Как отвечать, когда кто-то скажет: «Я люблю тебя ради Аллаха»? Что значит «любить ради Аллаха»

Вопрос:

Как вы ответите, когда кто-то скажет вам, что любит вас ради Аллаха (ухиббука фиЛлях)?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим - на том.

Великий ученый хадиса и факих нашей уммы, имам Навави, рахимахуллах, написал целую главу о любви к другим ради Аллаха в своей работе «Рияд ас-Салихин», которую он назвал «Достоинства любви ради Аллаха и ее преимущества, и сообщение человеку, которого любишь, что любишь его, и что ответить, когда сообщают об этом». В ней имам цитирует многочисленные аяты Корана и хадисы относительно достоинств любви к другим ради Аллаха, ее преимуществ и наград, и некоторый этикет относительно нее.

В этом вопросе есть три аспекта: 1) достоинства и преимущества любви ради Аллаха; 2) сообщение человеку, которого любишь, что любишь его ради Аллаха; 3) как отвечать, когда сообщают об этом.


1) Достоинства и преимущества любви ради Аллаха:

Сайидуна Анас сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любой, кто обладает этими тремя качествами, испытает сладость веры (имана): он любит Аллаха и Его Посланника более всего, он любит кого-то ради одного только Аллаха, и он боится вернуться к неверию после того, как Аллах избавил его от этого, настолько, насколько он боится быть брошенным в огонь» («Сахих» аль-Бухари и «Сахих» Муслима).

Любовь ради Аллаха означает, что один любит другого просто потому, что тот держит связь с Аллахом, или потому что тот поклоняется Аллаху и делает что-то для религии Аллаха, или даже (и это более достойно похвалы) просто потому что другой человек - тоже создание Аллаха. За этой любовью не стоит никакая мирская причина, к примеру, одолжение, сделанное кем-то, и эта любовь не подвержена изменению. И она не увеличивается от качеств или доброты любимого, равно как и не уменьшается от его недостатков (Ибн Аллан, Далиль аль-Фалихин, 2\240).

2) Необходимость сообщения кому-то, что любишь его ради Аллаха:

Абу Карима аль-Микдад ибн Ма’дикариб сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек любит своего брата, ему следует сообщить ему, что он любит его» («Сунан» Абу Дауда, № 5124; «Сунан» Тирмизи, № 2393).

Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рекомендовал сообщать тому человеку, которого любишь, что любишь его ради Аллаха, так как это увеличит взаимную любовь и усилит узы братства. Также хорошо разъяснить другому, что это любовь ради одного только Аллаха, а не из-за какой-то мирской выгоды или другой причины.

3) Как ответить, если сообщают о такой любви?

Сайидуна Анас передает, что один человек находился в обществе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и другой человек прошел мимо него. Этот человек сказал: «О Посланник Аллаха, я люблю этого человека». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Ты сообщил ему об этом?» Он ответил, что нет. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так сообщи ему». Затем этот человек догнал другого и сказал ему: «Я люблю тебя ради Аллаха». Он ответил: «Пусть Тот, ради Кого ты любишь меня, (Аллах) полюбит тебя» («Сунан» Абу Дауда, 1522).

В свете этой практики сподвижника, если кто-то сообщает другому, что любит его ради Аллаха (ухиббука фиЛлях), следует ответить: «Ахаббакаллязи ахбабтани ляху», - что означает: «Пусть Всевышний Аллах, ради Кого ты любишь меня, полюбит тебя». Таким образом, вы ответите на эту любовь и сделаете ду’а за этого человека, иншаАллах.

Подразумевает любовь и ради Него - к тем творениям и поступкам, которыми Он доволен. Любящий Аллаха обязан любить Его ангелов и пророков, Его законы и те дела, которые приближают человека к Нему. А среди окружающих людей он обязан любить тех, которые тоже любят Аллаха и Его посланников и чтут Его шариат. Как сказано об этом в благородном хадисе:

«Есть три (качества), благодаря которым ощутит сладость веры тот, в ком они (соединятся): Аллаха и Посланник Его будут ему любимей всего остального; если он полюбит (того или иного) человека, то будет любить его только ради Аллаха; и он будет ненавидеть возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от этого, так же, как не желает он быть ввергнутым в Огонь» (аль-Бухари; Муслим).

