Денежное обращение виды денежного обращения. Понятие денежного обращения и его формы. Объективные основы денежного обращения. Денежный оборот. Элементы денежного обращения

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.

Денежное обращение подразделяется на две сферы : наличную и безналичную.

Наличное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых капиталистических странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелко-купюрные бумажно-денежные знаки - казначейские билеты.

Безналичное обращение - это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карточек, жироприказов, платежных поручений, электронных средств платежа, других расчетных документов. В некоторых странах в обращении используются казначейские векселя, сертификаты, другие инструменты.

Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступления безналичных средств на счета в банке - непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось и соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. До конца XX в. преобладали платежи наличными деньгами. В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых государствах, невелик, например, в США он составляет около 8%.

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, где товарный мир разделяется на два вида товаров: собственно товары и товары-деньги. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.

Из процесса денежного обращения, таким образом, возможно вычленение понятия денежного оборота.

Денежный оборот есть проявление сущности денег в их движении. Денежный оборот охватывает процессы распределения и обмена. На его объем и структуру оказывают влияние стадии производства и потребления. Длительный производственный процесс, требующий повышенного объема производственных запасов, увеличивает денежный оборот, связанный с их приобретением. Выпуск трудоемких изделий относительно увеличивает размеры денежного оборота по оплате труда и, соответственно, денежных доходов населения, направленных на потребление.

Составной частью денежного оборота является платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа и используются для погашения обязательств. Платежный оборот осуществляется как в наличной, так и в безналичной формах. Таким образом, сменяя форму стоимости, деньги находятся в постоянном движении между тремя основными субъектами: физическими лицами, юридическими лицами и государственными органами. А движение денег при выполнении ими всех основных функций в наличной и безналичной формах и представляет собой денежное обращение.

Денежное обращение соединяет в себе как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.

Роль денежного обращения, его правильная организация проявляются в следующих моментах:

Отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы;

Способность обеспечивать сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров;

Характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию;

Хронический недостаток денежных средств у субъектов рынка для своевременной выплаты заработной платы и финансирования оборотных средств.

Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную.

Наличное и безналичное денежное обращение

Налично-денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами).

Наличные деньги используются: для осуществления кругооборота товаров и услуг; для расчетов по выплате заработной платы и приравненных к ней платежей; для оплаты ценных бумаг и выплат дохода по ним; для платежей населения за коммунальные услуги и т.д.

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между юридическими лицами, физическими лицами и государственными органами.

Порядок осуществления налично-денежного обращения на территории РФ регламентируется Положением «О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации», утверждаемым Банком России.

В соответствии с Положением:

Налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлической монеты, кредитных карт и т.д. (таб.1, рис.1);

Эмиссию и изъятие денег из обращения осуществляет ЦБ РФ;

ЦБ РФ осуществляет регулирование наличного-денежного обращения в РФ;

Для юридических лиц учреждений банка, в которых открыт счет юридического лица, устанавливают лимит остатка наличных денег в кассах юридических лиц;

Все средства сверх установленных лимитов юридические лица обязаны в безусловном порядке ежедневно сдавать в учреждения банка через объединенные кассы при предприятиях или через инкассаторские службы учреждений и банков и самостоятельные службы, имеющие лицензии Банка России на осуществление таких операций;

За нарушение установленного порядка для юридических лиц и персонально их руководителей установлены серьезные штрафные санкции.

Однако, на практике подобные ограничения, к сожалению, действуют еще явно недостаточно.

Таблица 1

Сумма, количество и удельный вес банкнот и монеты, находящихся в обращении по состоянию на 1 октября 2007г.

Рисунок 1 - Изменение количества наличных денег в обращении

Специфичность методов организации налично-денежного обращения как инструмента денежно-кредитной политики связана в первую очередь с тем, что они, кроме максимальной суммы расчетов наличностью между юридическими лицами, не имеют нормативов. Методы как инструмент недостаточно эффективны, так как их действие трудно оценить (отследить); они не являются инструментом быстрого реагирования и редко изменяются. [ 15. с. 2]

В России предпринимаются попытки ограничить налично-денежное обращение, т.к. оно позволяет уходить от контроля государства за деятельностью юридических и физических лиц.

Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Таким образом, наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот, в котором действуют единые деньги.

Безналичное обращение - это движение стоимости без участия наличных денег, перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований и т.д.

Безналичное денежное обращение отражает изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, пластиковых карт, платежных поручений и других расчетных документов.

Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:

Юридическими лицами различных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;

Юридическими лицами и кредитными учреждениями по поводу получения и возврата депозита и кредита, а также уплаты процентов;

Юридическими и физическими лицами по выплате заработной платы, процентам по вкладам и депозитам, доходов по ценным бумагам;

Юридическими, физическими лицами и государством по оплате налогов, сборов, а также получению бюджетных средств.

В Российской Федерации порядок осуществления безналичных расчетов определяется Гражданским кодексом РФ (ст.861-885), который регламентирует сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов.

На практике применяются следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты платежными требованиями-поручениями; расчеты чеками; расчеты по аккредитиву.

Расчеты между юридическим лицами проводят банки и другие кредитные организации, а между банками - расчетно-кассовые центры ЦБ РФ.

В 2008г. Банк России собирается продолжить работу по совершенствованию методологической и информационной базы в области платежных систем, проведению мероприятий по расширению безналичных платежей, а также мероприятий по сокращению расчетов наличными деньгами, мониторингу состояния розничных платежей в экономике, проводимых как наличными деньгами, так и в безналичном порядке.

2. ПОНЯТИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ, ЕГО ВИДЫ. ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.

