Несправедливый правитель. Хадис о сопротивлении правителям. Постоянный комитет Хадис о несправедливых правителях уехать от туда

После послания Главы РД к Народному Собранию, корреспонденты одного из республиканских каналов обратились за комментариями к Муфтию РД, шейху Ахмад-хаджи Абдуллаеву.

Комментарии Муфтия начались с призыва чиновников на местах выполнить советы и требования Главы республики. А как же иначе, ибо каждый мусульманин знает, что Всевышний Аллах обязал подчиняться своему руководителю, в тех его поручениях, которые не противоречат Законам Аллаха. Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «О уверовавшие! Подчиняйтесь Аллаху, подчиняйтесь Посланнику и обладателям власти из вас » («ан-Ниса»).

Сказал Убада Ибн Самит, да будет доволен им Аллах: «Позвал нас Посланник Аллаха (мир ему и благословение), и мы присягнули ему, и среди того, на что мы присягнули, было: послушание и подчинение правителям в том, что нам нравится и не нравится, в том, что будет для нас легко, и в том, что будет трудно, и даже, если он будет обделять нас, и что мы не будем бороться против правителей, кроме как, если вы не увидите явного куфра, на который у вас есть доказательство от Аллаха » (Передал аль-Бухари, 6532, и Муслим, 4799).

Как же не призвать чиновников подчиняться требованиям Главы, озвученных в послании к НС РД, когда любой разумный человек понимает, что лишь добросовестным выполнением своих обязанностей чиновниками, может вывести Дагестан из ямы, в которую упал он за последние два десятилетия.

Обращаясь к дагестанцам, Муфтий призвал прекратить всякие разговоры, и перейти к реальным делам во благо Дагестана. Не секрет, что за эти два года, как народ перестал бояться высказывать публично своё мнение о власти, все кому не лень обсуждают, осуждают власть, не замечая того хорошего, что произошло за это время. С точки зрения Ислама, Муфтий дал совершенно верный и мудрый совет дагестанцам.

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «… И за спиной друг друга не сквернословьте. Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо умершего брата. Вам омерзительно было бы это…» (сура «аль-Худжурат», аят 12). В этом аяте Всевышний сравнил хулителя с употребляющим мясо мертвого брата. В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном Джабиром, сказано: «Вы остерегайтесь хулы. Поистине, грех хулы больше, чем грех прелюбодеяния. Человек, совершивший прелюбодеяние, кается, и Всевышний принимает его покаяние, но грех хулы не смывается, пока хулителя не простит тот, на кого была возведена хула».

Если чиновники выполнят требования Главы РД, если народ перестанет злословить и хулить, начнут работать над собой, над своими семьями, добросовестно выполнять работу, по мнению Муфтия, Дагестан ждет хорошее будущее.

Не стоит забывать и хадис, который приводил Муфтий на общедагестанском мавлиде: «Какими будете вы, такими будут и ваши правители». Прежде чем лечить болезнь, нужно устранить причину болезни. Мудрость Муфтия проявляется и в том, что он призывает нас устранить причину наших бед – наши грехи.

Мухаммад Муслимов

???????? ?????????? ????? ????????? ??????????? ???????? ??????????? ??? ????????? ???????? ???????? ? ?????????? ?????? ??????? ???????

« Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле без всякого права. Им уготованы мучительные страдания» (сура «аш-Шура», 42).

«Укора заслуживают только нечестивцы, которые чинят несправедливости и покушаются на жизнь, имущество и честь людей. Такие грешники заслуживают справедливого наказания в соответствии с мусульманским шариатом. Это наказание должно быть мучительным для их душ и тел и должно соответствовать совершённой несправедливости» («Тафсир» ас-Саади).

Также Всевышний Аллах сказал:

??????? ??? ????????????? ??? ???????? ????????? ? ???????? ??? ??????? ???????????

« Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (сура «аль-Маида», 79)

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«Еще одним прегрешением, которое навлекло на израильтян Божью кару, было то, что они не удерживали друг друга от предосудительных поступков. Они совершали дурные дела и не предостерегали друг друга от них, и вина за них ложилась не только на тех, кто непосредственно совершал их, но и на тех, кто молча наблюдал за этим, имея возможность предотвратить грех. Все это свидетельствует о том, что сыны Исраила пренебрегали велениями Аллаха и считали ослушание незначительным проступком. Если бы они относились к Нему с почтением, то ревностно воздерживались бы от запрещенных поступков и гневались бы на всё, что вызывает Его гнев. Они могли удержать людей от преступлений, но предпочитали промолчать. Такое поведение обрекло их на лютую кару, потому что оно всегда влечет за собой целый ряд губительных последствий.

Во-первых, если человек молча наблюдает за тем, как совершают грехи, то он уже ослушается Аллаха, даже если не принимает участия в их совершении, поскольку правоверный обязан не только избегать ослушания, но и порицать тех, кто поступает так.

Во-вторых, подобное поведение, как мы уже отмечали, свидетельствует о пренебрежении запретами Аллаха и безразличном отношении к ослушанию.

В-третьих, если люди не удерживают грешников от ослушания, это дает им возможность еще чаще совершать грехи. В результате этого зло распространяется, люди сталкиваются с еще большими духовными и мирскими проблемами, а нечестивцы приобретают власть и могущество. С течением времени праведники теряют влияние и лишаются возможности противостоять им и совершать то, что они могли совершать прежде.

В-четвертых, отказ от порицания предосудительных поступков способствует исчезновению знания и распространению невежества, ведь если многие люди начинают часто грешить, а приверженцы религии и богословы не удерживают их от этого, люди перестают считать такие поступки ослушанием, а некоторые из невежд могут решить, что они являются даже желательными обрядами поклонения. А что может быть хуже того состояния, когда мир переворачивается в глазах людей настолько, что они принимают запрещенное Аллахом за дозволенное, а ложь - за истину?!!

В-пятых, молчаливое наблюдение за грехами может привести к тому, что они покажутся людям прекрасными и правильными поступками, и тогда они начнут брать пример друг с друга. Людям вообще свойственно подражать тем, кто их окружает, и себе подобным.

Перечислять пагубные последствия молчаливого наблюдения за грехами можно еще очень долго, поэтому Всевышний Аллах сообщил, что неверующие сыны Исраила были прокляты за их ослушание и беззаконие, одним из проявлений которого был этот великий грех» («Тафсир» ас-Саади).

???? ??? ? ???? ???? ?? ?????

« Каждый из вас - пастух и каждый из вас будет спрошен о своей пастве» (Муслим, 1829).

Также посланник Аллаха, ??? ???? ???? ???? сказал:

?? ???? ???? ???

« Кто обманул нас, тот не из нас» (Муслим, 101).

????? ????? ??? ???????

«В День воскресения притеснение (обернётся густым)мраком » (аль-Бухари, 2447).

Сообщается, что Аиша сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха, ??? ???? ???? ???? сказал:

«О Аллах, если некто взвалил на себя что-либо (из ответственности) за мой народ, был к ним мягок, то и Ты будь мягок к нему! (из ответственности) за мой народ, отяготил их, то отяготи и его!» (Муслим, 1828).

Посланник Аллаха, ??? ???? ???? ???? сказал:

?? ???? ?? ????? ??? ?? ??? ??? ??? ??

« Кто сделает дело, на которое нет нашего приказа, оно будет отвергнуто» (Муслим, 1718).

?? ?? ???? ?? ????

«Тот, кто не милует - не будет помилован» (Муслим, 2318).

?? ?? ???? ??? ???? ???????? ?? ?? ???? ??? ? ???? ??? ??? ?? ???? ???? ?????

«Кем бы ни был правитель, который управлял делами мусульман, - если он не боролся за них и не заботился о них, то он не войдет в Рай вместе с ними» (Муслим, 142).

???? ?????? ????? ???????? ? ???????? ? ???????? ? ????????

