Что прикладывать к журналу операций 9 санкционирование. Журнал регистрации операций по санкционированию расходов в бюджетном учреждении. Номер и наименование счета

Одним из обязательных требований, которые должны соблюдаться участниками бюджетных правоотношений, является санкционирование расходов. Основной задачей процедуры санкционирования расходов является контроль использования денежных средств, выделенных из бюджета Российской Федерации. Об особенностях отражения бюджетным учреждением на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов и пойдет речь в статье.

Прежде чем говорить о том, как в учете бюджетного учреждения отражаются операции по санкционированию расходов, рассмотрим общие положения по организации санкционирования расходов для всех государственных (муниципальных) учреждений, которые, исходя из пункта 1статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут быть бюджетными, автономными и казенными. Но сначала отметим, что под санкционированием расходов понимается соблюдение обязательных, последовательно осуществляемых процедур по доведению показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, сметных назначений и принятых обязательств.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 267.1 и пункта 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под санкционированием операций понимается совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. В Письме Минэкономразвития России N Д28и-3210 отмечено, для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного контракта. Статьей 219 БК РФ также предусмотрена обязанность финансового органа муниципального образования установить порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств местного бюджета в соответствии с положениями БК РФ. Таким образом, положения о порядке осуществления вышеуказанной дополнительной проверки, в том числе основания для отказа в санкционировании оплаты денежного обязательства по контракту, должны быть предусмотрены Порядком санкционирования, о чем сказано в Письме Минфина России N 02-03-10/34010. Финансовым органом муниципального образования в Порядке санкционирования может быть предусмотрено осуществление проверки на соответствие информации, содержащейся в муниципальном контракте, сведениям об обязательстве, возникшем на основании данного муниципального контракта, поставленном на учет в финансовом органе муниципального образования, и сведениям о муниципальном контракте, размещенным в реестре контрактов, при наличии таких сведений в указанном реестре.

Итак, обратимся к Единому плану счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России N 157н (далее - Инструкция N 157н).

Пунктом 308 Инструкции N 157н установлено, что счета раздела VI "Санкционирование расходов экономического субъекта" предназначены для ведения учета учреждениями, финансовыми органами, органами Федерального казначейства (в части кассового исполнения федерального бюджета) показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, прогнозных показателей по доходам, поступлениям источников финансирования дефицита бюджета, сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) (далее - сметные (плановые, прогнозные) назначения соответственно по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также для ведения учета учреждениями, органами Федерального казначейства принимаемых, принятых (отложенных) учреждениями обязательств (денежных (авансовых) обязательств) (далее при совместном упоминании - обязательства). Объекты учета раздела VI Инструкции N 157н учитываются по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам:

10 "Санкционирование по текущему финансовому году";
20 "Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)";
30 "Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)";
40 "Санкционирование по второму году, следующему за очередным";
90 "Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)".

В силу пункта 310Инструкции N 157н операции по санкционированию обязательств принимаемых, принятых в текущем финансовом году учреждением, формируются с учетом принимаемых, принятых и неисполненных обязательств прошлых лет. Обратите внимание, что эта норма применяется при формировании учетной политики, начиная с 2017 года, что следует из пункта 8 Приказа Минфина России N 209н "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности".

В случае утверждения финансовым органом главным распорядителям бюджетных средств, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по укрупненным кодам бюджетной классификации, их детализация по соответствующим кодам бюджетной классификации осуществляется этими финансовыми органами с отражением оборотов по дебету и кредиту соответствующего аналитического счета санкционирования расходов бюджета. Порядок внесения изменений в операции по санкционированию расходов определен пунктом 311 Инструкции N 157н, согласно которому изменения отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов экономического субъекта, предусмотренных Инструкцией N 157н и соответствующей по типу учреждения Инструкцией по применению Плана счетов: - при утверждении увеличения показателей - со знаком "плюс"; - при утверждении уменьшения показателей - со знаком "минус".

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся (пункт 312 Инструкции N 157н). Показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующим за отчетным финансовым годом.

Показатели (остатки) по счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом (далее - показатели по санкционированию), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов соответственно:

Показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), - на счета санкционирования текущего финансового года;
показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года. В результате произведенных операций переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, содержащие в 22 разряде номера счета код аналитического учета "4", в части бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, обнуляются. До принятия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и до утверждения в соответствии с ним главным распорядителям расходов бюджета, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, операции на соответствующих аналитических счетах санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, не отражаются. В соответствии с пунктом 313 Инструкции N 157н аналитический учет операций по доведению показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений и обязательств, осуществляется бюджетными учреждениями на соответствующих счетах раздела VI Инструкции N 157н в разрезе подведомственных им структурных подразделений (филиалов), в том числе, не являющихся юридическими лицами.