2.1. Денежное обращение и его виды

Важнейшей составляющей экономики любого государства является денежное обращение. Сложное переплетение разнообразных производственных, инвестиционных и торговых процессов, неразрывно связанные с ними процессы накопления и вложения капитала, формирования и использования кредитных средств обеспечиваются благодаря денежному обращению.

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг и нетоварные платежи в экономике.

Другое определение денежного обращения:

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций.

Денежное обращение – это движение денег между тремя группами экономических агентов: потребителями, предприятиями и органами государственной власти.

Денежный оборот, исходя из последнего определения, можно рассчитать как сумму всех платежей, осуществляемых экономическими агентами в наличной и безналичной форме.

На денежное обращение влияют следующие факторы:

1) состояние экономики страны;

2) функционирование платежно-расчетной системы в стране;

3) сбалансированность рыночного спроса и предложения;

4)денежная масса, т. е количество денег находящихся в обращении;

5)спрос на деньги и предложение денег;

6) инфляция.

Денежный оборот состоит из оборота наличных и безналичных денег. Наличные деньги – это деньги, представленные в форме бумажных денег, банкнот, разменных металлических монет. Безналичные деньги – это деньги, представленные на счетах в кредитных учреждениях. Выделяют два вида денежного обращения: налично-денежное обращение и безналичное обращение.

Налично-денежное обращение – это движение наличных денег в сфере обращения при выполнении ими двух функций: средства платежа и средства обращения.

Налично-денежное обращение обслуживается банкнотами, разменными металлическими монетами и бумажными деньгами.

Налично-денежное обращение обслуживает отношения между отдельными физическими лицами, между юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами, между юридическими лицами и государством, между физическими лицами и государством.

И соответственно используется налично-денежное обращение при кругообороте товаров и оплате услуг, при выплате заработной платы, пенсий, различных пособий, при выплате доходов по ценным бумагам и тому подобное.

Размер налично-денежного оборота зависит от уровня цен в стране, от объема товаров и услуг, от количества звеньев в системе расчетов.

Налично-денежное обращение занимает меньшую часть в денежном обращении (по некоторым оценкам составляет около 10%). Причем отмечаются дальнейшие тенденции снижения объемов налично-денежного обращения в связи с развитием системы безналичных расчетов.

Организация налично-денежного обращения предполагает установление строгого порядка эмиссии денежных знаков. Эмиссионные функции в большинстве стран возложены на Центральные, государственные банки. В России организацией налично-денежного обращения и эмиссией денег занимается Банк России (Центральный банк РФ).

Банкноты и монеты, выпускаемые ЦБ РФ, являются безусловными обязательствами государства и обеспечиваются государственными активами, принимаются по номинальной стоимости при всех видах платежей, при оплате всех товаров на территории страны. Поступление наличных денег в оборот происходит в соответствии с потребностями экономики, поэтому на эмиссионные банки часто возлагают функцию оценки и прогнозирования развития производства и потребности в наличных деньгах. Кроме того, ЦБ РФ осуществляет регулирование налично-денежного обращения.

При организации налично-денежного обращения исходят из следующих принципов:

1) Централизация организации и регулирования денежного обращения.

Согласно данному принципу, ЦБ имеет исключительное право организовывать и регулировать движение наличных денег, что позволяет достичь устойчивости, бесперебойности денежного обращения, и учесть покупательную способность национальной валюты. Достигается этот принцип благодаря нормативным документам, регламентирующим кассовые операции всех хозяйствующих субъектов и кредитных учреждений.

2) Эластичность и экономичность денежного обращения.

Согласно данному принципу, поскольку наличные деньги и безналичные деньги имеют в основе одни и те же кредитные деньги (кредитную основу), то они могут легко переходить друг в друга, что позволяет эластично (существенно) сдвигать границы между наличным и безналичным денежным обращением в зависимости от потребности экономики. Следуя данному принципу, государство изменяет дорогостоящее налично-денежное обращение на более дешевое безналичное обращение.

3) Комплексность организации денежного обращения.

Согласно данному принципу необходимо обеспечить комплексный подход при организации денежного обращения, т.е. рассматривать как единое целое и налично-денежное обращение и движение безналичных средств. Для реализации этого принципа законодательно устанавливается единый порядок расчетов через коммерческие банки. Такой порядок повышает и качество расчетно-кассового обслуживания.

4) Регулярность и бесперебойность обеспечения экономики наличными деньгами. Согласно данному принципу, ЦБ осуществляет своевременную эмиссию наличных денег и регламентирует деятельность коммерческих банков, кредитных учреждений с целью воздействия на их способность своевременно обслуживать расчеты между хозяйствующими субъектами. Данный принцип реализуется посредством эмиссии и с помощью различных инструментов государственного регулирования экономики (выдача лицензий, введение санкций за нарушения законодательства, регламентирующего денежное обращение).

5) Регламентация процедуры выполнения операций с наличными деньгами. В данном случае государство устанавливает порядок работы банков, хозяйствующих субъектов с кассовой наличностью, порядок оприходования наличных денег и их выдачи через кассу банка или хозяйствующего субъекта, порядок документального оформления кассовых операций. Такой порядок устанавливается и закрепляется нормативными документами ЦБ.

Основными законами, регламентирующими налично-денежное обращение в РФ, являются:

Положение ЦБ № 56 «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ».

Инструкция ЦБ № 93-И «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте РФ и проведении операций по этим счетам».

Положение ЦБ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ».

В этом последнем документе определяется, что денежные расчеты между юридическими лицами осуществляются, как правило, в безналичной форме и в качестве исключения разрешен расчет наличными деньгами в пределах законодательно установленного лимита для одной сделки (60 000 руб.). Для юридических лиц устанавливается лимит остатка наличных денег в кассе. Все средства сверх лимита юридические лица обязаны ежедневно сдавать в банк на свой расчетный счет .

