Фундаментальные исследования. Социально-психологическая дезадаптация

Многочисленные проявления дезадаптации личности в обществе многими ошибочно воспринимаются как пороки воспитания или психического развития. Знание истинных причин, видов, проявлений, методов коррекции этого негативного личностного отклонения позволит принять своевременные меры. Процесс коррекции дезаптации является довольно сложным и длительным, поэтому заниматься этой проблемой должны квалифицированные специалисты - психологи и социальные педагоги.

Психологическая адаптация и дезадаптация

На протяжении всей жизни человек усваивает нормы и правила того общества, членом которого он становится при рождении или смене места жительства, учебы, работы. То есть он принимает эти нормы и правила как свои, следует им и в результате становится полноправным членом конкретной социальной группы.

Определение адаптации (лат. Adaptatio) в психологии - это психологическое и физическое приспособление человека к изменившейся среде. Приходя в коллектив, любой человек (ребенок или взрослый) хочет реализовать собственные потребности в признании и уважении. Но сталкивается с такими же требованиями к себе со стороны членов новой группы. Далеко не всегда этот процесс происходит безболезненно для обеих сторон и без вмешательства руководства или специалистов-психологов.

Дезадаптация обозначает психофизиологическое несоответствие индивида требованиям новых условий жизни. Она характеризуется нетипичным для ребенка или взрослого поведением в конкретной среде общения, которое не соответствует его возрастным психофизиологическим нормам и сопровождается эмоциональными, физиологическими и поведенческими отклонениями.

Отклонения от общепринятых правил поведения влекут за собой достаточно серьезные для личности последствия: ухудшение здоровья, способностей к самореализации, обучению, труду. Члены общества предпринимают попытки перевоспитания, приспособления к своим нормам и правилам.

Психологи считают дезадаптацию личности серьезной проблемой, требующей последовательной и порой долгосрочной, многоплановой коррекционной работы как с дезадаптированной личностью, так и с ее окружением. Результатом психосоциальных методов воздействия является реадаптация личности - восстановление адаптационных возможностей, приспособление к изменившимся требованиям окружения и скорейшей социализации в новом обществе. Тут является важным соблюдение двух условий: желание самого человека поскорее приспособиться к изменившимся условиям, среде и профессионализм специалистов, занимающихся его проблемой.

Наиболее благоприятным результатом работы специалистов с дезадаптированной личностью и ее окружением является коадаптация, то есть их взаимное приспособление друг к другу, терпеливое взаимоуважение, сознательный учет особенностей, создание максимального психического и физического комфорта.

Причины, виды и состояния дезадаптации

На протяжении жизни человек не единожды попадает в новую среду, заставляющую его кардинально изменять не только поведение, но и собственные взгляды и привычки. Порой это происходит резко, болезненно для личности, вызывает протестные действия по отношению к окружающим и требует от них терпения и понимания, а иногда и принудительных мер воздействия, если человек отказывается следовать разумным условиям сосуществования со средой.

Причины дезадаптации личности многочисленны и кроются как в особенностях ее психологического, умственного, нравственного, физического, социального развития, так и в особенностях той новой среды, в которую он попадает. Среда бывает благополучной или неблагополучной, основанной на общепринятых человеческих ценностях или на противоречиях с ними, выдвигающей посильные или непомерные требования к новичку, контролируемой со стороны соответствующих служб или бесконтрольной.

Из неблагоприятных факторов, способствующих развитию дезадаптации можно выделить основные четыре:

  1. 1. переходный возраст у школьников и подростков;
  2. 2. психическая слабость, при которой требования общества кажутся завышенными для личности;
  3. 3. травмирующие психику события в жизни человека, затянувшиеся стрессы;
  4. 4. психические расстройства и болезни.

К основным видам дезадаптации можно отнести:

  • Психическая (или психосоциальная). Возникает в период полового созревания личности, когда возможны резкие колебания в эмоционально-волевой сфере, негативные проявления акцентуаций характера, особенностей воспитания и умственного развития. В это время подросток становится особенно чувствительным к критике, требованиям и воздействиям со стороны семьи, школьного коллектива, сверстников. Реакция может быть внешне бурной или, наоборот, внутренней, скрытой, но доставляющей ему множество негативных переживаний и толкающей на необдуманные поступки.
  • Социальная. Характеризуется отклоняемым от общепринятых норм поведением и демонстративным нарушением правил морали и законов, уклонением от полезной деятельности, употреблением табака, алкоголя, наркотиков. Такое поведение является следствием неправильного воспитания, отсутствием уважения и внимания к существенным жизненным и духовным потребностям индивида со стороны значимых для него людей. В запущенных случаях социальная дезадаптация выражается в уголовных деяниях, участии в преступных группировках, когда формируются специфичные для этой среды морально-этические нормы и понятия.
  • Патогенная. Это результат врожденных или приобретенных нарушений в психофизиологическом развитии самой личности, к которым относятся различные фобии, нервно-психические заболевания, нарушения в развитии головного мозга и анализаторов (особенно зрительного и слухового), энурез.
  • Психологическая. Внутренние, личностные нарушения самооценки (существенно завышенная или заниженная), ценностей.

В большинстве изученных случаев наблюдается сочетание разных видов дезадаптации с преобладанием одного из них. Невозможность достичь какого-то идеала или цели приводит к конфликтам с самим собой и окружающими, к отчаянию, разочарованию, утрате жизненного тонуса, презрительному и мстительному поведению как к себе, так и к другим людям. Скрытая психологическая дезадаптация внешне не проявляется, но доставляет человеку внутренние острые переживания и страдания. Травмирующие внешние ситуации, например, семейный конфликт, усугубляют негативное состояние человека и могут привести к психогенной депрессии и дезорганизации поведения.

Коррекция дезаптации

Работу с дезадаптированным клиентом следует начинать с установления доверительных отношений. Психолог помогает ему осознать суть и причины его проблем, найти возможности и пути их преодоления. Необходимо убедить человека в том, что он имеет достаточно внутренних сил для решения личностных проблем и обязательно найдет соответствующие способы. Клиент должен понять, каких навыков общения ему не хватает, осознать собственные ошибки в установлении связей с другими людьми.

На следующем этапе психолог с клиентом рассматривают план и способы преодоления тех трудностей, которые препятствуют его вхождению в общество. Не исключено, что будет предусмотрена работа специалиста с окружающими, негативно или позитивно влияющими на самочувствие и поведение дезадаптированного человека (члены семьи, друзья, члены учебного или трудового коллектива и т. д.).

По завершении каждого этапа намеченного плана проводится совместный анализ того, достигнут ли положительный результат конкретных действий психолога или клиента, какие ошибки допущены. Клиент обязательно должен убедиться, что без его собственных целенаправленных усилий желаемого результата он не сможет достичь. Психолог выступает в роли заинтересованного помощника и консультанта, вербально стимулирует дальнейшие шаги на пути к реадаптации личности.

Сравнительно недавно в отечественной, большей частью психологической литературе появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Его употребление достаточно неоднозначно, что обнаруживается, прежде всего, в оценке роли и места состояний дезадаптацией по отношению к категориям «норма» и «патология». Отсюда - трактовка дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соответственно, привыкание к другим, отмечают Т.Г.Дичев и К.Е.Тарасов .

Ю.А.Александровский определяет дезадаптацию как «поломки» в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему компенсаторных защитных реакций .

В широком смысле под социальной дезадаптацией подразумевается процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

Для более глубокого понимания проблемы важно рассмотреть соотношение понятий социальной адаптации и социальной дезадаптации. Понятие социальной адаптации отражает явления включенности взаимодействия и интеграции с общностью и самоопределения в ней, а социальная адаптация личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования.

Понятие социальная дезадаптация рассматривается большинством авторов: Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Т.Г.Дичев, С.Раттер как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям .

Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

В процессе социальной адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социальной адаптации к социуму, успешность ее протекания.

Интересна позиция А.В.Петровского определяющего процесс социальной адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников .

При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде.