Любовь ради Аллаха исходит из сердца и не имеет ничего общего с похотью; к примеру, мусульманин не может любить так своих неверующих жён (христианок или иудеек) и наложниц, которых ему дозволил Аллах, хотя и вступает с ними в половую близость. С другой стороны, он обязан любить ради Аллаха всех правоверных мусульман - женщин и мужчин, детей и стариков, красивых и не очень, а также тех, которые уже ушли из этой жизни. Любовь мусульманина к живым единоверцам проявляется в том, что он радуется знакомству и общению с ними и помогает им ради Аллаха в праведных делах, а любовь к мёртвым мусульманам - в его мольбах за их усопшие души.

О важности любви ради Аллаха говорится во многих достоверных хадисах:

«Клянусь Тем, в Чьей руке душа моя, не войдёте вы в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не полюбите друг друга...» (Муслим);

«Поистине, Аллах Всевышний скажет в День воскресения: "Где полюбившие друг друга ради величия Моего? Сегодня Я укрою их в Своей тени - в тот День, когда нет (иной) тени, кроме Моей тени!"» (Муслим);

«Всемогущий и Великий Аллах сказал: "Для любящих друг друга ради величия Моего уготованы минба́ры (возвышения) из света, и позавидуют им (белой завистью) пророки и шахиды"» (ат-Тирмизи, Ахмад, Малик. аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Хайсами подтвердили достоверность. См. «аль-Мустадрак», 6/153 и «Маджма"у-з-заваид», 10/279).

В третьем хадисе Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, имел в виду тех пророков и мучеников, которые были одиноки в их народах. Как пояснил кады Ияд:

«Когда они (пророки и шахиды) увидят тех в День воскресения в таком положении и будут наблюдать их близость к Аллаху и почёт (, оказанный) им, то пожелают обрести эти их качества, соединить в себе два вида благодеяний (пророчество или шахаду и взаимную любовь ради Аллаха) и стать преуспевшими вдвойне» («Миркату-ль-мафатих» Али аль-Кари, 7/3137).

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что как-то раз, когда возле Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, находился один человек, а мимо него прошёл другой, первый сказал:

«О Посланник Аллаха, поистине, я люблю этого (человека)». Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил его: «А поведал ли ты ему это?» Он ответил: «Нет». (Пророк, мир ему и благословение Аллаха,) сказал: «Так поведай ему!» - и этот человек догнал его и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!», - (на что тот) ответил ему: «Да полюбит тебя Тот, ради Которого ты полюбил меня!» (Абу Дауд, Ахмад. аль-Хаким и аз-Захаби назвали хадис достоверным. См. «аль-Мустадрак», 6/155).

Также сказано:

«В своих любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу. Когда один из его членов поражает болезнь, то остальное тело отзывается на это бессонницей и жаром» (аль-Бухари, Муслим). См.

Все же остальные виды любви и братства, которые есть на земле, - по этническому, классовому, расовому, политическому и иным признакам - рано или поздно закончатся враждой и ненавистью, как предсказал Всевышний Аллах:

«Все любящие друзья тот День станут взаимными врагами, кроме богобоязненных» (Коран, 43:67);

«(В тот День ангелам будет велено:) “Соберите тех, которые были несправедливы (к себе), их товарищей и тех, кому они поклонялись помимо Аллаха, и выведите их на путь к Аду, и остановите их”; и будут они спрошены: “Что же вы не помогаете друг другу?” Да, в тот День они станут покорны (Аллаху) и обратятся друг к другу с вопросами. (Одни) скажут: “Вы подходили к нам с правой стороны (, заблуждая нас)!” (Другие) ответят: “Нет, вы не были верующими, а у нас не было над вами власти. Вы сами были преступными людьми!» (Коран, 37:22-30).

«Ты не найдёшь людей, которые веруют в Аллаха и в грядущий День и любят тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если те являются их отцами, или их сыновьями, или их братьями, или их родственниками» (Коран, 58:22).

Что же касается аята:

«Поистине, ты не поведёшь верным путём того, кого любишь!» (Коран, 28:56),

ниспосланном о неверующем дяде Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абу Талибе, то здесь Аллах именует «любовью» природные чувства тяги и уважения к родственникам (см. также ), которые не могут перевесить ненависть к их ложной вере (см. ).