Безналичное обращение – это движение стоимости без участия наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам кредитных организаций.

В результате безналичного обращения изменяются остатки денежных средств на счетах клиентов банка. Осуществляется безналичное обращение чеками, векселями, пластиковыми карточками и другими кредитными инструментами.

Обслуживает безналичное обращение отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и кредитными организациями, юридическими и физическими лицами, физическими лицами и кредитными учреждениями, юридическими лицами и государством.

Использоваться безналичное обращение может также как и наличное для оплаты товаров и услуг, при различных расчетах и платежах.

Объем безналичного обращения во много раз больше налично-денежного обращения (90%). И это не случайно. Безналичное обращение имеет некоторые преимущества, в частности:

1) позволяет экономить наличные деньги

2) позволяет сокращать издержки обращения, поскольку сокращаются расходы на печатание и пересылку денег

3) способствуют увеличению скорости денежного обращения

В РФ порядок осуществления безналичных расчетов определяется следующими нормативными документами:

Положение ЦБ «О безналичных расчетах» № 2-П;

ФЗ «О центральном банке РФ»;

ФЗ «О банках и банковской деятельности»;

ФЗ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» № 23-П.

Согласно ГК РФ применяются следующие формы безналичных расчетов:

Расчеты платежными поручениями;

Расчеты чеками;

Расчеты платежными требованиями-поручениями;

Расчеты аккредитивами.

Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации:

Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяйствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств. В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия. Важно подчеркнуть, что первый принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и к физическим лицам.

Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим определять очередность платежей с их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к утверждению подлинной экономической самостоятельности хозяйственников. Далее в формулировке данного принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности обеспечения платежа

Третий принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от форм собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах.

Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов, строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет, а именно в заранее оговоренный твердо фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятие и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.

Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. В зависимости от характера ликвидных средств, следует различать оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, а также такую форму их организации, которая гарантирует своевременное погашение обязательства). Оперативное обеспечение платежей может иметь разнообразные формы (в том числе и в виде внесения средств за счет клиента или банка для последующего их перечисления получателю).

Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов. Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других .

2.2. Закон денежного обращения

Мировые товарно-денежные отношения, а также в отдельной стране требуют определенного качества денег для обращения. Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.

Такой закон был открыт К. Марксом, сущность которого выражается в том, что количество денег, необходимых для выполнения функции средства обращения, должно быть равно сумме цен реализуемых товаров, деленной на число оборотов (скорость обращения) одноименных единиц.

В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый данный момент для обращения, можно определить по формуле:

Д - количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П - сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, сроки платежей по которым наступили;

ВП - сумма взаимопогашенных платежей;

С.о. - скорость оборота денежной единицы.

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период.

Количество денег потребное для выполнения функции денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

Количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

Уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);

Скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объём продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены.

Изложенная выше формула может быть представлена в упрощенном виде:

М - масса реализуемых товаров;

Ц - средняя цена товара;

С.о. - средняя скорость оборота (сколько раз в году оборачивается рубль).

Преобразуя данную формулу, получим уравнение обмена:

Которое означает, что произведение количества денег на скорость обращения равно произведению уровня цен на товарную массу. Когда возникают кризисные явления в экономике, это равенство нарушается, происходит обесценивание денег, что можно выразить в формуле:

При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажноденежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения.

В условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию.

Мерой стоимости товаров и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимости не на рынке при обмене путем приравнивания товара к деньгам, а в процессе производства - товара к товару. Эмиссия кредитных денег без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в процессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет излишек, и в конечном счете приведет к обесцениванию денежной единицы. Главное условие стабильности денежной единицы страны - соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот. Таким образом, можно сказать, что: закон денежного обращения - объективный экономический закон, выражающий необходимость систематического использования части национального дохода для расширения и качественного совершенствования процесса производства, увеличения национального богатства. Материальная основа накопления - превышение производства над потреблением.

Одним из важнейших количественных показателей движения денег является объём денежной массы. Денежная масса представляет собой совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающих экономические связи между физическими и юридическими лицами, а также государством.

Для анализа количественных изменений денежного обращения на определённую дату и за определённый период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объёма денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).

В России применяютя следующие денежные агрегаты:

Агрегат М0 представляет собой наличные деньги;

Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на расчётных, текущих, специальных, аккредитивных, чековых счетах и тому подобное, плюс вклады в коммерческих банках, плюс депозиты до востребования в Сберегательном банке;

Агрегат М2 содержит агрегат М1 плюс срочные вклады в Сбербанке;

Агрегат М3 содержит агрегат М2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Между агрегатами должно быть равновесие. В противном случае происходит нарушение денежного обращения. Равновесие наступает при условии М2>М1 и укрепляется при М2+М3>М1.

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству.

На денежную массу влияют два фактора:

Количество денег определяется государством исходя из потребности товарного оборота и государства;

Скорость оборота денег представляет собой время движения денег при выполнении ими функций обращения и платежа.

На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, то есть циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные факторы (монетарные), то есть структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег). Кроме общих факторов скорость обращения денег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что общим условием полной реализации экономического воздействия денег на развитие рыночной экономики являются устойчивость и эластичность денежного обращения.

Виды денег и понятие денежного обращения

Деньги в своем развитии выступают в двух видах:

1. действительные – деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них) стоимость соответствует реальной стоимости металла, из которого они изготовлены. Они обладают устойчивостью и благодаря этому выполняют все 5 функций,

2. заменители действительных денег (знаки стоимости) - деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е затраченного на их производство общественного труда.

