Дом с оригинальным интерьером в польше. Самобытная деревенская роспись залипие
Пожалуй, немного найдется городских жителей, которые не мечтали бы отдохнуть от шумной суеты мегаполиса где-нибудь на природе, за городом, в деревеньке или небольшом селе. Мечтой большинства горожан сегодня является загородная недвижимость – особняк, коттедж или небольшой домик.
Деревенский домик в польском стиле
Тем, кому удалось осуществить вою мечту, и начать строительство загородного дома или коттеджа, приходиться решать немало вопросов как организационных, так и производственных, непосредственно связанных с процессом строительства. Одним из таких вопросов, как на первоначальном этапе стройки, так и в процессе внутреннего оформления комнат является вопрос дизайна и архитектурного стиля. Конечно, желательно чтобы и внутреннее убранство дома и его внешний вид соответствовали бы друг другу, и гармонировали между собой.
Архитектурных стилей в строительстве, а так же стилей внутреннего дизайна помещений сегодня существует множество. Очень модным в последнее время считается стиль хай-тек или модерн, многие хозяева предпочитают строить дома и оформлять интерьер именно в таком исполнении. Однако, все чаще сейчас начинают появляться дома в разнообразных деревенских стилях, так же в таких стилях многие оформляют интерьеры своих квартир. Ведь современный стиль хай-тек - это хоть и модно, но все же обилие стекла, металла, пластика, строгих форм, оттенков и минимализм, характерный для него не создают должного уюта, атмосферы тепла, комфорта, и какой-то домашности, чего иногда так не хватает человеку, погруженному в городскую суеты и проблемы.
Поэтому сейчас люди начинают снова возвращаться к своим истокам, стараются быть ближе к земле, к природе, и строят, дома используя в их оформлении, отделке и интерьере в основном натуральные материалы. Например, неплохим вариантом может стать деревенский домик в польском стиле. Для этого стиля, прежде всего, характерно использование исключительно натуральных материалов – камень, дерево, текстиль, кожа. Эти материалы должны быть основой всей отделки дома. Камень, как правило, используется для оформления каминов, стены, полы и потолки могут быть выполнены из дерева, присутствуют в интерьере кованые элементы – полочки, спинки стульев, каминные решетки и т.д. Для декорирования пола используется не только дерево, но и керамическая плитка с красивым народным орнаментом. Плитка может так же послужить и в качестве отделочного материала для камина.
Говоря о цветах и оттенках, следует заметить, что для польского стиля характерны более яркие цвета, чем скажем для стиля прованс. Эти цвета должны присутствовать в текстиле, используемом для оформления интерьера. Шторы, скатерти, диванные подушки, напольные ковры предпочтительней использовать пестрые, с каким либо орнаментом. Мебель тоже необходима деревянная и не слишком массивная. Весьма приветствуются элементы декора, выполненные своими руками. Вязаные занавески, скатерти, самодельные тряпичные куклы, расписные глиняные горшки и вазочки.
Что касается кухни, то именно тут может развернуться ваша фантазия, в плане декора и разнообразных идей. Бытовую технику предпочтительней использовать встроенную, таким образом она не будет бросаться в глаза, и нарушать общую гармонию интерьера. Для кухни в польском стиле характерно использование керамической, медной или деревянной кухонной утвари. Помимо привычной кухонной мебели польский стиль предполагает наличие многочисленных полочек, навешанных на стенах. Между прочим, такие полки вы можете сделать не только на кухне, но в гостиной, холе. Кроме того стены принято украшать небольшими картинами, фотографиями в классических рамках.
Деревенский домик в польском стиле предполагает и обилие зелени как внутри помещения, так и снаружи. На подоконниках с улицы расставьте вазоны с цветами, кадки с вечно зелеными растениями можно поставить у входных дверей.
Если вы решили оформить ваш деревенский дом в польском стиле, не забудьте и о кованых элементах. Прекрасно будет смотреться в гостиной кованая люстра, коваными могут быть подставки для цветов, некоторые элементы мебели. Мягкая мебель должна быть обита текстилем, или кожей. Уюта и комфорта в гостиной добавит шкура, расстеленная перед камином, на которой так приятно поваляться, коротая зимний вечер.
Деревенский домик в польском стиле: фото 1
Деревенский домик в польском стиле: фото 2
Деревенский домик в польском стиле: фото 3
Вилла "Едлинка", построенная по проекту С. Виткевича
Строительство и связанное с ним деревянное зодчество в Польше уходят своими корнями в очень далекое прошлое. Первые следы строений обнаружены при раскопках древнеславянского городища на Бискупинском озере, около Познани, которое относится к V веку до нашей эры, к периоду так называемой лужицкой культуры.