Операции по санкционированию расходов учреждений отражаются в Журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов). Формы первичных документов устанавливаются финансовым органом соответствующего бюджета.

Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и Методические указания по их применению, утверждены Приказом Минфина России N 52н.

Далее поговорим о том, что понимается под санкционированием расходов при отражении операций на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России N 174н (далее - Инструкция N 174н).

Итак, Инструкцией N 174н предусмотрен раздел 5 "Санкционирование расходов", счета которого предназначены для обобщения информации о ходе исполнения бюджетным учреждением утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности назначений (далее - плановые назначения), в том числе по принятию и (или) исполнению учреждением обязательств на текущий (очередной; первый год, следующий за очередным; второй год, следующий за очередным; иные очередные годы (за пределами планового периода) финансовый год.

Разделом 5 Инструкции N 174н определены синтетические счета, используемые учреждениями для отражения в бухгалтерском учете показателей по санкционированию расходов. Такими счетами являются:

0 502 00 000 "Обязательства" - для обобщения информации о принятых (принимаемых) бюджетным учреждением обязательствах (денежных обязательствах) на соответствующий финансовый год. Учет ведется на следующих группировочных счетах: в разрезе финансовых периодов:

0 502 10 000 "Обязательства на текущий финансовый год";
- 0 502 20 000 "Обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";
- 0 502 30 000 "Обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)";
- 0 502 40 000 "Обязательства на второй год, следующий за очередным";
- 0 502 90 000 "Обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)"; в разрезе объектов учета:
- 0 502 01 000 "Принятые обязательства";
- 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства";
- 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства";
- 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".

Аналитический учет обязательств ведется в Журнале регистрации обязательств в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения. Аналитический учет обязательств ведется органом Федерального казначейства в Журнале по прочим операциям в разрезе видов расходов (выплат), на что указывает пункт 320 Инструкции N 157н.

0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" - для обобщения информации об исполнении учреждением плановых назначений отражается в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения", содержащих в 24 - 26 разрядах номера счета соответствующий код КОСГУ в разрезе финансовых периодов (пункт 168 Инструкции 174н):

0 504 10 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения текущего финансового года";
- 0 504 20 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";
- 0 504 30 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)";
- 0 504 40 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения на второй год, следующий за очередным";
- 0 504 90 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения на иные очередные годы (за пределами планового периода".

Аналитический учет операций по счету 0 504 00 000 ведется учреждением в Карточке учета сметных (плановых) назначений по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учреждения (пункт 170 Инструкции N 174н).

0 506 00 000 "Право на принятие обязательств" - для обобщения информации об объеме права бюджетного учреждения на принятие в пределах утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения на соответствующий год обязательств отражается в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 506 00 000, содержащих в 24 - 26 разрядах номера счета соответствующий код КОСГУ, в разрезе финансовых периодов (пункт 172Инструкции N 174н):

0 506 10 000 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год";
- 0 506 20 000 "Право на принятие обязательств на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";
- 0 506 30 000 "Право на принятие обязательств на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)";
- 0 506 40 000 "Право на принятие обязательств на второй год, следующий за очередным";
- 0 506 90 000 "Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода)".

Корреспонденция счетов по отражению в учете бюджетного учреждения прав на принятие обязательств установлена пунктом 174 Инструкции N 174н.

507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" - для обобщения информации о сумме денежных средств, предусмотренных в пределах плановых назначений по доходам (поступлениям), утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения к поступлению в соответствующем финансовом году, отражается в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции (доходов, привлечений) на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", содержащих в 24 - 26 разрядах номера счета соответствующий код КОСГУ, в разрезе финансовых периодов (пункт 175Инструкции N 174н):

0 507 10 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год";
- 0 507 20 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";
- 0 507 30 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на второй год, следующий за текущим (на первый, следующий за очередным)";
- 0 507 40 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на второй год, следующий за очередным";
- 0 507 90 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения на иные очередные годы (за пределами планового периода)".

Аналитический учет по счету ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений), в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (пункт 329 Инструкции N 157н).