К ним относятся:

· металлические знаки стоимости,

· бумажные знаки стоимости (бумажные и кредитные деньги).

Бумажные деньги – это знаки, представители полноценных денег, возникших исторически из металлического обращения.

Первые бумажные деньги появились в Китае в 12 веке, а в Европе – в 1769 году. Бумажные деньги выполняют роль покупательного и платежного средства, т.е выполняют 2 функции. Эмитентами бумажных денег являются либо государство (государственное казначейство), либо Центральный банк. По экономической природе бумажные деньги неустойчивы, подвержены процессам инфляции. Неустойчивость связана с тем, что выпуск денег регулируется не столько потребностью товарооборота в них, сколько постоянно растущими потребностями государства в финансовых ресурсах, поэтому бумажные деньги не могут выполнять роль сокровища.

Недостатки, присущие бумажным деньгам, могут устраняться при помощи кредитных денег.

Кредитные деньги возникают тогда, когда купля-продажа осуществляется с рассрочкой платежа. Появление кредитных денег связано с их функцией как средства платежа.

Электронные деньги – это деньги на расчетах компьютерной памяти банков, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства.

Кредитные карточки – это средство расчетов, заменяющее наличные деньги и чеки, а также позволяющее получить в банке краткосрочную ссуду.

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи.

Методы регулирования денежного обращения

Денежное регулированиеэто меры государства, предназначенные для достижения соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития.

Методы денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации являются важным элементом денежной системы страны. Основные из них:

Установление ориентиров роста денежной массы;

Валютное регулирование, включая валютные интервенции;

Рефинансирование кредитных операций путем установления учетной ставки рефинансирования;

Установление нормативов обязательных резервов коммерческих банков, депонированных Центральным банком Российской Федерации;

Установление Центральным банком Российской Федерации процентных ставок по операциям;

Укрепление устойчивости национальной валюты;

Эмиссия ценных бумаг от своего имени;

Проведение кредитной экспансии и кредитной рестрикции с учетом изменения общей экономической политики государства;

Совершенствование методов расчетов и платежей.

Наличное и безналичное денежное обращение

Наличное денежное обращение – это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются в операциях купли-продажи между физическими лицами; в платежах физических лиц за коммунальные услуги, по выплате страхового возмещения по договорам страхователя, в расчетах по выплате заработной платы, премий, пенсий, пособий, стипндий, в расчетах заготовительных организаций системы потребительской кооперации с населением.

Безналичное денежное обращение – это движение стоимости без участия наличных денег: перечисление средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. К возникновению такого обращения привело развитие кредитной системы и появление средств на счетах в банках и других кредитных организациях.

Основными инструментами безналичного обращения являются: ценные бумаги (векселя, чеки), кредитные карточки.

* денежная единица – это исторически сложившаяся, законодательно закрепленная единица измерения количества денег, цен, товаров и услуг,

* денежная масса – это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа,

* денежно-кредитная политика – это совокупность денежно-кредитных инструментов (нормы резервов, уровня процента, сроков кредита, параметров денежной массы и т.п.) и институтов денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ, Минфин и пр.).

Функции денег и закон денежного обращения

Функция денег как меры стоимости. Деньги являются единицей счета, т.е единицей, на основе которой назначаются цены и ведутся счета. Оценка товаров, работ, услуг осуществляется в ценах, а цены назначаются в денежных единицах государства (в Р.Ф в рублях).

Функция денег как средства обращения. Деньги являются посредником в сделках купли-продажи.

Функция денег как средства накопления и сбережения. Без этой функции не возможен экономический рост, но чтобы сохранить определенную сумму в государстве должен поддерживаться исходный уровень покупательной способности в течение длительного периода.

Функция денег как средства платежа. В силу определенных обстоятельств товары не всегда продаются за наличные деньги. В результате возникает необходимость купли-продажи с рассрочкой платежа, т.е. в кредит.

Функция мировых денег. Эта функция реализуется в процессе обслуживания экономических связей между странами. Все шире в качестве мировых денег используются конвертируемые валюты.

Закон денежного обращения

Закон денежного обращения, открытый К.Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Количество денег, необходимое для выполнения функции денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

1. количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая),

2. уровня цен товаров и тарифов (связь прямая),

3. скорости обращения денег (связь обратная).

Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями:

1. общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая),

2. уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется денег),

3. степенью развития безналичных расчетов (зависимость обратная),

4. скоростью обращения денег, в том числе кредитных (зависимость обратная).

Математическая формула закона денежного обращения имеет следующий вид: Д = (Р – К + П – В) / О, где:

Д - количество денег(денежная масса), Р - сумма цен товаров (услуг, работ), подлежащих продаже, К – сумма цен товаров (услуг, работ), платежи по которым выходят за пределы данного периода времени (т.е.проданных в рассрочку), П - сумма цен товаров (услуг, работ), сроки платежей по которым уже наступили, В - сумма взаимно погашаемых платежей, О – скорость оборота денег за данный период времени.

Инфляция, ее формы проявления, виды и типы

Инфляция – это кризисное состояние денежной системы, возникшее в середине 18 века, в связи с огромным выпуском бумажных денег.

Формы проявления инфляции

1. неравномерный рост цен на товары и услуги,

2. обесценивание денежной массы,

3. понижение курса национальной валюты по отношению к иностранной,

4. увеличение цены золота, выраженного в национальной валюте.

Факторы проявления инфляции

1. диспропорция между различными сферами народного хозяйства:

накопление и потребление,

спрос и предложение,

расходы и доходы государства,

денежная масса и потребности государства,

кредитная экспансия (завоевание).