Жилища были сооружены из вертикально расположенных необработанных бревен, соединенных на углах столбами с пазами. Единственным украшением построек был грубо обтесанный паздур - шпиль, венчавший конек крыши.
Из хроник, дошедших до наших дней, следует, что около X века нашей эры появились первые резные детали в деревянных языческих храмах. Наряду с развитием деревянного зодчества развивалось и прикладное декоративное искусство.
В X-XVI веках деревянное строительство достигло в Польше большого расцвета. Наряду с простыми жилыми и хозяйственными постройками сооружались усадьбы, амбары, трактиры, ветряные и водяные мельницы, кузницы, а также культовые постройки - храмы, звонницы, часовни и придорожные поклонные кресты. С течением времени все больше внимания строители начинают уделять архитектурным деталям, наружному украшению и украшению помещений.
Первоначально декоративную роль играла сама конструкция зданий. Соединение бревен сруба по углам «на облап», когда образующиеся выпуски выходят за пределы стен, или в «рыбий хвост», когда по углам не делается выпусков, само по себе служило декоративным элементом в деревянном зодчестве.
Многие архитектурные детали зданий становятся украшением благодаря богатой резьбе. Постепенно все чаще применяется декоративное оформление на концах несущих балок и резьба на свесах крыш. Резьба покрывает дверные рамы и полотно самих дверей. Все сложнее становится узор на консолях, притолоках, соединениях дверных косяков, стропилах, несущих балках, фризовых рейках.
Гуральский стиль.
Публикую статью одного моего знакомого дизайнера, которая недавно имела удовольсвие не только полюбоваться и сфотографировать польские деревянные дома,но пообщаться с их гостепреимными хозяевами.
Люди и архитектура.История одного эксперимента. Автор. Е.Забелина (дизайнер)
Страница 1
Страница 3
Страница 2
Страница 4
Подгальский стиль
Очень интересны декоративные украшения в деревянной архитектуре Подгалья - большой горной долины, лежащей между Бескидами и Татрами, на юге Польши, а также в прилегающих к нему районах. Специфика подгальского стиля в народном искусстве складывалась на протяжении столетий, под влиянием климатических условий, традиций и верований местного населения, специфики основного строительного материала - дерева. Деревянное зодчество и декоративное искусство развивались в тесной гармонии с природой, которая служила народным умельцам неиссякаемым источником вдохновения.
В подгальском народном зодчестве чувствуется дыхание гор, оно впитало в себя их суровую красоту. Огромный вклад в культивирование и популяризацию подгальского стиля в архитектуре внес Станислав Виткевич (1851-1915), художник, критик и писатель, поселившийся в 1888 году в сердце Татр - Закопане, Станислав Виткевич, прекрасный знаток и поклонник прикладного искусства Подгалья, местного народного творчества, предложил во всем районе Татр и окрестностях распространить и закрепить стиль, опирающийся на горские традиции, их архитектуру и искусство резьбы по дереву.
Виткевич стремился к возрождению и использованию всех самых ценных по форме художественного выражения элементов декоративного прикладного искусства и плотничьего мастерства гуралей как в строительных конструкциях, оформлении интерьера, так и архитектурных деталях.
Он считал Подгалье заповедником старого, исконно польского стиля в деревянном зодчестве.
Благодаря Виткевичу возрос интерес к народным умельцам Подгалья, а стиль, распространению которого он активно содействовал, стал называться стилем Виткевича, или закопанским. Его влияние распространилось на архитектуру и искусство как светское, так и церковное.
Закопанский стиль
Характерные завершения крыш - щиты
Рыси - балки под навесом крыши
Характерные черты закопанного стиля в архитектуре - каменный фундамент, бревенчатый сруб, часто обшитый досками, крутые, стрельчатые крыши с узорными, далеко выстающими навесами, веранды и крылечки с дощатыми перилами, украшенными резьбой или контурной порезкой, треугольные фронтоны чердака с резным мотивом солнца и резным фигурным шпилем на коньке крыши, профилированные консоли, резные столбы, резьба на дверных косяках и полотне дверей. Все эти детали можно увидеть в крестьянских домах, усадьбах, амбарах, трактирах, на воротах. Такие же декоративные детали применялись в церковном строительстве - богато орнаментированные воротники, прорезные подзоры в костелах, часовнях, на звонницах, на могильных памятниках, которые зачастую бывают подлинными шедеврами малых форм деревянного зодчества.