«Худшие из ваших имамов те, которых ненавидите вы, и которые ненавидят вас, которых проклинаете вы, и которые проклинают вас». Люди спросили: «О посланник Аллаха, быть может, когда это будет, нам надо будет свергнуть их?» Он ответил:

?? ?? ?????? ???? ??????.

«Нет. До тех пор, пока они проводят среди вас намаз » (Муслим, 1855).

???? ???? ??????? ???? ??? ????? ? ??? ???? ????

« И опасайся мольбы обиженного (тобой), ведь между ней и Аллахом нет завесы!» (Муслим, 19).

?? ?? ?????? ??????

«Истинно, злейшие из пастухов - сокрушители « (Муслим, 1830).

???? ??????? ??? ??????? ? ????? ????? ??? ???????

«Поистине, будете вы стремиться к власти, а в День воскресения (станете об этом) сожалеть! « (аль-Бухари, 7147).

??? ? ???? ?? ???? ??? ????? ???? ???? ?? ???? ??? ????

«Воистину, клянёмся Аллахом, мы не назначаем исполнять это дело ни того, который просит этого, ни того, кто дорожит этим делом» (Муслим, 1733).

Всевышний Аллах сказал:

?????? ???????? ?????????? ??????????? ?????????? ??? ?????????? ???????? ??? ????????? ????? ???????? ? ?????????????? ??????????????

« Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных « (сура «аль-Къасас», 83).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«После повествования о судьбе Каруна и его ужасной гибели Всевышний Аллах подтвердил правдивость слов тех, кому было даровано знание. Они сказали, что прекрасное вознаграждение достается только тем, кто уверовал и вершил добрые дела, и они были правы. Вот почему далее Всевышний Аллах призвал Своих рабов трудиться ради славного вознаграждения в Последней жизни. Об этой жизни сообщали Священные Писания и предупреждали пречистые посланники. В ней праведники будут удостоены всевозможных благ и избавлены от любых неприятностей. Но войдут в обитель вечного преуспеяния только те, кто не стремится к высокому положению на земле, а также не стремится к нечестию. Это - правоверные, которые не ищут славы, не проявляют высокомерия перед окружающими, не отрицают истину и не стремятся к нечестию, то есть избегают больших и малых грехов. Это значит, что их устремления связаны только с Всевышним Аллахом и Последней жизнью. Они не превозносятся перед людьми, смиренно подчиняются истине и искренне совершают праведные поступки. Они - богобоязненные праведники, которым уготован благой конец, то есть вечный успех и спасение. Что же касается остальных людей, то иногда им удается достичь успеха и обрести покой, но это благоденствие скоротечно. Проходит совсем немного времени, и они лишаются всякого добра. В Последней жизни они будут несчастны, потому что именно такой удел достанется всем, кто надменно отрицал истину и совершал грехи. В этом состоит суть этого прекрасного коранического откровения» («Тафсир» ас-Саади).

Шейх Ибн Усеймин сказал:

От Аиши, да будет доволен ей Аллах, передается, что она сказала: «Я слышала, что пророк Аллаха, ??? ???? ???? ???? сказал:

????? ?? ??? ?? ??? ??? ????? ???? ???? ??? ????? ?? ? ?? ?? ????? ????? ????

«О Аллах, если кто-то взвалил на себя что либо (из ответственности) за мой народ, был к ним мягок, то и Ты будь мягок к нему!» А если кто-то, взвалив на себя что-либо (из ответственности) за мой народ, отяготил их, то отяготи его!» (Муслим, 1828).

В этом хадисе пророк Аллаха, ??? ???? ???? ???? совершает дуа за тех, кто взял на себя ответственность за дела мусульман. И под смысл этого хадиса попадают все - каждый, кто взял на себя такую ответственность.

Например, мужчина - глава семьи, он несет ответственность за свою семью; директор школы несет ответственность за тех, кто там учится и обучает; преподаватель отвечает за порученный ему класс, а имам в мечети отвечает за своих прихожан и т.д.

Пророк, ??? ???? ???? ???? сказал: «… если кто-то взвалил на себя что либо (из ответственности) за мой народ»… В этом отрывке употреблено слово «что-либо», что в свою очередь указывает на любой вид ответственности. Далее пророк, ??? ???? ???? ???? говорит: «был к ним мягок, то и Ты будь мягок к нему! «

Что же здесь означает слово мягкость? Некоторые люди считают, что мягкость - это предоставление людям того, чего они хотят и желают. Но на самом деле это далеко не так. Мягкость состоит в том, чтобы человек поступал с людьми согласно приказам Аллаха и Его посланника, совершая это самым доступным и мягким способом, не отягощая людей ничем, на что не пришел приказ Аллаха и Его посланника. Тот человек, который причиняет трудности и отягощает людей тем, на что не пришло приказа от Аллаха и Его посланника, попадает в категорию людей, за которых посланник Аллаха делает дуа, чтобы Аллах отяготил их, да упасет нас от этого Аллах. Такого человека могут постигнуть разные виды трудностей и бед, - например, всевозможные болезни, семейные трудности, душевные переживания и т.д. В хадисе сказано: «…то отяготи его! «, что указывает на любую трудность и затруднение. Человека может постигнуть как видимые, так и невидимые тяготы; бывает так, что в сердце человека пылает огонь от постигшего его несчастья, но окружающие его люди могут не замечать этого. Однако мы верим и твердо убеждены в том, что тот, кто причиняет трудности людям и отягощает их тем, на что не пришло повеление Аллаха, тот заслуживает наказания от Аллаха.

Воистину, религия Аллаха - это религия ислам. Ислам - это настоящая, приносящая пользу политика. Исламское управление и исламская политика в корне отличаются от той политики, которая навязывается неверующими, врагами ислама. Настоящее управление и настоящая политика - это та политика и то управление, которое пришло в шариате Аллаха. Поэтому мы говорим, что ислам - это законодательство и политика, и тот, кто отделил ислам от политики, тот впал в явное заблуждение. В исламе регулируются отношения между творением и Аллахом, между человеком и его семьей, между человеком и его соседом, между человеком и его родственниками и т. д. Ислам диктует нам нормы поведения и отношения абсолютно со всеми и с каждым.

Ислам установил нормы и правила, касающиеся отношений с воинствующими врагами ислама, с теми, с кем мусульмане заключили договора и соглашения, с теми, кто попросил политического убежища, а также с теми, кто находится под защитой мусульман и проживает на их территориях. Каждая из вышеперечисленных категорий людей имеет свои права и обязанности, которые им дал ислам, и на нас – мусульманах - лежит обязанность чтить их права и не преступать дозволенного.

Например, что касается тех, кто воюет против нас, то их кровь, их имущество и их честь для нас становиться дозволенными.

Тот же, кто обратился к нам, чтобы найти у нас убежище и спасение, может рассчитывать на защиту и поддержку, так как Всевышний Аллах в Коране сказал:

?????? ?????? ????? ?????????????? ???????????? ?????????? ??????? ???????? ??????? ??????? ????? ?????????? ?????????? ? ??????? ??????????? ?????? ???? ???????????

«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они - невежественные люди» (сура «ат-Тауба», 6).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«В предыдущем аяте было сказано: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду» . Это откровение носило общий характер и распространялось на всех многобожников. Однако Всевышний Аллах сообщил, что если обстоятельства требуют от мусульман приблизить к себе кого-нибудь из них, то им разрешается так поступить. Более того, они обязаны сделать это. И поэтому, если какой-нибудь многобожник попросит мусульман предоставить ему убежище или уберечь его от беды, то они должны оказать ему необходимую помощь, дабы он смог услышать слова Аллаха и познакомиться с истинным исламом. Если этот человек впоследствии обратится в религию Аллаха, то это будет прекрасно. Если же нет, то мусульмане должны проводить его туда, где он будет в безопасности. Это предписание объясняется тем, что неверующие являются невежественными людьми, и среди них есть такие, которые исповедуют неверие по причине собственной неосведомленности, но если они приобретут истинные знания, то обратятся в ислам. Вот почему Аллах повелел Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и всем мусульманам, которые должны брать с него пример, предоставлять убежище многобожникам, дабы те могли услышать Его слова.

