Исторические средневековые. Средние века с какого по какой век. Нужна помощь по изучению какой-либы темы


Период Средневековья (от лат. media - середина) занимает срединное положение между временем Древнего мира и Новым временем. Переход к нему ознаменовался эпохой Возрождения, Великими географическими открытиями, промышленным переворотом и зарождением рыночной экономики. Хронология начала периода Средних веков не вызывает сомнений. За точку отсчета принято считать V в н.э., точнее, 476 г. н.э., когда вождь германских варварских племен Одакр сместил последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула. Слово "варвары" произошло от "барбарос", так греки называли всех, непонятно болтающих на неизвестном им и неблагозвучном языке. Слово это стало нарицательным для разрушителей материальных и духовных ценностей. К тому же представители племен - покорителей Рима находились на более низком уровне общекультурного развития, чем греки и римляне.

Для всех, кто изучает экономическую историю человечества, представляется наиболее разумным начать точку отсчета Нового времени, следующим за средневековьем с событий промышленной революции в Англии в 60-х гг. XVIII в.

Условно все Средневековье можно поделить на три этапа:

первый - раннее Средневековье с конца V - начала VI в. по IX в.;

второй - расцвет Средневековой цивилизации с X по XV в.;

третий - позднее Средневековье - с конца XV до середины XVIII в.

Итак, время действия определено. Место действия - Европа. Слово это произошло от "Эреб" - "Запад" (в переводе с семитского). При греках и римлянах Европа рассматривалась как объект для сбора контрибуций. Она была как бы варварской периферией, границей Римской империи. С севера на юг континент располагается от Северного Ледовитого океана до берегов Средиземного моря, с запада на восток - от побережья Атлантики до Уральских гор. Итак, еще со времен античности понятие Европы отождествлялось с географическим определением "Запад" и противопоставлялось "Асу" (в переводе с семитского "Азия"), или Востоку. Для народов и стран, заселявших уже в те века Европу, можно выделить общие черты экономического, социально-политического и социокультурного развития. На континенте издавна выделялись страны Западной Европы: Англия, Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Италия, Испания, Португалия, Скандинавские страны. Здесь быстрее, чем в Восточной Европе, проходили процессы феодализации и индустриализации, ярче проявлялись достижения в науке и технике. Кельтские и германские племена входили в состав Римской империи и имели возможность познакомиться и перенять некоторые достижения передовой для того времени античной цивилизации. Западноевропейские страны с окончанием Великого переселения народов утвердились в государственных границах. Они активно пользовались преимуществами и выгодами своего географического положения. Окружавшие их моря и реки, пересекавшие равнины и горы, содействовали торговле и первичным обменам информацией о различного рода новшествах материальной культуры.

Восточная Европа стала местом расселения славянских племен, оказавшихся по географическому положению дальше от морей и старинных мировых центров культуры.

Своеобразным форпостом Европы на востоке была Византия - правопреемница Восточной Римской империи.

Основной особенностью раннего Средневековья было зарождение феодализма в молодых европейских государствах. Качественно новая цивилизация - Западная (Европейская) формируется именно в Средние века на основе синтеза отношений частной собственности и колоната (арендных отношений) античности и общинно-коллективистских начал европейских племен. Третьей составляющей этого синтеза новой цивилизации была материальная и духовная культура Древнего Востока - фундамента всей мировой цивилизации. Не учитывая эти тесно взаимосвязанные процессы, определившие материальный базис европейской цивилизации, не понять особенности прогресса экономики Европы в Средние века, формирование мирохозяйственных связей.

К началу Средневековья производительные силы Древней Греции и Рима во многом были разрушены, памятники материальной и духовной культуры погибли в огне пожарищ при набегах варварских племен, в беспрерывных войнах, при активной миграции больших масс населения. Забыты были многие трудовые навыки, утеряны квалификации ремесленников. В раннем Средневековье на весьма низком уровне находилось развитие техники и знаний людей об окружающем мире.