Много труда и искусства вкладывали народные умельцы и в украшение интерьера. Богатая резьба покрывала балки, потолки, карнизы, деревянную мебель, разную домашнюю утварь и посуду. Типичный дом татринского горца сложен из тесанных пихтовых бревен. Для него характерны стрельчатые крутые крыши, покрытые гонтом или дранкой - тонкими деревянными пластинками, заходящими одна на другую, как чешуйки. Далеко выстающие навесы крыш подпирают резные балки - рыси. Конек крыши венчает резной шпиль - памдур. Двери, ведущие в дом, обычно заканчиваются сверху луком или аркой.
Снаружи и внутри дома богато украшены резьбой - объемной и ажурной. Балки, поддерживающие свес крыши, бывают самой причудливой формы. Щиты крыш зачастую обшиваются досками, уложенными в затейливый узор. Преобладает обычно мотив солнца. Тот же мотив повторяется на дверях. Двери вообще занимают важное место как декоративный элемент. Здесь дарование народных умельцев находит широкое приложение. Один из старых способов украшения дверей - колкование, то есть вбивание деревянных колышков, образующих узор. Раньше колышки, сделанные из прочного дерева, вбивали для соединения дверных стояков с притолокой. Позднее они приобрели самостоятельное декоративное значение. Их стали делать не только в местах соединений, но и на других частях дверной рамы и дверного полотна. Одним из излюбленных мотивов, повторяющихся и на дверных притолоках - лежухах, и на застшалах - элементах, связывающих дверной стояк с притолокой, был геометрический либо растительный орнамент, паженица - гуральский узор, встречающийся в вышивках, металлических украшениях, народных костюмах. Очень часто встречаются различные варианты розеток.
Орнамент на дверях
Орнамент на наличниках окон
Наличники, обрамляющие окна, покрывает не столь богатая резьба. Чаще всего их украшают фризами.
В некоторых больших домах горцев - гуралей, декоративным элементом служили столбы и узорчатые перила веранд. Наружное оформление дополняли зубчатые навесы со сквозной пропильной резьбой и такой же конек крыши, образованный срезанными по косой линии, а чаще - полукругом, крайними слоями гонтов. Народные мастера сумели открыть красоту даже в таком казалось бы малопримечательном материале, как волнёнка - древесное волокно или тонкая и длинная деревянная стружка, которой законопачивают щели между бревнами сруба. При кладке сруба между бревнами специально оставляют отверстие - шели шириной от 3 до 6 сантиметров, для чего между концами бревен кладут специальные колышки. Щели затыкают потом свернутой в жгут стружкой. Торчащие изнутри края срезают снятой с рукоятки косой. Снаружи жгуты, лежащие между бревнами, образуют красивые и затейливые узоры.
Давайте теперь заглянем внутрь такого дома. Обычно в нем две избы: черная, или жилая, где сосредоточена вся жизнь обитателей, и белая, парадная, в которой стоят высоко застланные кровати с горой взбитых подушек, расписные сундуки с приданым и праздничной одеждой, мебель, украшенная резьбой.
Внутренняя сторона дверей, центральная потолочная балка - сосремб - покрыты богатой резьбой затейливого орнамента. Резьбу можно встретить и на потолке между балками.
Сосрембы - центральные потолочные балки
Вдоль стен под потолком, над окнами и вдоль балок тянутся резное фризы. Немало поработали народные умельцы и над мебелью, которую покрывает густой узор. Стол, стулья, лавки, колыбель, которая подвешивается обычно на потолочной балке, наклонные однорядные полки для посуды, полки для ложек - лыжники, - вырезанные из явора половники, ложки, вилки, кружки и другие предметы домашнего обихода, сделаны и украшены с любовью и мастерством. Орнамент повторяет многие геометрические узоры, украшающие дом снаружи и внутренние потолочные балки: зубцы, полукружья, дуги, розетки. Очень богатая резьба покрывает посудные полки, особенно их верхнюю часть. Основная техника - рельефная резьба и долбление, а также ажурная сквозная резьба.
Декоративные элементы можно встретить и в самых простых жилых и хозяйственных постройках: высокогорных пастушьих хижинах, овинах, амбарах. Как правило, это резные узоры на дверных рамах, свесах крыш, срезанный под углом гонт, образующий чешуйчатое покрытие крыш.