Это откровение - ясный довод в пользу воззрений ахлис-сунна валь-джамаа, которые считают Священный Коран Словом Аллаха. Коран не был сотворен, потому что Всевышний произнес его и назвал его Своей речью, подобно тому, как Он охарактеризовал Себя остальными качествами. Это откровение является доводом против муътазилитов и всех тех, кто считает Священный Коран сотворенным. Безусловно, ошибочность таких взглядов подтверждается множеством доказательств, однако этот комментарий не является подходящим местом для их более подробного обсуждения» (тафсир, ас-Саади).

Если же мусульмане заключили договора с не мусульманами, они обязаны соблюдать обязательства и пункты этих соглашений, а также доверять им в этом. Но если мусульмане почувствовали, что со стороны неверующих готовиться предательство и несоблюдение договоров, они могут расторгнуть подобные соглашения. Всевышний Аллах сказал в Коране:

???????? ?????????? ??? ?????? ????????? ???????? ?????????? ?????? ??????? ? ????? ??????? ??? ??????? ?????????????

«А если ты опасаешься, измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны. Воистину, Аллах не любит изменников» (сура «аль-Анфаль», 58).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«Если после заключения договора о прекращении военных действий поведение другой стороны вызывает у тебя опасение, и ты подозреваешь, что они могут предательски расторгнуть договор, тебе разрешается отказаться от договорных обязательств. Отбрось их договор и открыто сообщи о его расторжении, чтобы обе стороны были осведомлены о том, что между ними больше нет никаких соглашений. Ты не имеешь права вероломно нарушать договор и совершать любые действия, противоречащие мирному соглашению, до тех пор, пока не оповестишь другую сторону о его расторжении. Аллах не любит предателей и изменников. Более того, Аллах ненавидит их, и поэтому мусульмане всегда должны поступать открыто, избегая вероломства.

Из этого аята следует, что если факт вероломного предательства со стороны неверующих обнародован, то мусульманам не обязательно оповещать их о расторжении мирного договора, ибо если предательство неверующих обнаружилось, то объявление о расторжении договора становится бессмысленным, поскольку обе стороны одинаково хорошо осведомлены о нарушении условий договора.

Из этого аята также следует, что если мусульмане не опасаются предательства со стороны неверующих и если неверующие не совершают поступков, свидетельствующих о возможном нарушении мирного договора с их стороны, то мусульмане не имеют права расторгать договор и обязаны выполнять условия подписанного соглашения до истечения его срока» («Тафсир» ас-Саади).

Другими словами, мусульманин не должен расторгать или нарушать договор, не объявив об этом противоположной стороне. Если же он узнал о том, что другая сторона не считает нужным соблюдать договор, то он должен прямо заявить им об этом. Всевышний Аллах говорит в Коране:

????? ????????? ???????????? ???? ?????? ?????????? ?????????? ??? ????????? ??????????? ????????? ????????? ? ????????? ??? ????????? ?????? ??????????? ??????????

«Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв. Быть может, тогда они прекратят» (сура «ат-Тауба», 12).

Ас-Саади, комментируя этот аят, сказал:

«После повеления соблюдать договоры с теми из многобожников, которые исправно выполняют свои обязательства перед мусульманами, Всевышний Аллах повелел правоверным сражаться с теми из них, которые нарушают свои обязательства, расторгают мирные договоры с мусульманами, помогают тем, кто сражается против них и насмехаются над мусульманской верой.

Под поношением религии в этом аяте подразумеваются любые слова и поступки, направленные против ислама или Священного Корана. Всевышний повелел мусульманам сражаться с предводителями неверующих, которые поносят Его религию и поддерживают религию сатаны. Он особо отметил предводителей неверия, потому что их преступления - наиболее тяжкие и потому что за ними следуют все остальные неверующие. Из этого можно заключить, что всякий, кто оскорбляет религию и пытается опровергнуть ее, относится к предводителям неверия. Такие люди не признают клятв и обязательств, потому что не собираются выполнять их. Напротив, они всегда поступают вероломно, предательски нарушая свои обещания. И, возможно, если мусульмане станут сражаться с ними, они перестанут оскорблять ислам и даже обратятся в него» («Тафсир» ас-Саади).

Как мы сказали выше, тот, кто отделяет политику от религии, находится в заблуждении. Такое положение может быть по двум причинам. Либо этот человек невежественен в вопросах религии и думает, что религия - это только поклонение, либо он ослеплен материальной силой и прогрессом неверующих. Тот же, кто по-настоящему узнает ислам, поймет, что ислам - это и законодательство, и политика, и управление.

Перевод подготовил Абу Рамадан по книге Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина «Шарх китаб аль-Кабаир» имама аз-Захаби, специально для сайта www.al-iman.ru.

Нет похожих записей.

Священный Коран, как Слово Божье, содержит в себе столько мудростей, которые не в состоянии описать ни один смертный. В этом убеждается каждый, кто сталкивается с этой священной Книгой. Очередным подтверждением значимости коранических аятов стало решение одного из престижнейших вузов нашего времени – Гарвардского университета – разместить аят Корана над входом в центральную библиотеку. Этот аят представлен как самое справедливое изречение в истории человечества.

Итак, знакомьтесь: 135-й аят суры «ан-Ниса»

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا قَوَّامِينَ بِالْقِسْطِ شُهَدَاءَ لِلَّهِ وَلَوْ عَلَى أَنفُسِكُمْ أَوِ الْوَالِدَيْنِ وَالْأَقْرَبِينَ إِن يَكُنْ غَنِيًّا أَوْ فَقِيرًا فَاللَّهُ أَوْلَى بِهِمَا فَلَا تَتَّبِعُوا الْهَوَى أَن تَعْدِلُوا وَإِن تَلْوُوا أَوْ تُعْرِضُوا فَإِنَّ اللَّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا

Смысл: «О вы, которые уверовали! Справедливость – основа жизни, об этом не должно быть разногласия. Вы, которые уверовали в Аллаха , в Его Истину и в Его посланников, будьте стойки в правде, когда бываете свидетелями перед Аллахом , хотя бы и против себя самих, или родителей , или близких родственников , против богатого или бедняка – Аллах к обоим ближе всех. Верните обиженному его права, устанавливая справедливость. Будьте стойки в справедливости, независимо от желания богатого и сочувствия бедному . Ведь Аллах лучше знает состояние каждого. Пристрастие нарушает справедливость; не предавайтесь пристрастию, чтобы не стать несправедливым! Если вы покривите душой в свидетельстве или уклонитесь от справедливости, то Аллах хорошо знает, что вы делаете, и воздаст вам по вашим деяниям: наградой за доброе и наказанием за дурное!» (тафсир «аль-Мунтахаб»).

В комментарии, размещённом на официальном сайте Гарварда, говорится, что эти строки Корана подтверждают силу и неудержимость понятия справедливости, и выставление напоказ данного аята является свидетельством жажды человечества справедливости и благородства посредствам закона.

Художественная инсталляция, в рамках которой и был размещён этот аят , была организована юридическим факультетом вуза. Из 150 цитат, предложенных студентами и преподавательским составом университета, были отобраны около двух десятков. Подлинность каждого высказывания исследовали сотрудники гарвардской библиотеки.

По результатам отбора были выделены три самые значимые цитаты, в числе которых и данный аят Корана .