Это вело к низкой производительности труда. Превалировало ручное, кустарное производство. Для успешного освоения огромных новых пространств на севере и в центре Европы, покрытых густыми лесами, примитивными были средства сообщения. Плохая связь между отдельными регионами затрудняла обмен опытом экономической жизни, что тоже сдерживало прогресс. Войны, эпидемии чумы и холеры, массовые заболевания людей и домашних животных сильно подрывали производительные силы общества.

Но одновременно проходил важнейший процесс складывания современных государств, в рамках которых начали постепенно формироваться национальные хозяйственные комплексы. Появление уже в ХШ в. в Англии парламента, затем первых конституций в ряде стран в законодательном порядке закрепляло право частной собственности на основные средства производства. Труды ученых по химии, математике, астрономии, медицине, механике использовались в технических усовершенствованиях, мореплавании; рос уровень жизни людей. Распространению знаний, накопленных человечеством, способствовало книгопечатание. Через 1000 лет после падения Древнего Рима плеяда гениальных мыслителей, возглавляемых по праву Леонардо да Винчи, поставила на службу людям производственный и культурный опыт античности. Они достигли новых высот в технике, науке, искусстве, частенько при этом заглядывая далеко вперед, опережая свое время. Эпоха Возрождения явилась не только расцветом средневековой цивилизации, но и достойно вводила человеческое общество в Новое время, проведя его через Великие географические открытия.

Итак, не получилось плавного перехода, поступательного движения в развитии производительных сил по восходящей линии от эпохи Древнего мира к Средним векам, но несомненен был экономический прогресс, особенно характерный для третьего периода Средневековья.



Средние века (Средневековье) - исторический период всемирной истории, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

Началом Средневековья считается крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола), однако в энциклопедическом издании ЮНЕСКО «История человечества» рубеж был проведён по моменту возникновения ислама (начало VII века). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), битву при Павии (1525), начало Английской революции (1640), конец Тридцатилетней войны и некоторые другие периоды.

В истории Средневековья принято выделять три периода:

V-XI вв. - раннее Средневековье,

XII-XIII вв. - высокое Средневековье,

XIV-XV вв. - позднее Средневековье.

В основе средневековой культуры лежит взаимодействие двух начал: германского, «варварского», и романского - культурных традиций Западной Римской империи. Именно на основе их взаимного влияния и сформировалась западноевропейская средневековая культура. Средневековая культура первоначально формируется на основе замкнутого мира феодального поместья, затем ее центрами становятся города. Именно в городах возникает смеховая, «карнавальная», по определению М.М. Бахтина, культура, во многом противоречившая официальной. Социальная культура средневековья характеризуется, прежде всего, корпоративностью и иерархичностью общества. В духовной культуре главенствующая роль принадлежит христианской религии и церкви, именно религиозное мировоззрение господствовало в этот период практически безраздельно. Характерными чертами средневековой духовной культуры являются традиционализм, каноничность, символизм и дидактизм. Для средневековой культуры характерна также универсальность, энциклопедичность знания. Средневековая наука находилась под сильным влиянием церкви. Она выступала как осмысление данных Библии, основной целью ставила познание Бога и понимание божественного замысла относительно мира и его предметов. Таким образом, наука не была нацелена на открытия - ведь истина уже была дана Богом в Библии. Главным методом познания в средние века являлось постижение смысла божественных символов.

В первые века нашей эры в литературе существовали нисходящая и восходящая линии. Первая обусловлена кризисом античной эпохи, основывавшейся на языческой мифологии и различных философиях. В переход от античности к средним векам наблюдается восходящая линия – это литература раннего христианства. Её источник – Новый Завет.

    Нисходящая литература (Которая вымрет). Кризис. Утилитарная литература (Предназначенная для развлечения). Например, Центон.