Фризы внутренней отделки помещений
Внутри хижины можно зачастую увидеть орнаментированный столб, профилированные выпуски балок, узорные головки колышков, укрепляющих деревянную конструкцию, резные «ядвиги» - специальные крюки с пазами, которые закреплялись на потолке, а служили для того, чтобы подвешивать над очагом на разной высоте котелки, в которых варилась пища.
Столбы В гуральской избе
Изобретательность и талант народных мастеров часто находят приложение в конструкции и украшении оград. Обычно столбики ограды делаются из четырех расположенных по углам квадрата жердей, прикрытых конусовидной крышей с резным краем и маленьким шпилем - паздуром.
Даже в самых простых оградах, отгораживающих загоны для овец на высокогорных пастбищах, можно встретить декоративные элементы в угловых столбиках.
Ворота, ведущие в гуральское хозяйство, часто имеют крышу, обычно четырехскатную, опирающуюся на столбы. И здесь повторяются те же, что и на крышах, резные шпили, декоративные навесы, часто зубчатые, орнамент на опорных столбах, профилированные выпуски балок, узор на полотне ворот, в котором встречается мотив солнца. Иногда декоративную роль играет обшивка из досок.
Очень красивые ворота бывают чаще всего в хозяйствах замкнутой застройки, где жилой дом вместе с соединенными с ним хозяйственными постройками образуют замкнутый четырехугольник, со двором посередине.
Важное место среди гуральских построек, больших и малых, занимают колодцы. Украшение наземной части колодезного сруба часто чрезвычайно богато и разнообразно. Нередко колодцы - это подлинные шедевры плотничьего искусства.
Богато украшенные колодцы строились на рубеже XIX и XX веков, в период расцвета закопанского стиля, пропагандируемого большим его поклонником Станиславом Виткевичем, архитектором, художником и писателем. Колодцы напоминают маленькие домики с затейливыми балкончиками, крышами, резными шпилями. Они покрыты богатым орнаментом, в котором повторяются гуральские мотивы, геометрические и растительные, часто встречается дощатая обшивка.
Правда, после второй мировой войны наметилось некоторое оживление старого закопанского стиля в подгальском народном творчестве, декоративном искусстве и строительстве, однако не всюду в Подгалье это проходило последовательно, к тому же иногда утрачивалась чистота стиля из-за многочисленных псевдонародных наслоений и влияния псевдосовременной моды.
Музеи-заповедники под открытым небом, в которых собраны наиболее характерные и самобытные примеры народного мастерства в его чистой форме, служат делу культивирования и развития народных традиций. Один из таких заповедников - Сондецкий этнографический парк.
Этот заповедник создан в 1967 году и занимает около 20 гектаров. Он расположен в живописном районе, с типичным для Подгалья рельефом.
В мире много прекрасных мест, которые приобрели красоту и особое очарование благодаря фантазии, творческому подходу и стараниям их жителей. Достаточно вспомнить итальянский осров Бурано с его яркими разноветными домами, прекрасный город Миттенвальд в Баварии и его сказочные дома, расписанные художниками, словно иллюстрации к книгам или остров Лансароте с его красивыми деревнями и удивительными домами.
Жители польской деревни Залипие (Zalipie), расположенной на юге Польши, благодаря своему творчеству сделали небольшую деревушку одним из самых очаровательных и красочных мест в стране. Они любят украшать свои дома красочными цветочными орнаментами. Но не только фасады домов, объектами их творчества стали и стены и потолки внутри дома, предметы домашнего обихода, сараи, заборы, колодцы, ведра и даже бочки.
Сейчас эта очень красивая деревня стала центром этнографического народного искусства в своем регионе и одной из настоящих достопримечательностей Польши . Благодаря страсти деревенских жителей и художников к творчеству и самовыражению здесь ежегодно проводится конкурс «Разрисованный дом» (Malowana Chata).
Традиции росписи домов в Залипие уже более 100 лет. А все началось с обычной побелки стен, закопченных сажей. Во время побелки воображение и фантазия хозяек помогли им разглядеть в рельефах стен очертания не только цветов и листьев, но и целых букетов. Так, используя подручные материалы — коричневую глину, сажу из печных труб, известь и березовые палочки вместо кисточек, деревенские женщины стали рисовать цветы на стенах своих домов.