0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" - для обобщения информации о суммах финансовых обеспечений (доходов (поступлений) и сумм возвратов, ранее поступивших финансовых обеспечений (доходов (поступлений) бюджетного учреждения, полученных в текущем финансовом году (доходов, привлечений) на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 508 00 000, содержащих в 24 - 26 разрядах номера счета соответствующий код КОСГУ, в разрезе финансовых периодов (пункт 178 Инструкции N 174н):

0 508 10 000 "Получено финансового обеспечения текущего финансового года";
- 0 508 20 000 "Получено финансового обеспечения на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)";
- 0 508 30 000 "Получено финансового обеспечения на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за отчетным)";
- 0 508 40 000 "Получено финансового обеспечения на второй год, следующий за очередным";
- 0 508 90 000 "Получено финансового обеспечения на иные годы (за пределами планового периода)".

Аналитический учет по счету ведется в разрезе видов доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденной на соответствующий финансовый год (пункт 331 Инструкции N 157н).

Санкционирование расходов бюджетных организаций предполагает установление и доведение лимитов обязательств, контроль и учет их принятия. Оно необходимо для того, чтобы предотвратить принятие обязательств, не обеспеченных назначениями, определенными бюджетным законодательством. Санкционирование расходов бюджетного учреждения проводится с учетом выполнения доходных статей бюджета.

Основные этапы

Порядок санкционирования расходов регламентируется бюджетным законодательством и прочими отраслевыми нормативными актами. Санкционирование осуществляется следующим образом:

  1. Составляется и утверждается сводная бюджетная роспись.
  2. Утверждаются бюджетные ассигнования и доводятся до распорядителей средств и получателей. Для них утверждаются расходно-доходные сметы.
  3. Согласовываются и доводятся лимиты обязательств, которые принимают получатели средств.
  4. Проводится подтверждение и выверка выполнения обязательств.

Сводная роспись

Финансирование получателей и распорядителей средств допускается строго в соответствии с назначениями. Они предусматриваются в годовой бюджетной росписи с обязательным поквартальным распределением.

Как указывается в 217 статье БК, роспись составляет орган, ответственный за формирование проекта бюджета (на соответствующем уровне). Она утверждается руководителем финансовой структуры (по федеральному бюджету - руководителем Минфина РФ, по региональному - министром финансов субъекта) и направляется в казначейство.

Основанием для составления являются росписи, сформированные в соответствии с кодами экономической и функциональной классификации расходных статей бюджетов с поквартальной разбивкой.

Расходно-доходные сметы

Бюджетное учреждение получает право использовать средства только после утверждения документа, определяющего их объем, поквартальное распределение, целевое направление.

Расходно-доходная смета формируется на основании уведомления об ассигнованиях. Оно доводится до учреждения вышестоящим распорядителем.

Изменения в сводной росписи

Согласно положениям БК, корректировки могут быть внесены, если:

  1. Введен режим сокращения бюджетных расходов.
  2. Доходные статьи исполнены сверх сумм, предусмотренных в законодательстве или решении о соответствующем бюджете.
  3. Главный распорядитель переместил ассигнования между получателями.

Лимиты

Внедрение казначейской системы выполнения статей бюджета привело к возникновению новых процедур. В банковской схеме многие из них отсутствуют. Новые процедуры в рамках санкционирования расходов - это установление лимитов, принятие и подтверждение обязательств.

Лимиты выступают основанием для финансирования затрат. Они отражают максимальный объем прав получателя на принятие финансовых обязательств. Лимиты устанавливают на основании показателей, присутствующих в сводной росписи. При этом во внимание принимается прогноз поступлений и источников средств на покрытие дефицита бюджета.

Казначейство через свои органы доводит лимиты до главных распорядителей. Они, в свою очередь, доводят их до получателей.

Один из ключевых этапов санкционирования расходов - это контроль. Утвержденные лимиты должны быть представлены в соответствующий орган казначейства. Он, в свою очередь, обеспечивает контроль расходования средств.

Принятие и подтверждение обязательств

Под принятием обязательств следует понимать заключение получателем средств договоров с организациями, предоставляющими ему услуги (исполняющими для него работы), в рамках лимитов.

Подтверждением называют проверку соответствия платежных документов лимитам и утвержденным расходно-доходным сметам. Ее проводит орган, уполномоченный Казначейством. Проверка предшествует списанию средств со счета.

Санкционирование расходов, таким образом, исключает вероятность принятия к финансированию платежей и затрат, не предусмотренных бюджетом либо не обеспеченных доходами и источниками финансирования бюджетного дефицита.