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Хадис № 28

Внимание: для поиска интересующего вас вопроса, вы можете воспользоваться поисковиком страницы, одновременно нажав клавиши CTRL F

аудиозаписи по этой книги, вы можете прослушать, пройдя по следующей ссылке:

Двадцать восьмой хадис

28 ― Сообщается, что Абу Наджих аль-‘Ирбад ибн Сария, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с увещеванием, от которого сердца наши испытали сильный страх, а из глаз потекли слёзы, и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!” Он сказал: “Вот моё наставление вам: бойтесь Аллаха Всемогущего и Великого и слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот (из вас), кто проживёт (достаточно долго), увидит много разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём. Схватитесь за нее своими коренными зубами и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!” » [Абу Дауд, 4607; ат-Тирмизи, 2676; ибн Маджах, 42-44; Ахмад, 4/126; ад-Дарими, 95; ат-Табарани в «аль-Кабир», 623; ибн Хиббан, 1/178; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 1/176; аль-Бейхаки в «аль-Кубра», 10/114].

_____________________________________________________________________________________

Разъясняет шейх Салих али Шейх:

Этот хадис повествует о необходимости соблюдения богобоязненности перед Аллахом, о необходимости подчинения правителю, о необходимости соблюдения сунны и следования по пути праведных халифов, ведомых правильным путём.

«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с увещеванием…» - увещевание (проповедь) – это напоминание людям о приказах и запретах, о правах Аллаха Всевышнего. Иногда проповеди содержат побуждение к награде Аллаха, а иногда устрашение перед Его наказанием. Чаще всего проповедь содержит в себе устрашение человека, который не выполняет то, что повелел Аллах, или совершает то, что Аллах запретил.

В аятах Корана говорится о таком увещевании. Толкователи Корана сказали, что увещевание – это напоминание людям о том, чтобы они выполняли веления Аллаха и сторонились того, что Он запретил. Увещевание должно содержать побуждение к награде Аллаха и устрашение перед Его наказанием. Увещевание называется увещеванием только тогда, когда оно содержит в себе напоминание об Аллахе и Последнем Дне, напоминание о приказах Аллаха и Его запретах, напоминание о наказании Аллаха для того, кто оставляет то, что повелел Аллаха, и совершает грехи.

В широком смысле всякое знание является увещеванием. Весь Коран является увещеванием. Ведь, Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا النَّاسُ قَدْ جَاءتْكُم مَّوْعِظَةٌ مِّن رَّبِّكُمْ وَشِفَاء لِّمَا فِي الصُّدُورِ وَهُدًى وَرَحْمَةٌ لِّلْمُؤْمِنِينَ ﴾

«О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание (Коран) , исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих» . — [Сура Йунус, аят 57].

«К вам от вашего Господа явилось увещевание…» - речь идёт о Коране.

Также Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَإِذَ قَالَتْ أُمَّةٌ مِّنْهُمْ لِمَ تَعِظُونَ قَوْمًا اللّهُ مُهْلِكُهُمْ أَوْ مُعَذِّبُهُمْ عَذَابًا شَدِيدًا ﴾

«Вот некоторые из них сказали: «Зачем вам увещевать людей, которых Аллах погубит или подвергнет тяжким мучениям?»» . — [Сура аль-А‘раф, аят 164].

В данном аяте удерживание от порицаемого названо увещеванием, так как речь идёт о людях, которые удерживали от порицаемого (от ловли рыбы в субботу).

Следовательно, призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого является увещеванием согласно шари‘атским текстам. Обучение людей полезному знанию и правильному вероубеждению также является увещеванием. Ведь, после всего этого в сердце человека появляется страх и трепет пред Господом.

«…от которого сердца наши испытали сильный страх, а из глаз потекли слёзы…» - увещевание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стало причиной страха в сердцах и слёз в глазах. Ведь, увещевание содержит в себе устрашение людей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратил их внимание на то, что скоро они расстанутся с ним.

Сильный страх (уаджаль) - это нечто большее, чем обычный страх (хауф) , это страх, вызывающий в сердце трепет.

У сподвижников возник сильный страх, который вызвал слёзы из глаз. В этом указание на мягкость сердец сподвижников, да будет доволен Аллах ими всеми. Когда им напоминали об Аллахе, когда их увещевали - их мягкие сердца сразу же внимали призыву. Их сердца испытывали сильный страх от напоминания, а из глаз текли слезы по причине страха перед Аллахом и любви к Его пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

«… и мы сказали: “О посланник Аллаха, это похоже на увещание прощающегося, так дай же нам наставление!” …» - ибо это увещевание содержало в себе некоторые намеки на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прощается. Эта проповедь было всеобъемлющей, поэтому сподвижники почувствовали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прощается. Как будто бы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, решил сообщить им обо всем, в чём они нуждаются. Он давал им наставления так, будто скоро покинет их.

Наставление пророка, да благословит его Аллах и приветствует

«Вот моё наставление вам: бойтесь Аллаха Всемогущего и Великого».

Аллах Всевышний завещал придерживаться богобоязненности (такуа) первым и последним поколениям людей.

Мы уже говорили , что богобоязненность (такуа) заключается в том, что человек возводит преграду между собой и между наказанием Аллаха и Его гневом. Эта преграда возводится путём выполнения приказов Аллаха и оставления того, что Он запретил, путём совершения деяний, соответствующих сунне избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Относительно смысла богобоязненности прекрасно сказал Тальк ибн Хабиб , да помилует его Аллах: «Богобоязненность (такуа) – это подчинение Аллаху на основе света от Аллаха , надеясь на награду Аллаха, и оставление ослушания Аллаха на основе света от Аллаха, боясь наказания Аллаха». — [Ибн Аби Шейба в «Мусаннаф», 6/164; ибн Аби Хатим в своём тафсире, 2/446; Абу Ну‘айм в «аль-Хилья», 3/64; аль-Бейхаки в «аз-Зухд аль-Кабир», 2/351].

«Слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб».

Когда в шари‘атских текстах говорится: «Слушайте и повинуйтесь», то имеются в виду две вещи:

1 - Выполнение велений того, чьи веления ты обязан выполнять - и в первую очередь выполнение велений Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал:

﴿ قُلْ أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ فَإِن تَوَلَّوا فَإِنَّمَا عَلَيْهِ مَا حُمِّلَ وَعَلَيْكُم مَّا حُمِّلْتُمْ وَإِن تُطِيعُوهُ تَهْتَدُوا وَمَا عَلَى الرَّسُولِ إِلَّا الْبَلَاغُ الْمُبِينُ ﴾

«Скажи: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику». Если вы отвернетесь, то ведь он (пророк) отвечает за то, что возложено на него (доведение истины) , а вы отвечаете за то, что возложено на вас (повиновение) . Но если вы подчинитесь ему (пророку) , то последуете прямым путем. На Посланника возложена только ясная передача откровения» . — [Сура ан-Нур, аят 54].

Во многих аятах Корана говорится о необходимости выполнения велений Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Во многих аятах Корана говорится о необходимости подчинения Аллаху и подчинения Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

2 - Послушание и повиновение правителю - это то, о чём говорится в разбираемом нами хадисе. Речь идёт о том, чему сильно и постоянно противоречили люди времён джахилии. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал слушать и повиноваться правителю мусульман, его заместителям и наместникам.

Поистине, послушание и повиновение правителю твёрдо установлено в шари‘ате. Это – то, что повелел Аллах Всевышний.

Послушание (сам‘) - это послушание велениям правителя и выполнение этих велений.

Повиновение (та‘а) - это подчинение тому, кому Аллах Всевышний даровал власть над людьми, и твердая убеждённость в том, что, подчиняясь ему, ты подчиняешься Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

Послушание и повиновение – это две обязанности человека перед правителем. Послушание и повиновение – это плоды присяги правителю. Ведь, давая присягу, ты обязуешься слушаться и повиноваться правителю и его наместникам.

Если правителю мусульманину присягнула группа обладателей знания или группа людей, имеющих влияние и власть, то их присяга правителю автоматически включает в себя присягу всех остальных мусульман. Такова сунна избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сунна праведных халифов.