С другой стороны, определённую любовь ради Аллаха мы обязаны питать даже к тем мусульманам, которые совершают тяжкие грехи типа незаконного убийства или блуда (не считая их дозволенными), как сказал шейху-ль-ислам Ибн Таймия:

«Наши праведные предки, несмотря на то, что между ними бывали сражения, любили друг друга по причине религии. Они не проявляли друг к другу ненависти, подобной ненависти к неверным. Они принимали свидетельства друг друга, приобретали знания друг у друга, наследовали, завещали и имели взаимоотношения друг с другом, несмотря на то, что между ними возникали сражения и вражда» («Маджму’у-ль-фатава», 3/285);

ибо сущность веры состоит не в полном отсутствии грехов, а в раскаянии за них и борьбе против их повторения (см. ).

Да наделит нас Аллах любовью ради Него и да благословит Своего Пророка, его семью и сподвижников.

1. Любовь к Всевышнему Аллаху

Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (2.Аль-Бакара: 165).

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (3:31).

Для того, чтобы заслужить любовь Аллаха, раб также должен постоянно приближаться к Аллаху посредством обязательных и дополнительных праведных деяний. В одном из достоверных хадисов Пророка Мухаммада сообщается, что Аллах сказал: «Самыми любимыми деяниями, посредством которых Мой раб приближается ко Мне, являются те, которые Я вменил ему в обязанность. А благодаря добровольным обрядам Мой раб продолжает приближаться ко Мне до тех пор, пока Я не возлюблю его. А когда Я возлюблю его, Я буду слухом, которым он слышит, и зрением, которым он видит, и рукой, которой он хватает, и ногой, которой он ступает. Если он попросит Меня, Я непременно одарю его. А если он прибегнет к Моему покровительству, Я непременно укрою его».

Для того чтобы заслужить любовь Аллаха, также необходимо познать Всевышнего и часто поминать Его. Если человек не познал Аллаха, то его любовь является ущербной. Более того, она вообще отсутствует, хотя сам человек может заявлять о ее существовании. Но если человек действительно возлюбил Аллаха, он непременно станет часто поминать Его, и если Аллах возлюбил Своего раба, то Он принимает от него даже самые незначительные деяния и прощает ему многие ошибки и прегрешения.

Тафсир Саади.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если Аллах испытывает любовь к (Своему) рабу, Он обращается к Джибрилю(, говоря:) «Поистине, Аллах любит такого-то, полюби же его и ты!», - (после чего) Джибриль (начинает) любить его и Джибриль обращается к обитателям небес4 со словами): «Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы!», - и обитатели небес (начинают) любить его, а потом ему начинают оказывать хороший приём и на земле5 (Аль-Бухари; Муслим)

Убада бн Саммит, от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказал «Кто любит встречи с Аллахом полюбит Аллах встречу с ним, а кто не любит встречи с Аллахом, то и Аллах не полюбит встречи с ним. И сказала Айша, или некоторые из его жен: мы не любим смерть? Сказал: не так, однако верующий когда будет, находится при смерти, будет обрадован довольством Аллаха и Его уважением, для него нет ничего более любимого чем то, что перед ним, полюбил встречу с Аллахом, и Аллах полюбил встречу с ним. А неверующий когда будет, находится при смерти, будет обрадован мучением Аллаха и Его наказанием, нет для него ничего ненавистного более того, что имеется перед ним, возненавидел встречу с Аллахом и, Аллах возненавидел встречу с ним», (Бухари)

2. Любовь к Пророку салаллаху алейхи уа салям

Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Не уверует никто из вас, пока не полюбит меня больше, чем своих детей, и родителей и всех остальных людей" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

В другом же хадисе говорится о том, что правоверный должен любить Посланника даже больше, чем самого себя. Сообщается, что однажды Умар ибн ал-Хаттаб сказал: "О Посланник Аллаха, поистине, я люблю тебя больше всего остального за исключением самого себя!" Услышав это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, нет, Умар, пока ты не полюбишь меня больше, чем самого себя!" - и Умар сказал ему: "А сейчас я люблю тебя больше, чем самого себя!" - а он сказал: "Теперь да, о Умар" (Этот хадис приводит ал-Бухари).