Противоречие между целью и результатом, как предполагает В.А.Петровский, неизбежно, но в нем источник динамики индивида, его существования и развития. Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в заданном направлении. «То, что рождается в общении, оказывается неизбежно иным, чем намерения и побуждения общающихся людей. Если вступающие в общение занимают эгоцентричную позицию, то это составляет очевидную предпосылку распада общения», отмечают А.В.Петровский и В.В.Непалинский .

Рассматривая дезадаптацию личности на социально-психологическом уровне, Р.Б.Березин и А.А.Налгаджян выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности) :

а) устойчивая ситуативная дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки - это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;

б) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных адаптивных мероприятиях, социальных и внутри психических действий, что соответствует неустойчивой адаптации.

в) общая устойчивая дезадаптированность, являющаяся состоянием фрустрированности, наличие которого активизирует становление патологическими защитные механизмы.

Результатом социальной дезадаптации является состояние дезадаптированности личности .

Основу дезадаптированного поведения составляет конфликт, а под его влиянием постепенно формируется неадекватное реагирование на условия и требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок не может. Началом является дезориентация ребенка: он теряется, не знает, как ему поступить в данной ситуации, выполнить данное непосильное требование, и он либо никак не реагирует, либо реагирует первым попавшимся способом. Таким образом, на начальной стадии ребенок как бы дестабилизирован. Через некоторое время эта растерянность пройдет и он успокоится; если такие проявления дестабилизации повторяются довольно часто, то это приводит ребенка к возникновению стойкого внутреннего (недовольство собой, своим положением) и внешнего (по отношению к среде) конфликта, который ведет к устойчивому психологическому дискомфорту и, как результат такого состояния, к дезадаптивному поведению.

Этой точки зрения придерживаются многие отечественные психологи (Б.Н.Алмазов, М.А.Аммаскин, М.С.Певзнер, И.А.Невский, А.С.Белкин, К.С.Лебединская и др.) Авторы определяют отклонения в поведении через призму психологического комплекса средового отчуждения субъекта, и, следовательно, не имея возможности сменить среду, пребывание в которой тягостно для него самого, осознание своей некомпетентности побуждает субъекта к переходу на защитные формы поведения, созданию смысловых и эмоциональных барьеров в отношении с окружающими, снижению уровня притязаний и самооценки .

Эти исследования лежат в основе теории, рассматривающей компенсаторные возможности организма, где под социальной дезадаптированностью понимается психологическое состояние, обусловленное функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей, выражающееся в недостаточной активности индивида, в затруднении реализации его основных социальных потребностей (потребность в общении, признании, самовыражении), в нарушении самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, в неадекватной ориентации в ситуации общения, в искажении социального статуса дезадаптированного ребенка.

Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом - создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить.

Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок .

В рамках зарубежной гуманистической психологии критикуется понимание дезадаптации как нарушения адаптации - гомеостатического процесса и выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды.

Форма социальной дезадаптации, по их понятиям, такова: конфликт - фрустрация - активное приспособление. По К. Роджерсу дезадаптация - это состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека .

Социальная дезадаптация - явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты относят :

· индивидуальные;

· психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность);

· социально-психологические факторы;

· личностные факторы;

· социальные факторы.

Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невратические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая служит первопричиной насильственных преступлений. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения.

Одним из проявлений индивидуального фактора социальной дезадаптации является возникновение и существование психосоматических расстройств. В основе формирования психосоматической дезадаптации человека лежит нарушение функции всей системы адаптации .

Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), проявляющиеся в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер. Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе. Одной из важных социальных ситуаций для личности является школа как целая система значимых для подростка отношений. Под определением школьной дезадаптации подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, также адекватного взаимодействия подростка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует. В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, психологического и педагогического характера. Школьная дезадаптация является одной из форм более сложного явления - социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Личностные факторы, которые проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.

Ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов, включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом - когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом - уровне .

Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Социальная запущенность по сравнению с педагогической характеризуется, прежде всего, низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, также полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни.

Оказание профессиональной социально-психолого-педагогической поддержки дезадаптированным подросткам требует серьезного научно-методического обеспечения, включая общетеоретические концептуальные подходы к рассмотрению природы и характера дезадаптации, а также и разработку специализированного коррекционного инструментария, который может быть использован в работе и подростками разного возраста и разными формами дезадаптации.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Коррекция социальной дезадаптации - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков социально значимых качеств и поведения человека с помощью специальных средств, психологического воздействия.

В настоящие время существуют различные психосоциальные технологии коррекции дезадаптированных подростков. При этом основной упор сделан на методы игровой психотерапии, графические техники, используемые в арт-терапии и социально-психологические тренинги, направленные на коррекцию эмоционально-коммуникативной сферы, а также на формирование навыков бесконфликтного эмпатийного общения. В подростковом возрасте проблема дезадаптации, как правило, связана с неблагополучием в системе межличностных отношений, поэтому развитие и коррекция коммуникативных умений и навыков важное направление общей коррекционно-реабилитационной программы .

Коррекционное воздействие осуществляется с учетом положительных тенденций развития по «сотрудничающему-конвенциональному» и «ответственно-великодушному» типам межличностных отношений, выявленных в «Я-идеальное» подростков, которые выступают как личностные копинг-ресурсы, необходимые для овладения более адаптивными стратегиями совладающего поведения при преодолении критических ситуаций существования.

Таким образом, социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Социальная дезадаптация — это полная или частичная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума. То есть это нарушение взаимосвязей человека со средой, которое характеризуется неосуществимостью им своей положительной социальной роли в определенных социальных условиях, соответственной его потенциалу.

Социальная дезадаптация характеризуется несколькими уровнями, которые отражают ее глубину: латентное проявление явлений дезадаптации, дезадаптивные «пертурбации», разрушение ранее сформированных приспособительных механизмов и связей, закрепившаяся дезадаптация.

Социально-психологическая дезадаптация

Адаптация дословно означает приспособление. Это одно из самых значимых понятий в биологии. Широко используется в концепциях, трактующих отношения индивидов с его окружением в качестве процессов гомеостатического уравновешивания. Она рассматривается с точки зрения двух ее направленностей: адаптация индивида к внешней новой среде и приспособление как формирование на этом базисе новых качеств личности.

Выделяют две степени адаптированности субъекта: дезадаптация или глубокая адаптированность.

Социально-психологическая адаптация заключается во взаимодействии социальной среды и личности, приводящее к идеальному соотношению ценностей и целей группы в общем и личности в частности. В ходе такой адаптации осуществляются потребности и стремления, интересы личности, обнаруживается и формируется ее индивидуальность, индивид входит в социально-новое окружение. Итогом такой адаптации является образование профессиональных и социальных качеств коммуникаций, деятельности и поведенческих реакций, принятых в определенном обществе.

Если рассматривать приспособительные процессы субъекта с позиции социально-психологического процесса включаемости в деятельность, то в качестве главных моментов деятельности следует выделить фиксацию интереса к ней, налаживание контактов с индивидами, которые окружают, удовлетворенность такими отношениями, включение в социальную жизнь.

Понятие социальная дезадаптация личности обозначает срыв процессов взаимодействия субъекта с окружающей средой, которые направлены на поддержание баланса внутри организма, между организмом и окружающей средой. Данный термин появился сравнительно недавно в психологии и психиатрии. Применение понятия «дезадаптация» достаточно противоречиво и неоднозначно, что можно проследить, главным образом, в оценивании места и роли дезадаптационных состояний относительно таких категорий как «норма» или «патология», так как параметры «нормы» и «патологии» в психологии пока еще мало разработаны.

Социальная дезадаптация личности – это явление достаточно разностороннее, в основе которого лежат определенные факторы социальной дезадаптации, затрудняющие социальное приспособление индивида.

Факторы социальной дезадаптации:

  • относительная культурно-социальная депривация (лишение необходимых благ или жизненных потребностей);
  • психолого-педагогическая запущенность;
  • гиперстимуляция новыми (по содержанию) общественными стимулами;
  • недостаточная подготовленность к процессам саморегуляции;
  • потеря уже сформировавшихся форм наставничества;
  • утрата привычного коллектива;
  • низкая степень психологической готовности к овладению профессии;
  • ломка динамичных стереотипов;
  • когнитивный диссонанс, который был вызван вследствие несовпадения суждений о жизни и положении в реальности;
  • акцентуации характера;
  • психопатическое формирование личности.