Сейчас в деревне более 20 разрисованных домов. Самым известным и талантливым художником Залипие была Фелиция Курылова (Felicja Curylowa, (1904-1974г.г.). Ее оригинальный и очень красивый дом после ее смерти стал музеем и передан Региональному мезею города Тарнов (Tarn?w). Здесь сохранился интерьер, созданный талантливой хозяйкой, и можно полюбоваться истинной красотой, созданной деревенской женщиной.
Начинается самая интересная часть путешествия по сельской Восточной Европе. Прибалтика, пусть я до этого был лишь в одной стране, всё-таки ещё сильно советская, все говорят на русском языке…Польша - дело другое. Польша находится в ЕС ровно столько же, сколько три балтийские страны - девять. Но несмотря на общее социалистическое прошлое, страны развивались немного по-разному. Так что же они сделали за чуть менее, чем четверть века без "большого брата" СССР?
Полутора тысяч километров "зигзагом", конечно, слишком мало, чтобы понять эту страну. Но чтобы проникнуться - в самый раз, тем более, что мы с Шевроле старались выбирать самые маленькие, узкие, но очень красивые дороги!
1 Из Литвы выезжал ещё затемно, в густом тумане. Хорошо, что прибалтийские водители ездят вежливо и соблюдают скорость, особенно в плохую погоду.
2 Ещё один условный пропускной пункт. Конечно, никого там нет и проезд свободный. Как прекрасен мир без границ! Представляю, сколько бы времени я потерял на точно такое же путешествие, если бы между каждой из стран были бы границы. Хотя представляю очень хорошо, два с половиной года назад за месяц проехал семь балканских стран и много-много раз переходил границы. (*см. путешествие Балканские звёзды
)
3 Польша. Раньше эти буквы означали совсем другой мир для советского человека. Выбраться в Польшу - счастье, которое было доступно не всем. Да и сейчас должно быть "поевропеистее". Посмотрим.
4 Через пару километров - пешеходный переход прямо на трассе. Поскольку туман, на переходе стоит женщина в яркой униформе с большим знаком "Стоп" и помогает переходить дорогу.
5 В Прибалтике такого не было. В России - тем более. И вряд ли когда-то будет.
6 Мне нравится интерьер Каптивы, он получился вполне американским, узнаваемым. Хотя почему в рестайлинговой версии не поменяли шильдик на руле? В современных Шевроле он другой.
7 Немного проезжаю по хайвею. В Польше они есть. Прямо - Россия, Калининградская область. Но мне туда не надо. Когда-нибудь, в другой раз. И без глупых границ.
8 Осеннее туманное утро в польской глуши. Это очень вкусно пахнет, хочу вам сказать!
9 Аккуратные деревушки остаются позади.
10 Недалеко от города с названием Elk на дороге появляется лось. Точнее лосиха. Перемахивает через деревянный забор и начинает переходить неспешно переходить дорогу, цокая своими каблуками на длинных ногах. (а Elk по английски лось. Забавное совпадение)
11 Лосиху я заметил издалека, поэтому опасности она не представляла. Я остановился сфотографировать её. Лесная красавица перед тем, как скрыться в кустах, обернулась посмотреть. Не обернулся ли я, чтобы посмотреть, не обернулась ли она.
12 Дороги чаще всего хорошие. Мусора вдоль обочин нет. И это, пожалуй, единственное, что отличает здешнюю природу и окружение от России.
13 Очень много коров. У нас столько нету по осени. Холодно уже.
14 Му! Вентспилс передаёт привет.
15 Верите ли вы, что по такой вот, полузаброшенной железной дороге, может внезапно и с грохотом проехать настоящий паровоз? Нет? А зря.
16
17 Иногда дорога ведёт через окраины самых разных городов. Я их даже не запоминаю, хотя хочется прямо заезхать в какой-нибудь спальный район и прогуляться там. Посмотреть, как живут поляки в советских домах-коробках. Но - не в этот раз. Путешествие ведь "сельское", про маленькие места. А не многоквартирные муравейники.
18 Польские города выглядят очень по-разному. Какие-то очень ухоженные, какие-то совсем задрипанные. Но откуда в центре Польши взялась надпись "Косово
это Сербия
"? Ну да, а албанцы мне тоже не нравятся.
19 Дорожных камер очень много. Они есть почти в каждой деревне. Водители ездят аккуратно. Думаю, взаимосвязь очевидно. У меня с собой есть антирадар, который я думал использовать в России, но даже там не доставал. Знаете, не нарушать - легко. И вам советую.
20 Просто какая-то польская деревушка, куда заглянул на минутку.
21 Красота!
