстве. Вот как сказано об этом в книге «Построение мощной нервной силы».

«История рассказывает о двух рыцарях, которые убили друг друга из-за цвета королевского щита, который был повешен в центре огромного зала замка. Один рыцарь говорил, что щит красный, другой – зелёный. После трагического сражения кто-то взглянул на обе стороны щита – одна сторона была действительно красной, а другая зелёной. Есть также две стороны щита здоровья физическая и духовная – и они обе важны.

Обе эти стороны так тесно переплетены, что невозможно разделить их. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, и духовный контроль даёт необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья».

Факторы, влияющие на здоровье:

Биологические факторы (наследственность) - 20%;

Окружающая среда (природная, техногенная), экология – 20%

Индивидуальный образ жизни, привычка и поведение человека, макросоциальная среда – 50%

Служба здоровья – 10%.

На здоровье человека оказывает влияние:

1. Факторы риска естественной природной среды:

Солнечная активность;

Возрастание напряжённости электромагнитного поля Земли;

Колебание атмосферного давления, температура, влажность воздуха.

2. Факторы риска антропогенной (т.е. созданной человеком) среды, нарушение экологического равновесия.

3. Факторы риска связанные с урбанизацией:

Изменение микроклимата;

Загрязнённость естественной среды городов;

Возрастание миграционной активности населения;- возрастание темпа и напряжённости жизни, приводящие к стрессовым состояниям;

Воздействие «психологической» загрязнённости («тяжёлый рок», всевозможные секты).

4. Факторы риска, связанные с производственной средой:

Шум, вибрация, радиация;

Нарушение температурного режима;

Вредные химические вещества;

Нервно-эмоционального напряжения;

Монотонный ритм работы «ритм ночной работы».

5. Факторы риска макросоциальной среды:

Низкий уровень денежных доходов;

Неустроенный быт (отсутствие удобств, отсутствие отдельных квартир);

Соц. агрессия (низкий уровень общей культуры, культуры обслуживания в торговле, транспорте).

6. Генетические факторы риска:

Наследственная предрасположенность к различным заболеваниям.

7. Факторы риска, зависящие от образа жизни:

Табака курение, употребление алкоголя, наркомания;

Нерациональное питание (недоедание, модные диеты и т.д.);

Малоподвижный образ жизни;

Злоупотребление лекарствами;

Нервно-эмоциональные срывы без видимых на то причин «буря в стакане воды»;

Монотонная, однообразная жизнь, отсутствие интересов. Бесцветность жизни вследствие лени;

Неправильный режим труда и отдыха, одиночества;

Сексуальная неграмотность;

Неискренние, агрессивные, неправильные отношения с близкими людьми (друзья, учителя, родственники).

Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка.

«Великие люди ставят себе цели, остальные живут своими желаниями».

Иногда сама жизнь ставит перед людьми какие-нибудь важные цели, и тогда резервные мощности организма демонстрируют тот максимум, который заложен в человеке.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Здоровье – состояние полного физического, духовного(психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов.

Физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания , от оптимального сочетания устной и физической работы. Для того, чтобы иметь нормальное физическое здоровье, нужно много отдыхать (например, 8 – 9 часов сна). Духовное здоровье зависит от:

    отношения к окружающему миру;

    ориентации в этом мире;

    от умения определять своё положение в обществе;

    от своего отношения к людям и вещам;

    системы мышц.

Психическое понятие здоровья

Достигается умением жить в согласии с собой, с друзьями и близкими; прогнозированием различных ситуаций; разработкой моделей своего поведения в соответствии с возможностями и желаниями.

Как определить, здоров человек или нездоров?

Это определяется по личным ощущениям и показателям.

Индивидуальное здоровье обуславливается:

Сохранением и развитием биологических (размножение), физиологических (дыхание, питание, выделение, кровообращение), психофизиологических (восприятия, память, мышление), социальных (трудоспособность) функций при наибольшей продолжительной активной жизни.

Факторы, влияющие на здоровье

Примерный удельный вес в %

Группы факторов риска

1. Образ жизни

алкоголь, неправильное питание, вредные условия труда, переживания,

стрессы, привычки, гиподинамия, материально – бытовые условия,

наркотики, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество,

низкий образовательный и культурный уровень, высокий уровень

урбанизации (населения)

2. Генетика, биология

Предрасположенность к наследственным заболеваниям

3. Внешняя среда

Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена природно-атмосферного давления, магниты и другие излучения

4. Здравоохранение

Неэффективные профилактические меры, низкое качество медицинской помощи и несвоевременность её оказания

Общественное здоровье складывается из здоровья отдельных людей. Показатели:

    общая смертность;

    средняя продолжительность жизни;

    детская смертность.