Таким образом, говоря о проблемах социально-психологической дезадаптации, подразумевается изменение внутренних и внешних обстоятельств социализации. Т.е. социальная дезадаптация личности – это сравнительно кратковременное ситуативное состояние, которое является следствием влияния новых, непривычных раздражающих факторов изменившейся среды и сигнализирует о нарушении баланса между требованиями среды и психической деятельностью. Ее можно определить в качестве затруднения, осложненного какими-либо приспособительными факторами к трансформирующимся условиям, которое выражается в неадекватных реакциях и поведении субъекта. Она является важнейшим процессом социализации индивида.

Причины социальной дезадаптации

Социальная дезадаптация личности не является врожденным процессом и никогда не возникает спонтанно или неожиданно. Ее образованию предшествует целый поэтапный комплекс отрицательных новообразований личности. Также различают 5 значимых причин, влияющих на возникновение дезадаптационного нарушения. К таким причинам относят: социальные, биологические, психологические, возрастные, социально-экономические.

Сегодня большинство ученых считают первоисточником отклонений в поведении социальные причины. Вследствие неправильного семейного воспитания, нарушения межличностного общения происходит так называемая деформация процессов накапливания общественного опыта. Данная деформация чаще происходит в подростковом и детском возрастах по причине ошибочного воспитания, плохих взаимоотношений с родителями, отсутствия взаимопонимания, травмы психики в детском возрасте.

К биологическим причинам относят врожденную патологию или травму головного мозга, что воздействует на эмоционально-волевую сферу детей. Дети с патологией или перенесенной травмой характеризуются повышенной утомляемостью, затруднением коммуникативных процессов, раздражительностью, неспособностью к длительным и регулярным нагрузкам, неспособностью проявлять волевые усилия. Если такой ребенок растет в неблагополучной семье, то это только усиливает тенденции к девиантному поведению.

Психологические причины возникновения обуславливаются особенностью нервной системы, акцентуациями характера, которые при неблагоприятных обстоятельствах воспитания образуют аномальные черты характера и патологии в поведении (импульсивность, высокая возбудимость, неуравновешенность, безудержность, чрезмерная активность и др.)

Возрастные причины – это характерные возрасту подростка лабильность и возбудимость, ускоряющие образование явлений гедонизма, стремление к праздности и беспечности.

К социально-экономическим причинам относят чрезмерную коммерциализацию общества, небольшой доход семьи, криминализацию социума.

Социальная дезадаптация детей

Значимость проблем социальной дезадаптации детей определяется сложившейся ситуацией в социуме. Современную ситуацию, которая сложилась в обществе, следует рассматривать как критическую. Последние исследования показывают резкий рост среди детей таких негативных проявлений, как педагогическая запущенность, отсутствие желания обучаться, задержка психического развития, быстрая утомляемость, плохое настроение, истощение, чрезмерная активность и подвижность, отсутствие целенаправленности в умственной деятельности, проблемы с концентрацией внимания, ранняя наркотизация и алкоголизация.

Очевидно, что на образование перечисленных проявлений непосредственно воздействуют биологические и социальные обстоятельства, тесно взаимосвязанные и обусловленные, в первую очередь, трансформирующимися условиями жизнедеятельности детей и взрослых.

Проблемы социума непосредственно отображаются на семье в целом и детях в частности. Исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод, что сегодня 10% детей характеризуются различными отклонениями в развитии. Большинство детей от младенчества и до подросткового возраста имеют какую-либо болезнь.

На социальную адаптацию взрослого молодого человека воздействуют условия его формирования в детском и подростковом возрастах, его социализация в социальной детской среде. Поэтому и возникает существенная проблема социальной и школьной дезадаптации ребенка. Главной ее задачей является предотвращение – профилактика, и коррекция, т.е. методы, направленные на исправление.

Дезадаптированный ребенок – это ребенок, который отличается от своих сверстников по причинам проблем с адаптацией в жизненной среде, отразившихся на его развитии, процессах социализации, способности находить решения естественным для его возраста задачам.

В принципе большинство детей довольно быстро и легко, без особых трудностей, преодолевают состояния дезадаптации, с которыми они встречаются в процессе жизнедеятельности.

Основными причинами нарушения в социальной адаптации детей, их конфликтности могут быть особенности личности или психики, такие как:

  • остутсвие элементарных коммуникационных навыков;
  • неадекватность в оценивании себя в процессах общения;
  • завышенные требования к людям, которые их окружают. Это проявляется особенно остро в тех случаях, когда ребенок интеллектуально развит и характеризуется умственным развитием выше среднего в группе;
  • эмоциональная нестабильность;
  • преобладание установок, которые препятствуют коммуникативным процессам. Например, унижение собеседника, проявление своего превосходства, что превращает общение в соревновательный процесс;
  • боязнь общения и тревожные состояния;
  • замкнутость.

В зависимости от причин возникновения нарушений в социальной дезадаптации ребенок может или пассивно подчиняться выталкиванию сверстниками из своего круга, или сам уходить озлобленным и с желанием отомстить коллективу.

Отсутствие коммуникационных навыков является довольно значимой преградой для межличностного общения детей. Навыки можно развить при помощи поведенческих тренингов.

Социальная дезадаптация часто может проявляться в агрессии ребенка. Признаки социальной дезадаптации: заниженная самооценка наряду с завышенными требованиями к сверстникам и взрослым, отсутствие желания общаться и боязнь общения, неуравновешенность, проявляющаяся в резкой смене настроения, демонстрации эмоций «на людях», замкнутость.

Дезадаптация довольно опасна для детей, так как она может привести к следующим негативным последствиям: личностным деформациям, задержке физического и психического развития, возможным дисфункциям мозга, типичным расстройствам нервной системы (подавленности, заторможенности или возбудимости, агрессивности), одиночеству либо самоотчуждению, проблемам во взаимоотношениях со сверстниками и другими людьми, к подавлению инстинкта самосохранения, .

Социальная дезадаптация подростков

Процесс социализации – это в введение ребенка в социум. Данный процесс характеризуется сложностью, многофакторностью, разнонаправленностью и слабым прогнозированием в конечном итоге. Процесс социализации может длиться всю жизнь. Не стоит отрицать также воздействие врожденных качеств организма на личностные свойства. Ведь происходит становление личности только по мере включения человека в окружающий социум.

Одни из обязательных условий для формирования личности является взаимодействие с другими субъектами, передающими накопленные знания и жизненный опыт. Это свершается не посредством простого овладения общественными отношениями, а как результат сложного взаимодействия социальных (внешних) и психофизических (внутренних) задатков развития. И представляет собой сплоченность социально-типических черт и индивидуально-значимых качеств. Из этого следует, что личность социально обусловлена, развивается только в процессе жизнедеятельности, в смене детского отношения к окружающей реальности. Отсюда можно сделать вывод, что степень социализации индивида обуславливается множеством компонентов, которые в соединении складывают общую структуру влияния социума на отдельно взятого индивида. А наличие определенных дефектов в каждом из таких компонентов ведет к образованию в личности социальных и психологических качеств, которые способны привести личность в конкретных обстоятельствах к конфликтным ситуациям с социумом.

Под воздействием социально-психологических условий внешней среды и при присутствии внутренних факторов у ребенка появляется дезадаптация, проявляющаяся в виде анормального — девиантного поведения. Социальная дезадаптация подростков зарождается при нарушениях нормальной социализации и характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентаций подростков, снижением значимости референтного характера и отчуждением, в первую очередь, от воздействия педагогов в школе.

В зависимости от степени отчужденности и глубины образовавшихся деформаций ценностных и референтных ориентаций различают две фазы социальной дезадаптации. Первая фаза заключается в педагогической запущенности и характеризуется отчуждением от школы и потерей референтной значимости в школе при сохранении достаточно высокой референтности в семье. Вторая фаза более опасная и характеризуется отчуждением и от школы, и от семьи. Теряется связь с главными институтами социализации. Происходит усвоение искаженных ценностно-нормативных представлений и появляется первый криминальный опыт в юношеских группировках. Результатом этого будет не только отставание в учебе, плохая успеваемость, но и возрастающий психологический дискомфорт, которые испытывают подростки в школе. Это толкает подростков на поиск новой, нешкольной среды общения, другого референтного коллектива сверстников, который впоследствии начинает играть ведущую роль в процессе социализации подростков.