Тертуллиан оставил в своей работе записи о Центоне. Центон – собранные в новый текст цитаты из известных текстов.

Палиндром – поэтический квадрат.

SATOR (Сеятель)

APERO (Удерживает)

TENET (С трудом)

OPERA (Телегу)

Во все стороны читается одинаково

    Восходящая литература (Клерикальная)

Ранняя Клерикальная литература носит название Патристики.

Патристика – результат формирования христианских структур.

Христианство складывается из:

    Иудаизм (Талмуд= ветхий завет)

    Новый Завет

    Неоплатоники

    Филон Александрийский (I век) Тезис об эманации(Нисхождение, исход) божественной энергии на мир. Теория логоса (Вначале было слово).

Основные жанры клерикальной литературы на латинском языке - секвенции, видения, жития святых, рассказы о чудесах, совершенных по молитвам Пресвятой Богородицы и святых, - сформировались в V - VIII вв. на основе некоторых традиций поздней античности. Они оказали значительное влияние на развитие как церковной, так и светской литературы на много столетий вперед (красноречивейший пример - новелла А. Франса «Жонглер Богоматери»). Из житийной литературы выделяются жизнеописания проповедников христианства - например, св. Бонифация, просветителя Германии, или св. Колумбана, просветителя Галлии, а также подвижников благочестия, в том числе «Житие св. Алексия, человека Божия», популярное как в православном, так и в католическом мире. Из житий праведников, посвятивших себя делам милосердия, выделяется «Житие св. Германа» - галльского подвижника, тратившего все собранные деньги на выкуп невольников и пленных.

Необычайно распространенный жанр видений, ставивший вопрос о загробной жизни человека, обрел свое высшее воплощение в «Божественной комедии» Данте. Кальдерон в XVII в. написал превосходную драму, использовав средневековый сюжет о «Чистилище св. Патрикия».

Двоемирие, присущее средневековому миросозерцанию, отразилось и во многих памятниках клерикальной литературы, значительная часть которых сочетает повествования о чудесах с бытовыми описаниями. В более поздних сочинениях такого рода ощутимы даже художественные приемы, заимствованные из арсенала рыцарской литературы.

Обозначение периода всемирной истории, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории. Понятие Средних веков (латинское medium aevum, буквально - средний век) появилось в 15-16 веках у итальянских историков-гуманистов, считавших предшествующий Возрождению период истории «темными веками» европейской культуры. Итальянский гуманист 15 века Флавио Бьондо дал первое систематическое изложение истории Средних веков в Западной Европе как особого периода истории, в исторической науке термин «Средние века» утвердился после того, как профессор университета в Галле X. Келлер назвал одну из трех книг своего учебника «Историей Средних веков» (Ch. Cellarius, Historia medii aevi, a tempori bus Constantini Magni ad Constantinopolim a Turcas captain deducta..., Jenae, 1698). Келлер разделил всемирную историю на античность, средневековье, новое время; считал, что средневековье длилось со времени разделения Римской империи на Восточную и Западную (395) и падения Константинополя (1453). В 18 веке возникла специальная отрасль исторической науки, изучающая историю Средних веков - медиевистика.