Важное примечание:

Поистине, послушание и повиновение правителю необходимо только в том, что не является ослушанием Аллаха. Если правитель приказывает человеку совершить грех, то нельзя повиноваться в этом правителю. Ведь, в данном случае повеление правителя противоречит велению Аллаха Всевышнего, и велению Аллаха отдаётся предпочтение. Подчинение правителю является обязательным только вслед за подчинением Аллаху и подчинением Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому Аллах Всевышний сказал:

. — [Сура ан-Ниса, аят 59].

Шейх уль-Ислям ибн Теймия, его ученик ибн уль-Каййим и другие ученые сказали , что в аяте два раза повторяется слово «повинуйтесь» перед словами «Аллах» и «посланник» , и это по той причине, что Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, подчиняются в любом случае из-за их права. Иначе говоря, подчиняясь посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, мы не начинаем сравнивать его веления с велениями Корана. Что же касается обладающих влиянием (правителей), то перед их упоминанием слово «повинуйтесь» не упомянуто. Это по той причине, что подчинение правителю необходимо не само по себе, а вслед за подчинением Аллаху и подчинением Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.

Если правитель велит тебе совершить грех, то нельзя подчиняться творению Аллаха, ослушиваясь Творца. Получается, что правителю следует подчиняться во всём, кроме греховных поступков.

Следующее важное примечание:

Некоторые обладатели знания, разъясняя данный вопрос, говорят: «Если правитель справедлив и религиозен, то ему следует подчиняться во всём, кроме ослушания Аллаха. Если же правитель несправедлив, то ему следует подчиняться только в том, что является подчинением Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует».

Но в правильности такого разделения есть сомнения, ибо:

Во-первых , в шари‘атских текстах нет указания на разделение между справедливым и несправедливым правителем в вопросах подчинения. Наоборот, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о подчинении несправедливому правителю: «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!» — [Муслим, 1847].

Во-вторых , возможно эти учёные имели в виду, что шари‘ат велим нам помогать человеку в справедливости и не помогать ему в обратном. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَتَعَاوَنُواْ عَلَى الْبرِّ وَالتَّقْوَى وَلاَ تَعَاوَنُواْ عَلَى الإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ ﴾

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» . — [Сура аль-Маида, аят 2].

Если правитель справедлив (и большинство его велений основаны на справедливости и подчинении Аллаху), то не нужно углубляться при рассмотрении его велений: соответствуют они велениям Аллаха или не соответствуют. Ведь, основа в данной ситуации такова, что этот правитель чаще всего велит именно то, что соответствует велениям Аллаха. Не нужно углубляться в рассмотрение его повелений, касающихся других людей.

Например, правитель говорит тебе: «Забери землю у такого-то! Забери столько-то денег у такого-то!» В данном случае не нужно углубляться в подробности этого приказа, если правитель является справедливым, ибо основа в том, что его приказы чаще всего соответствуют шари‘ату.

Если же со стороны правителя известны несправедливость и нарушение прав людей, то в данном случае мусульманин подчиняется ему только тогда, когда точно знает, что веление правителя соответствует велению Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. К тому же это касается только тех велений, которые правитель отдаёт тебе относительно других людей. В данном случае необходимо разобраться в ситуации.

Возможно эти учёные имели в виду именно это, хотя шари‘атские тексты и мнение подавляющего большинства приверженцев сунны указывают на то, что в данном вопросе нет такого разделения. Правителю необходимо подчиняться в том, что не является грехом. Если же правитель велит совершить грех, например, велит брать взятки, заниматься чем-то запретным, то запрещено подчиняться ему в этом. Если же человек подчинится правителю, когда тот велит совершать запретное, то совершит грех, и не будет иметь оправданий. Или же, например, правитель велит тебе совершить что-то запретное в отношении других людей - подчиняться ему в этом запрещено. В хадисе сказано: «Подчинение только в одобряемом». — [аль-Бухари, 4340; Муслим, 1840] . Одобряемое (ма‘руф) – это то, что не является грехом.

Следовательно, при подчинении правителю могут возникнуть три ситуации:

Первая ситуация - правитель велит то, чем тебя уже итак обязал шари‘ат. В данном случае следует выполнить приказ правителя, так как Аллах уже итак повелел тебе это. В данной ситуации ты подчиняешься не самому правителю, а подчиняешься Аллаху, выполняя какое-либо обязательное предписание.

Вторая ситуация - правитель велит тебе совершить то, что является дозволенным или нежелательным в шари‘ате, или запрещает тебе совершать то, что является дозволенным в шари‘ате. В данной ситуации следует подчиниться правителю, ибо у него есть право на тебя. Ведь, Аллах Всевышний велел тебе слушаться и повиноваться правителю.

Третья ситуация - правитель велит тебе совершить то, что является греховным, или запрещает тебе совершать обязательные предписания религии. В данном случае нельзя ему подчиняться, ибо подчинение Аллаху гораздо важнее, чем подчинение правителю.

Все эти три ситуации касаются и подчинения ребенка родителям, и подчинения женщины своему супругу, и подчинения имаму, и подчинения всем тем, кому Аллах обязал тебя подчиняться. Всем этим людям следует подчиняться в том, что не является грехом в шари‘ате.

«Слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб» - речь идёт о рабе, который захватил власть силой и призвал людей принести ему присягу. В таком ситуации нужно слушаться этого раба и повиноваться ему.

Приверженцы сунны говорят о том, что согласно шари‘ату правление становится действительным в двух случаях:

1 - Правление того, кого выбрали и кому присягнули люди имеющие влияние и власть (вилая ихтияр).

Это – самый лучший вид достижения власти и нужно постараться выбрать правителя именно таким путём. Именно так стали правителями праведные халифы - Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али, да будет доволен Аллах ими всеми. Именно так получил власть и Му‘авия ибн Аби Суфьян, когда от власти в его пользу отрекся аль-Хасан. Но после этого таким образом власть переходила лишь в редких случаях.

2 - Правление того, кто захватил власть силой.

Оно заключается в том, что человек пришёл к власти над мусульманами с помощью оружия и призвал их дать ему присягу. Такому человеку нужно дать присягу, ибо он захватил власть силой. Такое правление называется «вилая тагъаллюб» (захват власти силой) .

Ученые сказали: «Необходимо подчиняться тому, кто захватил власть силой, и соблюдать все его права, как правителя».

Но в основе по шари‘ату правителя должны выбирать люди, имеющие влияние и власть. Однако нужно подчиняться даже тому, кто захватит власть силой, чтобы избежать смуты и подчиниться шари‘атским текстам. Шари‘атские тексты обязывают людей подчиняться правителю и запрещают восставать против него с оружием.

Что же касается праведных халифов, то:

- Абу Бакр, да будет доволен им Аллах , пришёл к власти из-за того, что на необходимость этого указал сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и люди единодушно согласились с этим.

- ‘Умар, да будет доволен им Аллах , пришёл к власти из-за того, что на необходимость этого указал Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, а затем люди единогласно согласились с этим.

- ‘Усман, да будет доволен им Аллах , пришёл к власти из-за того, что его выбрали правителем из шести человек, которых перед смертью назначил ‘Умар, да будет доволен им Аллах, в качестве совета. После этого люди присягнули ‘Усману.

- ‘Али, да будет доволен им Аллах , не был единогласно поддержан людьми. Ему присягнули только жители Медины.

В этом указание на то, что шари‘атское правление достигается путём назначения правителем своего наследника. Именно так поступил Му‘авия, который перед смертью обязал людей присягнуть его сыну Йазиду.

Если правителя выбирают люди, обладающие влиянием и властью, то это правление относится к первому виду достижения власти, о котором было сказано выше. Если же правитель захватил власть силой, и никто не смог ему возразить в этом, то это правление называется «вилая тагъаллюб» (захват власти силой) . Что касается Йазида, сына Му‘авии, то его правление называется «вилая тагъаллюб» (захват власти силой) и не относится к первому виду достижения власти.