Я слышал, что некоторые говорят: «Любимый ради Пророка». Это правильно?
Ответ
Вся хвала Аллаху.
Не смотря на то, что это может показаться правильным, т.е. нас соединила вместе любовь к посланнику Аллаха, это выражение противоречит сунне, потому что в хадисе сказано: «Те кто любят ради Аллаха и ненавидят ради Аллаха». Поэтому, следует говорить: «Любимый ради Аллаха».
То выражение о котором спрашивают, противоречит тому, что говорилось саляфами, и может быть расценено как излишество в отношении Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует) и пренебрежение Аллахом. Что известно – сунна – и что пришло от наших ученых и праведных людей – это слова: «Я люблю тебя ради Аллаха»
Маджму Фатава ибн Усеймин 3:68

3.Любовь к мусульманам

Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы. [Худжурат 49:10].

Этой крепкой связью Аллах соединил сердца верующих мусульман. Где бы не находился мусульманин, на востоке или на западе, он верит в Аллаха, ангелов, священные Писания, посланников и в Судный день, а значит и является братом для остальных верующих. Это братство обязывает каждого правоверного желать для своего брата того же, что и для себя самого, и переживать за него так же, как и за себя самого. Поэтому Пророк Мухаммад провозгласил братство правоверных и сказал: «Не завидуйте друг другу, не преувеличивайте цену товара, не враждуйте друг с другом, и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Мусульманин – брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не обманывает». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Эти же богословы передали хадис, в котором сообщается, что Пророк сказал: «Верующие подобны строению: они поддерживают друг друга». Сказав это, он сложил кисти обеих рук в замок.

Всевышний Аллах и Его посланник повелели правоверным исправно выполнять свои обязанности перед верующими братьями, и благодаря этому мусульман всегда объединяют взаимная любовь и согласие. Эти искренние чувства заставляют их заботиться друг о друге, и если они видят, как правоверные оказываются по разные стороны баррикад и начинают сражаться друг с другом, а их сердца переполняются взаимной враждой и ненавистью, то они всеми силами стремятся помирить поссорившихся братьев и потушить огонь их злобы и ненависти.

(Тафсир Саади)

Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не войдёте вы в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте мир между собой! (Муслим)

Передают со слов аль-Бара бин "Азиба, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал об ансарах (следующее):
Только верующий любит их, и только лицемер ненавидит их. Аллах любит того, кто любит их, а того, кто их ненавидит, Аллах ненавидит. (Аль-Бухари; Муслим)

Передают со слов ан-Ну"мана бин Башира, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда (одну из) частей его поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой. (Аль-Бухари; Муслим)

4. Любовь к родителям кяфирам

“Любовь бывает двух видов:

Первый вид – это естественная любовь человека по отношению к своей жене, родителям и имуществу. Об этом Всевышний Аллах говорит: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (ар-Рум 30: 21).

Второй вид – это религиозная любовь как любовь по отношению к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), и любовь по отношению к тому, что любит Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) из дел, слов и людей. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его» (аль-Маида 5: 54). А пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу» аль-Бухари и Муслим.

Таким образом, не обязательно, что два эти вида любви должны быть связаны. Так, естественная любовь может сопровождаться религиозной ненавистью, примером чему является любовь к родителям-многобожникам, которая должна сопровождаться ненавистью ради Аллаха. И эта религиозная ненависть не исключает естественную любовь. Поистине, человек создан любящим своих родителей и родных. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) любил своего дядю по причине родственных связей, несмотря на его неверие, как сказал Аллах: «Ты не ведешь прямым путем тех, кого любишь!» Также к подобной любви относится любовь к жене-христианке. Необходимо проявлять по отношению к ней религиозную ненависть, однако эта ненависть не препятствует любви, которая присутствует между мужем и женой. Таким образом, это является любовью с одной стороны и ненавистью с другой. Примеров этому великое множество. Например, может быть так, что естественная ненависть будет сопровождаться религиозной любовью, примером чему является джихад. Поистине, он неприятен для человека с естественной стороны, и в то же время угоден Аллаху как Его предписание. Всевышний Аллах сказал: «Предписано вам сражение, хоть и ненавистно это вам! Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас» (аль-Бакъара 2: 216).

См. “аль-Фатауа” № 18602.

5. Человек в Судный день будет с тем кого любил.

Передается от Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек будет с теми, кого он любит». аль-Бухари 6170, Муслим 2641.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если человек будет любить какой-либо народ, то он обязательно будет воскрешен вместе с ним!» ат-Табарани. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 3037

6. Если человек любит брата то должен сообщит ему

Передают со слов Абу Каримы аль-Микдама бин Ма"дикариба, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Если человек полюбит брата своего, пусть сообщит ему о том, что он любит его. (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».)