Понятие Средних веков

В науке Средние века датируются концом 5 века - второй половиной 15 века Условной датой начала средних веков считается крушение Западной Римской империи в 476 году, а дату окончания Средних веков связывают с падением Константинополя в 1453 году, с открытием Америки Х. Колумбом в 1492 году, Реформацией 16 века. Сторонники теории «долгого средневековья», основываясь на данных об изменениях в жизни простого народа, связывают окончание Средних веков с Великой французской революцией. Марксистская историография, сохранила традиционное трехчленное деление истории на древнюю, средневековую, новую - так называемая «гуманистическая трихотомия». Она рассматривала Средние века как эпоху зарождения, развития и разложения феодализма. В рамках теории смены общественно-экономических формаций марксисты связывали окончание Средних веков с временем Английской революции середины 17 века, после которой в Европе начал активно развиваться капитализм. Термин «Средние века», возникший применительно к истории стран Западной Европы, употребляется и по отношению к другим регионам мира, особенно к истории тех стран, у которых существовал феодальный строй. При этом временные рамки средневековья могут отличаться. Например, начало Средних веков в Китае принято датировать 3 веком н.э., на Ближнем и Среднем Востоке - с распространения ислама (6-7 века). В истории России выделяется период Древней Руси - до монголо-татарского нашествия. Следовательно, начало Средних веков на Руси относится к 13-14 векам. Окончание средневекового периода в России связано с петровскими реформами. Разногласия в хронологии и невозможность применения однозначного применения термина «средневековье» ко всем регионам мира подтверждает его условный характер. В этом плане разумным представляется рассмотрение средневековья одновременно, как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свои хронологические рамки.
В узком смысле слова термин «средневековье» применяется только по отношению к истории Западной Европы и подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической, политической жизни: феодальная система землепользования, система вассалитета , доминирование церкви в религиозной жизни, политическая власть церкви (инквизиция, церковные суды, епископы-феодалы), идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры - готики. Европейское средневековье условно делится на три периода: раннее средневековье (конец 5 - середина 11 веков), высокое, или классическое, средневековье (середина 11 - конец 14 веков), позднее средневековье (15-16 века).

Средневековье – это особый исторический период между древними и новыми временами. Определить его границы с высокой точностью возможным не представляется, так как начинался он и заканчивался в разных странах в разное время.

Средние века: общее понятие о периоде

Для большинства европейских стран этот исторический период начался после того, как пала Западная Римская империя и закончился во времена Буржуазной революции в Англии. То есть, приблизительные границы – это 12 веков, начиная с пятого и заканчивая семнадцатым. В то же время специалисты по этой части истории считают, что Средние века закончились еще до открытия Америки, то есть, приблизительно, в 1500 году. Впервые термин “Средневековье” был применен еще в эпоху гуманизма – так деятели того времени отделяли его от “темного” прошлого.

Весь этот период подразделяется на части, которые существенно различаются между собой в культурном и социальном планах – это раннее, среднее и позднее Средневековье.

Этот период оказал значительное влияние на культурное и историческое развитие человечества. Основная его особенность – это становление и развитие феодальных отношений, который пришли на место характерного для древних времен рабовладения. Именно в это время зародились многие народности и сформировались основные черты их менталитета.

Рис. 1. Средневековый феодал.

В то время, с одной стороны, церковь диктовала условия государству и наказывала инакомыслящих, с другой же – это период научных и философских открытий, без которого современный мир выглядел бы совершенно иначе.

Что дало миру Средневековье?

Это было сложное время: люди той эпохи постоянно боролись за свое существования, а их уничтожали голод, черная чума и костры инквизиции. Однако именно с периодом Средневековья также связан и культурный расцвет, в частности, активное развитие архитектуры. Именно в это период были построены Винчестерский собор и Собор Парижской Богоматери, которые и сегодня остаются образцами этого вида искусства.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Собор Парижской Богоматери.

💡

В Средние века жили и творили Ботичелли и Леонардо да Винчи, открывали тайны звезд Галилей и Коперник. В то же время большинство людей продолжали считать, что Земля – плоская. Это типично средневековый контраст.

Рис. 3. Николай Коперник.

Что мы узнали?

Мы узнали, что Средневековье – это уникальный исторический период по многим причинам: в частности, потому, что до сих пор ведутся споры о том, что такое Средние века с хронологической точки зрения. Была получена информация о том, на какие периоды делится Средневековье и какие отличительные черты имеет, а также каковы его социальные и культурные особенности. Были определены некоторые взгляды средневекового человека на мир и общество. Мы узнали, когда впервые появился соответствующий термин и кто его внедрил. Обозначено, что жизнь человека на протяжении всего этого времени была очень сложной, люди угнетались церковью – с одной стороны и природными факторами – с другой. В то же время эти беды подталкивали цивилизацию к развитию.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 5.