Что же касается Му‘авии, который был одним из лучших правителей мусульман, то его правление относится к первому виду достижения власти (уилая ихтияр) . Ведь, аль-Хасан, да будет доволен им Аллах, отказался от власти в его пользу, и мусульмане объединились вокруг Му‘авии в 41-ом г.х. Этот год был назван «годом единения» .

Следовательно, согласно шари‘ату правление становится действительным двумя способами:

  • Вилая Ихтияр (когда правителя выбирают люди, имеющие влияние и власть);
  • Вилая Тагъаллюб (захвати власти силой).

Лучше всего выбирать правителя, который соответствует всем условиям, о которых говорится в хадисах: — [См. «аль-Мухалля», 9/359; «Тафсир ибн Касир», 1/73; «Шарх Сахих Муслим» (5/149) ан-Науауи; «Раудату-т-Талибин», 10/42; «Фатх уль-Бари», 13/117-119; «ар-Рауд аль-Мурби‘», 3/336].

Эти условия принимаются во внимание, когда правителя выбирают люди, имеющие влияние и власть. Что же касается правителя, который захватил власть силой (вилая тагъаллюб) , то ему подчиняются даже тогда, когда он является эфиопским рабом, дабы избежать смуты. Сообщается со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Поистине, мой любимейший друг завещал мне, чтобы я слушался и повиновался правителю, даже если тот будет рабом с обрубленными конечностями». — [аль-Бухари, 696; Муслим, 648].

А в другой версии сказано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Слушайте (своего правителя) и повинуйтесь (ему), даже если править над вами будет эфиопский раб, голова которого подобна изюмине». — [аль-Бухари, 693, 7142] . Эти хадисы касаются того правителя, который захватил власть силой. Что же касается вышеперечисленных условий, то на них обращают внимание тогда, когда правителя выбирают люди, имеющие влияние и власть. Но когда власть захватывается силой (вилая тагъаллюб) , то на эти условия уже не смотрят.

Нужно видеть разницу между «вилая ихтияр» и «вилая тагъаллюб» . Однако следует заметить, что приверженцы сунны считают шари‘атским правителем и того, кто пришёл к власти путём выбора его людьми, имеющими влияние и власть (вилая ихтияр) , и того, кто захватил власть силой (вилая тагъаллюб) . В обоих случаях необходимо соблюдать все права правителя, ибо Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ ﴾

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» . — [Сура ан-Ниса, аят 59].

Ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал : «Аллах Всевышний не повелел подчиняться правителю в любых его повелениях. Наоборот, Аллах Всевышний указал на то, что подчинение правителю следует за подчинением посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Правителю, велящему подчиняться посланнику, обязательно подчиняться. Если же правитель велит противоречить в чём-то посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то нет ему в этом послушания и повиновения». — [См. «И‘лям аль-Мувакы‘ин», 1/48; «Тайсир аль-‘Азиз аль-Хамид шарх Китаб ат-Таухид», стр. 482].

Правители не имеют права объявлять дозволенное запретным, а запретное – дозволенным. Правители не имеют права приказывать совершать то, чего не дозволил Аллах Всевышний. Если они прикажут совершить грех, то нет подчинения творению Аллаха, если при этом придётся ослушаться Творца. Иначе говоря, необходимо подчиняться правителю в том, что не является греховным. Именно на такое подчинение указывают шари‘атские тексты. Шари‘атские тексты велят подчиняться и справедливым, и несправедливым правителям. Шари‘атские тексты велят подчиняться каждому, кто обладает властью над мусульманами.

Приверженцы сунны твёрдо убеждены в необходимости подчинения правителю во всём (кроме греховного). Нет разницы, является он благочестивым человеком или грешником, справедливым или несправедливым. Шари‘атские тексты велят подчиняться правителю и запрещают восставать против него. Шари‘атские тексты также запрещают подчиняться правителю тогда, когда он велит совершить нечто греховное, ведь право Аллаха необходимо выполнять в первую очередь. Если правитель велит совершить нечто греховное, то нельзя ему подчиняться в этом.

Приверженцы сунны заявляют о необходимости (обязательности) подчинения правителю в четырёх вещах:

  • (уаджиб) в шари‘ате.
  • (мустахабб) в шари‘ате.
  • (мубах) в шари‘ате.
  • (макрух) в шари‘ате.

То же самое касается подчинения ребенка своему родителю. Ребенок должен подчиняться своему родителю:

  • Тогда, когда он велит выполнить то, что уже обязательно (уаджиб) в шари‘ате.
  • Тогда, когда он велит выполнить то, что желательно (мустахабб) в шари‘ате.
  • Тогда, когда он велит выполнить то, что дозволено (мубах) в шари‘ате.
  • И даже тогда, когда он велит выполнить то, что нежелательно (макрух) в шари‘ате.

Если родитель велит сыну совершить что-то нежелательное в шари‘ате, то сын обязан ему подчиниться, ибо совершение нежелательного не является грехом, а подчинение родителю обязательно (уаджиб) .

Что же касается того, когда правитель или родитель велит совершить нечто запретное (харам) , то нельзя ему подчиняться. Нет подчинения творению Аллаха, если при этом придётся ослушаться Творца.

Нет сомнения в том, что это – одно из самых великих завещаний пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Сохранность религии во многом зависит от того, как люди подчиняются правителям мусульман.

Сообщается, что ‘Убада ибн ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы поклялись посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что не будем пытаться лишить власти законного правителя , если только не увидим, что он впал в явное неверие, относительно чего будут у нас доказательства от Аллаха». — [аль-Бухари, 7056, 7200; Муслим, 1709].

Если же ты увидишь со стороны правителя явное неверие, относительно которого у тебя есть от Аллаха ясный и непреложный довод, в котором нет запутанности и непонятности, то только в таком случае дозволено выходить против правителя.

«Поистине, тот (из вас), кто проживёт (достаточно долго), увидит много разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём».

«Поистине, тот (из вас), кто проживёт (достаточно долго), увидит много разногласий…» - то есть: много разногласий, касающихся правителей.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завещал мусульманам, которые застанут эти разногласия, чтобы они слушались и повиновались правителю, даже если им будет раб. В других хадисах сообщается о том, что произойдет раскол, и люди начнут разногласить в вопросах религии и в вопросах правителей.

Если человек увидит много разногласий и отклонений от сунны, то пусть придерживается богобоязненности, и слушается своего правителя.

«…и поэтому вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём…» - такова обязанность рабов Аллаха во времена разногласий. Если люди разногласят в вопросах вероубеждения, то им следует искать истину в сунне избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если люди разногласят в вопросах фикха, то им следует искать истину в сунне избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Если между людьми возникло разногласие относительно некоторых смут и воззрений, то они обязаны обратиться к сунне избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также к сунне праведных халифов, ибо в этом заключено спасение. В каком бы вопросе люди не разногласили, начиная с первых поколений мусульман и до наших дней, в сунне обязательно имеется разъяснение этого вопроса. Но проблема в том, что люди не желают выполнить завещание избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «…и поэтому вам следует придерживаться моей сунны…».

Сунна - это руководство и путь, на котором был пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Его сунна разъясняет Коран. Сунной называют слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его действия. Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ ﴾

«А тебе Мы ниспослали Напоминание (Коран) для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано , и для того, чтобы они призадумались» . — [Сура ан-Нахль, аят 44].

«…и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём…» - речь идёт о тех, кто остался править после пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и придерживался его пути. После пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было четыре праведных халифа:

  • Абу Бакр, да будет доволен им Аллах;
  • Затем ‘Умар, да будет доволен им Аллах;
  • Затем ‘Усман, да будет доволен им Аллах;
  • Затем ‘Али, да будет доволен им Аллах.

Этих халифов называют праведными по той причине, что они знали истину и правили в соответствии с ней. Никого не называют праведными халифами, ведомыми прямым путём, помимо их четверых. Но среди учёных возникло разногласие относительно ‘Умара ибн ‘Абд уль-‘Азиза, да помилует его Аллах: является ли он праведным халифом или нет?! Многие обладатели знания, в том числе имам Ахмад, да помилует его Аллах, указали на то, что ‘Умар ибн ‘Абд уль-‘Азиз, да помилует его Аллах, также относится к праведным халифам, ибо он знал истину и правил в соответствии с ней.