Факторы социальной дезадаптации подростков: вытеснение из ситуации роста и развития личности, пренебрежение личностным стремлением к самореализации, самоутверждению общественно приемлемым способом. Последствием дезадаптации будет являться психологическая изоляция в коммуникативной сфере с потерей ощущения принадлежности к свойственной ей культуре, переходом на установки и ценности, доминирующие в микросреде.

Неудовлетворенные потребности могут привести к повышенной социальной активности. А она, в свою очередь, может вылиться в социальном творчестве и это будет позитивным отклонением, или проявится в антиобщественной деятельности. Если она не найдет выхода, то может устремиться на поиски выхода в пристрастии к спиртным напиткам или наркотикам. В самом неблагоприятном развитии – суицидальная попытка.

Сложившаяся социальная, экономическая нестабильность, критическое состояние систем здравоохранения и образования не только не способствует комфортной социализации личности, но и усугубляет процессы дезадаптации подростков, связанные с проблемами в семейном воспитании, которые ведут к еще большим аномалиям в поведенческих реакциях подростков. Поэтому все больше процесс социализации подростков приобретает негативный характер. Усугубляется ситуация духовным прессингом криминального мира и их ценностей, а не гражданских институтов. Разрушение основных институтов социализации приводит к росту преступности среди несовершеннолетних подростков.

Также на резкий рост количества дезадаптированных подростков влияют следующие социальные противоречия: безразличие в средней школе к курению, отсутствие действенного метода борьбы с прогулами, которые сегодня практически стали нормой школьного поведения наряду с длящимся сокращением воспитательной и профилактической работы в государственных организациях и учреждениях, которые занимаются досугом и воспитанием детей; пополнение несовершеннолетних группировок преступников за счет подростков, которые бросили школу и отстают в учебе наряду со снижением социальных взаимосвязей семьи с педагогами. Это облегчает установление контактов подростков с преступными группировками несовершеннолетних, где свободно развивается и приветствуется противоправное и ; кризисные явления в социуме, которые способствуют росту аномалий в социализации подростков наряду с послаблением воспитательного влияния на подростков общественных коллективов, которые должны осуществлять воспитание и общественный контроль за действиями несовершеннолетних.

Следовательно, рост дезадаптации, девиантных поступков, подростковой преступности — это результат глобального социального отчуждения детей и молодежи от общества. А это является следствием нарушения непосредственно процессов социализации, которые стали носить неуправляемый характер, стихийную направленность.

Признаки социальной дезадаптации подростков, связанные с таким институтом социализации как школа :

Первым признаком является неуспеваемость по школьной программе, которая включает в себя: хроническую неуспеваемость, второгодничество, недостаточность и отрывочность усвоенной общеобразовательной информации, т.е. отсутствие системы знаний и навыков в учебе.

Следующий признак – это систематические нарушения эмоционально окрашенного личностного отношения к обучению в целом и некоторым предметам в частности, к педагогам, жизненным перспективам, связанным с обучением. Поведение может быть равнодушно-безучастным, пассивно-негативным, демонстративно-пренебрежительным и др.

Третий признак – регулярно повторяющиеся аномалии поведения в процессе школьного обучения и в школьной среде. Например, пассивно-отказное поведение, неконтактность, полный отказ от школы, устойчивое поведение с нарушением дисциплины, характеризующееся оппозиционно-вызывающими действиями и включающее в себя активное и демонстративное противопоставление своей личности другим ученикам, учителям, пренебрежение к принятым в школе правилам, вандализм в школе.

Коррекция социальной дезадаптации

В детском возрасте основными направленностями коррекции социальной дезадаптации личности должны быть: развитие коммуникационных навыков, гармонизация межличностного общения в семье и в коллективах сверстников, корректировка некоторых свойств личности, препятствующих общению или трансформация проявлений свойств таким образом, чтобы в дальнейшем они не могли негативно воздействовать на коммуникационную сферу, корректировка самооценки детей для приближения ее к нормальной.

В настоящее время особой популярностью в коррекции социальной дезадаптации пользуются тренинги: психотехнические игры, направленные на развитие различных функций психики, которые связаны с трансформациями в сознании, и ролевой социально-психологический тренинг.

Данный тренинг направлен на разрешение внутренних противоречий субъекта в условиях отработки определенных навыков выполнения конкретных социальных функций (формирование и закрепление нужных социальных и культурных норм). Тренинг проходит в виде игры.

Основные функции тренинга:

  • обучающая, заключающаяся в развитии навыков и умений необходимых для обучения, таких как: внимание, память, воспроизведение полученной информации, навыки владения иностранной речью;
  • развлекательная, служит для создания более благоприятной атмосферы на тренинге, которая трансформирует обучение в увлекательное и занимательное приключение;
  • коммуникативная, заключающаяся в установлении эмоциональных контактов;
  • релаксационная – направлена на снятие эмоциональных напряжений;
  • психотехническая, характеризуется формированием навыков для подготовки своего собственного физиологического состояния с целью получения большего объема информации;
  • профилактическая, направленная на предотвращение нежелательного поведения;
  • развивающая, характеризующаяся развитием личности с разных сторон, развитием черт характера посредством проигрывания всяческих возможных ситуаций.

Социально-психологический тренинг заключается в специфическом психологическом воздействии, которое основано на активных способах работы в группах. Он характеризуется интенсивностью подготовки индивида к более полноценной и активной жизни. Сутью тренинга является специально организованное обучение с целью самосовершенствования личности индивида. Он направлен на решение таких задач, как: освоение социально-педагогических познаний, формирование способностей познания себя и других, приумножение представлений о своей значимости, формирование разнообразных способностей, умений, навыков.

Тренинг – это целый комплекс последовательных занятий с одной группой. Задачи и упражнения подбираются для каждой группы индивидуально.

Профилактика социальной дезадаптации

Профилактика – это целая система социально, экономически, гигиенически направленных мер, которые проводятся на государственном уровне, отдельными индивидами и общественными организациями для обеспечения более высокой степени здоровья населения и предотвращения заболеваний.

Профилактика социальной дезадаптации – это научно обусловленные и своевременные действия, которые направлены на предупреждение потенциальных физических, социокультурных, психологических столкновений у отдельных субъектов, принадлежащих группе рисков, сохранение и предохранение здоровья людей, поддержку в достижении целей, раскрытие внутреннего потенциала.

Концепция профилактики заключается в том, чтобы избежать определенных проблем. Для решения данной задачи следует устранить уже существующие причины риска и увеличить защитные механизмы. Существует два подхода в профилактике: один направлен на индивида, другой – на структуру. Для того чтобы эти два подхода были максимально эффективными следует использовать их в комплексе. Все профилактические меры должны быть направлены на население в целом, на определенные группы и на отдельных индивидов, находящихся в опасности.

Существует первичная, вторичная и третичная профилактика. Первичная – характеризуется направленностью на предотвращение возникновения проблемных ситуаций, на ликвидацию негативных факторов и неблагоприятных условий, которые вызывают определенные явления, а также на увеличение устойчивости индивида к воздействию таких факторов. Вторичная – призвана распознавать ранние проявления дезадаптивного поведения индивидов (существуют определенные критерии социальной дезадаптации, способствующие раннему выявлению), его симптомов и уменьшать их действия. Такие профилактические мероприятия принимаются по отношению к детям из групп рисков прямо перед появлением проблем. Третичная – заключается в проведении мероприятий на стадии уже появившейся болезни. Т.е. данные меры принимаются для ликвидации уже возникшей проблемы, однако наряду с этим, они также направлены и на предупреждение возникновения новых.

В зависимости от того, какими причинами была вызвана дезадаптация, различают следующие типы профилактических мер: нейтрализующие и компенсирующие, мероприятия, направленные на предотвращение появления ситуаций, способствующих возникновению дезадаптации; ликвидации таких ситуаций, контроль проводимых профилактических мероприятий и его результатов.