Средневековье это термин, обозначающий период в истории культуры и искусства, в т.ч. словесности, в отличие от термина «средние века», предпочтительно используемого в исторической науке. Средневековье как культурная эпоха не совпадает со средними веками, которые в Западной Европе заканчиваются в эпоху буржуазных революций (17-18 века) и включают в себя также культурные эпохи Возрождения (17 век) и Просвещения. Начало эпох также различается: по мнению историков, это падение Римской империи в 5 веке; с точки зрения специалистов в области культуры - начало 4 века, когда христианство становится официальной религией империи - факт, способствующий ускорению формирования средневекового сознания и картины мира, воспринимаемой современниками как пограничная веха. Однако необходимо учитывать наличие, по крайней мере, двух моделей средневекового образа мира и культурного развития в западноевропейском ареале - «средиземноморской» и «варварской» (А.Я.Гуревич). Первая реализуется в странах, подвергшихся значительной романизации, вторая - в регионах, населенных германскими, скандинавскими, кельтскими народами, которые не испытали влияния античной культуры на ранних стадиях развития. Периоды развития средневекового общества и культуры в странах, относящихся к разным моделям, не совпадают; так же как и культурный субстрат: в «варварских» странах доминирует более архаическая картина мира, тесно связанная с мифологической стадией развития сознания, тогда как в странах, развивающихся по средиземноморской модели, картина мира значительно раньше и в гораздо большей степени опирается на античное наследие, стадиально опережающее варварское. Внутри эпохи средневековья выделяют обычно четыре периода, главным образом, на основании процессов, идущих в «средиземноморских» странах (за исключением Италии, где в 14 веке начинается Возрождение): первый, переходный, часто называемый «темными веками», - с начала 3 до начала 10 века; раннее Средневековье - 10-11 века; зрелое Средневековье - 12-13 века; позднее Средневековье - 14-15 века .

При всем своеобразии каждой из моделей и каждого из периодов можно выделить устойчивые для средневекового сознания и словесности черты, которые были отчасти поколеблены лишь в позднее Средневековье. Прежде всего это синкретизм, в силу которого в Средневековье отдельные виды духовной деятельности человека не расчленяются, но воспринимаются как единое знание, восходящее, в конечном итоге, к высшей, священной мудрости. На раннем этапе она связывалась с язычеством и мифологией (в первую очередь, в «варварских» странах - Германии, Исландии, Ирландии), на более позднем - с христианством. Соответственно религиозное, эстетическое, художественное, историческое, природное и научное слиты в единое целое как в сознании человека, так и в словесности. В качестве отличительной черты средневекового сознания и культуры отмечают также приоритет жанрового канона над индивидуальным мастерством средневекового автора, которое может проявляться только на формальном уровне в пределах заданного канона, освященного традицией. Поскольку любой язык, по представлению средневекового человека, имеет божественную природу, он является не предметом личного творчества, а своего рода средством разгадывания, толкования (или, напротив, зашифровки) абсолютных истин, способом наиболее адекватной передачи общих идей, что выражается в восприятии поэзии как ремесла. Не случайно в Средневековье, культура которого основана на «эстетике тождества» , не существует понятия плагиата. Предельным выражением неосознанности авторства служит фольклорное сознание, которое, в первую очередь, выражает коллективную истину и связано с устным типом творчества, которое не может не быть анонимным. Однако авторское самосознание в Средневековье в определенной степени проявляется в куртуазной лирике и рыцарском романе, которые связаны с осознанием игрового, условного начала словесности и с ее саморефлексией. Саморефлексия (осознание литературы как особой реальности, отделенной от культа и быта) - процесс сложный и постепенный, он отсутствует не только в фольклорных жанрах, отличающихся установкой на изображение действительно бывшего, но также и в большинстве жанров назидательных, религиозных.