2. кризис государственных финансов:

дефицит бюджета,

рост государственного долга,

эмиссия денег.

3. мировые валютные кризисы:

сырьевые,

энергетические,

валютные.

Виды инфляции

1. умеренная (ползучая). Ежегодные темпы прироста цен от 3-10%. Характерна для экономически развитых стран. Рассматривают ее как стимул производства.

2. галопирующая – среднегодовые темпы прироста цен от 20-100%, иногда до 200%. Преобладает в развивающихся странах и вызывает беспокойство в обществе.

3. гиперинфляция – прирост цен более 1000% в год или более 50% в неделю. Возникает в результате ломки всей экономической структуры страны и приводит к дезорганизации производства и рынка.

Типы инфляции

1. инфляция спроса, возникает при избыточном спросе, т.е. предложение меньше спроса. На рынке появляется дефицит продукции, что приводит к резкому росту цен. Много денег при малом количестве товаров, производство не удовлетворяет потребности населения. Следовательно, возникает избыток спроса.

2. инфляция издержек, возникает когда расходы на производство товара и оказания услуг возрастает быстрыми темпами под влиянием специфики развития производства и деятельности государства. Увеличение издержек производства приводит к увеличению цен.

Виды ценных бумаг

Основными видами ценных бумаг являются: акции, облигации, а также другие финансовые инструменты: векселя, сертификаты, закладные, варранты, опционы, фьючерсы и др.

Акция – это вид ценной бумаги, выпускаемой акционерным обществом, она свидетельствует о внесении определенных средств в имущество акционерного общества и удостоверяет право собственности ее владельцев на долю в уставном капитале.

Акции выпускаются на неограниченный срок и не подлежат погашению. Акционер отвечает по обязательствам АО только своим вкладом. В случае банкротства данного предприятия акционер рискует потерять только деньги, которые он затратил на покупку акций. Выпуск акций может осуществляться в определенном соотношении к величине уставного капитала.

Акция дает право ее владельцу на получение части прибыли (дивиденда) от деятельности акционерного общества и на участие в управлении им.

Дивиденд – начисляемый по решению акционерного собрания на каждую акцию ежегодный доход.

Бумага первичная, эмиссионная. Перепродажа ее требует внесения изменения в реестр акционеров, долевая, бессрочная, негосударственная, обычно именная.

Акции бывают как в документарной, так и в бездокументарной форме.

Большая часть акций – обыкновенные – дают право на участие в управлении акционерным обществом; привилегированные акции - дают право на определенную долю активов предприятия при его ликвидации, но не имеют преимущественного права на покупку ценных бумаг при проведении дополнительной эмиссии (фиксированные дивиденды).

Акции могут быть свободнообращающимися и иметь ограничения в порядке обращения.

Облигация – долговая денежная бумага, приносящая доход в форме %, на которой указан срок ее ограничения.

Облигации, как правило, являются первичными, но могут быть и вторичными (закладные по ипотеке), также государственными и негосударственными, доходными и бездоходными, документарными и бездокументарными.

Облигация – эмиссионная бумага, обычно срочная.

Облигации бывают государственных займов, местных займов – муниципальные облигации хозяйствующих субъектов.

Облигация всегда имеет объявленный номинал, по которому и погашается, иногда вместе с выплатой последней части предусмотренного % дохода.

Облигация также как и акция имеет номинальную, эмиссионную и рыночную стоимость.

Облигации могут выпускаться государством или АО, они являются долговыми обязательствами. Доход по облигациям, выпускаемым государством, выплачивается в форме выигрышей. По облигациям, выпускаемым АО, доход выплачивается в виде фиксированного процента от номинальной стоимости. Облигации от акций отличаются тем, что их владельцы не являются членами АО и не имеют права голоса.

Вексель – безусловное письменное денежное обязательство должника о возврате долга. Имеет документарную форму, устанавливается срок, может быть именным или ордерным. Переводной вексель – доход в виде % или дисконта.

Сберегательные (депозитные) сертификаты – письменные свидетельства банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющие право вкладчика на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему.

Сертификаты дают возможность банкам привлечь свободные денежные средства, могут перепродаваться на вторичном рынке.

Закладные (ипотечные ценные бумаги) - ценные бумаги, документы о залоге должником недвижимого имущества (земли, строений), дающие кредитору право продажи заложенного имущества при неуплате долга в срок.

В закладной обязательно должен указываться кредитный или иной договор, исполнение которого обеспечивается ипотекой.

Варрант – удостоверение, дающее его владельцу право приобретать ценные бумаги по цене, предусмотренной договором, в течение определенного периода времени или бессрочно.

Опцион – контракт, предусматривающий право лица, которое приобрело опцион, в течение определенного срока купить по установленной цене оговоренное количество акций у лица, продавшего опцион. Опцион дает право не только купить, но и продать ценные бумаги.

Фьючерс – сделка, заключенная на бирже, предусматривающая куплю-продажу ценных бумаг по фиксированной в момент заключения сделки цене, с уплатой денежной суммы через определенный промежуток времени. В отличие от опциона, фьючерс не право, а обязательство купли-продажи.

Ваучер (приватизационный чек) – ценная бумага, дающая право на долю государственной собственности.

Признаки финансов

1. денежные отношения между двумя субъектами;

2. субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений;

3. в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств – бюджет;

4. регулярное поступление средств в бюджет производилось благодаря налогам, сборам и другим платежам государственного принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства.

Этапы развития финансов

1. неразвитая система финансов – основная масса денежных средств (1/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику.

2. появилось большое разнообразие финансовых отношений – финансы становятся одним из важнейших фундаментов косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства, в т.ч. воспроизводство материальных благ рабочей силы и производственных отношений.