На общественное здоровье влияют:

Природные факторы (загрязнение окружающей среды, жилищная среда) и социальные факторы (зарплата, продолжительность рабочего труда, условия труда, здравоохранение, уровень питания).

Здоровый образ жизни.

З.О.Ж. – это индивидуальное поддержание и укрепление здоровья.

Составляющие З.О.Ж.:

1) умеренное и сбалансированное питание;

2) режим дня с учетом динамики индивидуальных биоритмов;

3) достаточная двигательная активность;

4) закаливание организма;

5) личная гигиена;

6) грамотное экологическое поведение;

7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

8) сексуальное воспитание;

9) отказ от вредных привычек;

10) безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

На сегодняшний день, к сожалению, в нашей стране 2/3 населения не занимаются спортом, 70 млн. чел. курят.

Связь понятия здорового образа жизни с профилактикой заболеваний.

Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены.

Гигиена – это область, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Для личной гигиены нужно:

Разумное сочетание умственного и физического здоровья;

Занятие физкультурой;

Закаливание;

Рациональное питание;

Чередование труда и активного отдыха;

Полноценный сон.

Здоровье, по определению ВОЗ, – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 – 55% определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% – экологическими, на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной.

Образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Это понятие довольно широкое. В последнее время в ОЖ все чаще и чаще выделяют и такие две его составные части – ЗОЖ и НеЗОЖ. Хотя понятие «здоровый образ жизни» утвердилось в нашем обществе сравнительно недавно (в 80-е гг. 20-го столетия), однако нормами и правилами ЗОЖ народ пользовался всегда, в течение всей истории человечества.

Научно-технический прогресс резко изменил (и продолжает изменять) трудовую деятельность человека. В современных условиях роль умственного труда постоянно возрастает, а доля физического труда уменьшается. Все это ведет к тому, что работники умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, не получают физических нагрузок в необходимом (достаточном) объеме и качестве. Но организм человека по-прежнему нуждается в этих нагрузках. Следовательно, только занятия физической культурой, спортом, туризмом становятся практически наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения физическими нагрузками современного человека.

На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые в конечном счете были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества в конечном счете все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.

Представляется, что нам необходимо более четко разобраться в самом понятии – здоровый образ жизни.

Ниже мы приводим некоторые из определений ЗОЖ, которые имеют место в литературе:

    «Здоровый образ жизни – рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья».

    «Здоровый образ жизни… можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья».

    «ЗОЖ – это такая целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья, а также повышение адаптационных возможностей организма».

    «Здоровый образ жизни – это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический».

    «Под здоровым образом жизни… понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма».

    «Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма».

    «Здоровый образ жизни – мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально -профессиональных функций».

С нашей точки зрения, характер и целевая направленность понятия ЗОЖ предопределяется словом «здоровый». Прилагательное «здоровый», являясь производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего. В этой связи еще раз отметим, что здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Нам представляется, что в понятии ЗОЖ должны найти отражение такие положения, которые исторически сложились в нашем обществе, которые помогут четко определить и отделить ЗОЖ от его антипода – НеЗОЖ.

И, следовательно, речь должна идти о жизнедеятельности:

    устремленной в будущее. ЗОЖ всегда был нацелен на решение глобальных проблем, связанных с обеспечением бесконечности человеческого бытия;

    созидательной Следовательно, речь идет о жизнедеятельности, нацеленной на сотворение материальных и духовных ценностей, на обеспечение мира и благополучия, на воспитание подрастающего поколения, более подготовленного к жизни;

    восстановительно-оздоровительной. После напряженного труда человек должен уметь полностью восстанавливать свои жизненные силы, постоянно проводить определенный минимум восстановительно-оздоровительных мероприятий, использовать для этого естественные силы природы – солнце, воздух, воду, красоты природы и так далее;

    развивающей. Каждый человек должен научиться средствами физической культуры и спорта развивать и совершенствовать, укреплять и поддерживать свои физические качества и способности, свое здоровье.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующее определение ЗОЖ.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

    умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;

    владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

    постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

    самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 2

Тема: Общее понятие о здоровье .

Цели: а) образовательная: Усвоить новые понятия.

б) воспитательная, развивающая: Развить воображение, сообразительность, познавательный интерес. Воспитать логическое мышление, внимание, словесно-логическую память.