Эффективность профилактической работы с дезадаптированными субъектами в большинстве случаев имеет зависимость от наличия развитой и комплексной инфраструктуры, которая включает в себя такие элементы: квалифицированные специалисты, финансовая и организационная поддержка со стороны контролирующих и государственных органов, взаимосвязь с научными подразделениями, специально созданное социальное пространство с целью решения дезадаптивных проблем, в котором должны развиваться свои традиции, способы работы с дезадаптированными людьми.

Основной целью социальной профилактической работы должна служить психологическая адаптация и ее конечный исход – успешное вхождение в социальный коллектив, возникновение ощущения уверенности во взаимоотношениях с членами коллективной группы и удовлетворенность собственным положением в такой системе отношений. Таким образом, любая профилактическая деятельность должна быть целеустремленна на личность как субъекта социальной адаптации и заключаться в увеличении его адаптивного потенциала, на среду и на условия наилучшего взаимодействия.

Дезадаптация (от лат. приставки de... или фр. des...) - означает прежде всего исчезновение, уничтожение, полное отсутствие и лишь значительно реже употребляется как понижение, уменьшение. В ряде научных публикаций используется термин «дизадаптация» (от лат. dis - в первом значении - нарушение, искажение, деформация, зна­чительно реже - исчезновение). Следовательно, если мы имеем в виду нарушение, искажение адаптации, то нам следует говорить имен­но о дизадаптации (через «и»), поскольку полная утрата, исчезнове­ние адаптации - это в применении к мыслящему существу должно означать прекращение осмысленного существования вообще, ибо, пока это существо живо и в сознании, оно так или иначе адаптировано к среде. В то же время, латинское de - читается и как «де», и как «ди». Следовательно, сущность слова «дезадаптация» определяется тем, что в него вкладывается. Данный факт означает то, что «дезадап­тация» и «дизадаптация» в отечественной литературе и на практике рассматриваются как синонимы.

Чаще всего под дезадаптацией (дизадаптацией) понимают несоот­ветствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который в свою очередь не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его суще­ствования. Явление дезадаптации может иметь место в отдельной (ти­пичной) или любой среде. Например, дома ребенок чувствует себя достаточно комфортно и не испытывает дезадаптационных явлений, а в детском саду, наоборот, дискомфортно.

Дезадаптация, как и адаптация, рассматривается как процесс, про­явление и результат.

Дезадаптация как процесс означает снижение адаптационных воз­можностей человека в условиях среды жизнедеятельности или в оп­ределенных условиях (например, в детском саду, классе, группе и пр.). Она может проявляться в течение какого-то времени и привес­ти к совершенно разным последствиям. В частности, дезадаптация может иметь вяло текущий характер и практически быть незаметной, становясь на определенном этапе серьезной проблемой личности; про­являться резко выраженью, когда человек в определенной ситуации оказывается совершенно не приспособленным к ней и не может найти себя. В этом случае последствия могут быть достаточно серьезными. Для ребенка длительная дезадаптация чревата задержкой в развитии, формировании негативных установок, тревожности.

Дезадаптация как проявление является внешней характеристикой какого-либо неблагополучия человека, которая находит выражение в его нетипичном поведении, отношении и результативности деятельнос­ти в данных условиях среды. Формы ее проявления у каждого ребенка свои. Нередко внешне выявить ее непросто. Необходимо хорошо знать человека и его типичные проявления в различных ситуациях. Умение своевременно понять признаки дезадаптации позволяет воспитателю оперативно реагировать на ситуацию, предупреждая глубинные нега­тивные последствия. Речь идет не о создании воспитаннику тепличных условий, а о предупреждении у него значительных негативных дефор­мационных последствий под воздействием дезадаптации.

Дезадаптация как результат есть свидетельство о сравнительной оценке качественно нового состояния и проявления, не соответствую­щих средовым условиям, не типичным для этого человека, исходя из его прежних поведения и отношения (воспитанника детского сада, ученика и пр.) к сверстникам, учебе и деятельности. По отношению к ребенку - это свидетельство о том, что его поведение, отношения и результативность деятельности (во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, учебе, играх и пр.) не соответствуют тем социальным нор­мам, которые характерны для него (его сверстников) в данных усло­виях среды.

В специальной литературе и на практике встречается использова­ние категории дезадаптированный по отношению к определенной ка-тегориилюдей: дезадаптированные дети, дезадаптированныйребецок, дезадаптированная группа, а также по отношению к среде, обусловив­шей деформационные явления: школьная дезадаптация, семейная дез­адаптация и др.

Дезадаптированныедети.Этодети, которые поразличным причинам нам не могут наравне со сверстниками, другими детьми приспосо­биться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.), что негативно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении, например, плохо успевающий в классе ученик. В то же время плохая успеваемость может быть результатом не дезадаптации, а отражения индивидуальных познавательных возможностей ученика в учебе, не­желания учиться и др.

Дезадаптированный человек. Это человек, отличающийся от дру­гих людей вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отразившихся на нем, его развитии, деятельности, способности ре­шать естественные для этой ситуации задачи.

Дезадаптированный ребенок. Ребенок, отличающийся от сверстни­ков вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отра­зившихся на нем, его развитии, социализации, способности решать ес­тественные для его сверстников задачи.

Определенная категория детей достаточно быстро преодолевает состояние дезадаптации, с которым они сталкиваются в жизни. Осо­бых трудностей в процессе естественной адаптации к условиям новой среды у них не возникает. Однако следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что дети, достаточно динамичные в адаптации к различным ус­ловиям, нередко испытывают при этом большие трудности, которые серьезно сказываются на дезадаптированных детях, их последующей самореализации, самосовершенствовании. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке на этапе адаптации. Отсутствие таковых может иметь для них серьезные негативные последствия.

Школьная дезадаптация. Ее чаще всего отмечают педагоги началь­ных классов, в которых учатся дети, с трудом осваивающиеся со школьной действительностью. Она характерна для детей 6-8-летнего возраста, которым непонятна ситуация классно-урочной обстановки, у которых не складываются отношения с одноклассниками и на этом фоне практически отсутствует продвижение в развитии их познава­тельной деятельности или его темпы снижены. Такие дети нуждаются в особом внимании и помощи учителя, индивидуальном подходе к их обучению и воспитанию. Не менее важная роль стимулирования адап­тационных возможностей этих детей принадлежит классному коллек­тиву, его уважительному отношению к ним и поддержке.

При умении педагога строить педагогически целесообразные отно­шения с дезадаптированными учениками, их родителями и классом школьная дезадаптация может быть в значительной степени преодоле­на в течение 2-4 месяцев после начала учебного года. В более тяжелых случаях, когда у детей отмечаются стойкие негативные реакции на си­туацию обучения в классе, необходимо получить профессиональную консультацию у специалистов, в том числе у психолога, а в отдельных случаях, когда у ребенка наблюдаются невротические реакции в виде раздражительной слезливости, нервозности, агрессивности в сочетании с нарушениями сна и аппетита, то и у психоневролога.

Различные категории детей при определенных условиях нуждают­ся в направленной поддержке и помощи по предупреждению возник­новения дезадаптации или ее преодоления в процессе их воспитания и обучения. Дезадаптированные дети с паталогическими формами не­редко нуждаются в учебно-воспитательной работе с ними в специаль­ных образовательных учреждениях, ориентированных с учетом фак­тора, приведшего детей к такому состоянию. Для работы с ними нужны специальные методики и подготовленные специалисты.

Основными причинами дезадаптации человека являются груп­пы факторов. К ним относятся: личностные (внутренние), средовые (внешние), либо и те и другие.

Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связа­ны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как личности. К ним можно отнести:

    длительную болезнь;

    ограниченные возможности ребенка для общения со средой оби­тания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны его окружения;

    длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вы­нужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедея­тельности;

    переключение на другой вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение иных служебных обязанностей) и др.

Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление. К ним следует отнести:

    нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ре­бенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»; семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, наси­лие над ребенком;

    отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;

    подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в детский сад, школу; смена группы, класса);

    подавление личности группой (дезадаптирующая группа) - не­приятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие над ней и пр. Особенно это характерно для подростков. Проявление жестокости (насилие, бойкот) с их стороны по отношению к сверстни­кам - явление частое;

    негативное проявление «рыночного воспитания», когда успеш­ность измеряется исключительно материальным достатком. Не умея обеспечить достаток, человек оказывается в сложном депрессивном 1 состоянии;

    негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании». Формиро­вание интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов социального благополучия и легкости их достижения. Реальная жизнь приводит к значительному разочарованию, комплексированию, дезадаптации. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и бое­вики формируют у незрелого человека представление о смерти, как чем-то туманном и идеализированном;

    дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии которой ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт. Такая личность называется дезадаптирующей (дезадаптирующий ребенок - группа) - это человек (группа), который (которая) в оп­ределенных условиях по отношению к среде (группе) либо отдель­ной личности выступает фактором дезадаптации (влияющим на самопроявление) и, таким образом, сдерживает его активность, спо­собность наиболее полно реализовать себя. Примеры: девушка по

" Депрессия (от лат. depressio - подавление, угнетение) - болезненное психичес­кого состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональ­ной, интеллектуальной и двигательной заторможенности. Влечения, мотивы, волевая активность, самооценка резко снижены. Для поведения в этом состоянии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость.

отношению к неравнодушному к ней парню; гинерактивный ребенок по отношению к классу; трудновоспитуемый, активно играющий провоцирующую роль по отношению к учителю (особенно к моло­дому) и пр.;

Перегрузку, связанную с «заботой» о развитии ребенка, не под­ходящую его возрасту и индивидуальным возможностям и др. Такой факт имеет место, когда неподготовленного ребенка отдают в школу или в гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным возможностям; загружают ребенка без учета его физических и психи­ческих возможностей (например, занятиями спортом, учебой в школе, занятиями в кружке).

Дезадаптация детей и подростков приводит к различным послед­ствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе:

Личностные деформации;

Недостаточное физическое развитие; " задержка психического развития;

Возможные мозговые дисфункции;

    типичные нервные расстройства (подавленность, заторможен­ность или возбудимость, агрессивность);

    одиночество - человек оказывается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением чело­века либо с самоотчуждением;

    проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми и др. Такие проблемы могут привести к подавлению главного инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся условиях, человек может пойти на крайние меры - суицид.

Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие каче­ственного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка девиантного поведения.

Нередко к дезаптированным детям относят тех, кто, наоборот, сам является лицом, серьезно влияющим на адаптацию другого лица (группы лиц). В этом случае правильнее говорить о дезадаптирующем человеке, группе.

«Дети улицы» также часто относятся к дезадаптированным. С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети лучше взрослых адап­тированы. Даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат вос­пользоваться предлагаемой им помощью. Для работы с ними готовят специалистов, способных убедить их и привести в приют или другое специализированное учреждение. Если такого ребенка забрать с улицы и поместить в специализированное учреждение, то он первое время может оказаться дезадаптированным. Через определенное время трудно предсказать, кто будет дезадаптированным - он или среда, в которой он оказался.

Высокая адаптируемость к среде новых детей девиантного поведе­ния нередко ведет к серьезным проблемам негативного характера по отношению к основной массе детей. Практика показывает, что встре­чаются факты, когда появление такого ребенка требует от учителя, воспитателя определенных защитных усилий по отношению ко всей группе (классу). Отдельные личности вполне могут негативно воздей­ствовать на всю группу, способствовать ее дезадаптации в учебе и дис­циплине.

Все перечисленные факторы представляют непосредственную уг­розу прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Трудно-воспитуемость, социально-педагогическая запущенность представля­ют опасность дезадаптации самого ребенка в области воспитания, воспитания и обучения, а также отдельных лиц, группы. Практика убедительно доказывает, что как сам ребенок становится жертвой дез­адаптации новой среды, так при определенных условиях он выступает фактором дезадаптации других, в том числе и учителя.

Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на развитие личности ребенка, подростка, необходимо вести профилак­тическую работу по ее предупреждению. К основным путям, способ­ствующим предупреждению и преодолению последствий дезадапта­ции детей и подростков, относятся:

Создание оптимальных для ребенка средовых условий;

    недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответ­ствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ре­бенка и организации учебного процесса;

    поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них усло­виям;

    побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др.;

    создание доступной специальной службы социально-психоло­гической и педагогической помощи различным категориям населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, ка­бинеты социально-психологической и педагогической помощи, кри­зисные стационары;

    обучение родителей, учителей и воспитателей методике рабо­ты по предупреждению дезадаптаций и преодолению ее послед­ствий;

    подготовка специалистов для специализированных служб соци­ально-психологической и педагогической помощи различным катего­риям людей в трудной жизненной ситуации.

Дезадаптированным детям необходимы усилия по оказанию или помощи в ее преодолении. Такая деятельность направлена на преодо­ление последствий дезадаптации. Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяется теми последствиями, к ко­торым привела дезадаптация.

Сущность психофизиологической стрессовой реакции заключается в «подготовительном возбуждении, активизации, необходимой для готовности к физическому напряжению, которая, исходя из эволюционных представлений, на ранних этапах развития дала возможность человеку выжить в первобытных условиях». У современного же человека, в условиях преимущественно психо-социальной стимуляции, стрессовая активация расценивается, как примитивный защитный механизм, и после активизации организма для физической деятельности такая деятельность редко следует, так как бывает мало оправдана, а «задействованные» функциональные механизмы могут создавать дополнительные условия для быстрого истощения организма.

Следует отметить, что с точки зрения физиологических механизмов восприятие стрессора, его интерпретация, «эмоциональная окрашенность», равно как и последующая перестройка деятельности важнейших систем организма для обеспечения адаптивного поведения - осуществляются на уровне лимбико-ретикулярного комплекса неспецифическими интегративными аппаратами мозга, которые регулируют вегетативные, эндокринные, гуморальные сдвиги и функциональные состояния мозга - т.е. практически все звенья и «оси» стрессовой реакции.

В рамках общего понятия «стресс» выделяется понятие «эмоциональный стресс»;, под которым традиционно понимается комплекс психических проявлений стресса. Еще не так давно в работах, посвященных исследованию эмоционального стресса, подразумевалось, что этот термин обозначает адаптационные эмоциональные реакции, сопровождающие вредные для организма физиологические и психологические сдвиги. Однако накопленные в результате многочисленных исследований данные показали, что и при отрицательных, и при положительных эмоциональных переживаниях наблюдаются сходные психологические и физиологические реакции. Поэтому считается, что эмоциональный стресс правильнее определять, как широкий круг изменений психических проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических и других коррелятов стресса.

Несмотря на теоретическую корректность, приведенное определение выглядит чрезмерно обобщенным, чтобы рассматриваться в качестве методологической основы научного исследования. Возможно, более перспективным является выделение внутри комплекса проявлений эмоционального стресса отдельных звеньев. При таком подходе на первый план выступает роль психологического стрессора - фактора, порождающего стресс-реакцию, в которой эмоциональный компонент доминирует. Но психологический стрессор лишь тогда обретает «стрессогенность», когда становится значимым для индивида, другими словами, когда происходит его столкновение с человеческой личностью. При этом определяющим становится весь комплекс психологических, мотивационных, социальных установок индивидуума, а применительно к повседневным событиям - его особенности личности и требования, предъявляемые социальным окружением.

Для клиницистов важную роль в диагностике последствий стрессовых ситуаций играют проявления психической дезадаптации, проявляющейся в тех или иных психических расстройствах, расстройстве деятельности вегетативной нервной системы и нарушении сомногенных механизмов (нарушении сна).

В психиатрии выделяются в отдельный пункт расстройства адаптации (F43.2), иногда определяемые как невротическая или адаптационная реакция, которые проявляются состоянием субъективного дистресса и эмоционального беспокойства, препятствуют социальному функционированию и продуктивной деятельности и возникают в период адаптации к значительному изменению в жизни или стрессовому жизненному событию. Развитие симптомов происходит в течение одного месяца после воздействия психо-социального стрессора, который не является необычным или связанным с катастрофой. Симптомы не продолжаются более шести месяцев после прекращения действия стресса или его последствий, за исключением F43.21 (пролонгированная депрессивная реакция). Симптомы могут быть вариабельными по форме и тяжести.