Большинство же правителей не были такими: среди них были те, кто вообще не знал об истине, а были и те, кто знал о ней, но противоречил ей, следуя за страстями и душевными пороками.

Важное примечание:

Следует также заметить, что иногда некоторые писатели произносят фразу, которая является неправильной по отношению к сподвижникам, и не соответствует вероубеждению приверженцев сунны. Некоторые писатели, описывая ‘Умара ибн ‘Абд уль-‘Азиза, да помилует его Аллах, говорят, что он является пятым праведным халифом. Это неправильно, ибо Му‘авия, да будет доволен им Аллах, занимал более высокое положение, чем ‘Умар ибн ‘Абд уль-‘Азиз, да помилует его Аллах. Если и есть пятый праведных халиф, то это именно Му‘авия, да будет доволен им Аллах. Он больше заслуживает этого описания, чем ‘Умар ибн ‘Абд уль-‘Азиз, да помилует его Аллах.

Что касается ‘Умара ибн ‘Абд уль-‘Азиза, да помилует его Аллах, то целая группа обладателей знания назвала его праведным халифом. Но и Му‘авия, да будет доволен им Аллах, был праведным халифом с той стороны, что все люди объединились вокруг него. Но когда Му‘авия, да будет доволен им Аллах, указал на то, что после него у власти должны находиться его потомки, обладатели знания начали называть его праведным царём (монархом), а не праведным халифом. Он был лучшим царём мусульман без всякого исключения. Но его также называют халифом с той стороны, что он занял свой пост в соответствии с истиной.

Поэтому можно сказать, что ‘Умар ибн ‘Абд уль-‘Азиз, да помилует его Аллах, был праведным халифом, но нельзя называть его пятым праведным халифом.

Что же касается праведных халифов, ведомых прямым путём, то их только четверо. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Халифат, основанный на пророческом пути, продлится тридцать лет». — [Абу Дауд, 4646; аль-Хаким в «аль-Мустадрак», 3/156. Нечто подобное передали также ат-Тирмизи, 2226; ан-Насаи, 5/47; Ахмад, 5/221; ат-Табарани в «аль-Кабир», 13].

«…ведомых правильным путём…» - Аллах Всевышний оказал им Свою милость, повел их по прямому пути и они правили в соответствии с истиной.

«Схватитесь за нее своими коренными зубами и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!»

«Схватитесь за нее своими коренными зубами…» - если человек захочет схватиться за что-то зубами, то крепче всего это можно сделать именно с помощью коренных зубов.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на то, что во время разногласий следует очень крепко схватиться за его сунну. Именно в сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заключено спасение. Это испытано на протяжении всей истории смут и противоречий. Кто схватится за этот завет пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тот спасёт и свою религию, и свою мирскую жизнь.

«…и полностью избегайте новшеств…» - в этой фразе содержится предостережение и запрет. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел не приближаться к новшествам и не вводить их.

Новшество (мухдаса) ― это всё, что было введено после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так, что до этого ничего подобного не было. Эти новшества могут быть двух видов:

1 ― Масляха аль-Мурсаля ― и мы уже разбирали этот вопрос и правила, касающиеся его, очень подробно. —

«Масляха аль-Мурсаля» не является порицаемым новшеством, ибо «масляха аль-Мурсаля» называется новшеством только с точки зрения арабского языка. В шари‘ате «масляха аль-Мурсаля» не называется нововведением, ибо на «масляха аль-Мурсаля» есть указания в шари‘ате. О правилах, касающихся этого вопроса, мы уже говорили подробно.

2 ― Религиозное нововведение, которое пророк, да благословит его Аллах и приветствует, мог совершить и в этом была нужда, но он не сделал этого ― это называется религиозным (и запретным) нововведением по той причине, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, мог это сделать и в этом была нужда, но он не сделал, значит, оно не является узаконенным. Именно насчёт таких нововведений пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и полностью избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение».

«…ибо каждое нововведение есть заблуждение…» - слово «каждое» (كُلّ) указывает на всеобщность.

Эта фраза указывает на ложность слов того, кто говорит: «Не каждое нововведение является заблуждением». Такое разделение придумал аль-‘Изз ибн ‘Абду-с-Салям, который разделил нововведение на пять видов: обязательное (уаджиб) , желательное (мустахабб) , дозволенное (мубах) , нежелательное (макрух) , запретное (харам) . Люди последовали за ним и его понимание данного вопроса распространилось. Мы уже говорили о неправильности этого мнения и опровергли его выше. — [См. разъяснение хадиса № 5 данной книги].

ПРИМЕЧАНИЯ:

Аллах Всевышний сказал: «Спроси их о селении на берегу моря. Они нарушили субботу, поскольку рыбы приплывали к ним открыто по субботам и не приплывали в не субботние дни. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они отказались повиноваться. Вот некоторые из них сказали: «Зачем вам увещевать людей, которых Аллах погубит или подвергнет тяжким мучениям?» Они сказали: «Чтобы оправдаться перед вашим Господом. Быть может, они устрашатся». Когда они забыли о том, что им напоминали, Мы спасли тех, которые запрещали творить злодеяния, и подвергли ужасным мучениям беззаконников за то, что они поступали нечестиво. Когда они преступили пределы того, что им было запрещено. Мы сказали им: «Будьте обезьянами презренными!»» (Сура аль-А‘раф, аяты 163-166)

Жители этого селения преступили границы дозволенного и заслужили наказание Аллаха. Всевышний Аллах повелел им почитать субботу и запретил охотиться в этот день, но подверг их искушению и соблазну, поскольку по субботам рыба плавала на поверхности воды в большом количестве и не попадалась в сети в остальные дни недели. Аллах подверг их такому искушению, потому что они были распутниками. Но если бы они не ослушались предписаний религии, то Аллах одарил бы их благоденствием и не подвергал бы их испытаниям и несчастьям. Жители этого селения закидывали невод и расставляли рыбацкие сети до наступления субботы, и рыба попадалась в их сети. Они не вынимали их в субботу и дожидались наступления воскресенья, после чего вынимали пойманную рыбу. Подобный поступок широко распространился среди жителей селения, и тогда они разделились на три группы.

Большинство людей дерзко преступили закон и во всеуслышание говорили об этом. Некоторые из них открыто заявили о том, что поступать так запрещено и стали порицать ослушников. А некоторые скрыли свое порицание этим людям и не стали открыто говорить о запрете ловить рыбу в субботу. Они сказали: «Бесполезно увещевать людей, которые открыто нарушают запреты Аллаха, не прислушиваются к добрым наставникам и продолжают бесчинствовать и совершать преступления. Аллах непременно уничтожит таких грешников либо подвергнет их суровому наказанию». Верующие, которые увещевали их, сказали: «Мы предостерегаем их от наказания и призываем их отречься от греха для того, чтобы оправдаться перед нашим Господом. А может быть, они даже отрекутся от своих прегрешений. Мы не теряем надежду на то, что они встанут на прямой путь. Наши проповеди и порицания могут произвести на них впечатление и принести им пользу».

В этом аяте упоминается великая польза, которую приносит призыв к отречению от грехов. Во-первых, праведники снимают с себя ответственность за прегрешения распутников. Во-вторых, увещеваемые люди узнают истину и лишаются возможности оправдаться собственной неосведомленностью. В-третьих, Всемогущий Аллах может наставить их на прямой путь, и тогда они станут руководствоваться тем, к чему их призывали и от чего их предостерегали.

Они пренебрегли увещеваниями и продолжали преступать законы Аллаха, и тогда их постигло суровое наказание, от которого Аллах во все времена спасал тех из Своих рабов, которые призывали к одобряемому и запрещали предосудительное.