Первым общегосударственным фондом стал государственный бюджет, где главным источником поступления являются налоги.

Налоги бывают прямые и косвенные.

Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств стал фонд государственного имущественного и личного страхования.

Назначение финансов

1.они выражают денежные отношения,

2.обеспечивают потребности государства и предприятия в денежных средствах,

3.контролируют расходование этих средств.

По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение национального дохода.

Сущность финансов проявляется в их функциях.

Функции финансов

1. распределительная - проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу, формируются они при распределении национального дохода среди участников материального производства (1 группа – рабочие, служащие, фермеры, крестьяне и 2 группа – предприятия сферы материального производства).

Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, в результате которого образуются вторичные или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

2. стимулирующая – заключается в воздействии на развитие предприятий и отраслей в нужном обществу направлении. Т.е., государство с помощью распределения денежных фондов может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса.

3. контрольная – проявляется в отслеживании распределения ВВП по соответствующим фондам и целевому назначению.

Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях:

1.как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки),

2.как система финансовых отношений; при этом понятие «система» предполагает наличие связей.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Централизованные финансы – это экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, сосредоточенных в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.

Децентрализованные финансы – это денежные отношения, позволяющие осуществлять кругооборот денежных фондов предприятия.

Таким образом, централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне, а децентрализованные – на микроуровне.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Если финансовую систему представить как сеть учреждений, то можно выделить 3 уровня:

1. Федеральный уровень (Министерство финансов),

2. Субъекты Федерации (финансовые управления и финансовые отделы при МФ области),

3. Районный уровень (райфинотделы).

Все они занимаются разработкой и исполнением бюджета.

Финансовая система России включает в себя следующие звенья финансовых отношений:

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет – основной финансовый план страны, утверждается Федеральным собранием как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в % к фонду оплаты труда.

Основными по размерам и значению являются социальные фонды – пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством и физическими и юридическими лицами, где государство выступает в качестве заемщика денежных средств.

Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

В отраслевом разрезе страхование делится на личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности. С переходом к рыночным условиям хозяйствования появилась еще одна отрасль страхования – страхование предпринимательских рисков (добровольное и обязательное).

Фондовый рынок – это особый вид финансовых отношений, возникший в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг.

Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с более высоким уровнем дохода. Участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк.

Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов.

10. Дать характеристику финансовым отношениям организации

Финансовые отношения – возникающие в процессе формирования и использования фондов денежных средств специального назначения, необходимых для решения задач социально-экономического развития на разных уровнях и этапах этого процесса.

Финансовые отношения возникают на определенной стадии общественных отношений, одной из четырех: производства, распределения, обмена, потребления.

Отношения производства и потребления связаны непосредственно с кругооборотом реальных денежных средств по поводу производства товаров и оказания услуг. Но они вступают в потребление в результате отношений распределения новой стоимости путем формирования разных фондов денежных средств, после чего наступает черед отношений обмена.

Следовательно, только на стадии отношений распределения возникают финансовые отношения.

Финансовые отношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов экономических отношений:

1. финансовые отношения носят денежный характер, в их основе – деньги. Эти отношения регулируются правовыми методами с помощью норм финансового права. Не все денежные отношения суть финансовые. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

2. финансовые отношения носят распределительный характер; они возникают на стадии воспроизводственного процесса, на которой новая стоимость в виде прибыли хозяйствующих субъектов и ВВП государства распределяется по фондам денежных средств, имеющих целевое назначение. При этом предполагается, что каждый субъект финансовых отношений должен получить свою долю.

3. финансовые отношения обеспечивают субъектам этих отношений формирование доходов и накоплений, имеющих форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений.

4. одной из сторон финансовых отношений всегда выступает государство в лице законодательных органов власти и органов исполнительной власти.

5. только государство может диктовать правила, условия финансовых отношений. Для всех юридических лиц (независимо от формы собственности и организационно-правовых форм), физических лиц и их семей предписания (указания) государства обязательны для исполнения.

11. Виды и формы государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации следует рассматривать как регулируемую правовыми нормами деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием финансовых ресурсов, а также законности и рациональности использования государственной и муниципальной собственности, имеющую своей целью не только обнаружить, но и предупредить нарушения в работе подконтрольных объектов.

Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливается Бюджетным кодексом Р.Ф., иными нормативно-правовыми актами Р.Ф., субъектов Р.Ф. и органов местного самоуправления.

Виды финансового контроля

Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями.

Муниципальный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами контроля муниципальных образований.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями министерств и ведомств внутри их поля деятельности.

Внутрихозяйственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый финансово-экономическими службами экономических субъектов. Объектом контроля в данном случае выступает финансовая деятельность экономического субъекта.

Независимый финансовый контроль – это контроль, осуществляемый аудиторской деятельностью. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законодательным и нормативно-правовым действующим актам.

Формы финансового контроля

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов и расходов, финансовых планов учреждений, организаций и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения бюджетной росписи, в ходе исполнения лимитов бюджетных обязательств, сметных финансовых назначений, соответствия направления расходов плановым назначениям.

Последующий финансовый контроль проводится после завершения отчетного периода и финансового года в целом.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого лица.

Обследование – это ознакомление контролирующих органов с состоянием определенного направления или вопроса финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта.

Анализ является разновидностью финансового контроля, предполагающий детальную проработку документации с целью общей оценки результативности и эффективности.

В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового контроля представлены Счетной палатой Р.Ф., Министерством финансов Р.Ф., Министерством Р.Ф по налогам и сборам, ЦБ РФ., Государственным таможенным комитетом РФ., а также контрольно-ревизионными службами федеральных органов исполнительной власти и иными органами, осуществляющими контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета.

12. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятий

На организацию финансов хозяйствующих субъектов влияют:

Организационно-правовая форма деятельности (определяется Гражданским кодексом), определяет содержание финансовых отношений в процессе создания уставного капитала (ст.83,90,73,99 ГК РФ). Имущество государственных и муниципальных предприятий формируется на базе государственного и муниципального имущества. Финансовые отношения между учредителями строятся в зависимости от организационно-правовой формы деятельности хозяйствующего субъекта,

Отраслевые технико-экономические особенности. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов,

Отраслевые особенности, влияющие на организацию финансов предприятия:

Различия в технологии и характере труда разных отраслей, сказывающиеся на составе и структуре производственных фондов, уровне материально-технической оснащенности производства, видах и структуре оборотных средств, уровне и квалификации работающих и т.д,

Разная длительность производственного цикла и различный характер нарастания затрат в процессе производства; эти различия отражаются на величине, структуре и источниках формирования оборотных средств, взаимоотношениях с банками и партнерами, порядке и сроках выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, составе финансовых льгот,

Зависимость производства от природно-климатических условий, влияющих на качество и количество продукции, уровень затрат на ее производство, финансовые результаты деятельности предприятий и т.п.,

Зависимость экономических условий хозяйствования от возможности получения дохода рентного характера, наличие которых вызывает потребность в специальном механизме финансового регулирования, что может быть обеспечено за счет использования налоговых рычагов,

Различия в экономических условиях хозяйствования производственных инфраструктурных отраслей, что сказывается на источниках формирования финансовых ресурсов, формах их использования, взаимоотношениях с бюджетом и внебюджетными фондами и т.д.

Только полный учет всех отраслевых технико-экономических особенностей, характерных для соответствующего вида производственной деятельности, позволит создать финансовый механизм, в наибольшей степени учитывающий потребности производства, нужды производителя и потребителя продукции.

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация Р.Ф – группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Р.Ф., а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы страны. Классификация доходов бюджетов Р.Ф является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы; она основывается на законодательных актах, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Группы доходов состоят из статей, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Функциональная классификация расходов бюджетов Р.Ф – группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Р.Ф. отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти.

Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения – это отношения между органами власти РФ., субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:

Сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений,

Самостоятельность бюджетов всех уровней,

Законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней,

Объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований,

Единство бюджетной системы,

Равенство всех бюджетов Р.Ф.

Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование – это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.

Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.

В 1994 году в России был введен новый механизм межбюджетных отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов).

Функции страхования

1. рисковая – обеспечивает перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования при наступлении страховых событий.

2. предупредительная – предполагает своевременное заключение договора страхования и перечисление страховых взносов с целью обеспечить финансирование мероприятий, связанных с сокращением страхового риска.

3. сберегательная призвана обеспечить целевое формирование и использование средств страхового фонда.

Страховые отношения возникают при заключении договора страхования между страховщиком и страхователем.

Страховщик – это юридическое лицо (государственные страховые компании, акционерные страховые общества, общества взаимного страхования и перестрахования), имеющее право осуществлять страховую деятельность.

Страхователь - это юридическое или физическое лицо, имеющее страховые отношения со страховщиком на основании заключаемого на добровольной основе договора или в силу закона.

Страховые посредники:

1. страховые агенты – физические и юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями.

2. страховые брокеры - юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей и осуществляет независимую посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересы либо страховщика, либо страхователя.

Классификация страхования

1. по формам:

обязательное;

добровольное.

2. по объектам страхования:

личное страхование (жизнь и здоровье граждан);

имущественное страхование (товарно-материальные ценности и имущественные интересы страхователя, транспортное страхование, жилищное);

страхование ответственности (страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств);

Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар) деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами; органами государственной власти. А движение денег при выполнении ими всех своих функций в наличной и безналичной форме и представляет собой денежное обращение.

В доперестроечные, времена существовало четкое разграничение понятий «денежный оборот» и «денежное обращение». Под денежным обращением понималось только движение наличных денег. Денежный оборот как более емкое понятие отражал и наличный и безналичный обороты. При этом сфера движения наличных денег отражает распределение денежных доходов населения, а безналичных - распределение средств производства.

Денежные знаки имели разное обеспечение. Наличный рубль обеспечивался совокупностью предметов потребления и услуг, безналичный - совокупностью средств производства, предназначенных для распределения.

Такая система могла существовать только в условиях планово-централизованной экономики, где заранее известно, сколько будет денег у предприятия и населения, сколько товаров и по каким ценам будут их продавать. С распадом СССР, отпуском цен, разгосударствлением и т.д. это практически становится невозможным. По существу стерлись грани между денежным обращением и денежным оборотом. Движение наличных денег в процессе обращения товаров, оказании услуг и при осуществлении платежей, а также при перемещении денежных средств между предприятиями и финансово-кредитными учреждениями называется денежным обращением.

Объективной основой денежного обращения является товарное производство и обращение товаров. Смена форм стоимости, т.е. превращение товара в деньги, и дальнейшее использование денег для приобретения новых товаров создают возможность их постоянного движения, т.е. обращения.

Однако денежное обращение не является простым повторением товарного обращения. Эти два процесса протекают несколько обособленно. Так, товары после их реализации, как правило, покидают сферу обращения и потребляются. Деньги же, опосредствующие общи товара, не покидают сферы обращения и вновь вступают в нее.

Находясь в обращении, деньги попеременно выполняют то функцию средства обращения, то средства платежа. Так, деньги от продажи товара могут быть использованы для погашения долга. В свою очередь деньги, поступившие в уплату долга, могут быть использованы для приобретения товаров.