Известно, что существенные социальные и экономические изменения последнего времени предъявляют повышенные требования к адаптационным возможностям индивида, создают условия длительного эмоционального напряжения, что, в свою очередь, является одной из ведущих причин возникновения пограничных психических расстройств . Совокупность биологических, психологических особенностей лиц молодого возраста создает ситуацию «повышенного риска» возникновения пограничных расстройств . Именно степень психической зрелости определяет степень перенапряжения биосоциальных механизмов психической адаптации, повышенную восприимчивость к различным патогенным воздействиям и стрессодоступность в целом.

Современная система психиатрической помощи амбулаторного, и тем более стационарного уровня направлена прежде всего на оказание помощи пациентам с выраженной синдромальной симптоматикой. В то же время предболезненные состояния при весьма существенной распространенности в населении, практически выпадают из поля зрения врачей-психиатров и наблюдаются у терапевтов, неврологов и других специалистов соматического профиля. Поэтому существенно возрастает значение сбора максимума информации, позволяющей более полно определять и состояние пациента. Ведущим признаком «предболезни» является дезадаптация, проявляющаяся в структурах семейных, учебных, межличностных отношений. По-нятие «предболезнь» сегодня широко изучается разными силовыми ведомствами, оно включает не только клиническое значение, но и вероятностное. Эти обстоятельства создают условия как для выделения «групп повышенного риска» возникновения пограничных психических расстройств, что, в свою очередь, обусловливает необходимость профилактических и коррекционных мероприятий. Необходимость обращения к специалисту-психиатру, как правило, вызывает достаточно отрицательные психологические переживания как пациента, так и его родственников, в связи с традиционно негативным отношением к психиатрическому консультированию.

Степень отрицательного воздействия на процесс адаптации и роль социальных факторов в возникновении пограничных расстройств зависит от характерологических особенностей личности, ее запросов, установок и отношения к личным и общественным интересам. Следует учитывать значительное усиление психотравмирующего фактора на фоне ослабленности физического состояния у лиц с неблагополучным соматическим состоянием. Довольно резкое изменение жизненного стереотипа, возрастание физических и психологических нагрузок создает ситуации эмоционального напряжения, что может приводить к нарушениям адаптации в коллективе, создавая ситуации «замкнутого круга», усиливая риск развития пограничных расстройств, а в ряде случаев - к усилению имевшейся скрытой патологии головного мозга.

Настоятельная необходимость перестройки поведенческого стереотипа может вести и ведет к видоизменению временных ритмов деятельности головного мозга, что, в свою очередь, способствует проявлению компенсированных в обычных условиях психопатологических радикалов, нарушению сна, вегетативным расстройствам.

При оценке факторов риска для развития невротических и соматоформных расстройств следует учитывать, что невроз является результатом взаимодействия психотравмирующих факторов и особенностей личности, поэтому при оценке состояния пациента следует учитывать оба момента. Психогения, приводящая к развитию невроза, должна быть прежде всего индивидуально значимой. Установлено, что к стрессогенному эффекту могут приводить как тяжелые и драматические ситуации, так и относительно большое количество разнообразных менее тяжелых событий, но происходящих в течение достаточно длительного времени. При наличии длительного конфликта (как подходящей почвы для развития заболевания) внешнее стрессовое событие может обусловить кульминацию конфликта и привести к манифестации заболевания. В то же время, оценивая индивидуальную значимость психогении, необходимо принимать во внимание не только особенности личности молодого человека и способность его к формированию адекватных механизмов психологической защиты, но и комплекс других факторов: возраст и соматическое состояние, интеллектуальный уровень, моральный качества, социальный статус, экономическое положение.

Практически обязательным компонентом дезадаптации является нарушение в работе вегетативной нервной системы, обеспечивающей условия для нормальной работы всего организма. Проявления «вегетативной дезадаптации»; весьма разнообразны и могут затрагивать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, терморегуляции, потоотделения и других важных функций организма . В самом начале патологических проявлений в вегетативной сфере имеющиеся симптомы являются компенсаторными по своей сути, но по мере их сохранения могут существенно усиливать имеющуюся психическую дезадаптацию, а также вызывать ее.

Другим проявлением дезадаптации является развитие соматических расстройств, которые, как правило, относят к психосоматическим (язвенная болезнь, гастрит, бронхиальная астма и др.).

В результате всего вышесказанного на фоне нарушения адаптации появляются расстройства с преобладанием либо психического, либо вегетативного, либо соматического компонента.

Важно отметить, что лечение болезней соматического профиля, в основе которых лежит острая или хроническая стрессовая ситуация, невозможна только «терапевтическими» препаратами, влияющими на конкретный орган или систему, так как нарушения в работе организма, как правило, в данной ситуации затрагивают практически все системы, участвующие в запуске и поддержании патологического процесса. При любых проявлениях дезадаптации организма и вне зависимости от соматического диагноза необходимо уделять внимание коррекции психической и вегетативной составляющей плохого самочувствия.

Различные психопатологические синдромы часто сопряжены с основой нарушения адаптации, представляют собой большое многообразие и могут быть проявлением как пограничных психических состояний, так и более серьезных. Потому каждый синдром требует специализированного психиатрического подхода, но не всегда в практике интерниста возможно воспользоваться консультацией психиатра. Поэтому хотелось бы остановиться на коррекции наиболее распространенного проявления дезадаптации - повышенной тревожности, которая имеет широкое распространение.

Тревога - это свойство человека, отражающее состояние беспокойства, способное проявляться на психическом и соматическом уровнях и изменять свою выраженность в зависимости от обстоятельств (в обычной жизни, в условиях стресса и т.д.). Клинически тревога проявляется психическими (беспокойством, ощущением «опасности», раздражительностью, ощущением напряженности, нарушением ночного сна, ухудшением памяти) и вегетосоматическими (тахикардия, алгии в груди, иногда в мышцах, гипергидроз, гипосаливация, приступы жара или холода, увеличение или уменьшение аппетита дискомфорт в эпигастральной области,.дизурия и др.) симптомами. Тревога при нарушении адаптации часто является ключевым фактором, способная вызвать психовегетосоматическую дезадаптацию, развивать ее, модифицировать и усиливать.

Подходя к вопросу лечения «болезней адаптации», необходимо несколько слов сказать об одном «эффективном» методе самолечения - употреблении алкоголя. Известно, что алкоголь повышает активность гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), основного ингибиторного нейротрансмиттера мозга. Благодаря этому свойству алкоголь обладает высоким противотревожным эффектом. Лица, страдающие от симптомов тревоги, часто не понимают, что это симптомы болезни и интуитивно начинают прибегать к алкоголю для купирования неприятных ощущений. Подобная тактика самолечения дает быстрый, но кратковременный эффект и в конечном итоге к бесконтрольному употреблению алкоголя и последующему усилению тревоги и депрессии. Говоря об алкоголизме вообще, важно отметить, что сегодня в лечении алкоголизма и его профилактике основная роль отводится коррекции психопатологических синдромов и прежде всего тревож-но-депрессивного круга. Поэтому очень актуально при лечении проблем дезадаптации активно уточнять практику употребления пациентами алкоголя как средства «снятия проблем».

Лечение болезней дезадаптации необходимо начинать с влияния именно на тревогу. Сегодня существует большой спектр подходов, способных ее уменьшать и одновременно оказывать положительное влияние на течение вегетативных и соматических расстройств. Прежде всего это нефармакологические методы: релаксационный тренинг, биологическая обратная связь, когнитивная психотерапия, поведенческая психотерапия и другие виды психотерапии.

Фармакологический подход к лечению тревоги предполагает использование разнообразных психотропных препаратов: бензодиазепиновые анксиолитики, небензодиазепиновые анксиолитики, трициклические антидепрессанты, ингибиторы моноаминооксидазы, ингибиторы обратного захвата серотонина, β-адре-ноблокаторы и другие.