Учет

Правила его ведения определяются в разд. 5 ч. III Инструкции № 148 (утв. приказом Минфина от 30.12.2008). Учет санкционирования расходов включает в себя учет операций:

  • с лимитами обязательств;
  • со сметными назначениями по деятельности, приносящей прибыль, и принятым обязательствам.

Учет ведут на основании первичной документации, установленных финансовой структурой соответствующего бюджета. Учет ведут с отражением корреспонденций по статьям санкционирования расходов. Это правило закреплено в п. 239 Инструкции.

Счета КРБ

Учет утвержденных лимитов обязательств осуществляется на сч. 050100000. Об этом говорится в п. 241 Инструкции. Учет обязательств, принятых в текущем году, осуществляется по кодам расходов бюджета с использованием счетов:

  • 150201000;
  • 250202000.

Первый счет используется для обобщения сумм обязательств, принятых в рамках ассигнований/лимитов, утвержденных для него на соответствующий финансовый период (год).

На сч. 250202000 получатель учитывает суммы обязательств, которые были приняты в рамках расходно-доходной сметы по деятельности, приносящей прибыль, объемов назначений на текущий/очередной год, изменений, внесенных в обязательства. Соответствующее положение содержится в п. 251 Инструкции.

Аналитика

Аналитический учет по принятым учреждением обязательствам ведется в соответствии с документами, подтверждающими их принятие согласно перечню, утвержденному финансовым органом, администратором источников покрытия дефицита или получателем средств. Показатели отражаются в Журнале (ф. 0504064).

Бухгалтерские записи

При санкционировании расходов проводки по доведению лимитов и принятию обязательств в их пределах оформляются записями:

  • Дб КРБ 150115000 Кд КРБ 150113000 - показаны суммы лимитов обязательств, доведенных до получателя в установленном порядке, суммы корректировок, внесенных в течение отчетного (финансового) года, в соответствии с уведомлением о лимитах.
  • Дб КРБ 150113000 Кд КРБ 150113000 - показана детализация показателей, доведенных до получателя лимитов по кодам подстатей, статей КОСГУ. Если лимиты были доведены без разбивки по КОСГУ, отражаются также суммы корректировок, внесенных в течение года.
  • Дб КРБ 150113000 Кд КРБ 150211000 - учтены суммы принятых получателем обязательств в пределах лимитов и изменений, внесенных в течение года.

Проводки по санкционированию расходов в рамках деятельности, приносящей прибыль, выглядят следующим образом:

  • Дб КРБ 250411000 Кд КРБ 250412000 - учтены суммы назначений (внесенных корректировок) по затратам учреждения, утвержденных расходно-доходной сметой.
  • Дб КРБ 250412000 Кд КРБ 250212000 - показаны суммы обязательств учреждения, принятые в пределах назначений, утвержденных на соответствующий отчетный период.

В случае уменьшения лимитов обязательств записи делаются по принципу "красное сторно" со знаком "-". Соответствующее правило предусмотрено в п. 239 Инструкции.

КВР

В 2015 г. произошли существенные изменения в процедурах санкционирования расходов. Это в первую очередь выразилось в том, что исполнение бюджета с этого года начало осуществляться без использования кодов КОСГУ по КВР бюджета. Эти коды приводятся в Указаниях № 65н. Они разделены на следующие группы:

  • 100 - затраты на выплаты работникам;
  • 200 - закупка услуг, товаров, работ для муниципальных/госнужд;
  • 300 - соцобеспечение и прочие выплаты населению;
  • 400 - капвложения в недвижимые объекты муниципальной/госсобственности;
  • 500 - межбюджетные трансфертные операции;
  • 700 - обслуживание муниципального/госдолга;
  • 800 - прочие ассигнования.

Казенные учреждения

Переход к исполнению статей бюджета по КВР означает, что у учредителей таких организаций нет детализации выделяемых лимитов обязательств по КОСГУ.

В 2016 г. были откорректированы положения Инструкции № 162н. В первую очередь изменения затронули счета санкционирования расходов.

В соответствии с действующей редакцией Инструкции, на большей части 500-х счетов учет осуществляется в разрезе соответствующих аналитических статей. Последние, в свою очередь, должны утверждаться в составе финансовой политики учреждения.

Отражение операций

При санкционировании расходов казенного учреждения в проводках на 500-х счетах указываются:

  • Принимаемые обязательства. К ним относят обязательства, установленные законодательным (другим правовым документом), по предоставлению в финансовом году средств из соответствующего бюджета. Размеры сумм определяются на основании извещений о проведении закупок с применением конкурентных методов определения поставщика, размещаемых в ЕИС (единой информсистеме), в размере максимальной (начальной) стоимости контракта.