Объем совокупного денежного оборота всегда значительно превышает сумму цен товаров. Это объясняется тем, что функционирование денег не ограничивается только рамками купли-продажи товаров. Деньги используются для выдачи заработной платы, пенсий, стипендий, осуществления платежей в бюджет, получения и погашения банковских ссуд и т.д.

Важный элемент регулирования денежного обращения - сужение сферы применения наличных денег. У нас этот вопрос пока решается только путем ограничения использования наличных денег в расчетах между предприятиями четырехкратным размером минимальной заработной платы, внедрением расчетных чеков, используемых вкладчиками для расчетов в розничной торговле.

Они настолько взаимосвязаны, переплетены, что разграничение становится совсем ненужным. Деньги в своем обращении постоянно переходят из наличных в безналичные и наоборот. Выручка предприятия розничной торговли, сданная в банк, превращается в безналичные денежные средства на его расчетном счете, с которого оно может перечислить суммы своим поставщикам. Поставщики же могут использовать поступившие на расчетный счет безналичные деньги для выдачи заработной платы своим работникам и т.д.

Переход наличных денег в безналичные означает, что население или использует свои денежные доходы на покупку товаров, оплату услуг, или ведет сбережение денег.

Наличные деньги начинают свое движение из касс банков путем выдачи заработной платы, пенсий, пособий и т.д. и возвращаются в банки в виде выручки от торговых, транспортных, зрелищных предприятий, вкладов населения и т.д.

Таким образом, весь денежный оборот делится на наличный и безналичный, а также на:

  • - денежный оборот, отражающий процесс производства и реализации продукции, т.е. связанный с расчетами товарного характера;
  • - денежный оборот, связанный с платежами нетоварного характера (зарплата, страховые платежи, налоги и т.д.).

Исторически денежное обращение прошло несколько стадий и совершалось с помощью металлических, бумажных и кредитных денег.

Денежное обращение - это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, где товарный мир разделяется на два вида товаров: собственно товары и товар-деньги. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.

Из процесса денежного обращения, таким образом, возможно вычленение понятия денежного оборота.

Денежный оборот есть проявление сущности денег в их движении. Денежный оборот охватывает процессы распределения и обмена. На его объем и структуру оказывают влияние стадии производства и потребления. Длительный производственный процесс, требующий повышенного объема производственных запасов, увеличивает денежный оборот, связанный с их приобретением. Выпуск трудоемких изделий относительно увеличивает размеры денежного оборота по оплате труда и соответственно денежных доходов населения, направленных на потребление.

Составной частью денежного оборота является платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа и используются для погашения обязательств. Платежный оборот осуществляется как в безналичной, так и в наличной формах.

Таким образом, сменяя форму стоимости, деньги находятся в постоянном движении между тремя основными субъектами: физическими лицами, юридическими лицами и государственными органами. А движение денег при выполнении ими всех своих функций в наличной и безналичной формах и представляет собой денежное обращение.

Денежное обращение - достаточно сложная конструкция, соединяющая в себе как основные сущностные характеристики денег, так и механизмы, способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.

Роль денежного обращения, его правильная организация проявляются в следующих моментах:

  • - отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы;
  • - способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров;
  • - характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляцию;
  • - хронический недостаток денежных средств у субъектов
  • - рынка для своевременной выплаты заработной платы и финансирования оборотных средств.

Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Налично-денежное обращение - это движение наличных денег в сфере обращения. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами).

Товарно-денежные обращения требуют определенного количества денег необходимых для выполнения ими функции средства обращения. Количество денег зависит от следующих факторов:

  • - количество проданных на рынке товаров;
  • - уровень товарных цен;
  • - наличие кредита, взаимопогашающихся и безналичных платежей;
  • - скорость обращения денег.

На основании закономерностей товарного обращения К. Марксом был сформулирован закон денежного обращения:

где, М - количество денег, необходимых для обращения;

PQ - сумма цен реализуемых товаров и услуг;

К - сумма цен товаров, проданных в кредит

а - наступившие платежи;

b - взаимопогашающиеся обязательства;

V - скорость оборота одноименной денежной единицы.

Таким образом, количество денег необходимых для обращения, изменяется прямо пропорционально сумме цен реализуемых товаров, проданных в кредит, а также размеру наступивших платежей, не включая взаимопогашаемые обязательства, и обратно пропорционально скорости обращения денег.

Отклонение от общего закона денежного обращения обусловлено функционированием не пол неценных денег, а знаков стоимости. В результате выпуск бумажных денег, превышающий пределы потребностей, определяемых законом денежного обращения, неизбежно влечет за собой повышение общего уровня товарных цен.

Следует отметить, что не цены товаров определяются количеством денег в обращении, а наоборот количество денег в обращении зависит от цен товаров. Цены товаров, являясь денежным выражением товарных стоимостей, складываются до обращения, в обращение же поступает количество денег необходимое для реализации данной суммы товарных цен. Цены товаров в среднем определяются стоимостью товаров и стоимостью самих денег. Отсюда следует, что количество денег в обращении находится в обратной зависимости от стоимости денег.

Рассмотренный закон денежного обращения относится к любому виду денег. Вместе с тем существуют особые законы обращения металлических, бумажных и кредитных денег.

Особенность металлического обращения заключается в том, что количество денег в обращении всегда поддерживается на необходимом уровне, то есть в обращения не может быть ни излишка, ни недостатка денег. В условиях бумажноденежного обращения, как правило, выпускается денег больше, чем требуется золота для обращения. Избыточный выпуск бумажных денег влечет за собой их обесценивание.


Top