Традиционным и достаточно эффективным купированием тревожных переживаний являются транквилизаторы, прежде всего бензодиазепины (диазепам и его производные), обладающие выраженным анксилитическим, противосудорожным, миелорелаксирующим действием. К препаратам преимущественно анксиолитическго действия относят алпразолам, диазепам, медазепам, тофизопам. Сравнительно быстрый эффект и умеренно выраженные побочные эффекты обусловливают широкое применение бендиазепинов во врачебной практике как врачей-психиатров, так и врачей общей практики, прежде всего терапевтов. Следует отметить и достаточно частый самостоятельный прием анксиолитиков пациентами, встречающийся у молодых людей, как средство преодоления ситуаций значительного эмоционального напряжения, пожилые пациенты используют бензодиазепины, как седативное, снотворное средство. Анксиолитики достаточно эффективны при всех вариантах состояний, сопровождающихся тревожными переживаниями. В то же время у данной группы препаратов отмечаются серьезные побочные эффекты, прежде всего реакции гиперчувствительности, эффект угнетения ЦНС приводит к сонливости, на-ру-шениям концентрации внимания, снижению быстроты реакции и целенаправленности действий, что, в свою очередь, сказывается на успешности профессиональной деятельности человека.

Фармакотерапия проявлений нарушения психовегетосоматической адаптации хотя и предполагает использование разных препаратов, но правила их назначения должны быть следующими:

  1. Начинать лечение нужно с минимальных доз (необходимо для оценки индивидуальной переносимости).
  2. Использовать монотерапевтический подход.
  3. Контролировать наступление клинически значимого эффекта, при отсутствии которого необходимо производить замену препарата на более эффективный.
  4. По возможности использовать короткие курсы лечения 2-4 недели. Рекомендация более продолжительно лечения требует особой осторожности и контроля в отношении вероятности привыкания.
  5. Отмену препарата проводить постепенно.

Одним из наиболее безопасных препаратов из группы анксиолитиков является гидроксизин (Атаракс®). Несмотря на то, что этому препарату уже более 50 лет, он до настоящего времени остается востребованным благодаря своей безопасности и эффективности. Он разрешен к применению у детей от одного года. Побочные эффекты слабо выражены и преходящи, как правило, исчезают через несколько дней от начала лечения или после уменьшения дозы.

Данный препарат является производным пиперазина, обладает умеренной анксиолитической активностью; оказывает также седативное, противорвотное, антигистаминное и м-холиноблокирующее действие. Блокирует центральные м-холино- и H1-гистаминовые рецепторы и угнетает активность определенных субкортикальных зон. Не вызывает психической зависимости и привыкания. Клинический эффект наступает через 15-30 мин после приема внутрь. Оказывает положительное влияние на конгитивные способности, улучшает память и внимание. Расслабляет скелетную и гладкую мускулатуру, обладает бронходилатирующим и аналгезирующим эффектами, умеренным ингибирующим влиянием на желудочную секрецию.

Помимо этого, он опосредованно уменьшает проявления вегетативной дисфункции, способен улучшить сон, прежде всего процесс засыпания, а его применение в психосоматической медицине также показывает его достаточную клиническую эффективность.

Атаракс® принимают внутрь, во время еды, не разжевывая. Взрослым - 25-100 мг/сут. в 1-4 приема, для премедикации - 50-200 мг за 1 ч до операции; в психиатрии - 100-300 мг/сут. В анестезиологии назначают 1 мг/кг на ночь перед операцией и за 1 ч до операции. Для кратковременного эффекта применяют половинную дозу; при необходимости получения быстрого терапевтического эффекта назначают в/м (в область крупных мышц), с последующим переходом на пероральный прием. У пожилых больных лечение начинают с половинной дозы. При почечной и/или печеночной недостаточности дозы должны быть уменьшены.

Побочные эффекты в основном связаны с угнетением ЦНС или парадоксальным стимулирующим эффектом на ЦНС, антихолинергической активностью или реакцией гиперчувствительности.

Необходимо отметить, что гидроксизин (Атаракс®) при лечении генерализованного тревожного расстройства, как наиболее яркого расстройства «тревожного» круга, показал себя с лучшей стороны перед бензодиазепиновыми анксиолитиками как в монотерапии, так и в сочетании с антидепрессантами при сопутствующей депрессии. Будучи столь же терапевтически эффективным, как и бензодиазепиновые анксиолитики, он в отличие от них не ослабляет антидепрессивное действие селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС), не дает явлений “рикошета”, не угнетает когнитивную функцию и не вызывает патологической зависимости .

В другой работе , выполненное исследование указывает на то, что терапевтические эффекты Атаракса® существенно отличают его от других транквилизаторов и седатиков. Причем специфика действия этого препарата связана с позитивными изменениями динамики когнитивных процессов. Это выражается в улучшении внимания, мышления, кратковременной памяти, а также нормализации важных аспектов восприятия и оценки реальности. Полученные данные говорят также о том, что терапевтические эффекты Ата-ракса® проявляются неодинаково в зависимости от особенностей когнитивного стиля больного, что, в частности, обусловливает селективность его анксиолитического действия.

Результаты собственных исследований, проводимых в лаборатории проблем медико-психологической экспертизы призывников 1 МГМУ имени И.М. Сеченова показали, что Атаракс® имеет выраженный эффект при терапии расстройства адаптации. Препарат обладает преимущественно анксиолитическим и, в определенной степени, тимолептическим действием. Особенностью терапевтического действия препарата является то, что в ряде случаев пациенты отмечают субъективное улучшение (в силу выраженного анксиолитического эффекта), тогда как объективные положительные сдвиги отмечаются только к концу 3-й недели, что необходимо учитывать при поведении лечения. Побочные эффекты при терапии препаратом Атаракс® (гидроксизин) встречаются относительно редко, носят кратковременный характер и, как правило, не требуют дополнительных мер коррекции.

Таким образом, нарушение адаптации в медицинской практике, развивающееся под влиянием острого или хронического стресса и приводящее к нарушению в психической и соматической сферах, дисфункции вегетативной нервной системы и расстройствам сна, требует всесторонней оценки и назначения адекватной состоянию схемы лечения.

Литература

  1. Кисилев А.С., Жариков Н.М., Иванова А.Е., Яцков Л.П. Психическое здоровье населения. Владивосток. 1993., 324 с.
  2. Коробчанский В.А. Саногенетические мезанизмы адаптации подростков.// Мат.конф. Современный подросток.М.,2001. С.274-176.
  3. Дмитриева Т.Б. Социальная психиатрия в детско- подростковом возрасте - клиническая реальность нашего времени // Рос. психиатр. журн. - 1999. - № 3. - С. 9-14.
  4. Дмитриева Т.Б., Макушкин Е.В. Современное состояние и проблемы службы охраны психического здоровья детей.//Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития Российского государства. Наука, М., 2007, С.164.
  5. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М. Издательство Московского Университета., 1976, 112 с.
  6. Стоялова Т.В., ИвановаТ.И., Крахмалева О.Е. Динамика структуры психической заболеваемости допризывников. //Мат XV съезда психиатров России. М.,2010., С.169.
  7. Helsen M., Vollebergh W. Social Support from Parents and Friends and Emotional Problems in Adolescence // Journal of Youth & Adolescence. - 2000. - Vol. 29. - Issue 3. - P. 319.
  8. Lohman B.J., Jarvis P.A. Adolescent Stressors, Coping Strategies, and Psychological Health Studied in the Family Context // Journal of Youth & Adolescence. - 2000. - Vol. 29. - Issue 1. - P. 15-29.
  9. Вейн А.М. Вегетативные расстройства М. 2000 С.748
  10. Никитин З.А. Атаракс и генерализованное тревожное расстройство: новая перспектива старого лекарства? Психиатрия и психофармакология. Том 11/N 2/2006
  11. Бобров А.Е., Кулыгина М.А., Белянчикова М.А., Ржезников М.В., Гладышев О.А. Влияние препарата Атаракс на когнитивные функции при лечении тревожных расстройств Атмосфера. Нервные болезни. 2005 / N 3

Top