  • Обязанности участника бюджетных отношений. Эти обусловленные законом, другим нормативным актом, соглашением/договором обязательства несет публично-правовое образование (учреждение, действующее от его имени). Оно обязуется предоставить физлицу или организации, субъектам международного права, другому публично-правовому образованию бюджетные средства в соответствующем году.
  • Денежные обязательства. К ним относят обязанность казенного учреждения уплатить определенную сумму средств по условиям гражданско-правовых сделок, соглашения/договора, оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Санкционирование контрактуемых затрат

На порядок отражения соответствующих операций существенно влияет законодательство о закупках. Планирование производится посредством создания, утверждения и ведения планов-графиков и планов закупок.

При санкционировании расходов казенного учреждения суммы обязательств, которые приняты в размере максимальной (начальной) стоимости контракта с исполнителем (подрядчиком/поставщиком), выбранного с применением конкурентных методов, отражаются следующим образом:

  • Дб сч. 0 50113 000 Кд сч. 0 50217 000 - учтены принимаемые обязательства в соответствии с извещением.
  • Дб сч. 0 50113 000 (0 50217 000) Кд сч. 0 50211 000 - отражены обязательства по заключенному контракту.

Санкционирование расходов в 2017 году

Порядок обобщения сведений по операциям был изменен приказом Минфина № 209н от 16.11.2016 г. В частности, был дополнен Единый план счетов. Изменения вступили в действие с 1 янв. 2017. Санкционирование расходов включает в себя операции, связанные с авансовыми денежными обязательствами. План дополнен следующими статьями:

  • 050203000 - на ней обобщаются сведения о принятых авансовых денежных обязательствах;
  • 050204000 - здесь отражают информацию об обязательствах к исполнению;
  • 050205000 - на этом счете обобщаются данные об исполненных обязательствах.

Завершение текущего года в рамках санкционирования расходов бюджета

По окончании года остатки по аналитическим счетам исполненных обязательств и плановых назначений по поступлениям, выплатам на следующий год не переносят.

В 312 пункт Инструкции № 157н включен абзац, в соответствии с которым показатели обязательств текущего периода должны быть перерегистрированы в году, идущем за отчетным. Исключение предусмотрено для исполненных обязанностей.

Изменения в аналитике

Согласно корректировкам пункта 313 указанной выше Инструкции, учет обязательств, проведенных по счетам санкционирования, ведется в разрезе:

  • кредиторов (их групп), подрядчиков, исполнителей, продавцов/поставщиков и прочих контрагентов, в отношении которых приняты обязанности;
  • договоров/контрактов;
  • прочей аналитики, предусмотренной учетной политикой.

Регистрация операций производится в Журнале в соответствии с первичной документацией, утвержденной учреждением.

Применение сч. 050200000

Общие правила предусмотрены в Инструкции № 157н, в п. 318. Приказом Минфина № 209н данный пункт был изменен.

Как указано в новой редакции, сч. 050200000 предназначается для отражения показателей обязательств в текущем (очередном) финансовом году, 1-го и 2-го годов планового периода и прочих очередных годов за его рамками, изменений, внесенных в показатели не только непосредственно учреждениями, но и органами Казначейства.

Учет производится на основании документации, подтверждающей возникновение (принятие) обязательств. При этом используются данные перечня, установленного учреждением в рамках финансовой политики, исходя из требований к документации, определенных финансовым органом или Казначейством.

Пример

Рассмотрим правила отражения операций при следующих исходных данных:

  • Бюджетное учреждение, используя конкурентные методы определения поставщика, подписало контракт на поставку оборудования, стоимость которого 800 тыс. р.
  • Максимальная (начальная) стоимость закупки - 900 тыс. р.
  • По условиям контракта, учреждение должно отчислить аванс в размере 30% от цены контракта - 240 тыс. р.
  • После заключения договора от исполнителя поступил счет на сумму аванса, уплаченного заказчиком.
  • При отгрузке оборудования была выставлена счет-фактура и оформлена накладная ТОРГ-12. В них отражена стоимость поставки - 800 тыс. р.
  • Заказчик оплатил контракт с учетом внесенного аванса. Окончательная сумма платежа составила 560 тыс. р.

Операции учреждения совершались в рамках деятельности, которая финансировалась за счет субсидий на исполнение заданий учредителя. Отражение действий будет следующим.

Сумма (в тыс. руб.)