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что как-то раз, когда в обществе Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, находился один человек, а мимо него прошёл другой, он сказал:
«О посланник Аллаха, поистине, я люблю этого (человека)». Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил его: «А сказал ли ты об этом ему?» Он ответил: «Нет». (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Так скажи ему!»13 - и этот человек догнал его и сказал: «Поистине, я люблю тебя ради Аллаха!», - (на что тот) ответил ему так: «Да полюбит тебя Аллах, ради которого ты полюбил меня!» (Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.)

7.Любить ради Аллаха от веры

Сообщается в хадисе, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Сладость веры человек может ощутить лишь в том случае, если он объединяет в себе три качества: если он любит Аллаха и Посланника Его больше, чем все остальное, если он любит другого человека только ради Аллаха и если он также не желает возвращаться к неверию, от которого его спас Аллах, как не желает он быть ввергнутым в огонь" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

Самая крепкая опора веры – любить и ненавидеть ради Аллаха». (Ахмад)

Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Человек лишь тогда достигнет любви и покровительства Аллаха, когда то, что любит, будет любить ради Аллаха, обижаясь на кого-то, будет обижаться ради Аллаха, враждовать с врагом своим будет ради Аллаха. Пока он не будет поступать, таким образом, не вкусить ему подлинного имана, как бы долго он ни молился и как бы долго ни соблюдал пост. Но, к сожалению, дружба стала строиться на основе земного, а это не даст никакой пользы на том свете». (Ибн Джарир ат-Табари)

8. Достоинство любви ради Аллаха

Сообщается, что Му"аз, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: "Для любящих друг друга ради величия Моего (предназначены) минбары из света и позавидуют им пророки и павшие за веру!"» (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим)

Вопрос:

Как вы ответите, когда кто-то скажет вам, что любит вас ради Аллаха (ухиббука фиЛлях)?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим - на том.

Великий ученый хадиса и факих нашей уммы, имам Навави, рахимахуллах, написал целую главу о любви к другим ради Аллаха в своей работе «Рияд ас-Салихин», которую он назвал «Достоинства любви ради Аллаха и ее преимущества, и сообщение человеку, которого любишь, что любишь его, и что ответить, когда сообщают об этом». В ней имам цитирует многочисленные аяты Корана и хадисы относительно достоинств любви к другим ради Аллаха, ее преимуществ и наград, и некоторый этикет относительно нее.

В этом вопросе есть три аспекта: 1) достоинства и преимущества любви ради Аллаха; 2) сообщение человеку, которого любишь, что любишь его ради Аллаха; 3) как отвечать, когда сообщают об этом.


1) Достоинства и преимущества любви ради Аллаха:

Сайидуна Анас сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Любой, кто обладает этими тремя качествами, испытает сладость веры (имана): он любит Аллаха и Его Посланника более всего, он любит кого-то ради одного только Аллаха, и он боится вернуться к неверию после того, как Аллах избавил его от этого, настолько, насколько он боится быть брошенным в огонь» («Сахих» аль-Бухари и «Сахих» Муслима).

Любовь ради Аллаха означает, что один любит другого просто потому, что тот держит связь с Аллахом, или потому что тот поклоняется Аллаху и делает что-то для религии Аллаха, или даже (и это более достойно похвалы) просто потому что другой человек - тоже создание Аллаха. За этой любовью не стоит никакая мирская причина, к примеру, одолжение, сделанное кем-то, и эта любовь не подвержена изменению. И она не увеличивается от качеств или доброты любимого, равно как и не уменьшается от его недостатков (Ибн Аллан, Далиль аль-Фалихин, 2\240).

2) Необходимость сообщения кому-то, что любишь его ради Аллаха:

Абу Карима аль-Микдад ибн Ма’дикариб сообщает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек любит своего брата, ему следует сообщить ему, что он любит его» («Сунан» Абу Дауда, № 5124; «Сунан» Тирмизи, № 2393).

Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рекомендовал сообщать тому человеку, которого любишь, что любишь его ради Аллаха, так как это увеличит взаимную любовь и усилит узы братства. Также хорошо разъяснить другому, что это любовь ради одного только Аллаха, а не из-за какой-то мирской выгоды или другой причины.

3) Как ответить, если сообщают о такой любви?