22 Одна очень интересная съёмка у меня сорвалась. Сам виноват: ввёл в навигатор первую попавшуюся деревню Пётрово, хотя таких в Польше десяток. О том, что что-то не так, я начал догадываться только за пару километров. В итоге приехал, пообщался с местными жителями и понял, что приехал совсем не туда. Сфотографировал их на память. Про общение скажу коротко, но отдельно: в Польше не знают русского, и вы вряд ли знаете польский. Но общаться можно, и очень даже легко. Чтобы свободно понимать поляков, нужно немного владеть украинским (эти языки похожи ещё больше) и включать воображение. Например, что такое "гуртовня" или "заязд" вы можете догадаться без словаря.
23 Всё ведь понятно? Ресторация, ночлеги.
24 Иногда бывает смешно. Пишут не мотель, а "мотелик". Про красавицу-уроду вы, наверное, знаете. А театр позорищем зовут чуть ли не все славянские народы.
25 Интересная в Польше традиция. Возле заправок принято ставить старые самолёты. Как украшение, но всё-таки - почему самолёты? Много раз такое встречал, и всегда прямо возле заправок.
26 Сами городки и деревушки намного аккуратнее, чем у нас. Не удивлён.
27 Местами очень похоже на Беларусь. Тоже не удивлён, они-то у поляков не стесняются учиться, да и половина страны когда-то Польшей и была.
28 Красиво, аккуратно, приятно. Почти в каждой деревне так. Угадать страну по фотографии не получится. Живут здесь совсем не богато. Но чтобы жить достойно, не нужно много денег. Это только вопрос аккуратности и отношения к себе и своей земле.
29 Возле дорог продают велосипеды. Как я понял, они здесь более востребованы, чем плюшевые китайские игрушки ядовитых цветов.
30 Такое встретить пока можно.
31 Но по всей стране идёт одновременный ремонт дорог. Их не просто латают, а расширяют и реконструируют.
32 В итоге получаются вот такие прекрасные хайвеи. И ограничение скорости здесь даже не 130, а 140 километров в час.
33 Мы же снова сворачиваем на локальные дороги. Дальше будет интереснее!
Друзья экспедиции
Путешествие по сельской Восточной Европе проходит при поддержке автомобильного бренда
Киевляне гордятся музеем народной архитектуры Пирогово, львовяне – Шевченковским гаем. И там, и там можно увидеть старинные украинские хаты с расписными стенами и вышитыми рушниками. Правда, это все музеи под открытым небом, а вот польская деревня Залипье уникальна тем, что расписные дома
здесь сохранились не в качестве экспонатов. Деревенские жители продолжают многолетнюю традицию, щедро декорируя дома и хозяйственные постройки.
Украшать дома женщины начали в конца 19 – начале 20 вв. Самобытный залипский орнамент привлекает искусствоведов, художницы-самоучки наносят яркие цветочные узоры на стены домов, двери, ставни и даже крышу. Все Залипье – сплошное буйство красок.
Точно неизвестно, как зародилась традиция украшения домов. Существует версия, что первоначально женщины пытались закрашивать пятна сажи на стенах. Разукрашивали и саму беленую печь. Зола, глина, известь, кирпич – из этих незатейливых материалов изготавливали краски, рисовали преимущественно цветы.
Сейчас рисунки приобрели исключительно декоративное значение, поскольку пятен от сажи на кухне у современной хозяйки уже не найдешь. Рисунки залипских мастериц стали более сложными и изощренными. Разукрашивают не только дома, но и хлева, собачьи будки, колодцы, даже до моста через местную речушку добрались.
В старые времена художницы сами изготавливали кисточки, нередко для этого использовали коровий волос. Как правило, рисунки на домах обновляли раз в год к Празднику Тела и Крови Христовых.
с 1948 года в Залипье проходит ежегодный праздник «Малевана хата». Местные художницы соревнуются в своих умениях, как правило, мастерицам удается создавать все новые и новые цветочные композиции, а также дорисовывать те, что были созданы в прошлые годы.
Говоря об этой многолетней традиции, нельзя не упомянуть имя Фелиции Цуриловой, которая жила здесь в начале 20 века. Она внесла огромный вклад в развитие залипского рисунка, в ее доме-музее до сих пор хранятся покрывала, подушки, чехлы для мебели, разрисованные цветами.
Несмотря на то, что Залипье – настоящий музей под открытым небом, туристам это место еще пока в новинку. Возможно, это и к лучшему, так как здесь все еще сохраняется атмосфера деревенской тишины и спокойствия.