Размещение извещения о закупке в ЕИС

Принятие расходных обязательств при оформлении договора

Уточнение сумм расходных обязательств при оформлении контракта по итогам конкурсных мероприятий

Принятие авансовых обязательств к учету

Принятие к исполнению обязательств

Исполнение денежных обязательств

Принятие обязательств в сумме итоговой оплаты за поставку

Исполнение обязательств по сделке

Дополнительно

Необходимо отметить, что Инструкция № 174н была дополнена корреспонденцией счетов для учета операций по суммам отложенных обязательств, принятых учреждениями.

Так, были обновлены положения пунктов 166 и 167. Кредитовый показатель сч. 050299000 отражает величину отложенных обязательств, которая определяется на момент условного (расчетного) принятия, либо время исполнения которых не установлено. При этом в учреждении должен быть создан резерв будущих расходов.

Утвержденный объем обеспечения

Учет сумм, которые утверждены планом организации на соответствующие годы, сметных назначений по поступлениям осуществляется на сч. 050700000. Аналитику по нему ведут в разрезе видов доходов (или кодов при наличии).

Почему по счетам санкционирования формируется номер журнала операций 9?



В соответствии с приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н в перечне регистров бухгалтерского учета отсутствует журнал операций № 9 "Журнал по санкционированию". Бухгалтерские записи санкционированию должны быть отражены в Журнале регистрации ф. 0504064. Почему в формируемой в программе печатной форме бухгалтерской справки к документам по санкционированию в поле "Операции приняты к учету с отражением в" до сих пор печатается "ж/о 9". Просим устранить этот недочет.

Форма 0504064 "Журнал регистрации обязательств" и порядок ее составления утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, далее - Приказ № 52н. Согласно Методическим указаниям по формированию Журнала регистрации обязательств (ф. 0504064) (часть 3 приложения 5 к Приказу № 52н) он применяется только для учета обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года.

Пунктом 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), далее – Инструкция № 157н, регламентировано, что счета Раздела 5 "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта" Единого плана счетов бухгалтерского учета предназначены для ведения учета учреждениями, финансовыми органами показателей бюджетных ассигнований , , , сумм утвержденных плановых показателей доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения) показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) (далее - сметные (плановые, прогнозные) назначения соответственно по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным ) финансовый год.

Таким образом, Журнал регистрации обязательств (ф. 0504064) не может применяться для учета бюджетных ассигнований , лимитов бюджетных обязательств , прогнозных показателей по доходам бюджета , сумм утвержденных плановых показателей доходов и расходов, а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на плановый период - очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным .
Приказом Минфина России от 16.11.2016 № 209н Журнал по санкционированию исключен из списка журналов (подпункт "в" пункта 2.4 Приложения 5 к приказу Минфина России от 16.11.2016 № 209н).

Согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета (часть 3 приложения 5 к Приказу № 52н) для учета учреждением операций, не отраженных в перечисленных выше Журналах операций, применяется Журнал операций по прочим операциям.
В новой информационной базе, созданной из шаблона актуального релиза типовой конфигурации программы "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" в 2017 году, для счетов Раздела 5 "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта" Единого плана счетов бухгалтерского учета в карточках счетов 500 00 указан номер журнала 8 .
В информационной базе, созданной до 01.01.2017 г, в карточках счетов 500 00 указан номер журнала 9.

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" алгоритм формирования журналов операций таков: в перечень операций, отражаемых в отчете, попадают все проводки, у счета дебета или кредита которых реквизит "Номер журнала " равен номеру формируемого журнала.
Для того чтобы оборот по счету попал в определенный журнал, номер журнала должен быть указан в настройке счета.

Если вы хотите, чтобы в проводках и соответственно в Бухгалтерских справках (ф. 0504833) по счетам 500 00 формировался номер Ж/О 8, укажите его в карточках счетов 500 00.

После этого в проводках по счетам санкционирования будет формироваться номер журнала 8.

Документы, введенные ранее даты изменения настройки счетов 500 00, следует перепровести.

Следует отметить, что, по нашему мнению, операции по счетам санкционирования целесообразно выделить в отдельный журнал, поскольку счета 500 00 не корреспондируют с другими счетами Единого плана счетов бухгалтерского учета.

Применение отдельного журнала по счетам санкционирования надо закрепить в Учетной политике учреждения.

Материал подготовлен сотрудникам телефонной линии консультации компании «Микос» на основе материалов фирмы 1С!