Сайидуна Анас передает, что один человек находился в обществе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и другой человек прошел мимо него. Этот человек сказал: «О Посланник Аллаха, я люблю этого человека». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Ты сообщил ему об этом?» Он ответил, что нет. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Так сообщи ему». Затем этот человек догнал другого и сказал ему: «Я люблю тебя ради Аллаха». Он ответил: «Пусть Тот, ради Кого ты любишь меня, (Аллах) полюбит тебя» («Сунан» Абу Дауда, 1522).

В свете этой практики сподвижника, если кто-то сообщает другому, что любит его ради Аллаха (ухиббука фиЛлях), следует ответить: «Ахаббакаллязи ахбабтани ляху», - что означает: «Пусть Всевышний Аллах, ради Кого ты любишь меня, полюбит тебя». Таким образом, вы ответите на эту любовь и сделаете ду’а за этого человека, иншаАллах.

Любовь ради Аллаха Полюбить другого человека ради Аллаха сложно. Да мы и не задумываемся об этом. С праздниками идём поздравлять влиятельных фигур, не думая о том, что твой сосед в это время сидит дома один и о нём никто не помнит. Девушке подбираем жениха из числа тех, кто имеет дом, машину, работу, положение в обществе, красив внешне, не задумываясь о том, что тот, кому отказали, мог быть намного богобоязненнее, уважительнее, даже если он снимает квартиру. Муж сразу спешит развестись с женой, если какая-то мелочь ему не понравилась, он не проявляет терпения и должного уважения, если его чувства к своей жене внезапно "угасли". Да и жена не отстаёт от него в этом плане... Любить кого-то – вторую половинку, членов семьи, друзей – ради Творца значит, делать все необходимое для этого человека, чтобы Всевышний был доволен им. Просить у Милостивого за него, предостеречь от неправильных поступков. Пример: любит муж жену, твердит на каждом шагу про чувства, но вот со временем не устраивает его домашний халат, лишний вес, приелись поступки, быт. И упрекнет ее в этом, выразит свое недовольство. Куда же исчезла любовь? Подобное отношение озвучивается и со стороны девушки к мужу; недолжное внимание, недостаточный заработок... Что тут сказать, намерение у нас слишком запылилось, мы не видим и не хотим увидеть, что в любом деле должна быть любовь только ради Него Единственного, у которого нет сотоварищей – Всевышнего Аллаха. Вместо того, чтобы искать и обрести успокоение в любимом человеке, у нас одни упреки и жалобы. Если искренне любишь кого-то во имя Создателя, то любящий должен стараться быть довольным им, посредством чего добиться Высшего ублаготворения для любимого человека, совершать дуа и просить у Бога верного ему наставления. Одна моя хорошая знакомая, скажем, сестра по вере, говорит: «А что такое любовь? Просто слово, придуманное, чтобы было из чего песни сочинять. Вот мой муж, если что-то понадобится мне, семье, или куда-то съездить, он мне поможет и отвезет, даже если у него нет времени. Или придя домой и видя мой уставший вид, он даже не попросит ужин, а скажет – иди поспи, понимая что дети маленькие, а хлопоты большие... И я в свою очередь стараюсь заслужить его довольство, понимая что, добившись умиротворения мужа, заслужу довольство Аллаха. Прошу у Него умножить его блага. Вот это любовь ради Аллаха. А все упреки насчет цветов, курортов, подарков – просто захламливание своего разума никчемными мыслями. Все это, конечно, приятно и поощряемо по мере возможности и желания. Но ведь молитва и довольство любимого намного приятнее...». В доме не должно понятие «Я хочу» стоять выше семейных потребностей. Если хотим внимания, богатства, отдыха, красоты, то лучше тихо об этом попросить у Всемогущего. И быть может, желания сбудутся, в зависимости от того, насколько сильно мы чего-то хотим и насколько это в воле Всеслышащего. Самое главное – попытаться сохранять спокойствие в семье. Передал аль-Базар от Абдуллаха Ибн Амр, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто полюбил человека ради Аллаха и сказал: «Поистине я люблю тебя ради Аллаха», то они оба будут в раю, а тот, который сильнее полюбил, будет степенью выше другого» («Хадис хасан»). Сообщается, что Муаз (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поведал: «Всемогущий и Великий Аллах изрёк: "Для любящих друг друга ради величия Моего предназначены минбары из света, и позавидуют им пророки и павшие за веру!"» (Тирмизи). Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в День воскресения Аллах Всевышний скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим).


Top