Нечестивцы оказались непреклонны и отказались повиноваться Аллаху и прислушиваться к увещеваниям. И тогда Всемогущий Аллах согласно божественному предопределению превратил их в презренных обезьян и отдалил от Своей милости.

См. разъяснение хадиса № 18.

Имеется в виду шари‘атское знание.

Джахилия - данное слово служит для обозначения языческой эпохи в истории Аравии до появления пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Люди джахилии не подчинялись правителю. Сказал шейх Мухаммад ибн ‘Абд уль-Уаххаб (да помилует его Аллах): «Они (люди джахилии) считали что, противоречие правителю и неподчинение ему есть достоинство, а наоборот, послушание и подчинение правителю есть унижение и позор. Возразил им посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и приказал послушание и подчинение правителям, и искреннее отношение им, и был строг в этом завете, и заявил о нем громогласно, и много раз повторял его.

Эти три вещи, которые объединил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе, сказав: «Поистине, Аллах доволен для вас тремя вещами: чтобы вы поклонялись Аллаху и не придавали Ему в сотоварищи никого; чтобы вы все схватились за вервь Аллаха и не разделялись; чтобы вы искренне относились к тем, кого Аллах сделал вашими руководителями». Муслим, 1715. Всякая порча, расстройство, которое возникает в религии людей или в их мирской жизни, возникает по причине нарушения вот этих вот трех вещей, о которых сказано в хадисе, или части их». См. «Масаиль аль-джахилийа», пункт 3.

См. «Минхадж ас-Сунна», 3/387; «И‘лям аль-Мувакы‘ин», 1/48.

То есть: мы подчиняемся велениям посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, даже в том случае, когда об этих велениях ничего не сказано в Книге Аллаха.

Например, несправедливый правитель велит тебе отобрать землю другого человека. В данном случае не нужно подчиняться ему, пока ты не убедишься в том, что он отбирает эту землю по праву.

Сказал ибн Кудама , да помилует его Аллах, в книге «Люм‘ату-ль-И‘тикад»: «Тому, кого единогласно избрали правителем мусульман и кем люди были довольны, или тому, кто стал правителем посредством меча, после чего люди стали называть его правителем, необходимо подчиняться, и запрещено ослушиваться его или восставать против него с оружием, разрывая единство мусульман».

Иджтихад - деятельность авторитетного знатока религии, имеющего право самостоятельно решать такие вопросы религиозно-правового характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и сунне. Заниматься иджтихадом могли только лица, в совершенстве владевшие арабским языком и хорошо знавшие его грамматику, наизусть помнившие Коран и знавшие его толкования, хорошо знавшие сунну и комментарии к ней, а также отвечавшие целому ряду других требований.

Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пока в живых не останутся хотя бы два человека, заниматься этим делом (то есть, правлением) должны выходцы из племени курайш». аль-Бухари, 3501; Муслим, 1820.

То есть: посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Халифат отличается от обычного правления (монархии) тем, что власть в нём не передается по наследству.

Что касается Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али, да будет доволен Аллах ими всеми, то они не были царями (монархами), а были халифами.

См. «Минхадж ас-Сунна», 6/150; «Шарх ат-Тахауия» (стр. 545) ибн Аби-ль-‘Изза.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Вопрос: Хотелось бы спросить о правителях-мусульманах СНГ, и в частности о президенте Казахстана. Сегодня можно услышать различные мнения в отношении этих правителей. Некоторые говорят, что они не являются мусульманами, так как не управляют государством в соответствии с шариатом. Другие же говорят, что они мусульмане, однако не являются законными шариатскими правителями и поэтому, подчинение им не считается поклонением Аллаху.

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых , следует знать, что поистине Всевышний Аллах поставил некоторых людей над другими, приказав им подчиняться во всем том, в чем нет ослушания Аллаху. Так, Всевышний Аллах приказал детям подчиняться своим родителям, женам подчиняться своим мужьям, а мусульманскому обществу подчиняться своему правителю-мусульманину. Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью среди вас (т.е. среди мусульман)» (Женщины: 59).

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мусульманин должен слушаться и подчиняться своему правителю во всем: в том, что ему нравится и в том, что ему неприятно. Если только правитель не приказывает греховное, ибо нет подчинения в греховном». (хадис передал имам Аль-Бухари).

Однако следует отметить, что подчинение правителю-мусульманину обязательно только в дозволенных шариатом вопросах. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет подчинения в ослушании Аллаха. Подчинение бывает только в дозволенных вопросах» (хадис передал имам Муслим).

Во-вторых , не дозволено обвинять мусульманина в неверии, если он совершает какие-либо грехи или даже проявляет некоторые виды неверия. Мы уже говорили об условиях обвинения мусульманина в неверии в вопросе .

Что же касается управления государством не в соответствии с шариатом, то нет сомнения в том, что это является большим грехом и несправедливостью. Всевышний Аллах сказал:«Те, кто не судят в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (Трапеза: 45).

В-третьих , после того как мы узнали, что запрещено обвинять правителей мусульман в неверии за то, что они не судят в соответствии с шариатом, следует знать, что пока правитель является мусульманином, подчинение ему является обязательным, и он считается шариатским правителем. Это относится как к мусульманским правителям СНГ, так и к другим правителям. Не имеет значения, является ли правитель справедливым или нет.

Подчинение ему в любом случае обязательно в дозволенных вопросах. Доводом на это является хадис, в котором известный сподвижник Хузейфа ибн аль-Йаман (да будет доволен им Аллах) спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что ему делать, если он застанет тот час, когда во главе станет несправедливый правитель. На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ему ответил: «Слушайся и подчиняйся правителю. Даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество, то слушайся и подчиняйся» (хадис передал имам Муслим).

Шейх Ибн Усеймин «Обязательно во всем не греховном подчиняться правителю, который не судит в соответствии с книгой Аллаха и Сунной Его посланника. Против такого правителя не обязательно, и даже запрещено выступать, пока он не проявит неверие и не выйдет из ислама.» (“Маджмуа фатава Ибн Усеймин”).

Также шейх Ибн Усеймин был спрошен в отношении президента Алжира, который не управлял страной в соответствии с шариатом, а наоборот делал это в соответствии с выдуманной людьми конституцией, на что он ответил, что пока правитель является мусульманином, то он является шариатским правителем и ему дается присяга (См. фатава уляма аль-акаабир фима ухдира мин димаа аль-джазааир”).

Этот вопрос был задан шейху тогда, когда поднялась смута в Алжире в 1991 году, и некоторые мусульмане прибегли к вооруженным восстаниям против президента-мусульманина, полагая что последний является вероотступником и не является шариатским правителем, так как не управляет страной в соответствии с шариатом.
Таким образом, согласно единогласному мнению Ахлю-Сунна валь-Джамаа, пока правитель является мусульманином, ему обязательно подчиняться в дозволенном, и запрещено ослушиваться его и восставать против такого правителя.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Что же касается выхода против правителей и сражения с ними, то это запрещено единогласным мнением (Ахлю-Сунны) даже если эти правители будут нечестивцами и преступниками. И Ахлю-Сунна единогласны в том, что запрещено ослушание правителя по причине его грехов» (Шарх Сахих Муслим).

Также, пророк (мир ему и благословение) говорил: «Тот, кто отказался от подчинения правителю и отделился от мусульман и умер на этом, то этот человек умер смертью джахилии» (хадис передал имам Муслим).

Состав маджлиса подписавшихся под данной фетвой:

Гамет Сулейманов (Азербайджан)
Назратулла Абдулкадиров (Таджикистан)
Ринат Зайнуллин (Казахстан)
Шабан Улуханов (Азербайджан)
Алмат Сапарбаев (Казахстан)
Яшар Курбанов (Азербайджан)
Наиль Зайнуллин (Казахстан)
Рашад Ахундов (Азербайджан)
Абдурахим Мурадлы (Азербайджан)

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!


Top