Тип урока: Урок сообщения новых знаний.

Оборудование урока: Интерактивная доска, портативный компьютер, чертёжные принадлежности, конспект, книги.

ХОД УРОКА

1)Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2) Сообщение темы урока, постановка цели и задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

3) Изложение нового материала. Методика:

Здоровье - это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии . Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Само понятие «здоровье» по-английски звучит как Health от Whole (англосаксонский) - целый, целостный, что уже предполагает сложность, целостность и многомерность этого состояния.

Гален во 11 в. до н.э. определял здоровье как состояние, «в котором мы не испытываем боли и которое не мешает выполнять функции нашей каждодневной жизни: участвовать в руководстве, мыться, пить, есть и делать все другое, что мы хотим».

Еще в начале 40-х годов XX столетия понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист, пит. по: Е.А. Овчаров, 2002).

Основоположник валеологии И.И. Брехман (1966) рассматривал здоровье человека «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

В 1985 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла концепцию «Здоровье для всех к 2000 году», определившую стратегию и тактику всех развитых стран по созданию условий для обеспечения и развития здоровья населения.

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Например, А. Г. Щедрина предлагает такую формулировку: «Здоровье - это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции».

Анализируя эти формулировки, можно отметить, что первая из них рассматривает здоровье в статике, как нечто данное, т.е. здоровье или есть, или его нет. Второе определение представляет здоровье в динамике, показывает, что здоровье формируется по мере развития организма; более того, в определении делается акцент на том, что здоровье генетически запрограммировано. А реализуется ли программа, зависит от конкретных биологических и социальных факторов (т.е. окружающей биологической среды и воспитания), под влиянием которых будет жить и развиваться человек. Очевидно, здесь речь идет о том, что здоровье хотя и имеет врожденные предпосылки (положительные или отрицательные), однако формируется в течение длительного онтогенеза, начиная с момента оплодотворения яйцеклетки (зачатия).

С.Я. Чикин (1976) видит в здоровье гармоническое взаимодействие и функционирование всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде.

Один из основателей космической биологии и медицины P.M. Баевский (1979) считал определяющим фактором здоровья адаптивность организма: «Возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».

Н.Д. Граевская (1979) в понятие «здоровье» включает оценку уровня функциональных возможностей организма, диапазона его ком- пенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. возможности приспособиться к повышенным требованиям среды без патологических проявлений.

Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П.Лисицын (1986) рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами.

В.П. Казначеев (1980) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.

Н.А. Агаджанян (1979, 2006), изучая биологические ритмы человека, заключает, что здоровье представляет собой оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.

Известный кардиохирург Н.М. Амосов (1987) рассматривал здоровье как «уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. уровень резервных возможностей организма».

В настоящее время нет экспериментального обоснования, которое дал Э.Н. Вайнер определению здоровья: «Здоровье - такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях социокультурного бытия данного человека» (Э.Н. Вайнер, 1998). Однако не только степень реализации генетической программы человека, но и функциональное назначение генов пока не изучены.

Физиологический (медико-биологический) подход, основанный на базовых принципах жизнедеятельности организма, был положен в основу определения здоровья Р.И. Айзманом (1997): «Здоровье - это способность организма сохранять свою психофизиологическую устойчивость (гомеостаз) в условиях адаптации к различным факторам окружающей среды и нагрузкам».

Современное определение здоровья

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие - физическую, психологическую и поведенческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая - это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональны- ми, мыслительными и нравственно-духовными компонентами. Основой его является состояние эмоционально-когнитивного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая - это внешнее проявление состояния человека. Оно выражается в степени адекватности поведения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно трудиться.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей - быть здоровыми.

4) Закрепление изученного материала. Методика:

Современные определения здоровья

5) Подведение итогов урока: Вывод о достижении цели занятия.

6) Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время:

Л4, Глава 1, §1-4.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Здоровье – состояние полного физического, духовного(психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов.

Физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания , от оптимального сочетания устной и физической работы. Для того, чтобы иметь нормальное физическое здоровье, нужно много отдыхать (например, 8 – 9 часов сна). Духовное здоровье зависит от:

    отношения к окружающему миру;

    ориентации в этом мире;

    от умения определять своё положение в обществе;

    от своего отношения к людям и вещам;

    системы мышц.

Психическое понятие здоровья

Достигается умением жить в согласии с собой, с друзьями и близкими; прогнозированием различных ситуаций; разработкой моделей своего поведения в соответствии с возможностями и желаниями.

Как определить, здоров человек или нездоров?