Обороты по счету отражаются нарастающим итогом сначала года и дают полную информацию пользователям об исполнении сметы доходов и расходов бюджетного учреждения (плана финансово-хозяйственной деятельности) и о принятых учреждением обязательствах. Данные по счету 0 500 00 000 служат основанием для заполнения Отчета об исполнении учреждением плана его финансово–хозяйственной деятельности (ф. 0503737) и Отчета о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738).

Тема 7. Принципы формирования и раскрытия информации в отчетности бюджетной организации.

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности в бюджетных организациях регулируется Инструкцией, утвержденной Приказом МФ РФ от 25 марта 2011 г. N 33н, начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Отдельные положения по составлению отчетности в БУ

Бухгалтерская отчетность подразделяется на промежуточную (к которой относится квартальная) и годовую. Она составляется нарастающим итогом с начала текущего финансового года в рублях, с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Квартальная отчетность составляется по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным. Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.Для вновь созданных учреждений первым отчетным годом считается период с даты их регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке по 31 декабря года их создания.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии в структуре учреждения).

Бухгалтерская отчетность представляется:

    в орган государственной власти (государственный орган),

    орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель).

Форма представления бухгалтерской отчетности может быть как на бумажных носителях, так и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем сроки. Учредитель, при определении порядка предоставления учреждением бухгалтерской отчетности в виде электронного документа, предусматривает обязательные требования к форматам и способам передачи бухгалтерской отчетности в электронном виде бюджета, утвержденные финансовым органом ППО, из бюджета которого учреждению предоставляется субсидия, а также положения об обязательном обеспечении защиты информации.

Бухгалтерская отчетность на бумажном носителе представляется в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.

Учредитель и любой иной пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать учреждению в принятии его бухгалтерской отчетности и по просьбе представителя учреждения на сопроводительном письме, а также в левом верхнем углу титульного листа Баланса проставляет отметку о поступлении бухгалтерской отчетности учреждения, содержащую дату поступления, должность, подпись (с расшифровкой) ответственного исполнителя учредителя. В случае представления учреждением бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи уведомление о поступлении бухгалтерской отчетности направляется учреждению в виде электронного документа.

Днем представления бухгалтерской отчетности считается дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности. В случае, если эта дата совпадает с праздничным (выходным) днем, бухгалтерская отчетность представляется учреждением не позднее первого рабочего дня, следующего за установленным днем представления.

Финансовый орган и учредитель вправе установить для представления в составе квартальной, годовой бухгалтерской отчетности дополнительные формы и порядок их составления и представления.

Какие новые счета по учету операций по санкционированию расходов введены в инструкции № 157н, № 174н? Как они применяются? Что значит «авансовые денежные обязательства»?

17.01.2017

Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н «О внесение изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» (далее - Приказ Минфина РФ № 209н) внесены изменения в порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов путем дополнения Единого плана счетов бухгалтерского учета новыми счетами. Изменения начнут применяться с 1 января 2017 года. На дату подготовки журнала к печати Приказ Минфина РФ № 209н находился на регистрации в Минюсте, после регистрации дата применения новых норм, о которых пойдет речь в этой статье, может быть изменена. В рамках статьи рассмотрим, как изменится порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов.

Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими счетами:

  • 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»

В связи с введением новых счетов, которые учреждения станут применять со следующего года при отражении операций по санкционированию расходов, Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения в разд. 4 Инструкции № 157н.

Поговорим о наиболее интересных и важных новшествах этого раздела.

ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ УЧЕТА ПРИНЯТЫХ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 308 Инструкции № 157н дополнен следующего новыми понятиями:

  • авансовые денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • отложенные обязательства - обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО ГОДА.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета исполненных денежных обязательств и утвержденных плановых назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся. Пункт 312 Инструкции № 157н дополнен абзацем, устанавливающим, что показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 313 Инструкции № 157н дополнен новым абзацем, согласно которому аналитический учет обязательств, отраженных на счетах санкционирования, осуществляется учреждениями в разрезе кредиторов (групп кредиторов) (поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иных кредиторов), в отношении которых принимаются обязательства, и (или) контрактов (договоров), а также иной аналитики, установленной в рамках формирования учетной политики субъекта учета.

Учет операций с обязательствами осуществляется в журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов), утвержденных учреждением. Такое уточнение введено Приказом Минфина РФ № 209н в п. 314 Инструкции № 157н.

УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

В пункте 318 Инструкции № 157н установлены общие положения по применению счета 0 502 00 000 «Обязательства». Приказом Минфина РФ № 209н этот пункт изложен в новой редакции, из которой следует, что данный счет предназначен для учета показателей обязательств текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода, иных очередных годов (за пределами планового периода) и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели обязательств не только учреждениями, но и органами Федерального казначейства.

Обязательства учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение), в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства, финансовым органом.

Принятые (принимаемые) обязательства группируются в разрезе счетов, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета. Аналитические коды синтетического счета 0 502 00 000 приведены в п. 319 Инструкции № 157н. Приказом Минфина РФ № 209н этот счет дополнен следующими аналитическими кодами:

  • 3 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 4 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 5 «Исполненные денежные обязательства».

Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения и в Инструкцию № 174н. Однако в тексте приказа не содержится бухгалтерских записей по счетам 0 502 03 000, 0 502 04 000 и 0 502 05 000. Следуя методологии учета, установленной инструкциями № 157н, № 174н, рассмотрим на примере, как при отражении операций по санкционированию расходов бухгалтерам бюджетных учреждений применять данные счета.

Пример

Бюджетное учреждение, применяя конкурентные способы определения поставщика, заключило контракт на поставку оборудования стоимостью 800 000 руб. Начальная (максимальная) цена, указанная в извещении об осуществлении закупки, равна 900 000 руб. Условиями контракта предусмотрена уплата аванса в размере 30% от стоимости контракта (240 000 руб.). После того, как контракт был заключен, исполнитель выставил счет на сумму аванса, который был уплачен учреждением-заказчиком. При поставке оборудования поставщик выставил в адрес учреждения-заказчика счет-фактуру и накладную ТОРГ-12, в которых отражена стоимость поставленного оборудования (800 000 руб.). Учреждение-заказчик оплатило контракт с учетом суммы уплаченного аванса (сумма окончательного платежа по контракту составила 560 000 руб.). Операции совершаются в рамках деятельности, финансируемой за счет сумм субсидии на выполнение задания учредителя.

Описанные в примере операции на счетах санкционированию расходов будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

В единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки оборудования

Приняты расходные обязательства при заключении контракта

Уточнены суммы расходных обязательств при заключении контракта по результатам конкурсных процедур

Приняты к учету авансовые денежные обязательства

Приняты к исполнению авансовые денежные обязательства

Приняты денежные обязательства в сумме окончательной оплаты по контракту

Исполнены денежные обязательства по контракту

Здесь же хотелось бы отметить, что положения Инструкции № 174н Приказом Минфина РФ № 209н дополнены корреспонденцией счетов для отражения операций по суммам принятых бюджетным учреждением отложенных обязательств. В частности, обновлены п. 166 и 167 Инструкции № 174н. Кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно), и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств). Суммы принятых бюджетным учреждением обязательств, за счет ранее сформированных отложенных обязательств отражаются следующей записью:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства»

Бухгалтерские записи, отражающие создание резерва по отложенным обязательствам, принятию обязательств по расходованию такого резерва, с учетом внесенных изменений будут следующими:

Приняты к учету отложенные обязательства, величина которых определена расчетным путем

Приняты учреждением обязательства за счет ранее сформированного резерва (операция отражает уменьшение созданного резерва)

Приняты денежные обязательства (в сумме, подлежащей оплате за счет средств созданного резерва)

Исполнены денежные обязательства

УЧЕТ ПЛАНОВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ.

Бюджетные учреждения суммы доходов (поступлений) и расходов (выплат), утвержденных в плане финансово-хозяйственной деятельности на соответствующие финансовые годы и внесенные изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учитывают на счете 0 504 00 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» (п. 324 Инструкции № 157н). В название счета добавлено слово «прогнозные».

Аналитический учет плановых назначений ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений), расходов (выплат) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 325 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 504 00 000 не претерпели изменений.

УТВЕРЖДЕННЫЙ ОБЪЕМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Учет сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на соответствующие финансовые годы, сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) (внесенных в установленном порядке в течение текущего финансового года изменений) ведется на счете 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» (п. 328 Инструкции № 157н).

Аналитический учет по счету 0 507 00 000 ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 329 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 507 00 000 не изменились.

* * *

В завершение рассмотрим тезисы:

  • Инструкция № 157н дополнена новыми понятиями «авансовые денежные обязательства», «отложенные обязательства»;
  • Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими новыми счетами: 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»; 0 502 04 000»Авансовые денежные обязательства к исполнению»; 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»;
  • пунктом 166 Инструкции № 174н теперь установлено, что кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств);

Top