Строгая иерархичность религиозного сознания, определяющая средневековую картину мира, распространяется и на систему жанров. Разделение бытия на сферу возвышенного (связанного с Божественным и небесным) и низменного (относящегося к дьявольскому и земному) и производность, вторичность последнего определяет оценочный подход к жанрам словесности и этикет литературный: закрепление за каждым из них как сферы изображаемого, так и способов изображения. «Высокие» жанры, посвященные сфере духовного, сакрального и серьезного, обладали более абстрактными и умозрительными способами отражения и постижения бытия, тогда как «низкие» - комические жанры, имевшие своим предметом земную стихию, были более свободны в конкретном и разностороннем ее изображении и связывались с комизмом. При включении сфер «высокого» и «низкого» в один жанр их строгая иерархия сохранялась и второй отводилась безусловно подчиненная роль.

На протяжении всего Средневековья сосуществуют два типа культуры: официальная и карнавальная, связанная с «народной смеховой традицией» (М.М.Бахтин). Последняя восходит к древнему мифологическому мышлению, которое воспринимает осмеяние сакрального как непременный обряд, доказывающий иную его природу по отношению к земному. В Средневековье, помимо самостоятельного функционирования смеховой культуры (праздников дураков, священной пародии), наличествовало также тесное взаимодействие ее с серьезной культурой. Так, синтез этих двух традиций дает начало средневековой драматургии. Точно так же “не было непроходимой грани между устной и письменной словесностью. Многие письменные жанры опираются на устную и, в частности, фольклорную традицию (роман, жанры куртуазной лирики, хроника, примеры, животный эпос). Карнавальная традиция во многом определила также особый характер средневековой пародии и средневекового смеха, которые не обладали исключительно снижающей или чисто сатирической функциями, но часто несли функцию утверждающую. Влияние на жанровую систему иерархической картины мира, в эпоху зрелого Средневековья включившей в себя и социальную структуру общества, проявилось также в сословной ориентированности жанров. Существует сознательное разграничение между куртуазно-рыцарской литературой и городской, которые при этом взаимоориентированы и связаны сложными системными отношениями.

Традиционалистское сознание способствует гораздо более медленной, чем в последующие эпохи, эволюции словесности. Ее расцвет- 12 век, иногда именуемый возрождением 12 века, когда окончательно складывается средневековое мышление. В это время завершается формирование эпоса зрелого Средневековья, создаются наиболее репрезентативные жанры куртуазной лирики, лирики вагантов, рыцарского романа, фаблио и др. В зрелое Средневековье в связи с развитием городов происходит важнейший сдвиг в процессе последовательной дифференциации сознания, усиливаются светские тенденции в словесности, которые в позднем Средневековье подготавливают почву для Возрождения. В странах, где города и городская культура не развиты (Исландия, Ирландия), сознание в целом и словесность в частности сохраняют большую патриархальность и прежний синкретизм. Принятие в них христианства не приводит к искоренению языческой картины мира, памятники устной дохристианской словесности получают письменную фиксацию, не подвергаясь «цензуре». Именно в странах, развивавшихся по «варварской» модели, с наибольшей силой проявилось двоеверие, выражавшееся в сложном переплетении языческих и христианских представлений о мире. Для словесности же «средиземноморских стран» более актуальна проблема функционирования в ней античной традиции, что проявлялось как в неоднократных увлечениях античной словесностью в течение целой эпохи (Каролингское и Оттоновское возрождения, «овидианское возрождение» 12 век), так и в поэтике отдельных жанров (античном цикле рыцарского романа, лирике вагантов и пр.). Однако в целом восприятие античности в Средневековье было избирательно , отвечало собственно средневековым задачам и целям и принципиально изменилось лишь в эпоху Возрождения.

Понятие средневековье произошло от латинского medium aevum, что в переводе означает - средние века.


Top