Это определяется по личным ощущениям и показателям.

Индивидуальное здоровье обуславливается:

Сохранением и развитием биологических (размножение), физиологических (дыхание, питание, выделение, кровообращение), психофизиологических (восприятия, память, мышление), социальных (трудоспособность) функций при наибольшей продолжительной активной жизни.

Факторы, влияющие на здоровье

Примерный удельный вес в %

Группы факторов риска

1. Образ жизни

алкоголь, неправильное питание, вредные условия труда, переживания,

стрессы, привычки, гиподинамия, материально – бытовые условия,

наркотики, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество,

низкий образовательный и культурный уровень, высокий уровень

урбанизации (населения)

2. Генетика, биология

Предрасположенность к наследственным заболеваниям

3. Внешняя среда

Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена природно-атмосферного давления, магниты и другие излучения

4. Здравоохранение

Неэффективные профилактические меры, низкое качество медицинской помощи и несвоевременность её оказания

Общественное здоровье складывается из здоровья отдельных людей. Показатели:

    общая смертность;

    средняя продолжительность жизни;

    детская смертность.

На общественное здоровье влияют:

Природные факторы (загрязнение окружающей среды, жилищная среда) и социальные факторы (зарплата, продолжительность рабочего труда, условия труда, здравоохранение, уровень питания).

Здоровый образ жизни.

З.О.Ж. – это индивидуальное поддержание и укрепление здоровья.

Составляющие З.О.Ж.:

1) умеренное и сбалансированное питание;

2) режим дня с учетом динамики индивидуальных биоритмов;

3) достаточная двигательная активность;

4) закаливание организма;

5) личная гигиена;

6) грамотное экологическое поведение;

7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

8) сексуальное воспитание;

9) отказ от вредных привычек;

10) безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

На сегодняшний день, к сожалению, в нашей стране 2/3 населения не занимаются спортом, 70 млн. чел. курят.

Связь понятия здорового образа жизни с профилактикой заболеваний.

Значение соблюдения правил личной и общественной гигиены.

Гигиена – это область, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.

Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Для личной гигиены нужно:

Разумное сочетание умственного и физического здоровья;

Занятие физкультурой;

Закаливание;

Рациональное питание;

Чередование труда и активного отдыха;

Полноценный сон.

Здоровье, по определению ВОЗ, – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 – 55% определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% – экологическими, на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной.

Образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Это понятие довольно широкое. В последнее время в ОЖ все чаще и чаще выделяют и такие две его составные части – ЗОЖ и НеЗОЖ. Хотя понятие «здоровый образ жизни» утвердилось в нашем обществе сравнительно недавно (в 80-е гг. 20-го столетия), однако нормами и правилами ЗОЖ народ пользовался всегда, в течение всей истории человечества.

Научно-технический прогресс резко изменил (и продолжает изменять) трудовую деятельность человека. В современных условиях роль умственного труда постоянно возрастает, а доля физического труда уменьшается. Все это ведет к тому, что работники умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, не получают физических нагрузок в необходимом (достаточном) объеме и качестве. Но организм человека по-прежнему нуждается в этих нагрузках. Следовательно, только занятия физической культурой, спортом, туризмом становятся практически наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения физическими нагрузками современного человека.

На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые в конечном счете были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества в конечном счете все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.

Представляется, что нам необходимо более четко разобраться в самом понятии – здоровый образ жизни.

Ниже мы приводим некоторые из определений ЗОЖ, которые имеют место в литературе:

    «Здоровый образ жизни – рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья».

    «Здоровый образ жизни… можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья».

    «ЗОЖ – это такая целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья, а также повышение адаптационных возможностей организма».

    «Здоровый образ жизни – это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический».

    «Под здоровым образом жизни… понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма».

    «Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма».

    «Здоровый образ жизни – мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально -профессиональных функций».

С нашей точки зрения, характер и целевая направленность понятия ЗОЖ предопределяется словом «здоровый». Прилагательное «здоровый», являясь производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего. В этой связи еще раз отметим, что здоровье – это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Нам представляется, что в понятии ЗОЖ должны найти отражение такие положения, которые исторически сложились в нашем обществе, которые помогут четко определить и отделить ЗОЖ от его антипода – НеЗОЖ.

И, следовательно, речь должна идти о жизнедеятельности:

    устремленной в будущее. ЗОЖ всегда был нацелен на решение глобальных проблем, связанных с обеспечением бесконечности человеческого бытия;

    созидательной Следовательно, речь идет о жизнедеятельности, нацеленной на сотворение материальных и духовных ценностей, на обеспечение мира и благополучия, на воспитание подрастающего поколения, более подготовленного к жизни;

    восстановительно-оздоровительной. После напряженного труда человек должен уметь полностью восстанавливать свои жизненные силы, постоянно проводить определенный минимум восстановительно-оздоровительных мероприятий, использовать для этого естественные силы природы – солнце, воздух, воду, красоты природы и так далее;

    развивающей. Каждый человек должен научиться средствами физической культуры и спорта развивать и совершенствовать, укреплять и поддерживать свои физические качества и способности, свое здоровье.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующее определение ЗОЖ.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

    умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;

    владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

    постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

    самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.

ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ» И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ


ВВЕДЕНИЕ

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА

3. ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ

4.СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА

4.1 Режим труда и отдыха

4.2 Профилактика вредных привычекC:\www\DOCUME~1\7B5C~1\LOCALS~1\Temp\7zO3A7.tmp\Основы здорового образа жизни студента.doc - _Toc500590030#_Toc500590030

4.3 Режим питания

4.4 Двигательная активность

4.5 Закаливание

4.6 Здоровье и окружающая среда

6. Физическое самовоспитание

Список использованной литератУры

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о то, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге, приводит к заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности Оно является важ ейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принци ах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.


1. ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЕ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ

Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

Индивидуальное здоровье человека - естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. З. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

Здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

Индивидуальное здоровье человека - это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);

Здоровье - это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев).

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

· Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все орга ы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функцио ирует и развивается.

Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к нему:

Потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

Нарушение деятельности центральной и периферической ервной системы (психозы, неври ы и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (па креатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно дру ое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухуд ение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными алитками и связанное с ним ухудшение общих оказателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним боле ни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболева иям и раку.

4.3 Режим питания

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основ ых законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - и быточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах Многие и этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин.

Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.

Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди. При систематическом или периодическом поступлении организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление.

Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении окружающей среды.

Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжение, утомления. Напряжение - мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, то есть наступает утомление.

Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных солей. Совокупность всех этих факторов (раздражителей разной эффективности) оказывает либо стимулирующее, либо угнетающее воздействие на самочувствие человека и протекание жизненно важных процессов в его организме. Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их колебаний. Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническому единению с природой.


5. ОРИЕНТАЦИЯ НА ЗДОРОВЬЕ У ЛИЦ, ОТНЕСЁННЫХ К ИНТЕРНАЛАМ И ЭКСТЕРНАЛАМ

Для лиц экспрессивного типа, ориентированных на общение, эмоциональную открытость, свойственны быстрота творческого мышления и «угрожаемые» качества – высокий уровень притязания, нарушение режима трудовой деятельности, повышенная возбудимость.

Для лиц противоположного типа – импрессивного, склонных к самоанализу, нарушению режима отдыха, которые не притязательны к потребительским ценностям, характерна высокая направленность на сам процесс творчества.

У лиц импульсивного типа с пониженным самоконтролем, склонным к срывам в деятельности, мотивационный профиль имеет «прыгающий» характер. Они устойчивы в стрессовых ситуациях.

Конфликтные личности характеризуются чертами ригидности (недостаточной подвижностью психических процессов), упрямства, неустойчивой самооценкой, склонны к односторонним увлечениям. Поэтому тактика каждого человека должна быть направлена в одном случае на включение в творчески развивающую деятельность, в другом – на недостающее общение, в третьем – на удовлетворение хобби (например, коллекционирование).

1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний) и интернальный (внутренний). В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на пространстве, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в различной степени касается различных областей социальной жизни.

У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.

Экстерналы же наоборот более тревожны, подвержены депрессиям, психическими заболеваниям.

6. ФИЗИЧЕСКОЕ САМОВОСПИТАНИЕ

Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет «сидячий» образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками.

Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.

Для людей, ведущих «сидячий» образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание.Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.


Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей е позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил орга и ма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха), ест с книгой. Поэтому надо обязательно продумывать свои жизненные задачи и цели, чтобы выделить тем самым время для укрепления своего здоровья.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ты и Я./ Под ред. Капцова Л.В. – М.- Молодая гвардия. - 1989.

2. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней. – М., 1992.

3.Космолинский Ф. П. Физическая культура и работоспособность - М.: 1983.

4. Орловский Л. В. Скрытая опасность (о вреде курения) - М.: Знание, 1977.

5. Огородникова Н. Н. Холод против простуды - М.: Советский спорт, 1990.


Top